Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»

Ход реализации, актуализация основных параметров, инвестиционных и инновационных приоритетов

Доклад Г.Н. Никитина,
начальника Управления объектов технологического и коммунального назначения


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки
 

ОАО «РЖД» является крупным производителем тепловой энергии с объемом производства в 13,9 млн. Гкал, что составляет около 1% совокупного производства тепловой энергии в России. Для сравнения предприятия РАО ЕЭС по Читинской области произвели в 2006 г. всего 6 млн. Гкал, а совокупное производство в пяти регионах (Архангельская, Вологодская, Костромская, Тверская и Ярославская области), входящих в ТГК-2 РАО ЕЭС, составляет 14,8 млн. Гкал, что соответствует показателям ОАО «РЖД». Количество воды, подаваемой потребителям, составляет около 200 (197,4) млн. м3, из них 67% для потребителей ОАО «РЖД». Суммарные расходы компании на этот вид деятельности превышают 15 млрд. руб.

В состав имущественного комплекса компании входят 6,5 тыс. источников теплоснабжения, 4 тыс. пунктов централизованного водоснабжения и водоотведения, более 9 тыс. км инженерных коммуникаций. В теплоэнергетическом комплексе железных дорог эксплуатируется более 100 типов и модификаций котлов, в том числе паровозных. Срок службы значительной части котлов составляет более 25 лет. На железных дорогах до сих пор эксплуатируются котлоагрегаты, введенные в эксплуатацию в 20-е годы.

Длительное время деятельность теплоэнергетического комплекса железнодорожного транспорта оценивалась главным образом бесперебойностью снабжения предприятий железных дорог тепловой энергией. Экономическая эффективность работы комплекса при этом нередко отходила на второй план. Такой подход приводил к дублированию и завышению мощностей, наличию малодеятельных и низкоэффективных котельных, высокозатратных схем и систем теплоснабжения, отсутствию должного уровня регламентации хозяйственных связей производителя и потребителя тепловой энергии. В результате пиковые нагрузки соответствуют всего 60% установленной мощности.

Для преодоления негативных тенденций и создания организационных предпосылок к повышению экономической эффективности комплекса, освобождения структурных подразделений хозяйств железных дорог от непрофильных видов деятельности, а также для разделения функций заказчика и производителя услуг по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» принято решение об образовании на железных дорогах дирекций по тепло- и водоснабжению. На их баланс планируется передать все объекты стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения компании. Образование дирекций позволит централизовать управление предприятиями тепло- и водоснабжения железных дорог, сформировать единые стандарты коммунального и технологического обслуживания потребителей, упорядочить договорную работу, обеспечить проведение единой технической политики. Работа в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта при понятных правилах ценообразования будет способствовать снижению издержек и обеспечению рентабельности, в том числе за счет оптимизации состава объектов этого комплекса.

Основным результатом реорганизации системы управления объектами тепло- и водоснабжения станет обеспечение прозрачности затрат ОАО «РЖД», относимых на перевозки, повышение эффективности работы и инвестиционной привлекательности комплекса. По расчетам создание дирекций обеспечит экономический эффект более чем 400 млн. руб. за счет оптимизации численности контингента и состава теплоэнергетических объектов. Уже в 2007 г. проведенные структурные мероприятия позволили ликвидировать 46 котельных с соответствующим высвобождением персонала. Однако главным резервом роста эффективности комплекса тепло- и водоснабжения ОАО «РЖД» является оптимизация энергопотребления непосредственно в хозяйствах железных дорог. По экспертным оценкам, ежегодные экономические потери в этой области составляют более 1,34 млрд. руб. Необходимо завершить внедрение приборов учета потребления тепла и воды у внутренних потребителей, подготовить и внести изменения в учетную политику с целью учета затрат не только производителей, но и потребителей услуг, что будет способствовать внедрению экономических механизмов стимулирования энергосбережения. Все это, а также комплекс других мер по усилению ресурсосбережения предусматривается в разрабатываемой в настоящее время Управлением объектов технологического и коммунального назначения «Концепции реорганизации и развития хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения».
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования