В правлении ОАО «РЖД»

Энергетическая стратегия
ОАО «РЖД»


Доклад А.А. Комарова, главного инженера Куйбышевской железной дороги

В реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» важное значение имеет совершенствование системы управления планированием и потреблением топливно-энергетических ресурсов. Если в целом по сети железных дорог затраты на топливно-энергетические ресурсы в эксплуатационных расходах за 2006 г. составили 16,6%, то на Куйбышевской дороге 17,8% (Рис. 1). Это свидетельствует о необходимости включения механизмов, позволяющих снизить расходы дороги на указанные ресурсы.

С 2005 г. на дороге выполняются работы по созданию автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, которая позволяет выйти на оптовый рынок покупки электроэнергии по оптимальным ценам с максимальным экономическим эффектом. С целью повышения стабильности эксплуатации котельного хозяйства дороги и создания единой системы управления из 280 котельных дороги 270 переданы на баланс службы гражданских сооружений. В целях совершенствования системы управления производственной, экономической и финансовой деятельностью структурных подразделений внедрена единая, унифицированная для всех структурных подразделений дороги автоматизированная система контроля производственных, экономических и финансовых показателей работы.

Необходимость жесткой централизации управления планированием и потреблением топливно-энергетических ресурсов обусловлена опережающим ростом стоимости тарифов относительно энергосберегающих факторов (в 2000 г. доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в эксплуатационных расходах дороги составила 13,9%, в 2006 г. 17,8%), меняющимся балансом потребления топливно-энергетических ресурсов по их видам, а также проведением активной энергосберегающей политики, повышением оперативности оценки сравнительной эффективности топливо-энергопотребления в различных хозяйствах и мер по ликвидации узких мест.

Назрела необходимость в создании единого органа по планированию, анализу расходов и контролю использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности дороги. С учетом этого на Куйбышевской магистрали был организован Дорожный топливно-энергетический центр (Рис. 2). Основными задачами которого стали проведение единой технической политики по рациональному и эффективному использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов, мониторинг энергосберегающей деятельности на дороге.

Рис. 1. Доли затрат на основные виды энергоресурсов в общих расходах на ТЭР,
потребленных Куйбышевской железной дорогой в 2006 году
Рис. 2. Схема взаимодействия НТЭЦ со службами
и структурными подразделениями дороги
(Увеличить рисунок)
 

Для повышения эффективности работы центра на дороге внедряется система автоматизированного коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), позволяющая наряду с усилением контроля организовать постоянный мониторинг потребления электроэнергии энергоемкими предприятиями железной дороги. От применения АСКУЭ дорога в 2005 г. сэкономила 2,2 млн., в 2006 г. 2,3 млн. руб. И за первый квартал 2007 г. 7,7 млн. руб. На 2008 г. запланирован выход на оптовый рынок электрификации в границах «Башкирэнерго» (46 тяговых подстанций).

Актуальная задача - проведение энергетической паспортизации дороги в целом, а не ее отдельных структурных подразделений, как это было предусмотрено ранее для предприятий энергоемкостью от 6 тыс. т условного топлива и выше. Формирование и контроллинг энергопаспорта железной дороги как филиала компании даст возможность обоснованно оценивать потребность дороги в топливно-энергетических ресурсах, иметь прямой выход на бюджет затрат, минимизировать издержки на содержание запасов топливных ресурсов, воздействовать на малоэффективные с точки зрения энергосбережения секторы деятельности дороги. Необходимо также разработать долгосрочную целевую дорожную программу энергосбережения.

В настоящее время Куйбышевская железная дорога направляет значительные средства на поощрение непосредственных участников перевозочного процесса за экономию топливно-энергетических ресурсов. На наш взгляд, в рамках развития положения о мотивации снижения производственных издержек целесообразно с учетом большой значимости экономии топливно-энергетических ресурсов разработать отдельное положение о мотивации работников ОАО «РЖД» на энергосбережение на всех уровнях управления и исполнения.