Приоритеты в сфере энергосбережения и технического регулирования

В.А. Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Полиграфический вариант статьи
 

В 2009 г. работникам ОАО «РЖД» на основе накопленного опыта и его дальнейшего развития предстоит решить большой комплекс задач в области энергосбережения, а также в сфере технического регулирования.

Энергосбережение

Указом президента РФ о мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики поставлена задача по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта Российской Федерации к 2020 г. не менее чем на 40%. С учетом этого в соответствии с Энергетической стратегией ОАО «РЖД» в компании развернута широкомасштабная работа по энергосбережению. Сегодня это один из главных резервов сокращения издержек.

По предварительным данным, в целом по ОАО «РЖД» потребление всех видов энергоресуросв в 2008 г. было снижено по сравнению с предыдущим годом на 2,3%, а суммарные затраты на приобретение энергоресурсов выросли на 32,5%, в основном из-за повышения их стоимости.

В перевозочном процессе, на который приходится около 78% всех расходов на потребляемые компанией энергоресурсы, нормативы их удельного расхода как мера энергоемкости перевозок выполнены в обоих видах тяги. При этом с лучшими результатами завершили 2008 г. Северо-Кавказская, Дальневосточная и Западно-Сибирская железные дороги, с худшими - Куйбышевская, Октябрьская и Горьковская. В нетяговой энергетике потребление всех видов топлива снижено к уровню предыдущего года на 9,3%. В целом по сети железных дорог сэкономлено (к праву расхода) более 300 млн. кВт.ч электроэнергии, 33 тыс. т дизельного топлива и порядка 311,5 тыс. т котельно-печного топлива в условном исчислении.

Достигнутые результаты могли быть и более весомыми, если бы не резкое снижение перевозочной работы в четвертом квартале 2008 г. Но это не главная причина. На многих дорогах несвоевременно отставляли избыточные локомотивы в запас. Так, потери от пересодержания парка локомотивов эксплуатации к реально выполняемым объемам перевозочной работы, к примеру, на Куйбышевской дороге, только в октябре 2008 г. оценивались в 1000 т дизельного топлива. Такое положение наблюдалось на большинстве железных дорог и в середине декабря, в том числе более 10% пересодержания парка на Приволжской, Свердловской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Еще один пример. Анализ структуры парка электровозов, эксплуатируемых на полигоне Рыбное - Челябинск по автоматизированной системе управления тяговыми ресурсами, показал, что с начала декабря в резерве дорог ежесуточно находилось более 100 электровозов в «горячем» состоянии, а это дополнительный расход в сутки более 120 тыс. кВт.ч электроэнергии.
 

Основные задачи в области обеспечения экономии топливно-энергетических ресурсов

Следует обратить внимание и на структуру перевозок, в частности на приведение хозяйственной работы, на 80% связанной с обслуживанием инфраструктуры компании, в соответствие с объемами доходных перевозок. Так, если в ноябре прошлого года объемы грузовых перевозок к уровню соответствующего периода 2007 г. снизились на 8,9%, то объемы хозяйственной работы выросли на 24%. 2009 г. станет серьезным испытанием для всех филиалов компании по вопросам энергоэффективности их деятельности.

В перевозочном процессе главным направлением сокращения издержек должен стать постоянный мониторинг соответствия эксплуатируемого парка локомотивов размерам движения. При этом нормативы их содержания в эксплуатации и показатели использования должны быть ужесточены.

В числе важных мер по снижению издержек - системная работа по лубрикации пары трения «колесо-рельс». При этом обеспечивается снижение энергопотребления на тягу поездов и увеличивается ресурс колесных пар подвижного состава и рельсов. Исследования ученых Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) и данные Ассоциации американских железных дорог показывают, что качественное применение лубрикации позволяет снизить энергопотребление на тягу поездов на 6%.

В 2008 г. удалось за счет лубрикации несколько улучшить показатели износа в системе «колесо-рельс» Там, где серьезно занимаются этой проблемой, повышается ресурс бандажей локомотивов и колесных пар вагонов, экономятся энергоресурсы. Вместе с тем нормативы работы передвижных рельсосмазывателей в целом по сети выполняются лишь на 85%. В текущем году на Свердловской и Южно-Уральской магистралях реализован пилотный проект контроля технологического регламента работы передвижных рельсосмазывателей на основе системы спутниковой навигации. Это позволяет оперативней принимать решения по повышению эффективности использования средств лубрикации.

На 2009 г. установлены довольно жесткие параметры топливо- и энергопотребления. В развитие Энергетической стратегии ОАО «РЖД» разработаны и утверждены параметры энергосбережения до 2015 г. для основных производственных филиалов компании ОАО «РЖД», выполнение которых должно стать одним из приоритетных направлений работы руководителей на всех уровнях управления.
 

