Доклад начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД» Быкова А.В.

На совместном заседании Правления ОАО «РЖД» и Президиума ЦК профсоюза железнодорожников и транспортных строителей подведены итоги выполнения коллективного договора в 2006 г. С основными докладами выступили начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» А.В. Быков и председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров.


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Коллективный договор ОАО «РЖД» является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в компании, играет ключевую роль в обеспечении стабильной работы трудовых коллективов, способствует эффективному реформированию отрасли. Кроме того, это основа для заключения коллективных договоров в филиалах и дочерних обществах компании.

Следует напомнить, что 28 февраля 2007 г. исполнилось 15 лет со дня принятия первого Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, которое положило начало созданию социально-трудовой системы и реального механизма по решению социальных проблем и защите интересов работников отрасли.

Главными элементами договора являются гарантированное поддержание уровня заработной платы с учетом инфляции, обеспечение надлежащих условий труда, социальная защищенность работников и неработающих пенсионеров. Одновременно обязательства договора мобилизуют работников на повышение эффективности работы компании, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также стимулируют рост производительности труда.

К основным принципам коллективного договора относятся взаимная заинтересованность и усиление социальной ответственности между работодателем и работниками за результаты производственно-экономической деятельности компании, и на этой основе - обеспечение роста благосостояния ее работников и уровня их социальной защищенности. Таким образом, уровень социальной защиты и объем социальных гарантий поставлены в прямую зависимость от результативности и эффективности работы компании.

Благодаря социально-трудовой системе, основанной на социальном партнерстве, сегодня ОАО «Российские железные дороги» показывает высокую эффективность транспортной работы, полностью удовлетворяет растущий спрос экономики и населения страны на перевозки, осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов и обеспечивает финансовые обязательства перед государством, завоевало имидж надежного партнера на финансовом рынке.

Краткие итоги работы компании в 2006 г. В 2006 г. полностью реализованы задачи, поставленные Президентом и Правительством страны, обеспечены плановые параметры работы, утвержденные Советом директоров.

По сравнению с 2005 г. погрузка грузов увеличилась на 3% и превысила 1,310 млрд. т, грузооборот вырос на 5 %. Удалось улучшить структуру грузовых перевозок. Прирост высокодоходных грузов составил 5,1%. Отправление грузов на экспорт возросло на 4,8%. Растущий спрос на перевозки удовлетворяется с повышением их качества. Уровень доставки грузов «точно в срок» превышает 90%, а по ряду грузов достигает 95% и более, что соответствует мировым стандартам качества.

Рост пассажирооборота в прошлом году к уровню 2005 г. составил 4,1%, в том числе в дальнем следовании - 5,1 %, в пригородном сообщении - 1,7 %. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1,35 млрд. пассажиров. Обеспечено выполнение качественных показателей использования подвижного состава.

Производительность труда выросла на 7,1% (в целом по стране - на 6,2%). При этом компанией последовательно обеспечивается экономически обоснованный рост заработной платы, которая на перевозках составила 14 442 руб. Реальная заработная плата работников компании выросла на 6%.

В 2006 г. ОАО «РЖД» достигло высокой динамики доходных поступлений. Доходы от перевозок возросли к уровню 2005 г. на 13,5% и составили 767,3 млрд. руб. Фактические расходы - 709,1 млрд. руб. Себестоимость перевозок снижена на 1,5%. Чистая прибыль увеличилась почти в 3 раза и составила 26,3 млрд. руб. Это важная характеристика финансовой устойчивости компании, ее инвестиционных и кредитных возможностей.

Свыше 179 млрд. руб. (21% общих доходов) перечислено в бюджеты и внебюджетные фонды. Это один из элементов, из которых складывается государственная и социальная ответственность ОАО «РЖД».

Для обеспечения подразделений ОАО «РЖД» квалифицированными специалистами и кадрами рабочих профессий в 2005 г. подготовлено, переподготовлено, обучено новым (смежным) профессиям и прошло повышение квалификации свыше 238,2 тыс. рабочих кадров, или 110,9% годового плана. Ведется подготовка по целевым направлениям железных дорог в высших и средних учебных заведениях более 32,5 тыс. человек.

Выполнение основных положений коллективного договора ОАО «РЖД» по железным дорогам характеризуется данными, приведенными ниже.

Оплата труда. Среднемесячная заработная плата работников компании, занятых на перевозках, выросла на 16,3 % по сравнению с 2005 г. Рост реальной заработной платы составил 6 % при росте производительности труда на 7,1 %.

