Летние ремонтно-путевые работы:
акцент на качество

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

Правление ОАО «РЖД» в конце марта рассмотрело ход подготовки к летним путевым работам. В докладе и выступлениях были всесторонне проанализированы результаты и уроки прошлогодней путевой страды, планы и приоритетные задачи нынешнего сезона, выполнение объемов и сроков поставки материалов верхнего строения пути, степени готовности кадров, путевой техники, требования к организации, качеству и срокам производства работ.

Подводя кратко итоги 2008 г., вице-президент ОАО «РЖД» В.Б. Воробьев отметил, что в целом по сети, несмотря на определенные организационно-технические проблемы, программа путевых работ реализовывалась ровно, без срывов. Установленные задания по основной номенклатуре ремонтно-путевых работ были выполнены. Всеми видами ремонтов пути в 2008 г. оздоровлено и сдано в эксплуатацию 15,3 тыс. км пути при плане 15,2 тыс. км, что выше уровня 2007 г. на 30%. Рельсосварочными предприятиями было сварено свыше 6 тыс. км плетей бесстыкового пути из новых и старогодных рельсов, на перегонах сварено почти 49 тыс. стыков.

Вместе с тем в проведении ремонтно-путевых работ имелись и недостатки, которые должны быть учтены в новом сезоне. Так, из-за серьезных просчетов в организации ремонтных работ, а также отмены и непредоставления требуемого количества «окон» на ряде дорог, в частности Забайкальской, Свердловской, Горьковской, Дальневосточной, Северо-Кавказской, было допущено значительное отставание от запланированных графиков. В результате основной объем работ пришелся на осень. Это привело к удорожанию работ, снижению их качества, потребовало дополнительного предоставления «окон» для перезакрепления плетей в оптимальном температурном интервале и проведения послеосадочного ремонта весной 2009 г. Как было отмечено, подобная ситуация складывается ежегодно: по итогам 2008 г. требовалось перезакрепить около 1900 пар плетей, в 2007 г. - 1400 и т.д. В нынешнем году эту негативную тенденцию надо переломить.

Кроме отмены запланированных «окон», путевые машинные станции сами были вынуждены отказаться от 1014 «окон» из-за невыделения локомотивов и невозможности подвода хозяйственных поездов к фронтам работ, отсутствия представителей смежных служб, невыделения путевых машин дорожными путевыми мастерскими, а также из-за погодных условий.

На обеспечение работ локомотивами необходимо обратить особое внимание. В 2008 г. при заявлении в среднем всеми региональными дирекциями по ремонту пути 773 локомотивов фактически выделялось только 698. Особенно это характерно для Куйбышевской, Свердловской и Восточно-Сибирской дорог. Подобную практику нужно менять, лучше планировать работу локомотивного парка. Так, рекомендовано закрепить локомотивы и локомотивные бригады за путевыми машинными станциями и дистанциями пути, наладить должным образом турную езду и др.

Вследствие поломок путевой техники, неудовлетворительной подготовки работ, несогласованности действий работников пути и причастных служб в 2008 г. было передержано 244 «окна» на 379 ч, что выше уровня 2007 г. При этом было задержано более 160 пассажирских и 355 пригородных поездов. Такая организация дела признана неприемлемой и впредь не должна допускаться.

Несмотря на то что в прошлом году в эксплуатацию было сдано с оценкой «отлично» на 5% больше отремонтированных километров, чем в 2007 г., качество ремонта пути по-прежнему остается главной проблемой. Это подтверждают и проверки, проводимые как департаментами пути и безопасности движения, так и путеобследовательскими станциями.

К основным недостаткам традиционно относятся несоблюдение нормативной толщины балластного слоя, недостаточная выправка пути в плане и профиле, нарушения технологии укладки плетей бесстыкового пути и закрепление их за пределами оптимальной температуры, наличие в пути инвентарных рельсов, невыполнение отделочных работ и работ по ремонту и восстановлению водоотводов и т.д. Все это должно быть не просто учтено в ходе работ этого года, а сведено к минимуму.

О последствиях некачественного ремонта пути напомнил в своем выступлении вице-президент ОАО «РЖД» А.Г. Тишанин. Это нарушение межремонтных сроков, ограничение скорости движения поездов, потребность в дополнительных «окнах», а также расходах на текущее содержание пути и отвлечение бригад от этой важной работы, отсутствие гарантированной безопасности движения и др. В современных условиях цена таких последствий очень высока, поэтому отремонтированный путь должен строго соответствовать установленным нормативам и требованиям, что может быть обеспечено только качественным выполнением всех этапов ремонтных работ.

В 2009 г. согласно плану должно быть отремонтировано всеми видами ремонта и реконструкции 6863 км пути. Наибольшие объемы ремонта предстоит выполнить на Московской (706,9 км), Северной (592,4 км), Южно-Уральской (568,4 км), Октябрьской (524,8 км), Свердловской (514,5 км) железных дорогах. Для выполнения ремонта пути будут задействованы 133 путевые машинные станции, 3 механизированные дистанции пути, 18 рельсосварочных поездов, 10 путевых машинных станций по земляному полотну и 2 путевые машинные станции по искусственным сооружениям.

Департаментом управления перевозками для выполнения ремонта пути запланировано около 17,6 тыс. «окон» общей продолжительностью почти 125 тыс. ч. В текущем году разработана и внедрена в опытную эксплуатацию автоматизированная программа годового планирования «окон». С ее помощью для каждой дороги по всем видам ремонта составлен единый технологический процесс проведения работ, определена продолжительность, установлены размеры движения по стыковым пунктам железных дорог.

Намечено предоставить 226 закрытий перегонов. При этом планируется в режиме «окон» отремонтировать 82% общего числа километров, на закрытых перегонах - 16%. Как показывает практика, при выполнении работ по технологии закрытого перегона производительность работы машин глубокой очистки балласта повышается в 2-3 раза, эксплуатационные расходы уменьшаются в 1,5-2 раза. Потребность в локомотивах сокращается до 5 раз, в рабочих поездах - в 2,4 раза. Сокращается временной разрыв между укладкой пути и сдачей его в постоянную эксплуатацию. В этом году на закрытых перегонах ПМС установлено задание по выработке не менее 1,3 км пути в сутки.

Перед путевым комплексом поставлена задача обеспечить за счет летних ремонтно-путевых работ решение следующих ответственных задач:
маркированный список снизить протяженность пути на деревянных шпалах на 3960 км;
маркированный список увеличить протяженность бесстыкового пути на 3400 км;
маркированный список увеличить протяженность пути на упругих скреплениях на 1990 км;
маркированный список повысить скорости движения поездов на 2726 км, в том числе по станционным путям на 164,2 км;
маркированный список обеспечить средневзвешенную допускаемую скорость в пассажирском движении не менее 89,6 км/ч, в грузовом - не менее 72,2 км/ч;
маркированный список сократить количество предупреждений, действующих на главных путях, на 287 км;
маркированный список добиться содержания пути с оценкой не выше 39 баллов и увеличить протяжение главных путей, содержащихся с оценкой «отлично», на 3500 км.

Безусловно, все это требует большой подготовительной работы. На железных дорогах проводятся технико-экономические советы по подготовке к летне-путевым работам. В феврале-марте Центральной дирекцией по ремонту пути, департаментами пути и управления перевозками рассмотрены проекты организации работ, вариантные графики пропуска поездов в период предоставления «окон», активизирована деятельность по обеспечению путевых работ проектно-сметной документацией. Проведены специальные сетевые совещания с руководителями дирекций по ремонту пути, ПМС, РСП в Рязани и Красноярске.

Объем путевых работ в этом году значительно, в 2,2 раза, ниже прошлогоднего. Это создает возможности для проведения нынешней летней путевой страды с высоким уровнем технологической дисциплины и качества в строго намеченные сроки. Следует отметить, что на главных грузовых и пассажирских направлениях сети объемы ремонта остались практически на уровне прошлого года, и поэтому здесь требуется особая четкость в организации работ и слаженность действий всех служб.

На заседании Правления подчеркивалось, что летняя путевая компания должна проходить в тесной увязке с эксплуатационной работой каждой дороги и сети, в комплексе с мероприятиями, направленными на повышение эффективности перевозок.

Именно на это нецелен разработанный в феврале-марте текущего года Департаментом управления перевозками план по организации ремонта инфраструктуры в увязке со схемами пропуска вагонопотоков. При этом, как отметил в своем выступлении начальник департамента А.Ю. Миронов, с учетом ошибок, допущенных на железных дорогах в 2008 г., все принятые решения были систематизированы и сведены в единый, комплексный документ в виде директивного план-графика, включающего в себя организационные, технические, кадровые и технологические задачи.

Формирование технологии проводилось с учетом работ по текущему содержанию, капитальному ремонту пути и программ по хозяйствам энергоснабжения, автоматики и телемеханики. Приоритетными будут являться задачи по подготовке к организации скоростного движения на участках Санкт-Петербург - Москва, Москва - Нижний Новгород, реконструкции и строительству вторых путей на направлении Москва - Сочи.

Определяющим фактором реализации планов текущего года, по мнению С.Ю. Миронова, станет технология, предусматривающая концентрацию работ на направлениях и пропуск вагонопотоков параллельными ходами. Указанная система применялась в 2007- 2008 гг. и позволила обеспечить интенсивный уровень производства, эффективное использование локомотивов, путевой техники и людских ресурсов.

Ремонтная кампания предусматривает четыре этапа с концентрацией объемов по направлениям Западного и Центрального регионов на основе совмещенных вариантных графиков с учетом переключения вагонопотоков на параллельные хода. 1-й этап (с 15 апреля по 15 мая). Основные работы будут проводиться на участках Исилькуль - Кропачево - Кустаревка Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог, Дружинино - Черусти Горьковской дороги с отклонением вагонопотока через Называевскую, Свечу, Кошту; 2-й этап (с 16 мая по 15 июля) Основные работы будут сконцентрированы на направлении Называевская - Чепца, Курган - Колчедан Свердловской дороги, Свеча - Кошта, Александров - Ярославль Северной дороги с отклонением вагонопотоков на участки Исилькуль - Кропачево - Кустаревка, Дружинино - Черусти; 3-й этап (с 16 июля по 15 сентября). Предусматривает завершение работ на направлениях Исилькуль - Кропачево - Кустаревка, Дружинино - Черусти и концентрацию вагонопотоков по схеме первого варианта. 4-й этап (с 16 сентября). Будет проводиться заключительный цикл работ на всех железных дорогах.

На всех этапах значимым аспектом является качественная разработка, соблюдение вариантных графиков и обеспечение установленных размеров движения по междорожным стыкам. За этим должен быть установлен жесткий контроль со стороны руководителей железных дорог и департаментов ОАО «РЖД».

В ходе подготовки к ремонтно-путевым работам на дорогах осуществляется завоз балластных материалов на базы зимнего складирования, ведется сборка новой и переборка старогодной путевой решетки, сборка стрелочных переводов на железобетонных брусьях, сварка плетей бесстыкового пути из новых и старогодных рельсов, ремонтируется путевая техника.

На звеносборочных базах ПМС к концу марта было собрано уже более 1220 км путевой решетки при плане 1275 м, что составляет 34% годового объема укладки пути при всех видах капитального ремонта с применением новых шпал. Полностью выполнен план по сборке стрелочных переводов на железобетонных брусьях, отремонтировано и перебрано около 400 км старогодной железобетонной решетки - с заданием справились все железные дороги, демонтировано, как и намечалось, почти 870 км решетки на деревянных шпалах.

Негативно отразилось на ритмичности подготовки к ремонтно-путевым работам невыполнение квартального плана поставок материалов верхнего строения пути. Острой проблемой стало обеспечение плановых объемов завоза путевого щебня. При этом план поставки с ОАО «Первая нерудная компания» выполняется в полном объеме, а централизованная поставка была сорвана - из-за отсутствия финансовых средств у поставщиков Росжелдорснаба простои «вертушек» порой достигали семи суток. Положение необходимо незамедлительно исправлять. Выполнение задания по завозу балластных материалов особенно важно для Московской, Горьковской, Приволжской, Куйбышевской дирекций по ремонту пути, не имеющих в регионах дорог предприятий по производству балластных материалов.

Готовность путевой техники на конец марта составляла чуть больше 60%. Серьезное отставание от среднесетевого уровня допустили дирекции по ремонту пути Южно-Уральской, Дальневосточной, Юго-Восточной железных дорог. Подготовку техники требуется ускорить. До начала сезона работ необходимо обеспечить и исправность подвижного состава, прежде всего платформ с учетом результатов проведенных комиссионных проверок.

Важное значение для успешного проведения путевых работ имеют вопросы создания безопасных, благоприятных условий труда и отдыха для ремонтных бригад. Как отметил в своем выступлении председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифоров, должны быть тщательно продуманы все связанные с этим вопросы - от организации доставки людей к месту работ до их возвращения с перегонов. Необходимо проконтролировать обеспеченность путейцев спецодеждой, средствами связи и ограждения работ, рассмотреть возможности организации горячего питания и создания хороших условий для приема пищи, а также отдыха работников с соблюдением санитарно-гигиенических требований. На многих дорогах накоплен хороший опыт в этом деле, и его нужно максимально использовать, проявлять должную заботу о людях.

Предприятиями Центральной дирекции по ремонту пути по плану 2009 г. уже выполняются ремонтные работы на закрытых участках по технологии зимней укладки пути. При этом на конец марта разобрано 422 км пути, уложено 322 км путевой решетки, забалластировано и открыто для движения поездов 260 км.

Подготовка к летним путевым работам завершается, начинается их масштабный разворот. Важно сделать все необходимое, чтобы практическая реализация намеченных планов стала успешной и способствовала повышению эффективности перевозок.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования