В правлении ОАО «РЖД»

Доклад председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А.Никифорова


В начале 2010 г. во всех филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» состоялись конференции и собрания, на которых работники и руководители, подводя итоги выполнения Коллективного договора компании за 2009 г., положительно оценили его реализацию и влияние на социальную обстановку в коллективах. Было внесено много предложений, направленных на совершенствование производственных процессов, повышение эффективности работы, решение социально-экономических, бытовых и многих других вопросов.

Несмотря на мировой финансовый кризис, нарушивший привычный ритм работы промышленности и, как следствие, железнодорожного транспорта, обязательства по Договору в основном выполнены. За год снижение погрузки составило 15%, грузооборота - 11,9 %, пассажирооборота - 12,7 %. Естественно, упали и доходы, что отразилось на финансовом положении компании. И только конструктивная работа руководителей всех уровней с профсоюзными организациями, постоянный мониторинг текущей ситуации, встречи в трудовых коллективах с членами профсоюза, усиление контроля за соблюдением трудового законодательства во многом позволили предотвратить необратимые последствия кризиса для работников и возможные конфликты в коллективах.

В рамках антикризисных мер, чтобы избежать массовых сокращений (а, по расчетам, лишними в компании оказались 180 тыс. работников), по предложению работодателя и после обсуждения в коллективах применялся режим неполного рабочего времени.

В 2009 г. так работали свыше 500 тыс. железнодорожников. Профсоюз вынужден был согласиться с предложениями работодателя и пойти на корректировку ряда пунктов коллективных договоров и Отраслевого соглашения, в том числе и на приостановку индексации заработной платы за III квартал. Эти меры позволили сохранить персонал. Уменьшение численности было проведено в основном за счет естественного оттока кадров и составило 59 тыс. человек, или примерно 5% численности, по сокращению штата уволено 12,5 тыс. человек. При сокращении штата выполнялись все меры, предусмотренные Коллективным договором, в том числе и предложение вакантных должностей.

По мере роста объемов работы, начиная со второго полугодия филиалы компании стали возвращаться к полной занятости сотрудников, что и было предусмотрено договором между профсоюзами и компанией. На 1 апреля 2010 г. сокращенную рабочую неделю имеют 78,1 тыс. человек (8% численности), что соответствует докризисному уровню. Кроме того, в августе 2009 г. с участием профсоюза в ОАО «РЖД» была разработана и утверждена Программа содействия занятости на 2009-2011 гг., которая успешно выполняется.

За год заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых во всех видах деятельности, с учетом применения режима неполного рабочего времени составила почти 24 тыс. руб., с ростом к 2008 г. на 9,2 %. Реальная заработная плата работников снизилась на 2,2%. При этом у железнодорожников в декабре 2009 г. она была ниже, чем в промышленности, только в трех субъектах Российской Федерации (в январе 2009 г. - в 12). Коэффициент соотношения заработной платы железнодорожников с заработной платой в целом по промышленности в стране немного подрос и составил 1,31 (было - 1,29). Нарушений по срокам выплаты заработной платы практически не было. По мере роста объемов работы растет уровень заработной платы, для чего в IV квартале 2009 г. было дополнительно выделено филиалам 3,6 млрд. руб. Параметры роста заработной платы на 2010 г. позволяют восполнить потери, допущенные в 2009 г.

В соответствии с обязательствами Коллективного договора в 2009 г. усилен профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и локальных нормативных актов. Проводился системный мониторинг социально-экономической ситуации, работали «горячие линии». Только в ЦК профсоюза поступило 2,4 тыс. обращений. На сайт Роспрофжела обратились более 14 тыс. человек. Хорошо зарекомендовали себя проводимые с октября 2009 г. целевые информационные дни с единой тематикой, в которых участвуют выборные и штатные работники профсоюза. Встречи в коллективах позволяют оперативно решать многие возникающие проблемы. С целью оказания практической помощи работникам проводятся Дни дорпрофсожей и теркомов, даются юридические консультации.

Правовой инспекцией труда профсоюза было проведено 4115 проверок, что выше уровня 2008 г. на 16 %, выявлено почти 30 тыс. нарушений норм трудового законодательства и локальных нормативных актов. Работникам возвращено незаконно удержанных и недоначисленных выплат на сумму 199,2 млн. руб. - на 70% больше, чем в 2008 г. Восстановлено на работе 90 необоснованно уволенных работников, что на 60,7% больше, чем за 2008 г., отменено 1494 дисциплинарных взыскания. За нарушение трудового законодательства привлечены к ответственности 186 руководителей и специалистов всех уровней. Большая часть выявленных нарушений устранена, но их количество значительно возросло по сравнению с прошлым годом. Во многих случаях они носили системный характер, в том числе из-за несовершенства планирования фонда оплаты труда, особенно его премиальной части, а также низкой правовой грамотности отдельных руководителей и специалистов.

В соответствии с Коллективным договором в 2009 г. на мероприятия по улучшению условий и охраны труда было потрачено без учета расходов на спецодежду более 5,3 млрд. руб., или около 0,8% от эксплуатационных расходов при нормативе по коллективному договору не менее 0,7%. Из них более 2,9 млрд. руб. направлены на мероприятия по снижению производственного травматизма, что составляет 55% расходов при нормативе не менее 50%, 2,4 млрд. руб. направлены на улучшение условий труда.

В прошедшем году на большинстве дорог проводились смотры-конкурсы на лучшее рабочее место, бытовое помещение, пункт обогрева. Строились санитарно-бытовые корпуса, осуществлялся их капитальный и текущий ремонт. На Куйбышевской дороге в восстановительном поезде станции Сызрань построен новый санитарно-бытовой корпус, в восстановительном поезде станции Дёма завершается строительство аналогичного корпуса. На Северо-Кавказской дороге санитарно-бытовые корпуса введены в эксплуатационном вагонном депо Батайск, в дистанциях пути Белореченск и Краснодар. На Дальневосточной дороге введены в эксплуатацию административно-бытовой корпус с домом отдыха в локомотивном депо Высокогорная и дом отдыха локомотивных бригад в депо Хабаровск-2, на дороге оборудовано 24 душевых и 158 пунктов обогрева. Проведены капитальный ремонт и реконструкция административно-бытовых корпусов в дистанции сигнализации, централизации и блокировки Камень-на-Оби и на пункте технического обслуживания локомотивов депо Барнаул Западно-Сибирской дороги. На Северной дороге выполнен капремонт санитарно-бытовых помещений на общую сумму около 9,7 млн. руб., в том числе в эксплуатационных локомотивных депо Ярославль-Главный, Печора, Буй, Лоста, Исакогорка, Котлас, вагонных эксплуатационных депо Ярославль-Главный, Буй, Лоста, Сольвычегодск и др. Однако еще многое предстоит сделать на сети по помещениям для сушки спецодежды, химчисткам, прачечным, пунктам по ремонту спецодежды, комнатам психологической разгрузки. В хозяйстве пути особенно сложное положение с состоянием пунктов обогрева, табельных, созданием элементарных бытовых условий. Из-за недостатка средств не было приобретено ни одного модульного пункта обогрева для монтеров пути.

По-прежнему серьезным остается в компании положение с производственным травматизмом. Так, в 2009 г. было травмировано 620 человек, в том числе погибли 78, в 2008 г. соответственно 649 и 80. Основные причины травматизма - наезд, удары, зажатие подвижным составом - 28%, поражение электротоком - 19%, ДТП - 13%, падение с высоты и с движущегося подвижного состава - 9%, пожары - 6%.

Технической инспекцией труда профсоюза проводилась работа по профилактике производственного травматизма, в результате выявлено более 53 тыс. нарушений, предъявлено около 2 тыс. «Требований о приостановке работ» и 560 «Требований о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении условий охраны труда». Большую роль в работе по улучшению условий труда, снижению производственного травматизма в компании играют уполномоченные по охране труда. В настоящее время их около 41 тыс., за прошлый год ими было выявлено более 811 тыс. нарушений требований охраны труда. В соответствии с Коллективным договором в компании проводится конкурс, по результатам которого ежегодно присуждается 50 премий лучшим уполномоченным.

В настоящее время в компании насчитывается 229,1 тыс. рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, причем их доля за последние годы не уменьшается. Более 320 тыс. человек имеют доплаты за вредные условия труда. Однако в 2009 г. допускались их необоснованные невыплаты. Профсоюзные комитеты добивались устранения этих нарушений. Требуются также действенные меры, включая финансирование, для обеспечения работников современной спецодеждой в соответствии с новыми нормами, в том числе костюмами для защиты от электрической дуги и от наведенного напряжения.

В 2009 г. в результате спада объема перевозок сверхурочные часы работы локомотивных бригад были снижены в 3,2 раза. Однако на ряде дорог произошел их значительный рост. В нарушение Трудового кодекса РФ свыше 120 час. сверхурочно отработали 1311 человек на Забайкальской, 942 - на Восточно-Сибирской, 508 - на Красноярской дорогах. Эффективность использования бригад в 2009 г. снизилась, так как количество непроизводительных потерь на 1 час сверхурочной работы составило 3,67 ч (в 2008 г. - 1,54 ч).

В 2009 г. на железных дорогах достигнуто снижение на 16% количества событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения. Задача по снижению количества нарушений безопасности движения на 15%, поставленная Правлением ОАО «РЖД», выполнена на 14 железных дорогах, в хозяйствах перевозок, вагонном, автоматики и телемеханики, пассажирском и путевом комплексах. Этому во многом способствовала работа 60 тыс. общественных инспекторов по безопасности движения. В 2009 г. ими было проведено около 640 тыс. проверок.

В 2009 г. в полном объеме реализовывались социальные гарантии работникам, членам семей, пенсионерам, в том числе на право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте, выплату единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении впервые на пенсию. Оказывалась материальная помощь при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск, рождении ребенка, на похороны работников и неработающих пенсионеров и др. Хотя и в меньших объемах, чем в прошлые годы, выделялись средства на развитие негосударственных учреждений здравоохранения и образования.

Нельзя не отметить, что из-за невыделения средств в последние годы ухудшается состояние санаториев-профилакториев, пансионатов, детских оздоровительных лагерей. Тем не менее за год в здравницах центрального подчинения компании, в дорожных санаториях, пансионатах прошли оздоровление более 123 тыс. человек, из них более 16 тыс. молодежи, столько же и неработающих пенсионеров.

Большое внимание, как всегда, уделялось в прошлом году организации детского отдыха - всего оздоровлено 90 тыс. детей, из них 9 тыс. - на Черном море, причем родители оплачивали от 10 до 20% стоимости путевки. Также за счет средств профсоюзных организаций осуществлялось сопровождение детей к местам отдыха, проводилось их страхование от несчастных случаев, оказывалось содействие в проведении культурно-массовой и спортивной работы. Кроме этого, было приобретено 500 путевок для детей школ-интернатов ОАО «РЖД», детей-сирот и детей из многодетных семей, вручено 835 тыс. детских подарков и т.д.

В 2009 г. были проведены Молодежные игры по неолимпийским видам спорта, в которых участвовало 107 команд, 3900 молодых работников, 50 тыс. болельщиков стали зрителями Игр. Расходы на их проведение составили 57 млн. руб.

Однако несмотря на работу, проводимую в компании, всего 6,9% общего количества работающих в ней занимаются спортом. По России этот показатель составляет 11%, а в экономически развитых странах мира достигает 40-50%. Число детей - членов семей железнодорожников, занимающихся в спортивных секциях, составляет лишь около 5% общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Надеемся, что совместными усилиями хозяйственных руководителей, организаций Роспрофжела, РФСО «Локомотив» будут найдены новые формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Этой теме был посвящен специальный пленум ЦК профсоюза, на котором приняты решения, в числе которых разработка Программы сохранения здоровья работников, детей, ветеранов, включение в новый Коллективный договор специального раздела по организации спортивно-массовой работы, пропаганде здорового образа жизни, активизация работы хозяйственных руководителей, профсоюзных организаций всех уровней по строительству простых плоскостных сооружений, возрождение проведения производственной гимнастики на предприятиях, использование возможностей ведомственных здравниц, детских оздоровительных лагерей, негосударственных учреждений образования для приобщения к здоровому образу жизни и др.

Профсоюз продолжает работу по развитию системы кредитно-потребительских кооперативов граждан (КПКГ), совершенствованию новых видов страховых программ, например, добровольного страхования членов профсоюза от несчастных случаев и болезней в быту. За 2009 г. выдано кредитов на сумму 444 млн. руб. Выполняются обязательства коллективного договора по оказанию материальной помощи неработающим пенсионерам через БФ «Почет» и НПФ «Благосостояние».

Большинство сотрудников компании выполняли возложенные на них обязанности, добросовестно трудились. В то же время со стороны отдельных работников допускались нарушения трудовой и производственной дисциплины. Всего за год уволено за нарушения трудовой дисциплины 2840 человек, что выше уровня 2008 г. на 18,4%, в том числе за прогулы - 1849 человек. За совершение хищений в 2009 г. было задержано 1045 железнодорожников. Все имеющиеся случаи были рассмотрены в профсоюзных организациях, по каждому дана принципиальная оценка, приняты меры по усилению воспитательной и профилактической работы.

Взаимодействие профсоюзных организаций Роспрофжела и работодателей в отчетный период строилось на принципах социального партнерства, направленных на повышение эффективности деятельности компании, мотивации труда, укрепление трудовой и производственной дисциплины.

В настоящее время начата работа над проектом Коллективного договора компании на 2011 г. и последующие годы. Участники конференций высказались за сохранение гарантий и льгот компании и в будущем году. Многие предложили продлить действующий договор на последующий период времени.

Анализ результатов опроса мнений первичных профсоюзных организаций по концептуальным вопросам проекта будущего Коллективного договора показывает, что за сохранение гарантий в объеме действующего договора высказались все первичные профсоюзные организации. При этом все они за то, чтобы в случае принятия единого Коллективного договора действующие особенности коллективных договоров филиалов были учтены в приложениях к единому договору и в локальных нормативных актах филиалов.

При ответе на вопрос о целесообразности введения в договор понятия «минимальный социальный пакет работника» и «минимальный социальный пакет неработающего пенсионера» мнения разделились примерно 50 на 50. При этом большинство высказалось против установления лимита такого пакета и против дифференциации пакета в зависимости от профессии или должности работника. За возможность введения в договор принципа «кафетерия» при выборе работником отдельных льгот высказались всего 12% организаций, еще 41% высказался за возможность введения такого принципа, но только при условии выделения дополнительных средств, а не за счет перераспределения с других пунктов договора.

На вопрос «Нужен ли социальный бюджет компании, в котором указываются в том числе и плановые расходы на реализацию договора по статьям в разрезе филиалов?» утвердительно ответили 88% организаций. Учитывая сложившуюся на сети практику снижения гарантий и льгот для работников при передаче работ на аутсорсинг, более 50% организаций высказались за выработку и отражение в Коллективном договоре защитных норм для работников в данной ситуации, за запрет применения таких работ на участках производства, связанных с безопасностью движения, качеством ремонта и надежностью работы инфраструктуры, имиджем ОАО «РЖД». Большинство первичных организаций (65%) высказались за сохранение действующего порядка подведения итогов выполнения договора, 35% - за то, чтобы дополнительно к действующему порядку в границах каждой дороги один раз в год проводить региональный социально-экономический форум по подведению итогов выполнения коллективных договоров организаций (и их филиалов) холдинга ОАО «РЖД», расположенных в границах дороги.

Процесс подготовки нового Коллективного договора на 2011 и последующие годы уже начат. Надеемся, что этот важнейший документ будет принят до ноября 2010 г.