В правлении ОАО «РЖД»

Встречая День железнодорожника


В последний день июля президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин провел традиционное сетевое селекторное совещание и торжественную встречу с передовиками производства, посвященные Дню железнодорожника. Открывая совещание, глава компании огласил приветствия работникам и ветеранам железнодорожного транспорта Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина, в которых отмечено, что стабильная работа железнодорожного транспорта, совершенствование его инфраструктуры по праву считаются одним из ключевых условий эффективного развития российской экономики, во многом определяют уровень безопасности и обороноспособности страны, имеют важное социальное значение.

В этом году, отметил в начале своего выступления на селекторе В.И. Якунин, железнодорожники, несмотря на непростые, кризисные условия, сумели добиться многих положительных результатов. Самое главное - удалось сохранить устойчивую работу компании, кадровый и технический потенциал, обеспечить социальную стабильность. При ограниченных финансовых ресурсах реализуются приоритетные инвестиционные проекты, активно внедряются инновации. Благодаря последовательной реализации мер по оптимизации издержек компания в июле обеспечила рентабельную работу. В июне-июле, несмотря на спад перевозок, достигнут рост производительности труда. Это результат принятого совместно с трудовыми коллективами решения.

Президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что компания постоянно чувствует внимание и поддержку со стороны Правительства РФ. В июле Председатель Правительства В.В. Путин подписал распоряжение об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД» на 11,3 млрд. руб.: из них 2,3 млрд руб. - компенсация потерь в доходах ОАО «РЖД» в связи с предоставлением льгот при проезде на железнодорожном транспорте учащихся и студентов; 6 млрд. руб. - компенсация затрат по ликвидации последствий техногенной аварии в г. Березники Пермского края; 3 млрд. руб. - средства на закупку подвижного состава производства Тверского вагоностроительного завода. 24 июля в Магнитогорске В.В. Путин дал позитивную оценку деятельности компании по обеспечению перевозок в кризисных условиях.

В числе других важнейших для компании событий последнего времени В.И. Якунин выделил подписание 16 июля в Мюнхене в рамках визита Президента России Д.А. Медведева в Германию двух важных для развития железнодорожного транспорта документов: генерального соглашения с Немецкими железными дорогами о создании образовательно-исследовательского центра международной логистики и управления цепями поставок и трехстороннего соглашения между ОАО «РЖД», ЗАО «Группа «Синара» и концерном «Сименс» о производстве в России электровозов с асинхронным тяговым приводом. Опытный образец электровоза будет выпущен уже в будущем году.

В июле железнодорожники, широкая общественность отпраздновали 35-летие начала строительства БАМа. Это не только праздничное для многих людей событие, но и привлечение внимания к необходимости развития этой важной и перспективной для страны магистрали.

Говоря о ходе структурной реформы, глава ОАО «РЖД» отметил, что за прошедший год проделана масштабная работа по реформированию компании. Советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании четырех новых дочерних обществ - теперь их 59, а также двух совместных предприятий с зарубежными партнерами.

В соответствии с решениями Правительства РФ Правлением компании утверждена концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовыми вагонами и создания «Второй грузовой компании». Подготовлен проект целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г. Разрабатывается бизнес-план Федеральной пассажирской компании, которая должна начать хозяйственную деятельность уже в I квартале 2010 г. Одновременно продолжается реформирование пригородного пассажирского комплекса, необходимое для его вывода на безубыточность.

Президент ОАО «РЖД» отметил ряд достижений в области техники и технологий. Состоялась первая демонстрационная поездка высокоскоростного электропоезда «Сапсан», в депо «Металлострой» в присутствии многочисленных высоких гостей был открыт комплекс по техническому обслуживанию этих экспрессов. Ввод в эксплуатацию первого поезда планируется в декабре этого года.