Обязательства коллективного договора ОАО «РЖД» за 2006 г. по индексации заработной платы выполнены - индексация производилась на уровне роста потребительских цен и в установленные сроки.

При росте потребительских цен в 2006 г. (декабрь к декабрю) на 9 % заработная плата проиндексирована: в мае 2006 г. - на 5 %, в августе - на 1,1 %, в ноябре - на 1 %, в феврале 2007 г. - на 1,7 %.

В первом квартале 2007 г. работникам ведущих профессий, внесшим наибольший вклад в обеспечение безопасности движения поездов в 2006 г., было выплачено единовременное вознаграждение за безаварийную работу, равное 2 млрд. руб.

В связи с достигнутыми в 2006 г. финансовыми результатами деятельности компании и ростом производительности труда руководством ОАО «РЖД» было принято решение о выделении дополнительных средств на повышение реальной заработной платы работников железных дорог, заводов, структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции и Дирекции по ремонту вагонов. На эти цели в бюджете было предусмотрено 4348,7 млн. руб. Размер единовременного поощрения в среднем на одного работника составил 4100 рублей.

В большинстве регионов страны заработная плата железнодорожников выше средней по промышленности. Лишь в 14 регионах из 76, в которых расположены структурные подразделения железных дорог, имеет место отставание по уровню оплаты труда, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Белгородской, Липецкой, Курской, Иркутской, Амурской, Томской, Тюменской (включая автономные округа), Сахалинской областях, Республиках Коми и Якутия.

В целях укрепления позиций компании на рынке труда региональные доплаты, установленные начиная с 2003 г. для работников Московской и Октябрьской железных дорог, занятых в структурных подразделениях, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, с 1 января 2006 г. были увеличены на 30 %. Это позволило сократить отставание по уровню оплаты труда от средней по промышленности в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области работникам Московской и Октябрьской железных дорог.

С 1 апреля 2007 г. введено новое «Положение об оплате труда работников ОАО «РЖД». Основополагающим принципом новой системы оплаты труда является значительное повышение гарантированной части заработной платы работников и доведение минимального размера оплаты труда в компании до законодательно установленного прожиточного минимума в Российской Федерации. С этой целью в коллективный договор ОАО «РЖД» внесены необходимые изменения.

Новая система оплаты труда позволит более гибко регулировать заработную плату работников с учетом их личного вклада в результативность работы как подразделения, так и компании в целом. При этом дальнейший рост реальной заработной платы работников ОАО «РЖД» возможен лишь на основе роста эффективности деятельности компании - повышения доходности, снижения непроизводительных затрат и роста производительности труда.

Однако следует констатировать, что не все благополучно обстоит с использованием рабочего времени. Количество сверхурочных часов, отработанных в 2006 г. работниками сети железных дорог, увеличилось к аналогичному периоду 2005 г. на 451 тыс. ч и составило 9,77 млн. ч, из них 8,95 млн. сверхурочных часов (91,7% общего количества) отработано в локомотивном хозяйстве, 0,5 млн. ч (5,1%) - в хозяйстве перевозок, 0,15 млн. ч (1,5%) - в хозяйстве пригородных перевозок. Сумма доплат за сверхурочную работу в целом по сети составила более 240,7 млн. руб.

Безопасность движения. Принимаемые меры по обеспечению безопасности движения поездов в 2006 г. в целом по сети позволили на 5% снизить общее количество случаев брака в работе. Снижение достигнуто на всех железных дорогах, кроме Московской и на 47 отделениях железных дорог. Относительное число браков на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы по сравнению с 2005 г. снижено на 9%.

Проводимая на железных дорогах работа предполагает реальное улучшение положения с безопасностью движения, однако ожидаемого результата не достигнуто. Нарушения безопасности движения, хотя и в меньшем количестве, продолжают иметь место, значительно осложняют перевозочный процесс и создают предпосылки для серьезных последствий. При снижении общего количества случаев брака в работе на 5% возросли браки с пассажирскими поездами на 16%.

В 2006 г. обеспечение безопасности движения ухудшилось на некоторых отделениях железных дорог, прежде всего, Комсомольском Дальневосточной дороги, Ртищевском Юго-Восточной дороги, Челябинском Южно-Уральской, Свердловском Свердловской, Московско-Курском и Московско-Смоленском Московской дороги, Кировском и Муромском Горьковской, Ярославском Северной, Пензенском Куйбышевской, Иркутском Восточно-Сибирской, Читинском Забайкальской, Нижнетагильском Свердловской, Волгоградском и Саратовском Приволжской дороги.

Охрана труда. По данным железных дорог, в 2006 г. на мероприятия по охране труда по всем источникам финансирования израсходовано 5,8 млрд. руб., или 1,2% суммы эксплуатационных расходов, из них на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты потрачено более 1,6 млрд. руб., на мероприятия по снижению травматизма - свыше 2,2 млрд. руб.

В пересчете на одного работника в среднем по сети железных дорог расходы на охрану труда составили 5,8 тыс. руб. (в 2005 г. - 5,5 тыс. руб.). В 2006 г. годовой план проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД» в целом выполнен. Аттестация проведена на 100 тыс. рабочих мест (примерно 20% общей численности), на которых работает 222,4 тыс. человек. Приведено в соответствие с требованиями норм охраны труда свыше 13 тыс. рабочих мест, улучшены условия труда на 31 тыс. рабочих мест.

В 2006 г. обучение по охране труда прошли 11820 работников (при плане 10302 человек), в том числе 7421 руководитель и 4399 специалистов по охране труда. На эти цели израсходовано 45,2 млн. руб.

По всем разделам выполнены задания Программы по улучшению условий и охраны труда на 2006 г. На мероприятия программы потрачено более 1,4 млрд. руб. при плане 1,2 млрд. руб. (120%), в том числе 466,4 млн. руб. за счет централизованных инвестиций.

В результате проводимой профилактической работы в 2006 г. в ОАО «РЖД» сохранилась тенденция снижения производственного травматизма. Количество работников, получивших производственные травмы, по сравнению с 2005 г. сократилось на 18%, со смертельным исходом - на 2%.

В то же время обеспечение безопасности труда железнодорожников нельзя признать удовлетворительным из-за серьезных недостатков в организации и соблюдении безопасных условий и охраны труда работников компании.

В 2006 г. в ОАО «РЖД» травмировано 757 человек (в 2005 г. - 922 человека), их них 96 человек погибли (в 2005г. - 98). На железных дорогах от травм на производстве пострадали 577 человек (в 2005 г. - 729), в том числе 81 человек погиб (в 2005 г. - 87).

Основными видами травмирования и гибели работников в 2006 г. стали наезд подвижного состава и поражение электрическим током. В результате наезда травмировано 59 человек, из них 30 погибли, в результате поражения электрическим током травмировано 29 человек, из них 15 человек погибли.

На сети железных дорог в 2006 г. при исполнении трудовых обязанностей в состоянии алкогольного опьянения травмировано 30 человек, из них 18 человек погибли. В первом квартале 2007 г. в состоянии алкогольного опьянения травмировано 7 человек, из них 4 человека погибли. Эти цифры свидетельствуют о низкой трудовой дисциплине в коллективах, не предъявлении должной требовательности к нарушителям со стороны руководителей структурных подразделений, недостаточной роли общественных организаций в борьбе за здоровый образ жизни, создании нетерпимых условий для работников, допускающих употребление спиртных напитки в рабочее время.

Строительство жилья. Исключительно важное место в коллективном договоре отводится решению жилищной проблемы. В 2005 г. ОАО «РЖД» на специальном заседании Правления была рассмотрена жилищная политика компании и утверждена Концепция жилищной политики на 2005-2007 гг. и на период до 2010 г., а также документы, необходимые для ее реализации. Реализация концепции ведется по двум направлениям.

Первое - создание жилищного фонда компании (ЖФК) для обеспечения производственно-технологической потребности и определение порядка и условий проживания работников ОАО «РЖД» в этом фонде.

Для этих целей сформирована адресная программа потребности в ЖФК на 2006-2008 гг. как в целом по ОАО «РЖД», так и по основным профессиям. Программа предусматривает формирование ЖФК в объеме 866 тыс. м2.

Программа рассмотрена на Ассамблее начальников железных дорог и на заседании Правления ОАО «РЖД» в июне-июле текущего года.

Необходимо сконцентрировать средства, предусмотренные инвестиционной программой ОАО «РЖД», на формировании специализированного жилищного фонда на железных дорогах и участках железных дорог, на которых существуют проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами технологии перевозочного процесса, а также разработать стандарты малоквартирных жилых домов, в том числе сборно-разборных, для дальнейшего их применения в строительстве специализированного жилья на железных дорогах.

В 2006 г. за счет инвестиционной программы ОАО «РЖД» введены в эксплуатацию и приобретены на рынке недвижимости 89 тыс. м2 специализированного жилищного фонда ОАО «РЖД». При этом освоено 1417 млн. руб.

Второе направление - создание доступных условий для приобретения (строительства) работниками ОАО «РЖД» жилых помещений в собственность. Для этого в ОАО «РЖД» предусмотрено оказание корпоративной поддержки работникам, сформирован учет лиц, нуждающихся в ней.

Жилые помещения продаются работникам ОАО «РЖД» с рассрочкой платежа на 10-15 лет под ставку 1-2% годовых. В 2005 г. на выполнение этой программы компанией выделено 2,1 млрд. руб. и построено около 3 тыс. жилых помещений.

Начиная с 2006 г. компания оказывает корпоративную поддержку в виде субсидирования части затрат на оплату начисленных процентов по ипотечным кредитам (ипотечная субсидия). Ипотечная субсидия предоставляется работнику только на время его работы в ОАО «РЖД», что закрепляет кадры на железнодорожном транспорте. Размер ипотечной субсидии на сегодняшний день составляет 10% годовых. Таким образом, без учета налогов для железнодорожников ставка по ипотечному кредиту составляет всего 2% годовых.

В 2006 г. на предоставление работникам ипотечных субсидий ОАО «РЖД» было предусмотрено в бюджете 500 млн. руб., что позволило улучшить жилищные условия более чем 3 тыс. семей железнодорожников.

Улучшение жилищных условий пенсионеров предусматривается через механизм продажи им жилых помещений в кредит с рассрочкой платежа. Для реализации этого механизма можно продать часть профинансированных за счет заемных средств жилых помещений по кредитам банка, а высвобожденные таким образом финансовые ресурсы направить на строительство жилья исключительно для пенсионеров отрасли и продавать им эти жилые помещения в кредит с рассрочкой платежа.

Ипотечная субсидия работнику, находящемуся в статусе молодого специалиста ОАО «РЖД», предоставляется по договору ипотечного кредита в размере ставки рефинансирования Центрального банка, но не выше ставки по договору ипотечного кредита.

Большое внимание уделяется молодым и многодетным семьям. Так, для многодетных семей (трое и более детей) предусмотрены безвозмездные субсидии до 70% стоимости жилого помещения. При рождении в семье работника ОАО «РЖД» детей предусмотрены субсидии на выплату задолженности по приобретенному жилому помещению в размере стоимости 10 м2 - при рождении первого ребенка, 14 м2 - при рождении второго ребенка и 18 м2 - при рождении третьего и последующих детей. Ни одна компания страны не имеет программы такого масштаба. И темпы работы в этом направлении будут нарастать.

Медицинское обеспечение. В соответствии с коллективным договором в 2006 г. в стационарах негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» лечение получили 337,8 тыс. работников компании (99% к уровню 2005 г.) и 235,5 тыс. членов их семей и пенсионеров железнодорожного транспорта (101,2% к уровню 2005 г.). В амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях НУЗ ОАО «РЖД») в 2006 г. зарегистрировано 21,8 млн. посещений работниками ОАО «РЖД» (89% к уровню 2005 г.), членами семей и пенсионерами железнодорожного транспорта - 7,6 млн. посещений (81,7% к уровню 2005 г.).

Сокращение количества больных в стационарах и числа посещений в поликлиниках связано с тем, что в 2006 г. часть филиалов ОАО «РЖД» были реорганизованы в дочерние общества. Кроме того, в результате проводимой реорганизации здравоохранения ОАО «РЖД» часть подразделений НУЗ ОАО «РЖД» были переданы в муниципальное здравоохранение.

Общие расходы компании по выполнению положений коллективного договора в области здравоохранения в 2006 г. составили 10,2 млрд. руб. (103,2 % к уровню 2005 г.), в том числе на добровольное медицинское страхование работников ОАО «РЖД» и на обязательные предварительные медицинские осмотры было израсходовано 7,2 млрд. руб. (102,2% по сравнению 2005 г.), на медицинскую помощь членам семей и пенсионерам железнодорожного транспорта - 3 млрд. руб. (105,6% к 2005 г.).

В санаторно-курортных НУЗ ОАО «РЖД» в 2006 г. находились на лечении 106,8 тыс. человек, из них работников ОАО «РЖД» 70,4 тыс. человек (94,2% к 2005 г.), членов их семей 10,2 тыс. человек (91,7% к 2005 г.), неработающих пенсионеров 26,2 тыс. человек (96,6% к 2005 г.). На эти цели израсходовано 940,6 млн. руб.

Особое внимание уделяется организации медицинской помощи работникам и пенсионерам, проживающим на отдаленных станциях и разъездах. Для этого созданы три передвижных консультативно -диагностических комплекса и отдельные медицинские вагоны, которые сегодня обслуживают более 4 млн. пациентов в 63 регионах. Эти передвижные комплексы в 2006 г. были удостоены премии Правительства РФ.

Социальная защита. Социальная сфера - важная составляющая жизнедеятельности и обеспечения устойчивой работы ОАО «РЖД». Социальные расходы - это не убытки, а инвестиции в будущее компании, важнейший инструмент повышения эффективности ее работы и необходимое условие успешной реализации миссии и стратегических задач.

В 2006 г. на социальную сферу на железных дорогах израсходовано 66,6 млрд. руб. Расходы на реализацию обязательств договора в целом по компании составили 80,3 млрд. руб. Средняя стоимость социального пакета (с учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий) на одного работника в год составила 31,1 тыс. руб., неработающего пенсионера - 5,9 тыс. руб.

При выходе работников на пенсию выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд. Так, в 2006 г. выплачено в среднем по 65 тыс. руб. каждому работнику, уходящему на пенсию.

Независимо от трудовой пенсии свыше 117 тыс. неработающих пенсионеров компании в 2006 г. получили через пенсионный фонд «Благосостояние» корпоративную пенсию, средний размер которой равен 1647 руб. Более 600 тыс. ветеранов через благотворительный фонд «Почет» ежемесячно получают материальную помощь, которая с 1 января 2007 г. увеличена на 50 руб.

В связи с празднованием 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне участникам ВОВ и труженикам тыла оказана единовременная помощь на общую сумму свыше 196 млн. руб.

Из общего числа работников, прошедших курс оздоровления, 73% являются работниками основных железнодорожных профессий. К сожалению, заполняемость основного количества дорожных санаториев-профилакториев и пансионатов крайне низка и остается на уровне 75-80%.

В детских оздоровительных лагерях отдохнули более 110 тыс. детей железнодорожников, в том числе на Черноморском побережье Кавказа - свыше 8 тыс. человек. Начиная с 2007 г. компания планирует приступить к переводу отраслевых детских оздоровительных учреждений на новые технологии и методики работы с применением спортивно-оздоровительных программ и программ дополнительного образования при участии профессиональных специалистов, занимающихся проблемами организации детского досуга.

Принята и реализуется комплексная программа «Молодежь ОАО «РЖД», которая предусматривает развитие малых железных дорог, гранты для студентов и молодых ученых, специальные меры по закреплению в компании молодых специалистов и обеспечению их профессионального роста. Это продуманная и осознанная политика компании.

Следует отметить, что если у компании есть обязательства по отношению к каждому работнику, к трудовому коллективу, то и у работников есть обязательства по отношению к своей компании. И компания вправе рассчитывать на эффективное и неукоснительное выполнение этих индивидуальных и коллективных обязательств.

Представителем коллектива в коллективном договоре является профсоюз и от его непосредственного участия в производственных делах напрямую зависит эффективность работы компании, а значит - выполнение условий коллективного договора. Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, безусловно, является одним из социально-ответственных в стране. Тем не менее его участие в делах компании должно существенно возрасти, перейти на новый уровень, соответствующий задачам, которые ставит перед собой ОАО «РЖД».

К сожалению, профсоюз недостаточно активно проявляет себя в решении проблем, связанных с безопасностью движения, охраной труда, трудовой дисциплиной. Об этом свидетельствуют факты о различного рода злоупотреблениях и нарушениях, допускаемых на ряде железных дорог (хищение имущества и грузов).

Сегодня крайне необходима более активная деятельность профсоюза и кадровых служб, дочерних и зависимых обществ по информированию и обучению сотрудников. Теперь для того, чтобы получить жилье, воспользоваться страховками, накопить пенсию и другие социальные гарантии, работнику надо разбираться в законодательстве. В связи с этим требуется поиск новых эффективных инновационных каналов доставки социальной информации до рядовых сотрудников.

Особая тема - это решение социальных вопросов в отделившихся дочерних и зависимых обществах. Имеются случаи, когда отдельные директора этих предприятий объясняют издержки реализации социальной политики ходом реформ, демонстрируя таким образом свое нежелание нести ответственность за состояние социального пакета на предприятии. Необходимо твердо определить ответственность директоров отделившихся дочерних предприятий за работу с коллективами по разъяснению социальной политики. Немалую роль здесь должны сыграть и профсоюзы.

Для решения социальных вопросов руководителям компании совместно с профсоюзными комитетами необходимо и дальше работать в тесном контакте, искать и находить пути по повышению эффективности работы отрасли, сокращению непроизводительных расходов, наращиванию объемов перевозок и увеличению доходности, повышению производительности труда, совершенствованию технологических процессов, обеспечению безопасности движения поездов, укреплению трудовой и технологической дисциплины.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования