В правлении ОАО «РЖД»

Энергетическая стратегия
ОАО «РЖД»


Доклад А.Б. Косарева, заместителя директора ВНИИЖТа

Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» разрабатывалась, а в дальнейшем реализовывалась при научном сопровождении отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, по отдельным проблемам привлекались ученые РАН РФ. Головным разработчиком являлся ВНИИЖТ.

Не производя собственных энергоресурсов, РЖД полностью зависит от топливно-энергетического комплекса страны. Поэтому практически единственной мерой возможного влияния на энергетическую составляющую эксплуатационных расходов является энергосбережение, прежде всего в тяге поездов и в стационарной энергетике.

Системный анализ хода реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД», а также перспективных планов ее развития, позволили качественно оценить сильные и слабые стороны основных программ компании в области энергосбережения и определить пути актуализации Энергетической стратегии. Наглядно это представлено на интегральной матрице (Рис. 1), где высшая граница - идеальное состояние развития, а внутренние фигуры - сегодняшнее состояние, состояние, заложенное первым вариантом Энергетической стратегии, и состояние, которое компания может достигнуть за счет актуализации стратегии.

Необходимость корректировки параметров топливо- и энергопотребления, а также затрат на приобретение ТЭР, предусмотренных Энергетической стратегией, принятой в 2004 г., вызвана превышением фактического объема перевозок над ранее запланированным существенным изменением структуры и количественного наполнения топливно-энергетического баланса ОАО «РЖД», вызванного ходом процесса реформирования, изменением структуры и ценообразования рынка ТЭР.

В области научного обеспечения инновационных приоритетов Энергетической стратегии (Рис. 2) в прошедшие годы проводились работы по переводу тепловозной тяги на альтернативные виды топлива, в частности, велась разработка и осуществлялось внедрение опытных образцов, работающих на сжиженном и сжатом природном газе, газотурбовозов.

Рис. 1. Матрица интегрального эффекта экономии ТЭР
от инвестиционных и инновационных приоритетов Энергетической стратегии ОАО «РЖД»
Рис. 2.

Активно начатая разработка систем тягового электроснабжения переменного тока повышенного напряжения 94 кВ (пилотный проект Карымская - Забайкальск) пока не получила практического завершения. А это было бы прорывным моментом в области электрической тяги.

Особое внимание должно быть уделено проблеме повышения качества электроэнергии как на тяговых подстанциях, так и на локомотивах. Эффект не только в уменьшении суммы штрафов, а в большей степени в снижении потребляемой активной и реактивной мощности и потерь электроэнергии.

Корректировка инвестиционных и инновационных приоритетов Энергетической стратегии ОАО «РЖД» в основном заключается в активизации работы по их реализации. Для повышения энергетической безопасности и снижения стоимости электроэнергии и тепла для нужд предприятий компании следует активней развивать собственные генерирующие мощности, что крайне важно для компании.

Надо форсировать исследования возможного использования альтернативных видов топлива (диметиловый эфир, биотопливо, водород). Важно прорабатывать вопросы применения технологий газификации углей, миниэлектростанций для выработки электроэнергии и теплоты, местных энергоресурсов, биоотходов и отходов производства и ряд других.

В области тягового подвижного состава это разработка грузового электровоза постоянного тока нового поколения, мультисистемного пассажирского электровоза с асинхронным тяговым приводом и компенсацией реактивной мощности (2009г.), завершение создания газотурбовоза (2008 г.). В вагоностроении - создание грузовых вагонов с тележками с улучшенными динамическими характеристиками, грузовых вагонов с меньшим коэффициентом тары, пассажирских вагонов с пониженным энергопотреблением на климатику (2008 г.). В тяговом электроснабжении - разработка систем повышенного напряжения, использование высокоэнергоемких накопителей энергии и явления сверхпроводимости, разработка комплексного проекта повышения качества электроэнергии.

Для освоения новых малонаселенных территорий с неразвитой структурой энергетики целесообразно рассмотреть возможность использования зоны отчуждения железной дороги для создания транспортно-энергетических коридоров, принадлежащих ОАО «РЖД». В их состав должны входить железнодорожные пути, продольные автотрассы, собственные электростанции, линии высокого напряжения на опорах контактной сети для питания тяговых нагрузок и линейных потребителей промышленного, транспортного и бытового назначения, оптиковолоконные линии связи. Зарубежный опыт подтверждает результативность такого пути. Прокладка транспортно-энергетических коридоров может оказаться особо эффективной при сооружении новых железнодорожных линий в труднодоступных регионах Сибири и Крайнего Севера.

Инвестиционные приоритеты ОАО «РЖД» в основном сохраняются на среднесрочную перспективу до 2010 г. Требуется их корректировка в уточнении количественного наполнения отраслевых инвестиционных программ, имеющих эффект энергосбережения.

Предусматривается продолжение реализации заданий Энергетической стратегии через инвестиционную программу «Ресурсосбережение» в объеме финансирования 12,4 млрд. руб. на три года, на базе АСКУЭ планируется создание системы мониторинга и контроллинга электросетевого оборудования тяговой и стационарной энергетики. Важным при актуализации Энергетической стратегии является учет предложений дорог в отраслевые инвестиционные программы. Это электрификация участков Оренбург - Красногвардейск - Кинель Южно-Уральской железной дороги, Улан-Удэ - Наушки Восточно-Сибирской, перевод на переменный ток участков Белореченская - Веселая и Горячий Ключ - Туапсе Северо-Кавказской дороги.

Надо также учесть, что на полигоне обращения поездов весом 6300 т и выше по участкам постоянного тока традиционные системы тягового электроснабжения, несмотря на проводимое их усиление находятся на пределе пропускных способностей. Целесообразно рассмотреть возможность перевода их на переменный ток.

Основные потребности компании в ТЭР в целом диктуются объемами перевозочного процесса. Объем перевозок за период 2007-2010 гг. возрастет по отношению к 2006г. на 20% и составит 4626,4 млрд. т?км брутто. А за последующий период (2011-2015 гг.) - еще на 15%, что составит 5326,9 млрд. т?км брутто. Увеличится доля перевозок на электротяге в их общем объеме соответственно с 84,8 до 85,4%.

Удельные расходы ТЭР в тяге поездов откорректированы с учетом их фактической реализации за период 2004-2006гг. и прогнозом, заложенным в актуализированную «Стратегическую программу развития ОАО «РЖД» (Рис. 3).

Соответственно определены потребности в электроэнергии и дизельном топливе на тягу поездов. Потребление электроэнергии на тягу поездов в 2010 г. возрастет по отношению к 2006 г. на 16,5% и достигнет 44,7 млрд. кВт•ч. Среднегодовой прирост потребления электроэнергии составит 3,9%. Потребление на тягу поездов дизельного топлива составит 3,06 млн. т, что на 6% превысит потребление 2006 г.

При определении потребности ТЭР в стационарной энергетике железнодорожного транспорта учитывались рост расхода электроэнергии на эксплуатационные нужды соответственно объемам перевозок, рост электроэнергонасыщенности инфраструктуры дорог на 2-2,5% ежегодно, снижение расхода электроэнергии за счет реализации энергосберегающих мероприятий на 1-1,2% ежегодно. Также были учтены ежегодное снижение потребления угля и мазута на 5% в связи с переходом на электроотопление и модульные газовые котельные, ежегодное снижение приобретения тепловой энергии со стороны на 10% за счет собственной генерации теплоты и увеличение ежегодного потребления природного сжатого газа на 5% и сжиженного газа в раза за счет перевода стационарной тепло- и электроэнергетики на газовые технологии (Рис. 4).

Согласно Энергетической стратегии России цены и тарифы на топливно-энергетические ресурсы по-прежнему будут возрастать. Исходя из потребности ОАО «РЖД» в ТЭР и ожидаемых цен и тарифов на энергоресурсы затраты компании на их приобретение в 2010 г. составят 150 млрд. руб.

Рис. 3. Прогноз потребности ОАО «РЖД»
в топливно-энергетических ресурсах на тягу поездов до 2010 г.
Рис. 4. Прогноз потребности ОАО «РЖД»
в топливно-энергетических ресурсах на нетяговые нужды до 2010 г.

При планируемом росте объемов перевозок в 2007-2010 гг. на 20% потребление ТЭР в тоннах условного топлива в целом по ОАО «РЖД» возрастет на 10,5%, что является прямым следствием реализации энергосберегающей деятельности компании и снижения энергоемкости перевозочного процесса. Однако, расходы на приобретение ТЭР за тот же период возрастут на 50%, что отражает преобладающую роль влияния, как и в предыдущие годы, роста тарифов на энергоресурсы с темпом выше реальных показателей энергосбережения в отрасли.

В итоге реализация энергосберегающих технических средств и технологий за период с 2007 по 2010 г. позволит сэкономить порядка 7,6 млрд. руб. при стопроцентном обеспечении нужд ОАО «РЖД» в энергоресурсах.

В зависимости от условий социально-экономического развития экономики России (базовый и максимальный сценарий) относительная доля холдинга в энергетическом балансе потребления ТЭР в 2010 г. в результате энергосберегающей деятельности компании либо останется на уровне 2006 г. - 2,55% (базовый сценарий), либо снизится до 2,37% (максимальный сценарий) (Рис. 5).

Рис. 5. Прогноз доли потребления ТЭ
 в ОАО «РЖД» в энергетическом балансе России

Таким образом, изложенные положения по корректировке энергетической стратегии, учитывающие как произошедшие изменения в развитии техники и технологии, так и реализацию структурной реформы компании и топливно-энергетического комплекса России, позволят более целенаправленно выйти к 2010-2015 гг. на рубежи, обозначенные проектом актуализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Это позволит повысить энергобезопасность компании и более ориентированно проработать показатели топливо- и энергопотребления ОАО «РЖД» на удаленную перспективу в рамках разрабатываемой стратегической программы развития компании до 2030 г.