Завершены испытания современного магистрального тепловоза с асинхронными тяговыми двигателями 2ТЭ25А «Витязь» и дизелем стандарта EURO 3. Построены первые в стране два опытных полувагона увеличенных габаритов грузоподъемностью 83 т для перевозки угля, в рамках реализации совместного проекта со словацким заводом «Татравагонка» разработан и построен опытный образец платформы сочлененного типа для перевозки крупнотоннажных контейнеров, включая 45-футовые, что крайне важно для повышения конкурентоспособности на рынке контейнерных перевозок. На Демиховском машиностроительном заводе изготовлен первый энергосберегающий электропоезд переменного тока ЭД9Э. Его эксплуатация позволит снизить удельный расход электроэнергии на 15%.

В канун Дня железнодорожника сдан в эксплуатацию новый центр диспетчерского управления в Челябинске. Теперь управление движением более 250 грузовых и пассажирских поездов на полигоне 3000 км осуществляют всего десять поездных диспетчеров. Начат перевод пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения. Пилотным полигоном стало направление Москва - Санкт-Петербург - Мурманск, где по новым графикам курсируют 52 пассажирских поезда.

Все перечисленные инновационные решения, отметил В.И. Якунин, очень важны как для преодоления экономических трудностей кризисного периода, так и для создания базы эффективного послекризисного развития Российских железных дорог.

В условиях дефицита финансовых ресурсов компания была вынуждена существенно сократить инвестиционную программу текущего года, сконцентрировав ресурсы на приоритетных проектах и обеспечив высокие темпы их реализации. Только в июле введены основные фонды на сумму около 15 млрд. руб., в том числе Лагар-Аульский тоннель и вокзал на станции Ин на Дальневосточной дороге, мосты через реки Обь на Западно-Сибирской и Чуна на Восточно-Сибирской дорогах, вокзал на станции Ижевск Горьковской дороги и др. Высокими темпами развернуты работы на строительстве олимпийских объектов, завершены работы по строительству 135 жилых домов при годовом плане 152.

Благодаря антикризисным действиям удалось сохранить достойный уровень оплаты труда работников компании. За семь месяцев этого года среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, составила 23 744 руб., а с учетом применения режимов неполного рабочего времени - 22 765 руб. Значительно снизилось количество регионов, в которых заработная плата железнодорожников ниже, чем в промышленности: если в декабре 2008 г. таких регионов было 12, то в мае текущего года - только 3. В.И. Якунин особо отметил, что, несмотря на трудный период, с 1 августа будет проведена очередная индексация заработной платы работников компании на 1,9% в рамках утвержденного бюджета на 2009 г.

Как показали уже проведенные на большинстве железных дорог конференции по подведению итогов реализации в I полугодии Коллективного договора, компания полностью выполняет не только то, что гарантировано законодательством, но и обязательства, принятые сверх того. На выполнение договора было направлено более 40 млрд. руб. Расходы на одного работника составили 20,7 тыс. руб. с учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий, а на неработающего пенсионера - 3,7 тыс. руб. В настоящее время более 182 тыс. неработающих пенсионеров получают негосударственную пенсию через пенсионный фонд «Благосостояние». За семь месяцев такую пенсию оформили более 15 тыс. работников, ее средний размер составил 3,4 тыс. руб. Кроме того, более 454 тыс. пенсионеров железнодорожного транспорта получают выплаты через благотворительный фонд «Почет». С начала года на эти цели направлено свыше 1,6 млрд. руб.

В год, объявленный в России Годом молодежи, особое значение придается молодежной политике. В настоящее время в компании работает более 270 тыс. человек моложе 30 лет, что составляет 23,2% общей численности, причем доля молодых работников постоянно растет. В текущем году железные дороги и другие филиалы ОАО «РЖД» ждут около 9 тыс. выпускников вузов и техникумов. Сегодня основная задача руководителей филиалов, структурных подразделений - обеспечить встречу молодых специалистов, их трудоустройство и решение социально-бытовых вопросов. Выпускники должны почувствовать, что они нужны и от них ждут активной трудовой деятельности.

В компании совместно с вузами проводится работа по формированию кадрового резерва. Отобранные студенты проходят дополнительную подготовку по системе авторских классов, их профессиональный и карьерный рост планируется на перспективу. В целях привлечения перспективных студентов ежегодно присуждаются именные стипендии и гранты. Компания уделяет большое внимание развитию перспективных молодых руководителей. Шестеро из них уже поступили в престижные зарубежные бизнес-школы на обучение по программам МВА, 280 человек проходят обучение по программам МВА в ведущих российских бизнес-школах.

