В правлении ОАО «РЖД»

Испытание огнем


Уникально жаркое лето 2010 г., вызвавшее наряду с засухой и другими катаклизмами массовые лесные и торфяные пожары на значительных территориях страны, стало серьезным испытанием для всей системы обеспечения пожарной безопасности в ОАО «РЖД».

О том, как удалось выдержать это испытание, о мерах, принятых компанией, в том числе совместно со специализированными подразделениями, по профилактике опасных ситуаций, по борьбе с пожарами, ликвидации их последствий, редакция попросила рассказать старшего вице-президента компании, председателя Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» В.А. Гапановича.

Лето традиционно считается самым пожароопасным периодом года, и поэтому требует соответствующей заблаговременной противопожарной подготовки. В компании это прекрасно понимают. Поддержание высокого уровня пожарной безопасности - один из важнейших принципов, соблюдаемых во всех филиалах, дочерних и зависимых обществах, организациях и структурных подразделениях ОАО «РЖД». И к нынешнему лету, ставшему в пожарном отношении, без преувеличения экстремальным, была проделана большая подготовительная, профилактическая работа.

Еще в марте 2010 г. президентом компании В.И. Якуниным было проведено заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» с участием представителей центрального аппарата МЧС России, Ространснадзора и Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) по вопросам подготовки к работе в пожароопасный период.

В соответствии с принятыми на нем решениями были проверены более 50 тыс. стационарных объектов компании, полосы отвода железных дорог, склады запаса шпал и ГСМ, искусственные сооружения, обустройства управления движением и связи. Усилены меры по обеспечению пожарной безопасности тягового подвижного состава, пассажирских вагонов в период летних пассажирских перевозок, по противопожарной готовности детских оздоровительных учреждений, по безопасной перевозке опасных и разрядных грузов, а также предприняты дополнительные меры при проведении летних путевых работ.

В начале июня прошло еще одно заседание Центральной пожарно-технической комиссии, на котором с учетом ухудшения обстановки с пожарами в 2010 г. в ряде регионов и в целях бесперебойного осуществления перевозок были намечены меры по обеспечению постоянной боевой готовности пожарных поездов, оперативному пополнению запаса огнетушащих средств поездов, приведению полосы отвода в соответствие с требованиями пожарного и лесного законодательства и др.

Была усилена пожарно-профилактическая работа на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе, особое внимание уделено обеспечению безопасности перевозочного процесса, объектам с массовым пребыванием людей.

Все это позволило во всеоружии встретить июльско-августовский пик пожаров на территории страны, в первую очередь в Европейской части РФ.

Руководящий состав филиалов ведомственной пожарной охраны, железных дорог и структурных подразделений, прилегающих к зоне чрезвычайных ситуаций, был переведен на круглосуточный режим работы. На остальных железных дорогах был введен усиленный режим несения службы.

Необходимо было не только обеспечить в экстремальных условиях пожарную безопасность железнодорожных объектов, устойчивый пропуск поездов и безопасный проезд пассажиров по опасным территориям, но и оказать максимальную помощь в ликвидации пожаров и их последствий. И работники компании, ведомственной охраны, все труженики железных дорог постарались сделать это с должной отдачей, ответственностью и результативностью.

Так, только за период с 29 июля по 4 августа 2010 г. для тушения лесных и торфяных пожаров, пожаров в населенных пунктах и на объектах Республики Мордовия, Республики Марий-Эл, Московской, Нижегородской, Воронежской, Владимирской областей и ряда других субъектов Российской Федерации, не относящихся к железнодорожному транспорту, а также загораний в полосе отвода железных дорог было совершено 220 выездов пожарных поездов.

С 1 по 20 августа в регионах, где сложилась чрезвычайная ситуация природного характера, пожарные подразделения ФГП ВО ЖДТ России совершили более 960 выездов на тушение в зоне ответственности (включая выезды с места временной дислокации) и ликвидировали пожары и загорания на площади свыше 31,3 млн. м2, при этом ими было израсходовано почти 600 тыс. м3 огнетушащих средств. В тушении пожаров посменно было задействовано более 5700 работников.

Для противопожарной защиты особо важных объектов страны и быстрого реагирования на складывающуюся обстановку с пожарами была проведена передислокация пожарных поездов. Так, со станции Муром на станцию Выкса-промышленная был направлен поезд для защиты металлургического комбината, со станций Нижний Новгород, Зуевка и Арзамас - на станцию Саров для защиты ядерного центра, со станции Елец - на станцию Графская для защиты национального заповедника, со станции Отрожка - на станцию Нововоронеж для защиты АЭС.

Были дополнительно выделены и введены в состав пожарных поездов более 200 цистерн для воды на Московской, Горьковской и Юго-Восточной железных дорогах, что значительно повысило возможности подразделений работать без дозаправки, обеспечивать заправку пожарных машин, работающих в зонах пожара.

Подключились к проблеме и железнодорожные врачи. Так, на Горьковской железной дороге работал медицинский поезд «Хирург Николай Пирогов» ОАО «РЖД». Специалисты передвижного консультативно-диагностического центра принимали пациентов на станциях Муром, Вековка, Берещино и др. Осматривались и при необходимости получали помощь работающие на задымленных участках локомотивные бригады, путейцы, связисты, энергетики, а также жители окрестных районов, удаленных от медицинских учреждений. Медицинский поезд был доукомплектован медикаментами для лечения расстройств дыхательной и сердечно-сосудистой систем, противоаллергическими и седативными препаратами, противоожоговыми средствами и перевязочными материалами, а штатный персонал усилен специалистами дорожных медучреждений.

Работники пассажирского комплекса компании также делали все возможное для безопасного проследования пассажиров через очаги пожаров и задымления, своевременной эвакуации населения, в первую очередь детей, из потенциально опасных мест.

Принятые меры позволили не допустить распространение массовых лесных и торфяных пожаров на объекты инфраструктуры и социальной сферы ОАО «РЖД», оказать действенную поддержку спецподразделениям в борьбе с огнем и задымлением.

Безусловно, уроки нынешнего лета будут всесторонне проанализированы, и результаты этого анализа учтены в дальнейшей работе по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Но уже сейчас ясно, что необходимо активнее двигаться совместно со всеми причастными организациями по всем намеченным и реализуемым в ОАО «РЖД» направлениям в этой важной сфере: актуализация и развитие нормативного обеспечения, разработка единой концепции пожарной безопасности перевозочного процесса на инфраструктуре железнодорожного транспорта, внедрение в рамках инвестиционного проекта «Пожарная безопасность» современных систем пожарной автоматики на объектах, обеспечивающих безопасность движения поездов, и на объектах с массовым пребыванием людей, использование возможностей информационных технологий для мониторинга состояния пожарной безопасности и др.

Особо следует сказать о пожарных поездах, в очередной раз зарекомендовавших себя одним из эффективных средств борьбы с пожарами. В 2010 г. на сети железных дорог функционируют в режиме постоянной готовности 304 пожарных поезда, в том числе 67 специализированных, способных наряду с тушением пожаров осуществлять перекачку и нейтрализацию опасных грузов.

В составе пожарных поездов используется более 1,2 тыс. единиц подвижного состава. К сожалению, его техническое состояние сегодня вызывает большое беспокойство из-за превышения нормативных сроков службы и изношенности оборудования.

С учетом этого руководством ОАО «РЖД» поставлена задача наряду с обновлением подвижного состава и технических средств действующих поездов создать пожарный поезд нового поколения, базирующийся на современных технологиях и лучшем отечественном и зарубежном опыте.

Концепция, оснащенность, функциональные возможности и характеристики такого поезда были обсуждены на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД». Начата разработка конструкторской документации на пожарный поезд с улучшенными тактико-техническими возможностями. При этом предусматривается разработка и варианта такого поезда, специально приспособленного для работы в условиях тоннелей, в частности на такой сложной линии, как Адлер - Альпика-Сервис, строящейся к зимней Олимпиаде в Сочи. На наш взгляд, работу по созданию пожарного поезда нового поколения надо ускорить.

Важно также в ближайшее время оснастить имеющиеся пожарные поезда спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС/GPS.

В целом в текущем году количество пожаров на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» снижено на 6%, а материальный ущерб от них - на 58%. Тем не менее, ситуация, сложившаяся с пожарами этим летом, требует от всех постоянной бдительности и готовности противостоять вызовам огненной стихии.

Гапанович В.А., старший вице-президент компании, председатель Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД»
Испытание огнем
С. 2–5. 7 рис.

Рассказано о мерах, принятых ОАО «РЖД» совместно со специализированными подразделениями по профилактике опасных ситуаций, связанных с аномальной летней жарой, по борьбе с пожарами и ликвидации их последствий.

Ключевые слова: массовые лесные и торфяные пожары; Центральная пожарно-техническая комиссия ОАО «РЖД»; пожарно-профилактическая работа; ФГП ВО ЖДТ России; пожарный поезд.