Новые технологии справочно-информационного обслуживания пассажиров

Р.В. Железов, инженер, Институт проблем передачи информации


Вернуться к содержанию рубрики

 
Версия для печати
 

Предоставление точной информации о возможности проезда между двумя пунктами является необходимым условием качественного обслуживания пассажира. Чем меньше время пассажира в пути, тем выгоднее для него и тем выше эффективность пассажирских перевозок.

По мере развития и усложнения транспортной сети пассажирам становится все труднее ориентироваться в море справочной информации. На помощь приходят информационные системы, которые дают справку о возможности проезда, наличии мест. Однако уровень справочно-информационного обслуживания пассажиров еще далек от совершенства. Так, отсутствует возможность поиска маршрута при поездках с пересадкой на различных видах наземного транспорта. Даже в рамках отдельных видов транспорта подобная справочная услуга не оказывается. Не имея информации о возможных вариантах проезда, пассажиры ограничены в выборе своего маршрута по времени и стоимости.

Для примера рассмотрим возможности глобальной системы бронирования мест «Экспресс». Фактически она не предоставляет возможность поиска маршрута с пересадкой. Так, если пассажир хочет проехать поездом из Калининграда во Владивосток, то система сообщает кассиру «Прямое сообщение отсутствует. Подготовьте ответ вручную». Пассажир, обратившийся к помощи справочных терминалов на железнодорожном вокзале, получает тот же ответ: «Нет прямого сообщения. Попробуйте подготовить маршрут проезда, воспользовавшись атласом железных дорог».

Если прямое сообщение существует, но на прямые маршруты билетов нет, то «Экспресс» выдает ответ: «Билетов нет», - и пассажир не имеет возможности добраться в пункт назначения.

Еще более сложная задача - поиск интермодального (на нескольких видах транспорта) маршрута. В нашей стране есть регионы, не имеющие железнодорожного сообщения. Перед пассажиром, следующим из подобного региона в другой, неизбежно встает задача поиска возможного маршрута.

Кроме глобальных информационных систем существуют отдельные справочные системы в транспортных узлах, предоставляющие информацию об отдельных видах транспорта города или региона. Некоторые из этих систем имеют сайты в Интернете с регулярно обновляемой информацией о маршрутах. Несмотря на огромное число Интернет-сайтов, предоставляющих справочную информацию о расписаниях, все они являются либо точками доступа к системе «Экспресс» (и аналогичным), либо имеют в своей основе несложные базы данных, не способные решить задачу поиска пассажирского маршрута.

Для решения рассматриваемой задачи разработана справочная система «Поиск пассажирского маршрута на разных видах транспорта, учитывающий пересадки и наличие свободных мест». Демонстрационная бета-версия системы сейчас доступна в виде справочного интернет-сайта по адресу http://transport.marshruty.ru. Это на сегодняшний день единственная в России справочная система, дающая ответ на вопрос, как проехать из Калининграда во Владивосток в определенную дату и с учетом наличия мест.
 

Пример схемы прокладки маршрута с пунктами пересадки
Интерактивная схема маршрутов с Казанского вокзала Москвы
Увеличить

В настоящее время в системе содержится актуальная информация о расписаниях всех поездов дальнего следования и междугородных автобусов в нескольких регионах России. Также в демонстрационных целях в нее введены неактуальные расписания электропоездов Московской области. Сервис позволяет находить маршрут с пересадкой между различными видами транспорта, маршрут с несколькими пересадками, учитывает наличие мест.

Отличительной особенностью системы является привязка транспортных узлов к географическим координатам. Это обеспечивает работу оригинального алгоритма поиска пути и позволяет быстро и качественно находить возможные точки пересадки. Система интегрирована с картографическим сервисом Google Maps, благодаря чему маршруты движения поездов и найденные варианты проезда отображаются на интерактивной карте.

В основе доступного пользователям интернет-сайта http://transport.marshruty.ru лежит сложный программный комплекс, состоящий из нескольких модулей.

В их числе: специализированная база данных, хранящая информацию о транспортных узлах и расписаниях движения различных видов транспорта; программы подготовки данных для справочной системы; программа online-взаимодействия с системами бронирования для получения актуальной информации о наличии мест. Ядро поискового сервиса - программа с реализацией алгоритмов поиска. Интерфейсом доступа к ядру справочной системы служит интернет-сайт.

Специализированная база данных - основное хранилище информации для справочной системы. Она содержит таблицы для хранения данных и реализации базовых алгоритмов. В отличие от простых моделей хранения информации о расписаниях движения транспорта, структура базы данных поддерживает хранение и структурирование информации для различных видов транспорта, различающихся по способу организации расписаний. Другим важнейшим отличием от баз данных расписаний является хранение в ней географической информации о расположении транспортных узлов. Как показал опыт, наличие географических данных необходимо для корректного и быстрого поиска сложного маршрута.

На уровне базы данных выполнена реализация важнейшего алгоритма справочной системы - поиска возможных маршрутов проезда. Он работает, анализируя данные расписаний и координаты географических объектов.

Программы подготовки данных справочной системы - это комплекс программ первичной обработки и импорта. Они служат для введения начальной информации в систему. В системе интеграции разнородных видов транспорта данные поступают из множества источников разными способами и в разной форме. Например, данные могут поступать в реальном времени по специальному протоколу через выделенный информационный канал. Либо данные могут периодически выкладываться в виде файлов на специальный сервер, и система должна самостоятельно их скачивать. Форматы файлов также могут быть различны: текстовые и табличные файлы или xml.

Задача программного комплекса - проанализировать полученные данные на наличие ошибок и, связав расписания с соответствующими географическими объектами, сохранить на сервере.

К сожалению, в любых данных бывают ошибки. Характерной ошибкой в данном случае являются неверные названия транспортных узлов. К примеру, на железнодорожном вокзале и расположенном по соседству с ним автовокзале один и тот же географический пункт может иметь разные названия. В таких случаях нельзя обойтись без оператора программы - человека, контролирующего ход загрузки данных. Когда находятся неоднозначности в данных, программа обращается к человеку и просит уточнить данные. После этого выбор запоминается и в последующем эта неоднозначность устраняется автоматически.

В результате работы программного комплекса база данных получает начальное наполнение. Но этого недостаточно для предоставления актуальной информации. Этим занимается третий модуль - программа online-взаимодействия с системами бронирования и продажи билетов. Модуль обращается во внешние системы в реальном времени и уточняет требуемую информацию.

В связи с быстрыми изменениями данных о наличии мест хранить информацию в системе не представляется возможным. Попытка централизовать такие данные технически нереализуема, так как потребовала бы такое же количество хранилищ данных, как у всех внешних систем вместе взятых.

С точки зрения внешних систем программа online-взаимодействия является клиентом, запрашивающим информацию о наличии мест и обновления в расписаниях. Конкретная реализация взаимодействия зависит от вида источника. Для системы «Экспресс» это эмулятор терминала, работающий в режиме справочного доступа. Для других внешних систем это может быть специализированный интернет-клиент.

С точки зрения справочной системы программа online-взаимодействия - это отдельный сервер, которому передаются запросы от поискового модуля (а модулю - от пользователей). Запросы выстраиваются в очередь в зависимости от приоритета и времени поступления и отправляются во внешние справочные системы.

Модуль позволяет автоматически поддерживать актуальность информации на важнейшие направления, например Москва - Санкт-Петербург. При этом полученная информация хранится в системе в течение некоторого времени и не загружает внешние системы при повторении запроса.

Ядро поискового сервиса - это многоуровневый программный модуль, который взаимодействует с базой данных и online-сервисом, с одной стороны, и с пользователем (через интернет-сайт) - с другой. При получении запроса о возможности проезда между пунктами А и Б модуль проводит первичный анализ данных и параметров запроса. Если недавно делался подобный запуск, то уже на этом шаге можно вернуть клиенту ответ. Если параметры запроса корректны, то модуль обращается к алгоритму поиска маршрутов, реализованному в базе данных. Алгоритм проводит первичный поиск возможных маршрутов с учетом расписаний и возвращает модулю несколько возможных маршрутов проезда.

Второй этап - комплексный анализ найденных путей следования. На этом этапе проверяются дни курсирования, подсчитывается статистика для каждого найденного пути, определяется оптимальный вариант проезда. Если учет дней курсирования показал, что поезд в заданную дату не идет, то модуль повторно обращается к алгоритму базы данных и запрашивает альтернативные варианты проезда. На последнем этапе модуль отправляет запросы о наличии мест серверу online-взаимодействия. Запросы ставятся в очередь, и модуль ждет получения информации от внешних систем. После этого результаты поиска окончательно проверяются и передаются клиенту (интернет-сайту).

Внешний видимый пользователям модуль - это справочный интернет-сайт http://transport.marshruty.ru. На нем можно сформировать справочный запрос о возможности проезда между пунктами А и Б. Можно указать дату поездки и тип свободных мест, которые следует учитывать при поиске. Так, если пользователь не может себе позволить проезд в вагонах категории «люкс», то он может это явно указать, и дорогостоящие варианты проезда будут исключены из результатов поиска.

Можно указывать как название транспортного узла (станции), так и название города. Например, город Екатеринбург (станция Свердловск). Если пользователь указывает город, то поиск проводится со всех железнодорожных и автовокзалов города; если он указывает конкретную станцию, то только с указанной станции.

Благодаря интеграции сайта с картографическим сервисом Google Maps пользователь получает не только справку о расписании и наличии мест, но и визуальное представление маршрута поездки на интерактивной карте. На карте отображаются альтернативные варианты проезда, «кликнув» на которые можно получить информацию о варианте проезда по выбранному маршруту.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования