В правлении ОАО «РЖД»

Доклад вице-президента ОАО «РЖД» О.Ю.Атькова


В марте 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» присоединилось к Социальной хартии российского бизнеса, основанной на принципах Глобального договора ООН. В компании принят и действует Кодекс корпоративной социальной ответственности, ежегодно выпускаются корпоративные социальные отчеты. Между Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта и Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 19 марта 2008 г. было подписано Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, что позволило более эффективно оказывать социальную защиту работникам дочерних обществ ОАО «РЖД», образующихся в ходе реформирования отрасли.

Финансовый кризис начиная с октября 2008 г. оказывает негативное влияние на работу ОАО «РЖД». Спад объемов перевозок и, соответственно, снижение доходов привели к необходимости применения срочных мер по оптимизации затрат компании. Тем не менее, несмотря на сложные финансово-экономические условия, компания в прошлом году полностью выполнила взятые обязательства по ежеквартальной индексации заработной платы работникам в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги. В течение года заработная плата проиндексирована на 15,2%. В 2008 г. компанией осуществлен ряд мер по повышению реальной заработной платы работников ОАО «РЖД», на реализацию которых дополнительно было направлено 32 млрд. руб.

С мая 2008 г. работникам компании во всех регионах, где заработная плата железнодорожников ниже, чем в промышленности, установлены компенсационные региональные надбавки, размер которых определялся дифференцированно с учетом величины отставания. В результате значительно улучшился рейтинг филиалов и подразделений ОАО «РЖД» в регионах. Число регионов, в которых заработная плата работников компании отстает от заработной платы в промышленности, в течение года сократилось с 26 регионов до 12 (по данным за декабрь 2008 г.).

В 2008 г. производительность труда работников возросла на 8% к уровню 2007 г., среднемесячная заработная плата по компании составила 22,2 тыс. руб. Рост реальной заработной платы составил 11,3%. В итоге ОАО «РЖД» поднялось с 9-го на 5-е место по уровню заработной платы среди базовых отраслей экономики.

Для обеспечения бюджетных параметров во всех филиалах компании разработаны и проводятся мероприятия по приведению численности работников в соответствие с выполняемыми объемами работ и по оптимизации затрат на оплату труда. В качестве альтернативы массовому сокращению штата и для сохранения квалифицированных кадров принимаются следующие меры:
маркированный список подготовка, переподготовка, обучение работников вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации. Так, избыточный контингент локомотивных бригад направляется в дорожные технические школы и учебные центры на повышение класса квалификации, получение вторых прав управления, обучение для работы в «одно лицо», а также на получение второй (смежной) профессии;
маркированный список пересмотр технологических процессов, объединение цехов, участков, станций, структурных подразделений;
маркированный список увольнение согласно личным заявлениям лиц, достигших пенсионного возраста, с соблюдением прав и гарантий в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором ОАО «РЖД» и корпоративным пенсионным обеспечением через негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»;
маркированный список ротация кадров внутри компании ОАО «РЖД»;
маркированный список ограничение приема новых работников;
маркированный список применение в качестве временной меры режима неполного рабочего времени, за счет чего в 2008 г. было условно высвобождено 4 тыс. человек.

Увольнение работников по сокращению численности или штата применялось только как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства в компании. В 2008 г. по сокращению штата уволено около 5 тыс. человек (за аналогичный период 2007 г. - 6061 человек). Сокращение численности произведено с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2009 г. численность работников ОАО «РЖД» снижена на 3,5 % по отношению к уровню 2007 г., что составило чуть более 11 тыс. человек. В 2008 г. подготовлено, переподготовлено, обучено вторым (смежным) профессиям 74 тыс. работников, повысили квалификацию более 16 тыс. В вузах и техникумах железнодорожного транспорта в 2008 г. по целевым направлениям филиалов ОАО «РЖД» обучались 32,3 тыс. человек, что соответствует уровню 2007 г.

По-прежнему сложная обстановка сохраняется на сети железных дорог с использованием рабочего времени, и в первую очередь локомотивных бригад. В 2008 г. работниками железных дорог отработано 10,9 млн. сверхурочных часов, что на 20,3% меньше 2007 г. В 2008 г. сумма доплат за сверхурочную работу на сети железных дорог составила более 556 млн. руб., из них более полумиллиарда рублей – локомотивным бригадам.

Не менее актуальной темой является охрана труда на железнодорожном транспорте. Эффективное функционирование системы управления охраной труда позволило добиться за 2008 г. снижения общего уровня травматизма на 14%, в том числе смертельного - на 16% в сравнении с 2007 г.

В 2008 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по охране труда по всем источникам финансирования израсходовано 8,6 млрд. руб., в том числе 6 млрд. руб. без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. Расходы в пересчете на одного работника в среднем по ОАО «РЖД» составили 7,6 тыс. руб., по сети железных дорог - 8,1 тыс. руб. (в 2007 г. - 6,6 тыс. руб.).

За прошедший год приведены в соответствие с требованиями норм 11260 рабочих мест и улучшены условия труда на 39350 рабочих местах. На эти мероприятия израсходовано 380,3 млн. руб.

В 2008 г. в силу положительной динамики производственного травматизма Фондом социального страхования России возвращено компании на предупредительные меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний свыше 155 млн. руб., в том числе:
маркированный список на приобретение средств индивидуальной защиты – более 92 млн. руб.;
маркированный список проведение аттестации рабочих мест – 40 млн. руб.;
маркированный список санаторно-курортное лечение – около 15 млн. руб.

По инвестиционному проекту «Обеспечение условий охраны труда» в 2008 г. было направлено более полумиллиарда рублей для поставки около 3 тыс. единиц оборудования. Однако положение дел с производственным травматизмом по итогам первого квартала 2009г. в компании крайне сложное. За три месяца травмировано 133 работника, из них 25 человек - со смертельным исходом, что на 14% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной многих таких случаев, например на Московской, Северной, Западно-Сибирской, Забайкальской железных дорогах, является исполнение работниками своих трудовых обязанностей в состоянии алкогольного опьянения. Приказы об укреплении дисциплины, разработанные на этих железных дорогах, не выполняются. Учитывая вышеизложенное, считаю целесообразным не выплачивать страховое возмещение семье погибшего работника, если он находился в состоянии алкогольного или наркотоксического опьянения, и внести соответствующие изменения в Коллективный договор.

В ОАО «РЖД» действует эффективная система здравоохранения и медицинского обеспечения работников и членов их семей, осуществляющая весь комплекс медицинских услуг, в том числе на основе систем обязательного и добровольного медицинского страхования. Общие расходы компании по выполнению обязательств Договора в области здравоохранения в 2008г. составили 12,5 млрд. руб., в том числе на добровольное медицинское страхование работников ОАО «РЖД» и на обязательные предварительные медицинские осмотры - 8180,4 млн. руб., на медицинскую помощь членам семей и пенсионерам железнодорожного транспорта - 4406,1 млн. руб.

В 2008 г. находились на лечении в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях центрального подчинения более 22 тыс. работников ОАО «РЖД», 5328 членов их семей, 2405 пенсионеров железнодорожного транспорта. На эти цели было израсходовано 700,5 млн. руб. Затраты компании по содержанию объектов социальной сферы филиалов в 2008 г. составили 3,8 млрд. руб., на осуществление культурно-просветительских и спортивно-массовых мероприятий - 1,4 млрд. руб.

Молодежь была, есть и будет перспективным кадровым потенциалом, призванным решать проблемы развития и повышения эффективности деятельности компании. В целях реализации приоритетных направлений молодежной политики ОАО «РЖД» в 2008 г. были разработаны специальные корпоративные проекты, в которых участвовало в общей сложности около 10 тыс. человек. Около 1 млрд. руб. было израсходовано на обеспечение детской оздоровительной кампании. Нельзя не отметить такой уникальный опыт работы с подрастающим поколением, как детские железные дороги. На сегодняшний день в системе ОАО «РЖД» их насчитывается 25, и в их работу активно вовлечены около 13 тыс. ребят. С мая по октябрь детские железные дороги перевозят около 250 тыс. пассажиров.

Исключительно важное место в социальной политике компании отводится решению жилищной проблемы. За прошедший год по проекту «Строительство технологического жилья» было освоено около 3 млрд. руб. и введено в эксплуатацию 81,9 тыс. квадратных метров жилой площади (1228 квартир). На субсидирование действующих ипотечных кредитов в 2008 г. было направлено 1036,9 млн. руб. Субсидируемые ипотечные кредиты получили 4,1 тыс. работников на общую сумму 6,2 млрд. руб. Безвозмездные субсидии предоставлены 94 работникам льготных категорий на общую сумму 90,5 млн. руб. на приобретение жилых помещений и 637 работникам в сумме 167,1 млн. руб. на погашение задолженности по приобретенному жилому помещению с корпоративной поддержкой, в связи с рождением детей.

Важнейшим направлением деятельности компании является забота о ветеранах. Так, на негосударственное пенсионное обеспечение работников через НПФ «Благосостояние» назначено в 2008 г. более 25 тыс. пенсий, средний размер которых - 2787 руб., всего затрачено 12,4 млрд. руб. Количество получающих корпоративную пенсию на 1 января 2009 г. составило 170,2 тыс. человек. Средний размер пенсии - около 2 тыс. руб. В 2008 г. через благотворительный фонд «Почет» оказывалась ежемесячная материальная помощь почти полумиллиону неработающих пенсионеров. На эти цели израсходовано более 2 млрд. руб.

С прошлого года в рамках утвержденной программы Благотворительным фондом «Почет» совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» реализуется проект по оказанию медико-социальной помощи пенсионерам железнодорожного транспорта. Так, в 4 НУЗ ОАО «РЖД» в 2008 г. функционировало 115 коек для ветеранов железнодорожного транспорта, финансируемых за счет некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Почет».

В 2009 г. действуют 215 коек в 9 НУЗ ОАО «РЖД» на 7 железных дорогах. В проект был включен коечный фонд НУЗ ОАО «РЖД», не работающий в системе обязательного медицинского страхования.

В январе 2009 г. утвержден регламент взаимодействия НУЗ ОАО «РЖД» с некоммерческой организацией «Благотворительный фонд «Почет» при оказании медико-социальной помощи неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта, который определяет порядок двухстороннего взаимодействия при заключении договоров благотворительного пожертвования денежных средств (с определением их целевого использования) и осуществлении взаиморасчетов.

В соответствии с договором НУЗ ОАО «РЖД» обязаны предоставлять неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта следующие медико-социальные услуги:
маркированный список предоставление места в палате для организации медицинской помощи, культурно-бытового обслуживания;
маркированный список предоставление в пользование мебели и инвентаря для организации досуга;
маркированный список создание условий для отправления религиозных обрядов;
маркированный список предоставление услуг связи;
маркированный список приготовление и подача пищи;
маркированный список при необходимости содействие в госпитализации пациентов, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи, в другие лечебно-профилактические учреждения;
маркированный список оказание психологической поддержки;
маркированный список обеспечение санитарно-гигиенических требований в палатах и местах общего пользования;
маркированный список обеспечение сохранности личных вещей.

Сумма благотворительной помощи при оказании медико-социальной помощи пенсионерам железнодорожного транспорта составляет в настоящее время 700 руб. в день. Таким образом, несмотря на сложные финансовые условия, в которых сегодня работает компания, обязательства, предусмотренные Коллективным договором в 2008 г., в целом можно считать выполненными.