Испытание огнем

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Аннотация статьи
 

Уникально жаркое лето 2010 г., вызвавшее наряду с засухой и другими катаклизмами массовые лесные и торфяные пожары на значительных территориях страны, стало серьезным испытанием для всей системы обеспечения пожарной безопасности в ОАО «РЖД».

О том, как удалось выдержать это испытание, о мерах, принятых компанией, в том числе совместно со специализированными подразделениями, по профилактике опасных ситуаций, по борьбе с пожарами, ликвидации их последствий, редакция попросила рассказать старшего вице-президента компании, председателя Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» В.А. Гапановича.

Заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД»
по вопросам подготовки к работе в пожароопасный период

Лето традиционно считается самым пожароопасным периодом года, и поэтому требует соответствующей заблаговременной противопожарной подготовки. В компании это прекрасно понимают. Поддержание высокого уровня пожарной безопасности - один из важнейших принципов, соблюдаемых во всех филиалах, дочерних и зависимых обществах, организациях и структурных подразделениях ОАО «РЖД». И к нынешнему лету, ставшему в пожарном отношении, без преувеличения экстремальным, была проделана большая подготовительная, профилактическая работа.

Еще в марте 2010 г. президентом компании В.И. Якуниным было проведено заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» с участием представителей центрального аппарата МЧС России, Ространснадзора и Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) по вопросам подготовки к работе в пожароопасный период.

В соответствии с принятыми на нем решениями были проверены более 50 тыс. стационарных объектов компании, полосы отвода железных дорог, склады запаса шпал и ГСМ, искусственные сооружения, обустройства управления движением и связи. Усилены меры по обеспечению пожарной безопасности тягового подвижного состава, пассажирских вагонов в период летних пассажирских перевозок, по противопожарной готовности детских оздоровительных учреждений, по безопасной перевозке опасных и разрядных грузов, а также предприняты дополнительные меры при проведении летних путевых работ.

В начале июня прошло еще одно заседание Центральной пожарно-технической комиссии, на котором с учетом ухудшения обстановки с пожарами в 2010 г. в ряде регионов и в целях бесперебойного осуществления перевозок были намечены меры по обеспечению постоянной боевой готовности пожарных поездов, оперативному пополнению запаса огнетушащих средств поездов, приведению полосы отвода в соответствие с требованиями пожарного и лесного законодательства и др.

Была усилена пожарно-профилактическая работа на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе, особое внимание уделено обеспечению безопасности перевозочного процесса, объектам с массовым пребыванием людей.

Все это позволило во всеоружии встретить июльско-августовский пик пожаров на территории страны, в первую очередь в Европейской части РФ.

Руководящий состав филиалов ведомственной пожарной охраны, железных дорог и структурных подразделений, прилегающих к зоне чрезвычайных ситуаций, был переведен на круглосуточный режим работы. На остальных железных дорогах был введен усиленный режим несения службы.
 

Заправка водой пожарных автомобилей
территориальных подразделений МЧС России
от пожарного поезда станции Отрожка

Необходимо было не только обеспечить в экстремальных условиях пожарную безопасность железнодорожных объектов, устойчивый пропуск поездов и безопасный проезд пассажиров по опасным территориям, но и оказать максимальную помощь в ликвидации пожаров и их последствий. И работники компании, ведомственной охраны, все труженики железных дорог постарались сделать это с должной отдачей, ответственностью и результативностью.

Так, только за период с 29 июля по 4 августа 2010 г. для тушения лесных и торфяных пожаров, пожаров в населенных пунктах и на объектах Республики Мордовия, Республики Марий-Эл, Московской, Нижегородской, Воронежской, Владимирской областей и ряда других субъектов Российской Федерации, не относящихся к железнодорожному транспорту, а также загораний в полосе отвода железных дорог было совершено 220 выездов пожарных поездов.

С 1 по 20 августа в регионах, где сложилась чрезвычайная ситуация природного характера, пожарные подразделения ФГП ВО ЖДТ России совершили более 960 выездов на тушение в зоне ответственности (включая выезды с места временной дислокации) и ликвидировали пожары и загорания на площади свыше 31,3 млн. м2, при этом ими было израсходовано почти 600 тыс. м3 огнетушащих средств. В тушении пожаров посменно было задействовано более 5700 работников.

Для противопожарной защиты особо важных объектов страны и быстрого реагирования на складывающуюся обстановку с пожарами была проведена передислокация пожарных поездов. Так, со станции Муром на станцию Выкса-промышленная был направлен поезд для защиты металлургического комбината, со станций Нижний Новгород, Зуевка и Арзамас - на станцию Саров для защиты ядерного центра, со станции Елец - на станцию Графская для защиты национального заповедника, со станции Отрожка - на станцию Нововоронеж для защиты АЭС.

Были дополнительно выделены и введены в состав пожарных поездов более 200 цистерн для воды на Московской, Горьковской и Юго-Восточной железных дорогах, что значительно повысило возможности подразделений работать без дозаправки, обеспечивать заправку пожарных машин, работающих в зонах пожара.

Подключились к проблеме и железнодорожные врачи. Так, на Горьковской железной дороге работал медицинский поезд «Хирург Николай Пирогов» ОАО «РЖД». Специалисты передвижного консультативно-диагностического центра принимали пациентов на станциях Муром, Вековка, Берещино и др. Осматривались и при необходимости получали помощь работающие на задымленных участках локомотивные бригады, путейцы, связисты, энергетики, а также жители окрестных районов, удаленных от медицинских учреждений. Медицинский поезд был доукомплектован медикаментами для лечения расстройств дыхательной и сердечно-сосудистой систем, противоаллергическими и седативными препаратами, противоожоговыми средствами и перевязочными материалами, а штатный персонал усилен специалистами дорожных медучреждений.
 

Работа пожарного поезда на перегоне
Голутвин - Луховицы (29.07. - 06.08.2010 г.)

Тушение пожара в районе Черусти (3.08.2010.)

Работники пассажирского комплекса компании также делали все возможное для безопасного проследования пассажиров через очаги пожаров и задымления, своевременной эвакуации населения, в первую очередь детей, из потенциально опасных мест.

Принятые меры позволили не допустить распространение массовых лесных и торфяных пожаров на объекты инфраструктуры и социальной сферы ОАО «РЖД», оказать действенную поддержку спецподразделениям в борьбе с огнем и задымлением.

Безусловно, уроки нынешнего лета будут всесторонне проанализированы, и результаты этого анализа учтены в дальнейшей работе по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Но уже сейчас ясно, что необходимо активнее двигаться совместно со всеми причастными организациями по всем намеченным и реализуемым в ОАО «РЖД» направлениям в этой важной сфере: актуализация и развитие нормативного обеспечения, разработка единой концепции пожарной безопасности перевозочного процесса на инфраструктуре железнодорожного транспорта, внедрение в рамках инвестиционного проекта «Пожарная безопасность» современных систем пожарной автоматики на объектах, обеспечивающих безопасность движения поездов, и на объектах с массовым пребыванием людей, использование возможностей информационных технологий для мониторинга состояния пожарной безопасности и др.

Особо следует сказать о пожарных поездах, в очередной раз зарекомендовавших себя одним из эффективных средств борьбы с пожарами. В 2010 г. на сети железных дорог функционируют в режиме постоянной готовности 304 пожарных поезда, в том числе 67 специализированных, способных наряду с тушением пожаров осуществлять перекачку и нейтрализацию опасных грузов.

В составе пожарных поездов используется более 1,2 тыс. единиц подвижного состава. К сожалению, его техническое состояние сегодня вызывает большое беспокойство из-за превышения нормативных сроков службы и изношенности оборудования.

С учетом этого руководством ОАО «РЖД» поставлена задача наряду с обновлением подвижного состава и технических средств действующих поездов создать пожарный поезд нового поколения, базирующийся на современных технологиях и лучшем отечественном и зарубежном опыте.

Концепция, оснащенность, функциональные возможности и характеристики такого поезда были обсуждены на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД». Начата разработка конструкторской документации на пожарный поезд с улучшенными тактико-техническими возможностями. При этом предусматривается разработка и варианта такого поезда, специально приспособленного для работы в условиях тоннелей, в частности на такой сложной линии, как Адлер - Альпика-Сервис, строящейся к зимней Олимпиаде в Сочи. На наш взгляд, работу по созданию пожарного поезда нового поколения надо ускорить.

Важно также в ближайшее время оснастить имеющиеся пожарные поезда спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС/GPS.

В целом в текущем году количество пожаров на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» снижено на 6%, а материальный ущерб от них - на 58%. Тем не менее, ситуация, сложившаяся с пожарами этим летом, требует от всех постоянной бдительности и готовности противостоять вызовам огненной стихии.

Фото ФГП ВО ЖДТ России

Гапанович В.А., старший вице-президент компании, председатель Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД»
Испытание огнем
С. 2–5. 7 рис.

Рассказано о мерах, принятых ОАО «РЖД» совместно со специализированными подразделениями по профилактике опасных ситуаций, связанных с аномальной летней жарой, по борьбе с пожарами и ликвидации их последствий.

Ключевые слова: массовые лесные и торфяные пожары; Центральная пожарно-техническая комиссия ОАО «РЖД»; пожарно-профилактическая работа; ФГП ВО ЖДТ России; пожарный поезд.

 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования