Пассажирский комплекс

Обеспечить стабильную,
конкурентоспособную работу


М.П. Акулов, вице-президент ОАО «РЖД»

Уже в третий раз пассажирский комплекс компании начинает летний сезон в процессе структурного реформирования: 2006 г. проходил под флагом выделения пассажирского комплекса дальнего следования в Федеральную пассажирскую дирекцию, 2007 г. - создания Дирекции железнодорожных вокзалов. Текущий год характеризуется работой пригородного комплекса железных дорог (за исключением Московской) в структуре управления дорожных дирекций.

При этом пассажирский комплекс продолжает оставаться единым механизмом, работающим на достижение стратегической цели - интеграции в глобальную транспортно-логистическую систему на основе достижения комплексности и высоких стандартов качества транспортных услуг. Мерилом результата здесь служит стабильный спрос пассажира на предоставляемые компанией услуги.

Если в целом в прошлом году объемы летних пассажирских перевозок в дальнем сообщении сохранились на уровне 2006 г., то в поездах формирования ОАО «РЖД» они возросли на 3,1%. Летом текущего года в дальнем следовании прогнозируется рост объемов пассажирских перевозок на 1%. Для реализации указанных объемов перевозок использованы новые подходы при разработке графика движения пассажирских поездов, открыты новые маршруты, ускорен ряд пассажирских поездов. График движения поездов на 2008/2009 г. обеспечивает соответствие размеров движения реальным потребностям в перевозках пассажиров.

Компания стремится расширить свою долю на рынке международных пассажирских перевозок. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста пассажиропотока в международном сообщении со странами дальнего и ближнего зарубежья. Сегодня поезда и беспересадочные вагоны ОАО «РЖД» курсируют в 19 стран Европы и Азии по 61 международному маршруту, а также в восемь стран СНГ.

В прошлом году в международном сообщении со странами дальнего зарубежья перевезено 816,3 тыс. человек, что на 11% больше 2006 г. Такая же динамика сохраняется и в текущем году: за первый квартал перевезено 193,4 тыс. пассажиров, что также на 11% выше аналогичного периода предшествующего года.

Новым графиком движения предусмотрено дальнейшее расширение географии участия российских железных дорог на международном рынке транспортных услуг: открыты сообщения Иркутск - Берлин и Иркутск - Варшава; изменен маршрут курсирования беспересадочного вагона Москва - Салоники (Греция) через Венгрию - Сербию - Македонию вместо Румынии - Болгарии; в летний период увеличена периодичность курсирования поезда № 69/70 Саратов - Берлин до двух раз в неделю и беспересадочного вагона Москва - Париж до трех раз в неделю вместо двух (за четыре месяца 2008 г. вагоном Москва - Париж перевезено 373 пассажира).

В сообщении Россия - Украина предусмотрено увеличение количества российских пассажирских поездов за счет назначения двух транзитных поездов и отмены двух поездов формирования Украины. Благодаря постоянно проводимой организационной работе доля поездов РЖД в перевозках с Украиной постоянно растет. За последние 5 лет рост составил 14% и достиг в текущем году уровня 56,3%.

Наряду с количественными показателями обеспечения пассажирских перевозок, во главу угла ставятся их качественные характеристики - это прежде всего повышение комфорта проезда пассажира и расширение спектра предоставляемых услуг.

Привлекательность железнодорожных пассажирских перевозок для населения, их конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта в целом зависит от технического состояния и структуры парка пассажирского подвижного состава, его комфортабельности. В текущем году планируется закупить 1044 новых пассажирских вагона, что на 123 вагона больше, чем в 2007 г., и 823 вагона моторвагонного подвижного состава (на 63 вагона больше, чем в 2007 г.). При этом к началу летних перевозок поставлено 335 новых вагонов, в том числе 310 плацкартных - 94% общего объема закупки вагонов такого типа. Также железные дороги получат 21 новый электропоезд (204 вагона) и три рельсовых автобуса в трехвагонном исполнении.

В лучшую сторону меняется и структура парка пассажирских вагонов: по сравнению с прошлым годом парк купейных вагонов, составляющих большую долю общего парка (44%), увеличился на 261 вагон (3%), парк вагонов СВ увеличился на 37 вагонов (3%).

На сети железных дорог курсирует 106 фирменных поездов и 42 вагона класса «Люкс». В 2008 г. планируется приобрести еще 26 вагонов этого типа. В приписном парке компании по состоянию на 1 мая текущего года насчитывается почти 4,5 тыс. вагонов, оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами (18% парка) и более 10 тыс вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха (40% парка). До конца года их число увеличится до 5 тыс. и 10,5 тыс. соответственно.

С вводом в эксплуатацию в 2001 г. поезда «Невский Экспресс» началась эксплуатация вагонов на тележках безлюлечного типа, с дисковыми автотормозами и колесными парами с буксовыми узлами на кассетных подшипниках. Они характеризуются улучшенными показателями плавности хода, пониженной вероятностью повреждения и износа поверхности катания колесных пар. В настоящее время в шести региональных дирекциях по обслуживанию пассажиров эксплуатируется 857 вагонов, оборудованных дисковыми тормозами и кассетными подшипниками буксового узла (сформировано 49 составов).

Вместе с тем при поставке в 2007 г. 402 вагонов в 2008 г. планируется приобретение только 328 вагонов с дисковыми тормозами. Снижение объемов закупки связано с неготовностью инфраструктуры к их техническому обслуживанию и ремонту. Так, для эксплуатации вагонов необходимо наличие пути, оборудованного смотровой канавой для проведения технического обслуживания, оснащение пассажирских вагонных депо дополнительным технологическим оборудованием, диагностическими и ремонтными стендами. Все это требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Сегодня в компании активно реализуются планы продвижения на российском и международном туристских рынках. Это прежде всего первый туристский поезд ОАО «РЖД» (и второй в России после «Золотого Орла») «Александр Невский», который выйдет на маршруты в период летних пассажирских перевозок.

При создании поезда реализованы принципиально новые технические и сервисные решения: штабной вагон оборудован глобальной спутниковой системой связи, пассажирские вагоны оснащены системами теле-, аудио- и видеокоммуникаций, моноблочной системой кондиционирования воздуха, душевыми кабинами, экологически чистыми туалетами, стеклопакетами. Для личной безопасности пассажиров в вагонах установлена система видеонаблюдения, все купе оборудованы охранной сигнализацией и запорными устройствами на основе магнитных ключей.

«Александр Невский» будет использоваться как чартерный поезд на разных туристских маршрутах. Для организации туристских перевозок только за четыре месяца текущего года прицеплено 317 вагонов и назначено 36 поездов (113% к уровню прошлого года).

В рамках подготовки к летним Олимпийским играм в Пекине полностью заменен подвижной состав международного поезда Москва - Пекин. Все проводники, обслуживающие это направление, прошли целевое обучение на курсах повышения квалификации с базовым изучением китайского языка, особенностей таможенного законодательства, транспортной географии и истории развития Китая.

К летним пассажирским перевозкам плановыми видами ремонта отремонтирован 6121 пассажирский вагон, или 45% годовой программы, всеми видами капитального ремонта - 1600 вагонов (44%) и модернизирован (КВР) 21 вагон с продлением срока службы (28%).

В прошлом году в состав вагонных эксплуатационных депо железных дорог переданы пункты технического обслуживания (ПТО), пункты смены колесных пар и пункты экипировки пассажирских вагонов. Вместе с тем в работе транзитных ПТО по-прежнему имеются серьезные недостатки. Одними из наиболее серьезных являются неготовность транзитных ПТО к своевременному устранению неисправностей вагонов в пассажирских поездах и недостаточный уровень технических знаний персонала, что приводит к нарушениям графика движения поездов.

В ходе подготовки к летним пассажирским перевозкам проведен значительный объем работы по реконструкции и капитальному ремонту объектов пассажирского хозяйства. Так, для качественного наружного содержания пассажирских составов проведены ремонтно-профилактические работы на 55 вагономоечных комплексах.

К началу летних перевозок на станции Анапа введен в эксплуатацию новый вагономоечный комплекс производства финской фирмы «Таммерматик». Производственная мощность комплекса составляет не менее 30 пассажирских составов в сутки, что позволит промывать все пассажирские поезда, отправляющиеся со станции Анапа, причем предусмотрена промывка не только боковых поверхностей вагонов, но и крыш с использованием аппаратуры высокого давления. В состав комплекса включено технологическое оборудование, позволяющее использовать всего 0,15-0,17 м3 воды на один вагон.

На сети железных дорог завершается реализация генеральной схемы размещения фабрик-прачечных. Более половины (65%) общего объема обработки постельного белья и съемного мягкого имущества пассажирских вагонов передано на аутсорсинг. Модернизируются прачечные комплексы Куйбышевской, Северо-Кавказской, Енисейской, Забайкальской, Московской, Свердловской и Дальневосточной региональных дирекций, где устанавливается современное высокотехнологичное оборудование. Все это позволит улучшить качество обработки постельного белья, предлагаемого пассажирам.

В компании продолжается совершенствование обслуживания пассажиров на всех этапах логистического цикла пассажирских перевозок - от продажи проездного документа до окончания поездки. В настоящее время услуги по продаже проездных документов на поезда дальнего следования реализуют 3100 пунктов продажи сторонних организаций и около 3 тыс. билетных касс ОАО «РЖД». В пиковый период летних пассажирских перевозок планируется открытие дополнительно 800 билетных касс ОАО «РЖД».

Положительную динамику демонстрирует реализованная в прошлом году технология продажи проездных документов через Интернет. Если в прошлом году 100-тысячный билет через web-портал был оформлен через 202 дня с момента ввода технологии, то в текущем году для продажи такого же количества билетов потребовалось только 134 дня. Объем продаж проездных документов, оплаченных через корпоративный web-портал ОАО «РЖД», в текущем году на 57% выше объема продаж прошлого года.

Продолжается развитие технологии оформления проездных документов с использованием банковских карт. Так, в прошлом году по этой технологии оформлено почти 230 тыс. проездных документов. Для этого задействовано почти 1300 POS-терминалов и индивидуальных платежных терминалов.

Для популяризации безналичных платежей ОАО «ТрансКредитБанк» и ОАО «РЖД» планируют проведение в Москве акции по стимулированию приобретения проездных документов с применением карт платежной системы Visa (билетные кассиры премируются дисконтными картами сети магазинов «Эльдорадо» на сумму от 1,5 до 3 тыс. руб., пассажиры получат сувенирную продукцию в виде ручек, блокнотов, календарей).

Начата реализация аналогичных технологий и в пригородном комплексе. В соответствии с планом мероприятий по созданию интегрированной информационно-транзакционной системы оплаты проезда и услуг с использованием электронных пластиковых карт 29 апреля текущего года ОАО «РЖД» и российской платежной системой «Сберкарта» запущен пилотный проект на направлении Москва-Ярославская - Мытищи. Применение банковских платежных карт является промежуточным этапом к переходу обслуживания пассажиров по технологии «Touch & Travel», проработки которой в ОАО «РЖД» уже начаты в сотрудничестве с технологическими партнерами ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и ОАО «ТрансКредитБанк».

Для улучшения качества обслуживания пассажиров при резервировании и продаже билетов в международном сообщении с декабря 2007 г. увеличен срок резервирования мест в системе «Экспресс» от 60 суток до отправления поезда (ранее было 45 суток) со странами Западной Европы, Китаем, Монголией и Северной Кореей.

Расширяется перечень услуг, предоставляемых пассажирам на вокзалах и поездах. В пассажирских поездах формирования Северо-Западной и Московской региональных дирекций по обслуживанию пассажиров, в том числе на международных маршрутах Москва - Берлин и Москва - Париж, успешно реализуется новая услуга по прокату DVD-плееров. В настоящее время согласован перечень поездов, существенно расширяющий географию предоставления этой услуги. Ее планируется ввести в 22 поездах Северо-Западной, Северной, Горьковской и Московской региональных дирекций, в том числе на международном маршруте Москва - Хельсинки.

Большое внимание уделяется обеспечению личной безопасности пассажиров. Сотрудники органов внутренних дел ежемесячно от пункта отправления до пункта назначения сопровождают около 2 тыс. составов пассажирских поездов, 2,5 тыс. составов сопровождается эстафетным способом. В период летних пассажирских перевозок число составов, сопровождаемых нарядами милиции, в среднем увеличится на 150 единиц в месяц. В настоящее время рассматривается вопрос о сопровождении поездов, не обслуживаемых сотрудниками органов внутренних дел, охранными структурами. Так, с 15 мая текущего года сотрудниками ЧОП «РЖД-Охрана» и «Цербер» осуществляется сквозное сопровождение поездов № 15/16, № 382/381 сообщением Москва - Мурманск и № 9/10 сообщением Москва - Псков.

Повышению качества обслуживания пассажиров будет способствовать реализуемый на Ленинградском вокзале в Москве и Московском в Санкт-Петербурге пилотный проект организации предоставления информационно-досуговых мультимедийных услуг пассажирам. А с 15 мая текущего года в залах повышенной комфортности на 28 вокзалах, внеклассных и первого класса, организовано обслуживание пассажиров, имеющих проездные документы в вагоны поездов дальнего следования класса «люкс» и «бизнес», без взимания платы.