Нельзя не отметить спортивные достижения работников ОАО «РЖД». В этом году проведен ряд корпоративных спортивных соревнований, в том числе зимняя спартакиада среди работников ОАО «РЖД», кубок президента ОАО «РЖД» по волейболу среди железнодорожников, летняя спартакиада среди детей работников ОАО «РЖД».

Сборная команда «Локомотив» по легкой атлетике в рамках Международного спортивного союза железнодорожников завоевала первое место у мужчин и второе у женщин. Хоккейный клуб «Локомотив-Ярославль» занял второе место в первом розыгрыше Кубка Гагарина Континентальной хоккейной лиги. Как подчеркнул В.И. Якунин, все это - очень важная составляющая социальной политики компании, характеристика высокой социальной ответственности нашего бизнеса.

В докладе был дан краткий анализ производственных результатов деятельности компании и эксплуатационной работы. Отмечено, что хотя спад погрузки в целом с начала года останется еще очень высоким (минус 21,7%), по сравнению с прошлым годом, в июле его глубина снижена почти до минус 13%.

В июле достигнут высокий прирост погрузки каменного угля и впервые с начала года - прирост погрузки цветной руды. Выполнены все основные показатели эксплуатационной работы, создан хороший задел на предстоящий период. Оборот вагона ускорен на 6 ч (или на 3,5%) к уровню прошлого года. Максимальные темпы, превышающие 20%, обеспечены на Московской, Свердловской и Калининградской дорогах. Среднесуточная производительность локомотивов увеличена на 4,2%. Лучшие результаты достигнуты на Московской, Калининградской и Западно-Сибирской дорогах. Средняя участковая скорость повышена на 4,2% и составила 42,6 км/ч.

За семь месяцев года общий пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» сократился на 11% к аналогичному периоду прошлого года. В этих условиях повышенное внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок. Организовано курсирование 34 длинносоставных поездов (в прошлом году - 27), расширена география их маршрутов: помимо Адлера и Сочи теперь такие поезда следуют и в Анапу. По банковским картам через интегрированные платежные терминалы в этом году оплачено 277,5 тыс. проездных документов. Через Интернет с начала года оформлено 1,2 млн. проездных документов, что в 4 раза больше по сравнению с прошлым годом.

Остановившись на вопросах безопасности движения, В.И. Якунин отметил, что Правлением компании была поставлена задача обеспечить в текущем году снижение уровня аварийности не менее чем на 15% за счет повышения надежности работы инфраструктуры и подвижного состава. С начала года уровень аварийности на железных дорогах снижен на 16%. В числе трудовых коллективов, которые уделяют повышенное внимание безопасности, предупреждению аварийности, в путевом хозяйстве были названы Кулундинская дистанция пути Западно-Сибирской дороги, коллектив которой на протяжении девяти лет не имеет браков в работе, Мгинская, Вельская и Уссурийская дистанции пути соответственно Октябрьской, Северной и Дальневосточной дорог, в хозяйстве автоматики и телемеханики - Владивостокская и Тайгинская дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дальневосточной и Западно-Сибирской дорог, в Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - коллектив Горьковской дирекции. Одним из самых стабильных структурных подразделений вагонного хозяйства является эксплуатационное вагонное депо Абакан Красноярской дороги. В текущем году там не допустили ни одного случая нарушения безопасности движения. Это заслуга всего коллектива депо, и в первую очередь старшего осмотрщика вагонов В.Н. Картанкова, обнаружившего в текущем году 18 трещин боковых рам тележек. К числу лучших вагоноремонтных предприятий на сети железных дорог относится пассажирское вагонное депо Астрахань Приволжской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров. Это депо уже более двух лет не допускает случаев нарушения безопасности движения. Передовыми в хозяйстве электрификации и электроснабжения стали Арзамасская и Елецкая дистанции электроснабжения Горьковской и Юго-Восточной дорог, многие годы содержащие контактную сеть с отличной оценкой.

В хозяйстве перевозок стабильно работают, не допуская нарушений безопасности движения уже более пяти лет, коллективы станций Выборг Октябрьской, Белгород Юго-Восточной, Мариинск Красноярской дорог. В хозяйстве пригородных пассажирских перевозок наилучшие показатели эксплуатационной работы имеют локомотивное депо Отрожка Юго-Восточной и дирекция пассажирских сообщений на станции Вихоревка Восточно-Сибирской дорог. Лучшими локомотивными депо по основным показателям работы являются Сургут Свердловской дороги, где с начала текущего года не допущено нарушений безопасности движения, а количество отказов технических средств снижено на 38%, Тында Дальневосточной дороги, в котором начата эксплуатация рельсосмазывателя РС-2, что только в I полугодии обеспечило экономию эксплуатационных расходов более 1 млн. руб.

Залогом успешной работы является ответственное, инициативное выполнение работниками своих должностных обязанностей. Президент ОАО «РЖД» назвал некоторых из них, подчеркнув, что можно долго перечислять добросовестных работников компании, благодаря действиям которых были предотвращены аварийные ситуации и на которых должно быть равнение в деле обеспечения безопасности перевозок. Так, машинист тепловоза оборотного депо Рыбинск локомотивного депо Иваново Северной дороги М.В. Гуляков 28 апреля при следовании с грузовым поездом по перегону Волга - Шестихино обнаружил сплыв откоса насыпи и принял все необходимые меры для предотвращения схода подвижного состава.

Машинист электровоза А.М. Вальков, 26 лет работающий в локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дороги, 28 марта в проходящем грузовом поезде на станции Посадниково выявил разрушение торцового крепления буксового узла со сдвигом корпуса буксы на 100 мм. Передав информацию машинисту поезда, он предотвратил возможные тяжелые последствия.

Оператор дефектоскопной тележки Старооскольской дистанции пути Юго-Восточной дороги В.С. Терехов за I полугодие выявил два остродефектных и восемь дефектных рельсов, дал 18 замечаний по предотвращению угроз безопасности движения.

Дежурная по переезду Н.Ш. Канашина, проработавшая 28 лет в Хабаровской дистанции пути Дальневосточной дороги, 29 мая при встрече грузового поезда на перегоне Красная Речка - Корфовская обнаружила задымление буксы и остановила поезд. Проявила бдительность и Е.И. Зубарева, 26 лет работающая дежурным по переезду на станции Котлубань Качалинской дистанции пути Приволжской дороги. В феврале она обнаружила искрение в проходящем грузовом поезде, после остановки которого было выявлено заклинивание колесной пары вагона.

На селекторном совещании подведены итоги сетевого соревнования за II квартал. Победителями признаны 170 коллективов, в том числе Октябрьская, Горьковская и Свердловская железные дороги, Тульское, Вологодское, Минераловодское, Белгородское, Курганское и Кузбасское отделения. Решением Правления ОАО «РЖД» отмечена высокая эффективность работы Санкт-Петербургского и Санкт-Петербург-Витебского отделений Октябрьской дороги, Муромского и Казанского отделений Горьковской дороги, Махачкалинского отделения Северо-Кавказской, Нижнетагильского, Сургутского, Свердловского и Пермского отделений Свердловской, Петропавловского отделения Южно-Уральской железных дорог. Из структурных подразделений, ставших победителями в сетевом соревновании и в течение длительного времени работающих устойчиво, отмечены коллективы станций Люблино-Сортировочное Московской и Благовещенск Забайкальской дороги, локомотивного депо Стерлитамак Куйбышевской дороги, эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный и др. На торжественной встрече с передовиками производства лучшим из лучших были вручены государственные, корпоративные и профсоюзные награды.

В заключение встречи президент ОАО «РЖД», подчеркнув, что люди являются ключевым ресурсом, главным богатством Российских железных дорог, пожелал всем работникам компании, членам их семей, подрастающему поколению железнодорожников, ветеранам отрасли здоровья, успехов и удачи во всех делах.