Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»

Ход реализации, актуализация основных параметров, инвестиционных и инновационных приоритетов

Доклад В.В. Хананова,
главного инженера Департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки
 
Выпрямительный агрегат для
12-пульсовой схемы выпрямления

Принятая в 2004 г. Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» определила основные задачи и направления среднесрочной (до 2010 г.) и долгосрочной (до 2020 г.) энергетической политики ОАО «РЖД» с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте и в топливно-энергетическом комплексе страны. На основе Энергетической стратегии была принята программа ее реализации. Сегодня, по прошествии трех лет, можно говорить о результатах этих основополагающих документов.

Можно утверждать, что на сегодня часть определенных Энергетической стратегией задач решена полностью или находится в стадии завершения. Разработан, испытан и широко внедряется при реконструкции и обновлении комплекс конструктивных решений (консоли, фиксаторы, схемы подвески и др.) для контактной сети как переменного, так и постоянного тока, предназначенных для участков тяжеловесного и скоростного движения.

Продолжился процесс обновления устройств электроснабжения, что позволило в 2006 г. сэкономить 68,3 млн. кВт.ч энергии плюс 12,5 млн. кВт.ч на собственные нужды хозяйства электрификации и электроснабжения. В качестве примеров наиболее эффективного оборудования следует отметить посты секционирования с вакуумным контактором.

В стадию промышленного применения перешла система тягового электроснабжения 6 кВ постоянного тока. Создана программно-аппаратная основа для внедрения цифровых технологий управления на тяговых подстанциях, что хотя и не решает полностью, но создает возможность решения задачи автоматизации управления электроснабжением ОАО «РЖД» в целом. Поставлено «на поток» переоборудование существующих тяговых блоков трансформатор-выпрямитель на 12-пульсовую схему выпрямления (см. рисунок), позволяющую уменьшить потери на 2,5%.

Нельзя не отметить, что в последнее время сильно изменилось соотношение между себестоимостью электрической и автономной (тепловозной) тяги. На оплату энергоносителей, которые обеспечивают 84% перевозок на электротяге, ОАО «РЖД» сегодня расходует почти столько же средств, сколько на оставшиеся 16% перевозок, выполняемых тепловозами. Поэтому электрификация грузонапряженных участков представляется эффективным инструментом снижения себестоимости перевозок и является первоочередной задачей ОАО «РЖД».

Наиболее перспективные участки электрификации: Сызрань - Сенная, 9-й км - Анапа, Ртищево - Кочетовка, Волгоград - Аксарайская, Гатчина - Веймарн - Ивангород - Усть-Луга, Оренбург - Кинель, Карымская - Забайкальск. Что касается линий, уже работающих на электротяге, то здесь на первом по значимости месте стоит проблема износа и старения устройств. Темп обновления основных фондов хозяйства пока не адекватен темпу их старения. Продолжение политики обновления инфраструктуры электроснабжения является на сегодня второй по важности задачей после новой электрификации. В обоснованных случаях обновление должно выполняться в форме перевода с постоянного тока на переменный, что одновременно решает проблему пропускной способности.

Количественные показатели выполнения программы реализации
Энергетической стратегии по хозяйству электрификации и электроснабжения
Энергосберегающие технические средства 2004-2006 гг.
количество, факт Годовой экономический
эффект, млн. руб.
Электрификация участков железных дорог, км экспл. длины 271 253
Перевод участка Минводы – Кисловодск на переменный ток, км 70 6
Модернизация и обновление тягового электроснабжения, км экспл. длины контактная сеть-1821 км, ВЛ-845 км 37,7
Фильтрокомпенсирующие устройства, ед. 2 1
Система диагностики тяговой подстанции постоянного тока, ед. 31 24,4
Система диагностики тяговой подстанции переменного тока, ед. 74 239,1
КТПОЛ-6(10) с регулированием вторичного напряжения, ед. 3734 152,9
Высокомачтовая установка с применением экономичных светильников ВОУ-30, ед. 92 19,1
Шкаф вакуумного контактора для исключения потерь электроэнергии от уравнительного тока, ед. 35 16,9
Двенадцатипульсовая схема выпрямления, ед. 27 40,5
Система управления объектами электроснабжения железнодорожных узлов по радиоканалам, ед. 57 182

К числу приоритетных следует отнести следующие задачи: промышленное внедрение комплекса различных методов и способов компенсации реактивной мощности в тяговой сети переменного тока, внедрение ускоренными темпами систем технического диагностирования и выявления предотказных состояний устройств электроснабжения, переход в целях сокращения эксплуатационных расходов к системе технического обслуживания по фактическому состоянию, внедрение при реконструкции устройств электроснабжения оборудования, не требующего технического обслуживания вообще, либо малообслуживаемого, полная автоматизация процессов управления деятельностью по приобретению, распределению и потреблению электроэнергии, создание собственных генерирующих мощностей ОАО «РЖД».
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования