В правлении ОАО «РЖД»

Программа научно-технического развития ОАО «РЖД»


В.А. Гапанович, вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД»

На состоявшемся в конце декабря расширенном заседании Правления ОАО «Российские железные дороги» наряду с традиционным подведением итогов производственно-хозяйственной деятельности в 2006 г. и обсуждением первоочередных задач по обеспечению эффективной работы компании в наступившем году был рассмотрен и в основном одобрен проект плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 г. С докладом по этому вопросу выступил вице-президент - главный инженер компании В.А. Гапанович.

Предваряя обсуждение проекта плана, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что впервые на уровне топ-менеджмента комплексно рассматривается развитие научно-технической деятельности компании. Он подчеркнул, что от внедрения новых технологий в перевозочном процессе, в управлении зависит конкурентоспособность российских железных дорог. Сегодня идет переход к совершенно новому этапу, сформированному на идеологии инновационного менеджмента.

На заседании Правления были одобрены новые подходы к реализации инновационной политики компании, всесторонне обсуждены особенности плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 2007 г., приоритетные научные проекты и прорывные технологии, актуальные задачи в области технического регулирования, защиты, вовлечения в хозяйственный оборот и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, расширения сотрудничества с отечественными и зарубежными компаниями, научными учреждениями и организациями в создании и практическом применении новейших технологий и технических средств и др.

В рамках практической реализации Стратегической программы развития ОАО «РЖД» проведен глубокий и всесторонний анализ проекта программы научно-технического развития компании. В результате проведенной работы подходы к ее формированию претерпели принципиальные изменения. В основе этих изменений лежит переход к идеологии инновационного менеджмента, т.е. управления процессом от возникновения идеи до ее успешного воплощения в создании нового продукта или услуги (рис.1).

Реализация инновационной политики компании осуществляется по алгоритму с использованием новых стратегических подходов:
маркированный список рассмотрение экономической эффективности и технологической целесообразности инновационного предложения;
маркированный список оценка, выбор и утверждение проектов для реализации на Совете главных инженеров компании;
маркированный список завершение работы по созданию инновационного проекта в виде обязательного оформления как нематериального актива с поставкой на бухгалтерский учет.

В рамках выделенного на 2007 г. лимита финансирования, осуществляемого по нескольким источникам, проведен мониторинг узких мест и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это в первую очередь технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований закона «О техническом регулировании», повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО «РЖД» системы менеджмента качества (рис.2).

Одновременно в несколько раз снижается доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

В течение 2006 г. был выполнен внутренний аудит НИОКР предыдущих периодов. В результате предложено к списанию работ на общую сумму 283 млн. руб., включая НИОКР МПС СССР. Предложено к реализации предприятиями машиностроительного комплекса работ на сумму 484 млн. руб. В настоящее время Департамент технической политики ведет юридическое оформление этих сделок.

На научно-технических советах были детально изучены работы, финансирование которых в 2007 г. будет приостановлено по причине отсутствия доказательной базы целесообразности их применения в компании и низкой экономической эффективности при внедрении.

Особенностью инновационного плана 2007 г. является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных научных проектов (рис.3). Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании. Первый комплексный научный проект (КНП) направлен на оптимизацию управления перевозочным процессом на основе экономических критериев с одновременной реализацией второго КНП по созданию современных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения, которые являются низовым уровнем информатизации, позволяющим работать системам в реальном масштабе времени. Суммарный экономический эффект от реализации проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 г. составит более 2,7 млрд. руб.

Функционалом реализации комплексных научных проектов является коренное изменение технологий, направленное на оптимизацию эксплуатационной работы при безусловном обеспечении безопасности движения. Создаваемые АСУ должны быть не самостоятельными продуктами с отсутствием гарантированного эффекта от их использования, а инструментом для достижения этой важной технологической цели.

Руководствуясь именно этим подходом, в рамках КНП-1 начаты работы по созданию и внедрению информационно-управляющей системы обеспечения управления локомотивными парками на сети дорог. В качестве полигона реализации пилотного проекта определен участок Рыбное - Челябинск-Главный (рис.4). Проведенный анализ показывает, что внедрение такой информационно-управляющей системы на данном полигоне позволит за счет оптимизации использования локомотивов сократить потребный парк на 61 машину в сутки, то есть практически снизить его на 10%. Без преувеличения можно сказать, что реализация пилотного проекта станет первым шагом к созданию интеллектуальной системы управления, которая коренным образом изменит технологию управления локомотивным парком на сети железных дорог.

С учетом требований закона «О техническом регулировании» и начала третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в инновационном плане 2007 г. выделен блок, связанный с разработкой и утверждением установленным порядком соответствующей нормативно-технической документации. На 2007 г. утверждена программа, предусматривающая разработку и пересмотр 595 единиц различной нормативно-технической документации с объемом финансирования 430 млн. руб. (рис.5).

Одной из ключевых задач инновационного менеджмента в 2006 г. стало юридическое оформление прав и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, что крайне важно для компании (рис.6). Только на программные продукты и базы данных в 2006 г. получено 138 свидетельств. Всего по итогам года получено более 400 охранных документов.

Аналогичные задачи поставлены и на следующий год. К примеру, впервые в России будет запатентован крупный совместный с компанией Siemens проект - высокоскоростной электропоезд RUS 250/330. Начиная с 2007 г. начнется выплата роэлти за использование разработок МПС и ОАО «РЖД» Выксунским металлургическим комбинатом и Уралвагонзаводом. Одновременно активизируется работа по повышению капитализации компании за счет поставки на баланс нематериальных активов. Динамика капитализации представлена на рис.7. Мероприятия по защите интеллектуальной собственности также включены в инвестиционную программу 2007 г. с объемом финансирования в размере 305 млн. руб. Для более успешной реализации стратегии компании в области защиты интеллектуальной собственности подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Особое место в планах компании занимают прорывные технологии, направленные на внедрение на железнодорожном транспорте передовых достижений научно-технического прогресса. К ним, к примеру, можно прежде всего отнести проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе мощностью 8300 МВт, экономические показатели практической реализации которого приведены на рис.8. В настоящее время завершаются стендовые испытания силовой установки, намечается начать опытную эксплуатацию первого в мире газотурбовоза такой мощности на природном газе.

С точки зрения эффективного использования новейших разработок плодотворным оказалось и сотрудничество специалистов компании и машиностроителей при проектировании нового российского электровоза постоянного тока 2ЭС6К (рис.9). Практически он был создан на Уральском заводе железнодорожного машиностроения за полтора года.

Совместно с Воронежским авиастроительным объединением спроектирован и построен новый грузовой вагон из экструдированного алюминиевого профиля производства компании СУАЛ-Холдинг. Вагон успешно прошел все виды испытаний, включая динамико-прочностные, на экспериментальном кольце в Щербинке и на скоростном полигоне Белореченская-Майкоп. В 2007 г. начались его эксплуатационные ресурсные испытания с целью определения долговечности выбранной конструкции. Грузоподъемность вагона 82 т. Экономическая эффективность использования вагонов данного типа при перевозке угля на направлении Кузбасс - Усть-Луга отражена на рис.10. Накопленный опыт планируется использовать при проектировании пассажирских вагонов с кузовом из алюминиевого профиля.

В инновационной стратегии компании на 2007 г. выделено отдельное направление, связанное с комплексным подходом к созданию Корпоративной интегрированной системы управления качеством в ОАО «РЖД», гармонизированной с принятой Правлением компании «Функциональной стратегией управления качеством».

В 2007 г. будет продолжено и расширено научно-техническое сотрудничество ОАО «РЖД» с ведущими российскими и зарубежными научными учреждениями и компаниями (рис.11). Среди интересных совместных работ безусловно следует выделить сотрудничество со специалистами железных дорог Южной Кореи, в результате которого, к примеру, были сняты все вопросы по якобы присутствующим сверхнормативным вибрациям, нарушающим целостность электронных изделий при перевозке в контейнерах по Транссибу.

Большой эффект должны дать работы в области взаимодействия пути и подвижного состава, проводимые совместно с железными дорогами Финляндии. Обеспечить качественно новый уровень контроля состояния инфраструктуры, выйти на международный рынок оказания информационных услуг позволят совместные с компанией Финмеканика работы по созданию системы мониторинга объектов инфраструктуры на базе спутниковых радиолокационных технологий. Это разработка европейского уровня, и уже сейчас к ней проявляют интерес различные структуры, в том числе государственные. Сотрудничество в этой области поддержано также Главным картографическим управлением Министерства обороны России.

В рамках заключенного в 2006 г. соглашения о сотрудничестве начаты работы с институтами Российской академии наук.

Таким образом, основными особенностями плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 г. являются отбор работ по критериям технологической целесообразности и экономической эффективности. Обязательным условием их выполнения названа постановка на баланс итогов как нематериальных активов, повышающих капитализацию компании. Серьезно увеличена доля средств на разработки, направленные на повышение производительности труда и совершенствование технологических процессов, оптимизацию перевозок, переработку нормативной документации. Впервые за последние годы конечные результаты выполненных работ будут оцениваться с точки зрения соответствия целям и задачам Стратегической программы развития ОАО «РЖД».