Начата реализация пилотных проектов реновации вокзальных комплексов, в ходе которых планируется отработать комплексную процессно-технологическую модель их развития. Разрабатываются стандарты и технологии предоставления услуг пассажирам и посетителям вокзалов (в том числе с ограниченными возможностями), а также технология реализации сетевого проекта размещения на вокзалах систем быстрого питания, магазинов, аптек, преимущественно известных брендов.

Сейчас проводятся работы по реновации Курского вокзала Москвы, включающие в себя ремонт помещений, оборудование зданий вокзала современными системами безопасности, информации, навигации, создание обновленных и эффективных зон торговли, установку лифтов и эскалаторов для создания условий передвижения лиц с ограниченными возможностями. Во избежание затруднений с обеспечением отправления и приема пассажиров в летний период ремонт вокзала осуществляется в соответствии с разработанным планом, предусматривающим этапность и зонирование проведения работ. Так, ремонт тоннелей, через которые идет основной поток пассажиров к поездам, завершен уже к 1 июня текущего года. После завершения технического аудита в июне будут начаты работы по реновации вокзала во Владимире.

Заканчивается разработка концепции развития вокзалов, предусматривающая создание многофункциональных пассажирских транспортно-пересадочных узлов и общественно-деловых центров, ключевым элементом которых является железнодорожный вокзал. Реализацию концепции необходимо начинать уже в период летних пассажирских перевозок этого года.

Одной из самых ответственных задач в период летней пассажирской кампании является обеспечение детских перевозок. За три летних месяца прошлого года перевезено 957 тыс. детей, было сформировано 10 составов из вагонов постройки 2007 г., которыми назначено 77 «детских» поездов на 320 рейсов. В летний период текущего года планируется перевезти около 1 млн. детей, для чего будет назначено свыше 300 «детских» поездов в сообщениях с курортами Крыма и Черноморского побережья Северного Кавказа. Значительный объем перевозок детей планируется осуществить на Московской, Свердловской, Октябрьской, Северной (86 тыс. - 8,6%) и Западно-Сибирской железных дорогах. Так, из районов Крайнего Севера будет перевезено более 300 тыс. детей, из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов - более 25 тыс., из регионов Кузбасса и Западной Сибири - свыше 20 тыс., около 300 тыс. детей планируется отправить с вокзалов Москвы. Также будет организована перевозка почти 10 тыс. детей работников филиалов ОАО «РЖД» на Черноморское побережье Краснодарского края.

В настоящее время ведется активная подготовка объектов инфраструктуры пассажирского хозяйства и подвижного состава к предстоящим массовым детским перевозкам, завершена подготовка сотрудников региональных дирекций медицинского обеспечения и негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».

Для перевозки организованных групп детей выделяются вагоны последних лет постройки, оборудованные установками кондиционирования воздуха, которые в летний период будут использовать только для перевозок детей. Подготовка пассажирских вагонов для перевозки детей осуществляется под личным контролем руководителей предприятий в строгом соответствии с санитарными правилами и требованиями.

Комиссии по проверке готовности «детских» поездов сформированы из представителей служб по оказанию услуг инфраструктуры железных дорог, руководителей региональных дирекций по обслуживанию пассажиров территориальных органов Роспотребнадзора, а также представителей отправляющих организаций. Также совместно с территориальными управлениями Роспотребнадзора проверяется качество питьевой воды, используемой для экипировки пассажирских вагонов на каждой станции.

Питание детей в пути следования осуществляется в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, варианты детского меню согласовываются с территориальными управлениями Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте. При необходимости в составы «детских» поездов будут включаться дополнительные вагоны-рестораны.

На всех вокзалах разработан порядок действий работников по обеспечению безопасной посадки и высадки организованных детских групп, сформированы посадочные бригады из числа работников Федеральной пассажирской дирекции и Дирекции железнодорожных вокзалов, установлено круглосуточное дежурство командного состава и посадочных бригад, регулярно проводится инструктаж по ознакомлению с указаниями, касающимися детских перевозок.

За следованием поездов с организованными детскими группами, как специально назначенных, так и графиковых, в ОАО «РЖД» установлен строгий диспетчерский контроль. Для организации проведения массовых детских перевозок предусмотрено выделение отдельных специализированных «ниток» графика по маршрутам (минуя территорию Казахстана). Расписание движения по этим маршрутам обеспечивает прохождение поездами станций по побережью в светлое время суток.

Сегодня пассажирский комплекс компании имеет все механизмы и рычаги, позволяющие и в третий год активных структурных реформ обеспечить стабильную и конкурентоспособную деятельность. Ярким индикатором результатов нашей работы станут летние пассажирские перевозки.