Схема мониторинга лубрикации в системе «колесо-рельс»
Увеличить
Влияние результатов лубрикации на энергоэффективность перевозок в 2008 г.

В компании определены и основные задачи по достижению поставленных целей в области экономии топливно-энергетических ресурсов, начата их реализация совместно с разработчиками новых систем управления и предприятиями транспортного машиностроения. Упор сделан на инновационное развитие. Так, на Московской железной дороге начал свою работу первый в России двухдизельный маневровый тепловоз. По предварительным оценкам, расход дизельного топлива в зависимости от загрузки может быть снижен на 10%. Экономия годовых эксплуатационных расходов на его содержание по сравнению с серийным ЧМЭ3 оценивается в 540 тыс. руб. в год.

В стационарной теплоэнергетике также реализуется ряд пилотных проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на Забайкальской железной дороге по переводу котельных на технологию кипящего слоя, обеспечивающего сжигание топлива до 95-98% и снижение вредных выбросов вдвое. На Западно-Сибирской железной дороге запущена первая в России модульная каталитическая теплофикационная установка мощностью 3,5 мВт с к.п.д., равным 95%. В 2008 г. реализован ряд пилотных проектов по светодиодной технике. По всем объектам внедрения удалось снизить мощность энергопотребления в 3,2 раза. Применение светодиодных источников света позволяет экономить до 40% электроэнергии по сравнению с люминесцентными лампами, а при наличии интеллектуальных систем управления - еще на 30%.
 

Тепловоз маневровый с двухдизельной силовой установкой (на базе ЧМЭ3)
Каталитическая теплофикационная установка
Внедрение светодиодной техники
Увеличить

Техническое регулирование

Принятый в 2002 г. федеральный закон «О техническом регулировании» полностью меняет систему нормативного обеспечения производственной деятельности, в том числе и на транспорте. В связи с его вводом в действие с 2010 г. приостанавливается действие всех документов, регламентирующих обязательные требования к безопасности на железнодорожном транспорте.

В ОАО «РЖД» удалось выстроить достаточно стройную систему по реализации нового закона. За последние два года при участии ученых ВНИИЖТа, Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, специалистов ОАО «РЖД» разработаны и представлены в Минтранс России проекты трех базовых технических регламентов о безопасности инфраструктуры, подвижного состава и высокоскоростного железнодорожного транспорта. Это первые в России наиболее технически сложные регламенты, регулирующие не только деятельность железнодорожного транспорта, но и смежных отраслей, поставщиков продукции для железнодорожного транспорта. Уместно отметить, что к настоящему времени в РФ разработаны и приняты пока только пять технических регламентов - регулирующих пожарную безопасность и устанавливающих требования к бензинам, молоку, сокам и масложировой продукции.

Разработанные проекты технических регламентов учитывают стратегические интересы ОАО «РЖД», соответствуют признанным в развитых странах принципам регулирования безопасности, включая принципы презумпции соответствия и механизмы быстрого внедрения инновационной продукции, что особенно важно для развития отечественного транспортного машиностроения. Регламенты содержат только существенные требования по безопасности к объектам с минимальным количеством конкретных цифровых значений. Вся доказательная база будет содержаться в национальных стандартах и сводах правил добровольного применения, чем будет обеспечено стабильное научно-техническое развитие железнодорожного транспорта.
 

Реализация ФЗ «О Техническом регулировании»
Направление стандартизации

В 2008 г. были сформированы перечни национальных стандартов и сводов правил, поддерживающих технические регламенты, начата их разработка. С учетом ответственности и важности разрабатываемых документов, необходимости защиты интересов компании на государственном уровне по инициативе ОАО «РЖД» создан Национальный технический комитет по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт», объединяющий 16 подкомитетов по направлениям работ. На Комитет возложены функции формирования технической политики по стандартизации на железнодорожном транспорте с учетом баланса интересов государства и бизнеса, проведение экспертизы всех проектов нормативных документов, затрагивающих деятельность ОАО «РЖД».

Кроме того, компанией организован мониторинг технических регламентов смежных отраслей, затрагивающих деятельность железнодорожного транспорта. В текущем году был проведен анализ 46 проектов таких регламентов и выявлено 12 проектов, не соответствующих законодательству в сфере железнодорожного транспорта; замечания учтены.

Определены приоритетные направления разработки национальных стандартов на ближайшие годы, увязанные с Концепцией развития национальной системы стандартизации. Потребуется разработать около 1500 национальных стандартов и сводов правил. Необходимо также разработать около 2800 корпоративных стандартов ОАО «РЖД», призванных регулировать все производственные и технологические процессы на железнодорожном транспорте, включая производство и необходимую для этого продукцию.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования