Актуальные задачи подразделений производственного блока компании

В.Н. Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

На итоговом расширенном заседании Правления ОАО «РЖД», рассматривавшем результаты работы компании в 2008 г. и определившем приоритетные задачи на 2009 г., большое внимание было уделено работе производственного блока, повышению эффективности деятельности всех основных хозяйств и подразделений акционерного общества, неукоснительному выполнению намеченной программы антикризисных мер.

В 2008 г. работа компании проходила в условиях существенных изменений макроэкономической ситуации в стране. Так, при достаточно высоком уровне объемных показателей в начале года их динамика в последние месяцы года резко замедлилась. В связи с этим доходы по всем видам деятельности снижены к плановому заданию на 4 млрд. руб., или на 3,9%. При этом задачи по повышению эффективности эксплуатационной работы, поставленные на итоговом (2007 г.) заседании правления ОАО «РЖД», в основном выполнены (за исключением графика пассажирских и пригородных поездов и объема выгрузки, недовыполненных на 0,1%) с экономическим эффектом около 1,6 млрд. руб. Плановые задания по всем основным показателям качества эксплуатационной работы выполнили семь железных дорог: Свердловская, Южно-Уральская, Северная, Приволжская, Горьковская, Дальневосточная, Сахалинская. Этому во многом способствовала системная работа по переводу управления объединенным парком локомотивов на Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской железных дорогах, совмещение тяговых плеч на полигонах Дальневосточной и Забайкальской, увеличение гарантийного пробега грузовых вагонов в среднем на 70 км, а для контейнерных поездов - более чем на 100 км, ввод в эксплуатацию принципиально новой техники и технологии работы сортировочных станций Красноярск, Орехово-Зуево, Инская и др.

Вместе с тем в производственной деятельности был допущен ряд просчетов, оказавших негативное влияние на финансово-экономические результаты компании. Так, десять железных дорог не справились с заданиями по выполнению качественных показателей. Отрицательное влияние этого на финансовый результат работы компании оценивается суммой свыше 600 млн. руб.

Основной задачей управления перевозками в 2009 г. должен стать переход к работе на основе экономических критериев эффективности эксплуатационной деятельности. Департаменту управления перевозками совместно с руководителями железных дорог необходимо реализовать программу антикризисных мер на основе повышения эффективности управления тяговыми и погрузочными ресурсами, оптимизации использования инфраструктуры.

Год будет важным и в деле дальнейших структурных преобразований. Создание Дирекции управления движением как центрального звена перевозочного процесса позволит за счет улучшения взаимодействия бизнес-единиц лучше решать задачи повышения эффективности эксплуатационной работы и качества обслуживания клиентов. В связи с этим до 1 апреля необходимо завершить разработку технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии между дирекциями тяги, инфраструктуры и сбыта.

Целевыми задачами производственного блока компании на 2009 г. предусматривается обеспечить объем погрузки не менее 1055 млн. т и начисление выручки за грузовые перевозки - не менее 757,3 млрд. руб.

С учетом сложившейся ситуации, являющейся серьезным вызовом конкурентоспособности Российских железных дорог, необходимо в первом полугодии завершить разработку стратегии бизнеса и целевой модели рынка грузовых перевозок, предусматривающих:
маркированный список разработку и принятие нормативных документов, определяющих взаимодействие перевозчика и собственников (операторов) подвижного состава;
маркированный список заключение долгосрочных договоров с грузоотправителями на оказание комплексной услуги по перевозке грузов;
маркированный список заключение с собственниками подвижного состава соглашений об условиях использования приватного парка;
маркированный список создание вагонной биржи - электронной торговой площадки.
 

Задачи по управлению перевозочным процессом на основе экономических критериев антикризисного управления

Основные технико-технологические мероприятия по экономии производственных издержек
в 2009 году

Целевые задачи ОАО «РЖД» на 2009 г.

Прежде всего, необходимо создать рыночные механизмы балансирования спроса и предложения на грузовые вагоны, убедить участников рынка, что именно единое управление парками вагонов, независимо от их принадлежности, повышает пропускные и перерабатывающие возможности инфраструктуры, обеспечивает максимально эффективное использование подвижного состава, а значит, способствует развитию бизнеса.

В области пассажирских перевозок в 2008 г. достигнуто увеличение маршрутной скорости движения скоростных поездов до 134,5 км/ч, скорых - до 56,6 км/ч, пассажирских - до 46,5 км/ч. С учетом снижения объемов перевозок и выполненного ремонта инфраструктуры при разработке графика на 2009-2010 гг. следует предусмотреть дальнейшее повышение маршрутных скоростей. С 1 января должен быть обеспечен окончательный переход на новую систему учета графика проследования пассажирских поездов.

Определяющей задачей блока инфраструктуры в 2008 г. была масштабная реконструкция железнодорожного пути в условиях изменения структуры управления путевым комплексом. И путейцы с планом справились: по всем источникам суммарно оздоровлено 15 287 км пути, в том числе проведена реконструкция 3052 км верхнего строения пути. После завершения летних путевых работ балльность составила 39 баллов, на 1500 км сократилась просрочка в капитальном ремонте пути, что позволило поднять скорости движения пассажирских поездов на 2800, а грузовых - на 2000 км линий. Завершен важнейший инвестиционный проект «Электрификация участка Сызрань - Сенная». Электрифицированный участок протяженностью 117 км соединил промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа. Хозяйства автоматики и телемеханики, электрификации и энергоснабжения в целом также выполнили плановые задания по ремонту объектов инфраструктуры.

Вместе с тем в управлении блоком инфраструктуры 2008 г. был допущен ряд ошибок, которые выразились в нарушении директивного плана-графика предоставления «окон», неудовлетворительной организации их проведения и передержках. Так, из-за некачественной подготовки фронтов работ, низкой трудовой и технологической дисциплины на Горьковской, Приволжской, Октябрьской, Забайкальской, Восточно-Сибирской, Куйбышевской и ряде других железных дорог было допущено более 500 случаев передержек «окон» общей продолжительностью свыше 900 ч. В 2009 г. сложившуюся ситуацию со снижением интенсивности перевозок на сети дорог следует использовать для повышения выработки в «окна», улучшения качества выполняемых работ, а также с учетом применения материалов нового уровня качества нужно увеличить межремонтные сроки в 1,5 раза при сокращении периодичности контроля и диагностики пути.

Переход к работе в условиях ограниченного финансирования и экономии ресурсов потребует решения таких важных задач, как планирование ремонтов объектов инфраструктуры по фактическому состоянию, сокращение отказов технических средств не менее чем на 15%, снижение количества ограничений скорости движения поездов на 10%, повышение выработки при реконструкции пути и ремонтах не менее чем до 1300 м в сутки, установка систем автоблокировки, обеспечивающей возможность двухстороннего движения, завершение работ по замене элементов обратной тяговой цепи.

Проводимые в рамках антикризисной программы технико-технологические мероприятия позволят в 2009 г. сэкономить по хозяйствам инфраструктурного блока более 10,5 млрд. руб. Значимый эффект должен дать, в частности, переход от планово-предупредительной системы работ к ремонту по фактическому состоянию устройств инфраструктуры на основе внедрения современных средств диагностики. Значительную экономию издержек дадут также переход на технологию эксплуатации контактной сети с чередованием ревизий и верхового осмотра, внедрение средств железнодорожной автоматики на микропроцессорной элементной базе, применение вызывного характера обслуживания малодеятельных участков и др.

В сфере особого внимания руководства компании постоянно находится работа вагонного комплекса. И хотя начиная с 2006 г. в вагонном хозяйстве наблюдается положительная динамика снижения общего количества случаев брака - ежегодно на 10-15%, в 2008 г. доля отказов технических средств здесь была еще высокой - 26% общего количества. Улучшено качество ремонта грузовых вагонов компании в депо на 15%, но снижено качество ремонта приватных вагонов, а дополнительные расходы на устранение дефектов превысили 44 млн. руб.
 

Приоритетные задачи инфраструктурного блока на 2009 г.
Основные технико-технологические мероприятия по экономии производственных издержек
в 2009 году

Основными задачами вагонного комплекса на 2009 г. должны стать обеспечение высокого качества ремонта всего парка вагонов, вне зависимости от вида собственности, и сокращение количества отцепок в текущий ремонт не менее чем на 10%, оптимизация количества и технического состояния вагонного парка холдинга ОАО «РЖД», принятие мер по обеспечению сохранности отставленных в резерв и запас вагонов. Необходимо также довести величину средней протяженности гарантийных участков на основных направлениях сети железных дорог до 1100 км и установить для контейнерных поездов гарантийные участки длиной 1500 км без производства технического обслуживания. Совокупный экономический эффект от предлагаемых мер составит в 2009 г. свыше 4 млрд. руб.

Локомотивному хозяйству в 2008 г. удалось освоить возрастающий в течение первого полугодия объем перевозок и обеспечить тягой не только перевозочный процесс, но и хозяйственную работу путевого и строительного комплексов. Парк пополнился 461 локомотивом, что потребовало доведения новых серий подвижного состава до требований постоянной эксплуатации при участии специалистов хозяйства.

Значительным прорывом в организации локомотивной тяги стало расширение масштабов применения автоматизированных систем управления распределенной тягой и тормозами поезда. Это позволило в 4,8 раза увеличить количество сдвоенных поездов и в 10 раз - поездов массой свыше 8000 т. На 11 железных дорогах была введена новая технология технического осмотра грузовых электровозов в объеме ТО-2. Переход на покилометровый учет пробега грузовых электровозов между ТО-2 не только уменьшил проведение технического осмотра в среднем в сутки 615 электровозам, но и обеспечил улучшение подвязки локомотивов по узловым станциям, а также контроля за их работой.

Вместе с тем не улучшается положение с техническим обслуживанием локомотивного парка. Порчи и неисправности локомотивов составили 94% общего количества случаев брака в хозяйстве. Качество ремонта тепловозов снижено в среднем по сети на 3,2%, электровозов - более чем на треть. Особенно «отличились» Приволжская и Куйбышевская железные дороги, где и без того низкое качество ремонта было ухудшено в 1,5 и 2,5 раза соответственно по сравнению с 2007 г. Несмотря на некоторое снижение продолжает оставаться недопустимо высоким количество часов сверхурочной работы локомотивных бригад - оно превысило 10 млн. ч. Работникам локомотивных бригад не предоставляются положенные выходные дни, сокращается время отдыха между поездками, сохраняется текучесть кадров.

В условиях значительного сокращения объемов перевозок работа локомотивного хозяйства должна быть нацелена на сокращение эксплуатационных расходов за счет оптимизации эксплуатируемого парка, экономии топливно-энергетических, трудовых и других ресурсов. В 2009 г. предусмотрено отставить в запас ОАО «РЖД» почти 2000 локомотивов, значительно сократить программу плановых видов ремонта и технического обслуживания в условиях депо. Кроме того, за счет технико-технологических мероприятий планируется сократить издержки более чем на 14,7 млрд. руб.
 

Организация движения тяжеловесных и сдвоенных поездов (2007, 2008 гг.)
Основные технико-технологические мероприятия по экономии производственных издержек
в 2009 году

В числе важных мер сокращения расходов в локомотивном хозяйстве улучшение использования основных производственных фондов, расширение практики управления локомотивом и вождения поездов «в одно лицо», внедрение автоматизированной системы суточного планирования работы депо.

Реализацию антикризисных мероприятий в блоке тяги предстоит осуществлять в условиях структурных преобразований. На Западно-Сибирской, Октябрьской, Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорогах уже ведется разделение локомотивных депо на ремонтные и эксплуатационные, создаются дорожные дирекции по ремонту тягового подвижного состава. На Западно-Сибирской эта работа уже практически завершена. После оптимизации количества локомотивных депо управление блоком тяги будет осуществлять создаваемый Центр по корпоративному управлению локомотивным комплексом, который в дальнейшем будет преобразован в центральную Дирекцию.

Всего по производственному блоку в 2009 г. в рамках проведения антикризисных мероприятий запланировано получить дополнительную экономию производственных издержек 37,8 млрд. руб., в том числе за счет:
маркированный список экономии топлива и электроэнергии - не менее 14 млрд.;
маркированный список снижения материалоемкости - не менее 8 млрд.;
маркированный список оптимизации контингента - около 6 млрд.;
маркированный список консервации не задействованных в производственном процессе основных фондов - не менее чем 4 млрд.;
маркированный список реализации программ ресурсосбережения - не менее 1,1 млрд.
маркированный список снижение масштабов плановых ремонтов устройств за счет повышения качества диагностики, осмотров устройств и уточнения нормативов периодичности ремонтов инфраструктуры по фактическому состоянию и подвижного состава по пробегу; внедрение технологии локального устранения дефектов в круглосуточном режиме;
маркированный список активизация внедрения системы комплексной оценки состояния пути, перевод дистанций пути на участковую систему организации текущего ремонта;
маркированный список повышение надежности инфраструктуры и подвижного состава на основе эффективного внедрения передовых разработок технических средств, в первую очередь - совершенствования систем обеспечения безопасности движения, исключающих влияние «человеческого фактора».

Не менее 19 млрд. руб. ожидается получить от снижения закупочных цен на материально-производственные ресурсы. При этом запасы на конец 2009 г. должны быть снижены до 48 млрд. руб. (2,1 месяца) за счет вовлечения в оборот имеющихся ресурсов на складах на сумму 24 млрд. руб.

Важнейшей задачей является обеспечение безопасности перевозок. В 2008 г. благодаря целенаправленной работе коллективов большинства предприятий ОАО «РЖД» достигнуто снижение уровня аварийности на железных дорогах на 15%, а в целом по компании с учетом Федеральной пассажирской дирекции, дирекций по ремонту пути и по ремонту вагонов - на 9%. Тем не менее на ряде железных дорог положение с обеспечением безопасности движения не стабилизировалось. Допущены крушение и сход пассажирских поездов на Забайкальской железной дороге; две аварии на Октябрьской железной дороге; 45 сходов в организованных поездах, наибольшее количество из которых на Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах. Не выполняют решение итогового заседания Правления 2007 г. в части снижения на 12% уровня аварийности Куйбышевская, Октябрьская, Забайкальская железные дороги.

Основными направлениями по обеспечению высокого уровня безопасности движения в 2009 г. должны стать:
маркированный список внедрение технического аудита, разработка методологии мониторинга и анализа состояния технических средств по выявлению их предотказного состояния;
маркированный список обеспечение снижения отказов технических средств на 15% с учетом снижения объемов перевозок;
маркированный список приведение в соответствие технологических процессов выполняемым работам в подведомственных хозяйствах;
маркированный список повышение квалификации персонала, улучшение качества его обучения и подготовки.

В целях сохранения достигнутого уровня заработной платы, решения задач по повышению производительности труда и сокращению издержек в 2009 г. должна быть оптимизирована и приведена в соответствие с объемами выполняемых работ численность персонала компании - в том числе за счет внедрения передовых технологий, исключения дублирования функций, расширения зон обслуживания и совмещения профессий, консервации малодеятельных участков железных дорог или установления для них оптимального режима рабочего времени и соответствующей штатной численности. При проведении указанных мероприятий нужно учитывать, что они ни в коем случае не должны повлиять на оперативность работы сети и на качество представляемых услуг. Следует принять все меры, чтобы удержать лучшие профессиональные кадры и одновременно расстаться с нарушителями трудовой дисциплины и безответственными работниками.

Работа в сложившихся кризисных условиях станет для компании катализатором повышения эффективности во всех видах деятельности, позволит внести значимый вклад в общую стабилизацию экономической ситуации в стране. Залогом успеха достижения этих целей должно стать последовательное исполнение принятых нами решений, программы антикризисных мероприятий на основе принципов лидерства, единства команды и традиционной для железнодорожников дисциплины.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования