В правлении ОАО «РЖД»

Доклад председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А.Никифорова


Завершение 2008 г. с хорошими результатами позволило ОАО «РЖД» выполнить все пункты Коллективного договора практически в полном объеме. В условиях реформирования произошло важное событие - в 2008 г., впервые после создания ОАО «РЖД», Роспрофжелом и Объединением работодателей железнодорожного транспорта было подписано Отраслевое соглашение, определяющее минимальный уровень социальных гарантий всем железнодорожникам. Его действие продлено на 2009-2010 гг. с небольшими корректировками в лучшую сторону.

Коллективный договор - это документ, реализация которого гарантирует стабильную нормальную обстановку в коллективах, что особенно важно в период реформирования и кризиса. В дальнейшем каждая организация на основе Отраслевого соглашения заключает свой коллективный договор. При этом сравнительный анализ обязательств 19 коллективных договоров дочерних обществ, проведенный по итогам первого квартала 2009 г., показал, что объем социальных гарантий в большинстве случаев снижается.

В феврале-марте 2009 г. на железных дорогах прошли конференции трудовых коллективов по подведению итогов выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД» за 2008 г. В их работе приняли участие руководители компании и профсоюза. Во всех филиалах и структурных подразделениях договоры признаны выполненными, а критические замечания и предложения обобщаются для принятия мер. На Октябрьской и Юго-Восточной железных дорогах помимо таких конференций провели, соответственно, Региональный социально-экономический форум и Ассамблею социальных партнеров с «круглыми столами» по актуальным вопросам.

Президиум ЦК профсоюза дважды рассматривал ситуацию в связи с кризисом. Определены меры по снижению его негативных последствий для работников, в том числе организованы «горячие линии», юридические консультации, мониторинг социально-экономического положения. Юристы профсоюза принимают участие в обучении по правовым вопросам не только профсоюзного актива, но и работников ОАО «РЖД».

Однако правовой инспекцией труда Профсоюза выявлены многочисленные нарушения при применении антикризисных мероприятий. Участились случаи принудительного оформления работникам отпусков без сохранения содержания, установления в нарушение статей 74 и 93 Трудового кодекса РФ неполного рабочего времени. При этом сотрудники компании, написавшие заявление на отпуск без сохранения заработной платы, фактически находились на работе. Помимо этого, выявлены случаи, когда людей лишали премий за то, что они отказались по принуждению руководства писать заявления на отпуск без сохранения содержания. Актуальным остается вопрос передачи работ в аутсорсинговые организации. Профсоюз против заемного труда, ухудшающего положение работников и не дающего надлежащего эффекта для компании.

С 1 июля 2008 г. была проведена дополнительная индексация заработной платы на 10% сверх индекса потребительских цен, в том числе благодаря принятым правительством РФ решениям по дополнительной индексации грузовых тарифов. Был выделен добавочный мотивационный фонд на адресное повышение заработной платы за счет установления классных званий, персональных окладов, надбавок за профессиональное мастерство, зональных и региональных компенсационных надбавок. Введены Положения о наставничестве и о выплатах единовременного вознаграждения за преданность компании. В первом квартале 2008 г. работникам ведущих профессий, внесшим наибольший вклад в обеспечение безопасности движения поездов в 2007 г., было выплачено единовременное вознаграждение за безаварийную работу в размере 3,2 млрд. руб., что больше уровня 2007 г. на 60%. Поощрено более 164 тыс. человек. Выплаты на одного работника составили 18 тыс. руб. Все это позволило закрепить персонал, снизить текучесть кадров. Так, за 2008 г. текучесть составила 11,1% (за 2007 г. - 10,8 %), а во втором полугодии была ниже уровня 2007 г., в том числе по всем массовым профессиям.

От работников продолжают поступать предложения по совершенствованию имеющихся положений по мотивации труда, в том числе по выплатам за безаварийную работу.

По-прежнему остро стоит вопрос о приведении оплаты сверхурочной работы для сотрудников с суммированным учетом рабочего времени в соответствие с Трудовым кодексом и разъяснениями Роструда. С точки зрения профсоюза, сейчас, когда поставлена задача полностью избавиться от сверхурочной работы, самое время юридически оформить решение об изменении оплаты. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, только на Юго-Восточной железной дороге в пользу 19 работников с ОАО «РЖД» было взыскано более 1 млн. 300 тыс. руб. - задолженность по оплате сверхурочных работ, индексация, денежная компенсация и моральный вред. Аналогичное решение в пользу работников вынесено судом на Свердловской железной дороге. Имеются предписания прокуратуры по данному вопросу.

Пристальное внимание профсоюз совместно с руководством компании уделяет улучшению условий и охране труда. В 2008 г. на сети построено, реконструировано и отремонтировано более 300 санитарно-бытовых корпусов и помещений, 4,4 тыс. комнат приема пищи, более 1,5 тыс. душевых, более 600 пунктов обогрева, поставлено 47 машин химической чистки. Положительные результаты имеются на большинстве дорог, проводятся смотры-конкурсы на лучшее рабочее место, бытовое помещение, пункт обогрева. Однако в локомотивном хозяйстве до настоящего времени не приведены к нормам часть домов отдыха локомотивных бригад. В хозяйстве пути не хватает комнат приема пищи, гардеробных, душевых. Около половины пунктов обогрева находятся в ветхом состоянии. Ежегодные объемы внедрения на сети около 200 модульных пунктов обогрева недостаточны. Не решен вопрос по бытовым вагонам для работников ПМС, средства на их ремонт и переоборудование отдельно не выделяются, а предусмотрены в общих расходах на ремонт путевой техники.

В 2008 г. в компании оставалось неудовлетворительным положение с режимом труда и отдыха локомотивных бригад. По сети сверхурочная работа составила 9,9 млн. часов со снижением к уровню 2007 г. на 21%. В нарушение статьи 99 ТК РФ и Договора свыше 120 часов сверхурочно отработали более 13 тыс. человек, в том числе на Свердловской железной дороге - 527, Куйбышевской - 2233, Юго-Восточной - 1984. В 2008 г. «сорвано» около 100,3 тыс. выходных дней, которые в нарушение статьи 99 ТК РФ не учтены как сверхурочные часы. Имелись факты сокрытия сверхурочных работ. Наблюдается интересная зависимость: чем сильнее снижается время сверхурочной работы, тем больше растут «срывы» выходных дней.

Положение со сверхурочной работой находится под контролем Профсоюза. В 2008 г. на заседаниях Президиума ЦК рассматривались вопросы соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад на Свердловской и Куйбышевской железных дорогах. В соответствии с принятыми решениями осуществлялся контроль случаев переработки свыше 120 часов на заседаниях профсоюзных комитетов.

Зарегистрировано снижение производственного травматизма на 13,7% в 2008 г. по сравнению с 2007 г., в том числе со смертельным исходом - на 15,8%. Случаи смертельного травматизма допущены на всех железных дорогах, в ЦДРП, ФПД, ЦДРВ. Причем по Департаменту электрификации и электроснабжения наблюдался рост с 13 до 17 случаев, локомотивному - с 10 до 12 случаев. По-прежнему остается высоким, несмотря на снижение с 30 до 21 случая уровень смертельного травматизма по Департаменту пути. Всего по компании в 2008 г. выплачено: семьям погибших работников - 17 млн. 38 тыс. руб.; работникам, получившим инвалидность, - 2 млн. 36 тыс. руб.; детям погибших работников - 11 млн. 400 тыс. руб.

Основные причины травматизма - низкие знания работниками и руководителями требований охраны труда, неудовлетворительная организация и контроль над производством работ, нарушения технологических процессов, а также трудовой и производственной дисциплины. Это подтверждается случаями, произошедшими в дистанциях пути на Южно-Уральской, Свердловской, Октябрьской и других дорогах, где работы на путях по очистке стрелочных переводов, сопровождению дефектоскопной тележки выполнялись без сигналистов. В дистанциях электроснабжения Куйбышевской, Октябрьской, Южно-Уральской железных дорог работы в устройствах электроснабжения производились без установки заземления на месте работ. Слабо проводится работа по внедрению систем оповещения на станциях и перегонах. Необходимо разработать новые системы, выбрать наиболее эффективные из существующих и приступить к их широкому внедрению.

На Президиуме ЦК профсоюза был рассмотрен вопрос о неудовлетворительном положении с производственным травматизмом в хозяйствах пути и сооружений, а также электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД». В принятых постановлениях предложено для снижения уровня травматизма решить вопрос о введении в штат дистанций пути сигналистов. Данный вопрос частично решен на Восточно-Сибирской, Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорогах, но в целом обозначенная проблема требует незамедлительного решения.

В соответствии с Коллективным договором в компании утвержден на 2008-2010 гг. план по приведению рабочих мест с устранимыми вредными факторами к требованиям норм охраны труда, но, несмотря на ежегодно выполняемые в течение последних лет работы по приведению условно аттестованных рабочих мест к нормам, их доля практически не меняется, и составляла как в 2007 г., так и в 2008 г. 45% общего количества рабочих мест. Это свидетельствует о неэффективности проводимых мероприятий.

Велика роль уполномоченных по охране труда. В целях повышения эффективности общественного контроля профсоюз и администрация организуют смотры-конкурсы уполномоченных, производят материальное и моральное поощрение за результаты их деятельности, 50 лучших удостоены звания лауреата премии «Лучшему уполномоченному по охране труда на железнодорожном транспорте». Однако их деятельность еще недостаточно эффективна.

Значительный вклад в обеспечение безопасности движения поездов вносят общественные инспекторы по безопасности движения. В 2008 г. ими проведено более 734 тыс. проверок, в ходе которых выявлено более 1,6 млн. нарушений. Работа общественных инспекторов проводится во взаимодействии с ревизорским аппаратом. По итогам работы 2008 г. в подразделениях железных дорог поощрено различными наградами более 10 тыс. общественных инспекторов, наиболее активно участвующих в работе и предотвративших случаи, угрожающие безопасности движения поездов.

По итогам 2008 г. уровень аварийности на железных дорогах снизился на 15%, а в целом по ОАО «РЖД» с учетом функциональных филиалов - на 11%. Тем не менее проблем, которые в конечном итоге оборачиваются нарушениями безопасности движения, еще очень много, в том числе и по причине так называемого «человеческого фактора».

Большая работа проводится профсоюзными организациями по совершенствованию новых видов страховых программ, которыми в настоящее время охвачено около 1 млн. работников. Например, добровольное страхование членов профсоюза от несчастных случаев в быту. К сожалению, пока не удалось решить вопрос страхования членов локомотивных бригад при потере здоровья, препятствующей выполнению работы. Особую актуальность данный вид страхования приобретает при переходе на технологию вождения поездов в «одно лицо».

Вызывает беспокойство, что в связи с реорганизацией НУЗов стали возникать проблемы при прохождении медицинских комиссий, связанные со значительной потерей времени работников из-за удаленности медицинских учреждений от многих структурных подразделений. Слабо работают инженерно-врачебные бригады, не требуя от руководителей структурных подразделений принимать меры по снижению и профилактике заболеваемости. В то же время инициатива некоторых профсоюзных организаций в этом направлении наталкивается на непонимание со стороны руководителей отдельных региональных дирекций медицинских учреждений.

Традиционно в сферу деятельности профсоюзов входит забота о пенсионерах, детях и молодежи. В 2008 г. были полностью реализованы предусмотренные договором обязательства по предоставлению бесплатного проезда, санаторно-курортному лечению работников компании и пенсионеров. Сотрудники, члены их семей, пенсионеры получали полный пакет медицинских услуг в соответствии с территориальными программами ОМС и договорами о добровольном медицинском страховании; выплачивалось единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, предоставлялись дополнительные отпуска при рождении ребенка, регистрации брака.

Большая работа была проведена администрацией и Профсоюзом по оздоровлению работников, детей и неработающих пенсионеров. Так, этим летом профсоюз организовал поездки для семей железнодорожников как по России, так и за рубеж. Большое содействие в подготовке и проведении туристических программ было оказано Федеральной пассажирской дирекцией.

С 1 января 2009 г. вступило в силу Дополнительное соглашение к Коллективному договору ОАО «РЖД», которым в договор внесены отдельные изменения. По оценкам внешних аналитиков, Коллективный договор ОАО «РЖД» по составу социального пакета, условиям предоставления гарантий является одним из лучших в Российской Федерации. Его структура не носит уравнительно-распределительного характера, в то же время уровень социального пакета учитывает трудовой вклад работника, его производительность, опыт и качество работы. Тем не менее, серьезное беспокойство профсоюзов вызывает тот факт, что по истечении года со дня формирования уставного капитала коллективные договоры дочерних обществ начинают корректироваться, в них вносятся изменения, снижающие уровень социальных гарантий.

В наступившем году важно сохранить гарантии Коллективного договора, т.к. это способствует стабилизации обстановки в трудовых коллективах в условиях финансового кризиса; сохранить рабочие места; разработать Программу занятости, сформировать банк вакансий по ОАО «РЖД» и всего холдинга ОАО «РЖД»; разработать действенный механизм сохранения в условиях реформирования гарантий неработающим пенсионерам всего холдинга ОАО «РЖД».