Доклад председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Никифорова Н.А.

На совместном заседании Правления ОАО «РЖД» и Президиума ЦК профсоюза железнодорожников и транспортных строителей подведены итоги выполнения коллективного договора в 2006 г. С основными докладами выступили начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» А.В. Быков и председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Исполнилось 15 лет со дня принятия первого Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту и транспортному строительству, роль которого невозможно переоценить в обеспечении социальных гарантий трудовых коллективов и устойчивой работы железнодорожного транспорта. На пленуме ЦК профсоюза 20 апреля с участием активных разработчиков этого документа был рассмотрен вопрос о его значимости в период реформирования отрасли. В тот же день совет директоров ОАО «РЖД» принял решение о создании объединения работодателей по железнодорожному транспорту, одной из задач которого будет заключение отраслевого соглашения с профсоюзом. Это позволит заключить коллективные договоры в дочерних обществах без задержек, как это порой происходило и вызывало напряжение у работников в 2006 г.

В филиалах и структурных подразделениях компании в феврале - марте 2007 г. прошли конференции работников по подведению итогов выполнения коллективного договора ОАО «РЖД», коллективных договоров филиалов и других структурных подразделений. В работе дорожных конференций приняли участие руководители ОАО «РЖД», ЦК Роспрофжела, железных дорог, отделений дорог, Дорожных территориальных и территориальных организаций Профсоюза. В отчетных докладах и выступлениях отмечалось, что положительная динамика производственной деятельности компании позволила в основном выполнить обязательства коллективного договора. Такое же заключение сделала и двусторонняя комиссия ОАО «РЖД» и профсоюза.

Оплата труда

В 2006 г. выполнено большинство количественных и качественных показателей, производительность труда выросла на 7,1%, значительно увеличены доходы компании. Это позволило ежеквартально индексировать тарифные ставки и должностные оклады на уровне инфляции и увеличить реальный рост заработной платы на 6%, а с учетом инфляции на 16,3%. По России же заработная плата выросла на 24,5%, а реальная на 13,5%. Поэтому в отдельных районах стали появляться проблемы с укомплектованием кадрами массовых профессий, увеличилась текучесть кадров. Так, в Санкт-Петербурге соотношение уровня заработной платы на дороге с регионом составляет 0,8, текучесть кадров14,3% (в 2005 г. - 13,2%), на Сахалине - соотношение 0,6, текучесть 20,2% (в 2005 г. - 19,3%). Выше среднесетевой текучесть на Калининградской (16,4%), Северной (12,5%) и Свердловской (12,4%) железных дорогах. Аналогичная ситуация стала возникать и по учреждениям здравоохранения, где заработная плата ниже, чем в регионах. Минимальный размер оплаты труда в ОАО «РЖД» составил 1976 руб., что соответствует росту инфляции 9,7%.

В 2006 г. разработано новое Положение о корпоративной системе оплаты труда в ОАО «РЖД», направленное на усиление мотивационной составляющей. С 1 апреля данное положение введено в филиалах и других структурных подразделениях ОАО «РЖД». Минимальный размер оплаты труда достигает прожиточного минимума 3500 руб., тарифная составляющая в заработной плате вырастет с 34,8до 45,4%, заработная плата увеличится на 13,9%, что позволит закрепить кадры.

По результатам аттестации рабочих мест производятся доплаты к тарифным ставкам (окладам) работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Величина доплат составляет от 4 до 48%. Высшая доплата установлена по согласованию Департамента пути и искусственных сооружений с ЦК Профсоюза для работников, обслуживающих Северо-Муйский тоннель, где отмечено постоянное воздействие радона в рабочей зоне.

Абсолютное большинство работников компании честно и добросовестно выполняют свои обязанности, и результаты говорят об этом. Однако имеются случаи нарушений трудовой и производственной дисциплины. Так, за год было уволено 3948 нарушителей трудовой дисциплины против 3042 в 2005 г. (рост на 29,8 %), отстранено от работы по признакам опьянения 196 машинистов и помощников (рост 17%), в том числе 86 работников бригад на Северной, 24 на Куйбышевской, по 19 на Свердловской и Красноярской дорогах. За пьянку и прогулы мера должна быть одна - увольнение, и позиция руководства и профсоюза здесь одинакова.

При общем снижении числа крушений (с 3 до 2), аварий (с 2 до 1) и браков в поездной и маневровой работе (с 4826 до 4607) положение с безопасностью движения нельзя признать удовлетворительным. Практически во всех случаях присутствует так называемый человеческий фактор и, как правило, нарушений не одно, а несколько.

Профсоюзные органы принимают активное участие в работе по обеспечению безопасности движения, проводят различные мероприятия, рассматривают положение дел и нарушения на своих заседаниях. Только Президиум ЦК профсоюза четыре раза рассматривал данную проблему с принятием соответствующих решений. Большая роль в борьбе за безопасность отводится общественным советам (2868) и общественным инспекторам (52 725) по безопасности движения. Ими выявлено 1,35 млн. нарушений. Наиболее активные общественники поощряются, всего отмечено 6429 инспекторов.

В средствах массовой информации публикуются материалы о допущенных нарушениях безопасности, освещается работа общественных инспекторов по безопасности движения поездов, а также передовой опыт трудовых коллективов. По инициативе ЦК Профсоюза был проведен смотр-конкурс на лучшую публикацию в журнале «Локомотив» под рубрикой «На контроле - безопасность движения», где отражались новые подходы к данной тематике.

Охрана труда

В 2006 г. на мероприятия по охране труда выделено 4,2 млрд.руб., или 0,9% от эксплуатационных расходов при нормативе 0,7%. Из них на мероприятия по снижению производственного травматизма израсходовано 2,3 млрд. руб., или 54,8 % от общих затрат на охрану труда (по коллективному договору должно быть не менее 50%). Бесплатно выдавалась форменная одежда работникам, связанным с движением поездов и обслуживанием пассажиров.

Уровень производственного травматизма на сети железных дорог по сравнению с 2005 г. снизился на 18 %, по количеству погибших - на 2 %. Всего по ОАО «РЖД» в 2006 г. травмировано 757 человек, из них 96 человек со смертельным исходом. На фоне общего снижения производственного травматизма допущен рост несчастных случаев со смертельным исходом на Свердловской железной дороге - с 7 до 9 случаев, Северной - с 5 до 7, Приволжской - с 2 до 5, Северо-Кавказской - с 1 до 4 случаев. Причинами таких случаев, как показал анализ, являются наезд подвижного состава, поражение электрическим током, падение с высоты и с движущегося подвижного состава, дорожно-транспортные происшествия, падения и обрушения предметов, убийства.

Несмотря на неоднократные требования ОАО «РЖД» и Роспрофжела, начальники железных дорог, отделений, служб и структурных подразделений, председатели профсоюзных комитетов допускают формализм в профилактике производственного травматизма и контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме и не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда, соблюдения нормативов в работе по охране труда.

В 2006 г. в ОАО «РЖД» проведена аттестация по условиям труда на 100 169 рабочих местах, на которых работает 222 439 человек (более 20 % от общего числа рабочих мест). В соответствие с требованиями норм охраны труда приведено свыше 13 554 рабочих места, улучшены условия труда на 31 462 рабочих местах. За год было построено, реконструировано и отремонтировано 335 санитарно-бытовых корпусов и помещений, оборудовано 1450 пунктов обогрева и комнат приема пищи.

Однако все еще много фактов неудовлетворительного содержания санитарно-бытовых помещений, особенно в хозяйстве пути. Так, в Тайшетской дистанции пути на 9-м околотке станции Акульшет Восточно-Сибирской железной дороги пункт обогрева содержится в антисанитарном состоянии. При наличии свободных помещений нет комнаты приема пищи. Помещение для сушки спецодежды и спецобуви захламлено, не оборудованы вешалки, сушильное оборудование демонтировано. В Нижнеудинской дистанции пути на 7-м околотке станции Камышет нет шкафов для хранения спецодежды и спецобуви, умывальника, помещения для приема пищи и сушки спецодежды. На 11-м околотке в табельной нет умывальника, питьевого инвентаря, не оборудованы помещения для сушки спецодежды и спецобуви, приема пищи.

На Тындинском отделении Дальневосточной железной дороги также остается неудовлетворительной обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями в хозяйстве пути, в том числе гардеробными (67%), душевыми (15%), умывальными помещениями (54%). Практически отсутствуют помещения для сушки спецодежды и умывальники с подогревом воды.

В 2006 г. технической инспекцией труда профсоюза проведено 4085 проверок состояния условий и охраны труда, выявлено 44 753 нарушений правил и норм. Хозяйственным руководителям выдано 3196 предписаний с требованием устранения нарушений. Предъявлено 1760 представлений о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. По требованию инспекции оштрафовано органами надзора и контроля 313 руководителей, 12 работников освобождены от работы.

Мероприятия договора по обеспечению спецодеждой и спецобувью работников выполнены полностью. Однако имеются случаи поставки спецодежды и спецобуви ненадлежащего качества, несвоевременного обеспечения работников необходимыми видами средств индивидуальной защиты.

В профсоюзных организациях структурных подразделений ОАО «РЖД» создано и работает 3090 комитетов (комиссий) и 39 389 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, Проводится обучение вновь избранных уполномоченных. В филиалах и структурных подразделениях компании регулярно подводят итоги смотров-конкурсов на лучшие подразделения по обеспечению безопасности труда, образцовому содержанию рабочих мест и санитарно-бытовых помещений.

Сверхурочная работа

В 2006 г. в хозяйствах ОАО «РЖД» допущено 9768,1 тыс. часов сверхурочной работы (рост на 6,4%). Наибольшее количество часов сверхурочной работы допущено в локомотивном и вагонном хозяйствах, службах перевозок и Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. В локомотивном хозяйстве допущен 91,7% от общего количества сверхурочных часов работы по ОАО «РЖД». Наибольший рост переработок отмечен в локомотивных хозяйствах Свердловской железной дороги - 1806,5 тыс. ч (рост на 30,3%) и Южно-Уральской - 468,3 тыс. ч (рост на 69%).

В 2006 г. 15,9 % численности локомотивных бригад сети дорог отработали сверхурочно свыше 120 ч в год. Причем на Свердловской железной дороге это более 50% общей численности локомотивных бригад, на Северной более 25%, на Московской - 19,8%, на Забайкальской - 18%, на Южно-Уральской - 18,4 % и на Куйбышевской - 12,9%. В отдельных локомотивных депо каждый второй работник превысил норму. Например, на Северной железной дороге в депо Ярославль-Главный - это 55% численности локомотивных бригад, в депо Вологда 50%, в депо Череповец 48%. На Забайкальской железной дороге на 18,4 % возросло количество работников, отработавших сверхурочно свыше 120 ч.

Особенно неблагополучное положение в локомотивных депо Свердловской железной дороги, где 800 работников локомотивных бригад отработали свыше 360 ч сверхурочно каждый, а 1244 работника - свыше 240 ч. В целом по дороге на одного работника локомотивных бригад приходится по 172,2 ч переработки, т.е. выше установленного предельно допустимого норматива в 120 ч. Наибольшее число сверхурочных часов работы, приходящихся на одного работника, допущено также в локомотивных депо Камышлов (265,5 ч), Каменск-Уральский (242,1 ч), Пермь-Сортировочная (225,4 ч), Свердловск-Сортировочный (220,0 ч), Сургут (215,1 ч), Тюмень (202,2 ч). При большом количестве сверхурочных у локомотивных бригад непроизводительные потери составили 23 348,6 тыс. ч, что в 2,6 раза превышает сами сверхурочные.

В хозяйстве перевозок, несмотря на снижение на 7,3%, количество сверхурочных часов по-прежнему велико - 498,5 тыс. ч (5,1% от общего количества по ОАО «РЖД» ). Допущен рост сверхурочных часов работы на Куйбышевской железной дороге до 40,1 тыс. ч и Свердловской - до 233,4 тыс. ч. В хозяйстве пригородных пассажирских перевозок допущен рост сверхурочных до 150 тыс. ч.

Неблагополучное положение с режимом труда и отдыха у проводников вагонов - здесь сверхурочные составили 132 тыс. ч, в том числе на Южно-Уральской - 43,7 тыс. ч, Куйбышевской - 31,6 тыс. ч, Свердловской - 30,1 тыс. ч, Калинградской - 20,7 тыс. ч. Часы перенесенного летнего отдыха за 2006 г. составили 2,9 млн. ч, при этом летние перевозки планируется осуществлять с недобором работников к штату на 10%.

Тревожное положение у механиков рефрижераторных секций: задолженность по отгулам составляет 30,5 тыс. дней, в том числе по депо Подмосковная 27 168 дней. Это при том, что из-за падения перевозок скоропортящихся грузов предлагается сократить более 1000 механиков.

Правозащитная работа

Выборными и штатными работниками Роспрофжела регулярно контролировался ход выполнения коллективного договора, коллективных договоров филиалов и других структурных подразделений. На заседаниях Президиума Роспрофжела рассматривались вопросы трудового законодательства, состояния условий охраны труда, режима труда и отдыха, социальной защиты работников и неработающих пенсионеров.

Правовой инспекцией труда Роспрофжела в 2006 г. проведена 3401 проверка соблюдения трудового законодательства и коллективных договоров. Выявленных нарушений было допущено 17 339. По результатам этих проверок внесено 2640 представлений об устранении нарушений трудового законодательства. По требованию правовой инспекции труда были восстановлены на работе 139 необоснованно уволенных работников, что на 54,4 % больше, чем в 2005 г. (90 человек).

Однако, несмотря на принимаемые меры, продолжают иметь место многочисленные нарушения трудового законодательства и коллективных договоров. В отчетном году продолжалась тенденция увеличения числа нарушений по всем показателям правоприменительной деятельности хозяйственных руководителей в области трудовых отношений.

Массовый характер носят нарушения трудового законодательства при привлечении работников к дисциплинарной ответственности. В течение 2006 г. по требованию правовой инспекции труда отменено 1873 необоснованно примененных дисциплинарных взыскания, что на треть больше, чем в 2005 г. По результатам проверок и обращениям членов профсоюза по требованию правовой инспекции работникам было дополнительно начислено и выплачено премий, материальной помощи, пособий, доплат за сверхурочную работу и работу в выходные дни, оплат командировочных расходов, технической учебы и других выплат на общую сумму 93,2 млн. руб.

Социальная сфера

В полном объеме реализовывались предусмотренные договором обязательства по предоставлению бесплатного проезда, санаторно-курортного лечения работникам компании и пенсионерам. В 2006 г. бесплатными билетами воспользовалось более 1 млн. 100 тыс. человек. Работники, члены их семей, пенсионеры получали полный пакет медицинских услуг в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования и договорами о добровольном медицинском страховании; выплачивалось единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, предоставлялись дополнительные отпуска при рождении ребенка, регистрации брака.

В целях материальной поддержки пенсионеров, бывших железнодорожнико, в им ежемесячно выплачивается через НПФ «Благосостояние» негосударственная пенсия, средний размер которой составляет 1647,8 руб. Такую пенсию получают уже свыше 117,2 тыс. пенсионеров. Через Благотворительный фонд «Почет» не получающим негосударственную пенсию ветеранам выплачивалась ежемесячно материальная помощь в размере 200-300 руб., ее получили более 624 тыс. пенсионеров.

В 2006 г. ОАО «РЖД» построено и приобретено специализированного жилья площадью 87,4 тыс. м2 (1071 жилое помещение), на эти цели израсходован 1 млрд. 417 млн. руб. 4435 работников компании получили ипотечные субсидируемые кредиты на сумму 3,8 млрд. руб. (на учете получения корпоративной поддержки стоят 40 тыс. работников).

Затраты компании на содержание объектов культуры и спорта составили 2111,0 млн. руб., на проведение культурно-просветительных и спортивно-массовых мероприятий - 1177 млн. руб., что соответствует обязательствам коллективного договора. Негосударственные учреждения здравоохранения постоянно оснащаются современным медицинским оборудованием, вводятся новые методы профилактики, диагностики и лечения, внедряется автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

В компании 46 центров медицинской реабилитации локомотивных бригад, они сегодня остались на балансе железных дорог, а их медицинский персонал стал относиться к НУЗ ОАО «РЖД».

Забота о детях - одно из приоритетных направлений совместной деятельности руководства филиалов, структурных подразделений компании и профсоюзных комитетов. На обеспечение детской оздоровительной компании в 2006 г. потрачено 1262,7 млн. руб., в том числе за счет профсоюза 10% (профвзносы и целевые 133 млн. руб.). Всего отдохнуло 110 тыс. детей. На страхование детей от несчастных случаев на время их пребывания в оздоровительных лагерях потрачено 5,5 млн. руб. В дни зимних школьных каникул около 1 тыс. детей отдохнули по специальной детской программе «Узнай свою страну».

Реализуются предусмотренные коллективным договором дополнительные льготы по выплате единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия работникам по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, предоставление дополнительных отпусков при рождении ребенка, регистрации брака и другие льготы. Работникам и неработающим пенсионерам выдано 702,5 тыс. т бытового топлива.

Социальное партнерство

Совместными усилиями администраций и органов профсоюза практически во всех филиалах и структурных подразделениях сложился и поддерживается нормальный психологический климат в коллективах. Профсоюзные организации и хозяйственные структуры сотрудничают на принципах уважения взаимных интересов и равноправия. В течение года хозорганы отчисляли денежные средства в размере 0,5% от фонда оплаты труда для осуществления уставной деятельности организаций Роспрофжела. Всего за год на эти цели направлено 1082 млн. руб. Данные средства использовались на проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий для работников и членов их семей, празднование торжественных дат, включая День железнодорожника, чествование ветеранов, детскую оздоровительную кампанию и проведение новогодних мероприятий. Поощрялись выборные и штатные работники органов Роспрофжела за активное участие в решении социально-экономических и производственных задач.

Президиум ЦК считает коллективный договор выполненным практически в полном объеме как со стороны администрации, так и работников и профсоюзных органов.

От имени Президиума центрального комитета профсоюза благодарю Президента ОАО «РЖД», правление компании, руководителей департаментов, железных дорог и других филиалов за хорошее партнерское взаимодействие в решении социальных вопросов на основе выполнения установленных производственных показателей.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования