Развивать социальное партнерство

Доклад председателя Роспрофжела Н.А. Никифорова


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В октябре исполняется год со дня принятия первого в ОАО «РЖД» Генерального коллективного договора. С уверенностью можно сказать, что его заключение позволило обеспечить в коллективах стабильную рабочую обстановку, укрепить у железнодорожников и ветеранов уверенность в правильности курса проводимых реформ, сохранить лучшие традиции железнодорожного транспорта по социально-экономической защите его работников.

В июле – августе текущего года прошли конференции работников филиалов ОАО «РЖД» по подведению итогов выполнения Генерального коллективного договора и коллективных договоров филиалов за I полугодие, в которых приняли участие вице-президенты, члены правления и руководители департаментов компании, ЦК Роспрофжела. В отчетных докладах и выступлениях отмечалось, что устойчивая положительная динамика производственной деятельности, финансовое положение компании позволили в основном выполнить принятые обязательства. Ежеквартально проводилась индексация заработной платы в зависимости от темпов инфляции, возмещались расходы машинистам и помощникам машинистов за поездку, предоставлялись дополнительные отпуска за работу во вредных условиях, выплачивалось поощрение при уходе на пенсию и материальная помощь при уходе в отпуск и другие.

В то же время имели место и недостатки, в том числе задержки выплаты отпускных, недостаточный размер авансовых выплат, нарушение режима труда и отдыха, низкое качество спецодежды, необоснованное снижение премиальных и др. На конференциях справедливо ставился вопрос об уровне и темпах роста заработной платы. В прошедшем полугодии реальная заработная плата практически осталась на уровне первого полугодия 2004 г., а производительность труда при этом возросла на 5,9%. Механизм повышения заработной платы от производительности труда в соответствии с п.4.2.7. Генерального коллективного договора в первом полугодии 2005 г. не применялся, производилась только индексация в соответствии с инфляцией. С июня положение стало меняться в лучшую сторону и в сентябре рост заработной платы составил около 22 % к сентябрю 2004 г. при увеличении потребительских цен на 12,1%.

Заработная плата в основном выплачивалась вовремя, однако были и нарушения, особенно на Октябрьской железной дороге. Секретариат ЦК профсоюза рассмотрел сложившееся там положение на выездном заседании в апреле и затем в августе. Но только после рассмотрения вопроса на президиуме ЦК на дороге определили конкретные сроки выплат заработной платы по каждому структурному подразделению, установили размеры выплат за первую половину месяца, навели порядок по премиальными погасили задолженность по отпускам.

Значительная работа проводится администрацией и профсоюзными органами по повышению стимулирующей роли премий, направленных на увеличение объемов работы, качества и производительности труда, достижение хороших финансовых результатов. Заслуживают внимания положения о премировании, разработанные для работников массовых профессий на Западно-Сибирской, Приволжской, Горьковской, Северо-Кавказской железных дорогах. Например, заработная плата на ПТО Западно-Сибирской железной дороги в зависимости от качества и интенсивности труда в сменах различается до 7 раз, в абсолютной величине до 3500 руб. Монтеры пути на дороге при отличном качестве работы имеют заработную плату до 20 тыс. руб., а дорожные мастера до 47 тыс. руб. И не случайно состояние пути здесь постоянно улучшается.

В локомотивном депо Батайск Северо-Кавказской железной дороги наряду с основным положением о премировании действует еще положение о премировании за ввод опаздывающих поездов в график. В первом полугодии выплачено за нагон более 10 млн. руб. В результате исполнение графика движения пассажирских поездов улучшилось до 99,41%.

Сегодня почти у 7 тыс. работников тарифная ставка ниже прожиточного минимума в Российской Федерации для трудоспособного населения. У компании есть реальная возможность с будущего года довести минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума, установив надбавку для 1-го разряда, расходы на это невелики - всего 3,2 млн. руб. в месяц.

Конечно, в целом по компании уровень заработной платы нельзя регулировать директивно. Основной критерий роста – повышение производительности труда, которое зависит от внедрения новых технологий, численности персонала. В первом полугодии 2005 г. среднесписочная численность снижена к прошлому году на 18949 человек (1,9%), уволено по сокращению штата 5289 работников, всем им предлагалась работа, но от предложенных должностей работники отказались и им было выплачено выходное пособие, общая сумма составила187 млн. руб. Увольнение по сокращению штата это больной вопрос и он постоянно находится на особом контроле у профсоюзных комитетов.

Полным ходом идет реформа железнодорожного транспорта, активно проводится выделение дочерних зависимых обществ из состава ОАО «РЖД». Уже три месяца электротехнические заводы объединены в открытое акционерное общество «Элтеза», и практически сразу на основании Генерального коллективного договора здесь заключили свой коллективный договор.

В 2006 г. реформы в отрасли будут продолжены. Поэтому необходимо выработать эффективные подходы по формированию единой социальной политики дочерних предприятий. Это возможно только путем заключения отраслевого тарифного соглашения со всеми участниками транспортного процесса. Первым шагом в этом направлении должно стать создание в 2006 г. объединения работодателей, как это сделали, например, транспортные строители.

В целях реализации п. 4.10. Генерального коллективного договора ЦК профсоюза принимались меры по содействию работодателю в решении вопросов снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечения безопасных условий и охраны труда, улучшения состояния рабочих мест и содержания санитарно-бытовых помещений. В целом за полугодие общий травматизм снижен на 15%. Но пока еще сотни работников получают серьезные профессиональные заболевания, имеют место и случаи со смертельным исходом.

За первое полугодие техническими инспекторами проведено на железных дорогах более 2700 проверок, выявлено 21,4 тыс. нарушений. Комиссией ЦК профсоюза проверена работа по вопросам улучшения условий и охраны труда на Северной, Сахалинской, Дальневосточной, Забайкальской, Куйбышевской, Юго-Восточной и Приволжской железных дорогах. Результаты были рассмотрены на заседании Президиума ЦК профсоюза с принятием конкретных решений.

При непосредственном участии профсоюза на железных дорогах создана система общественного контроля по охране труда. Избрано более 38 тыс. уполномоченных профсоюза и сформировано 3759 совместных комитетов по охране труда. Уполномоченными выявлено около 5 тыс. нарушений, по которым приняты меры. Однако имеются общие недостатки в их работе: большая часть уполномоченных не обучена в учебных центрах, низка и эффективность их работы на Дальневосточной, Куйбышевской, Приволжской, Северной и других дорогах.

О сверхурочных работах. Генеральный коллективный договор запрещает привлекать работника к сверхурочным работам более 20 ч в месяц и более 120 ч в год. За 6 месяцев текущего года достигнуто снижение на 8,8% часов сверхурочных работ, но в целом число их еще велико и составляет 3,56 млн. ч. Так что, к сожалению, этот пункт договора не выполнен. В нарушение Трудового кодекса к сверхурочной работе сверх положенного привлекались локомотивные бригады: на Забайкальской - 547 человек, Северной - 1008, Северо-Кавказской - 265, Октябрьской - 490 человек. Имеют место и случаи скрытия сверхурочных. На ряде железных дорог допускалась порочная практика искусственного занижения сверхурочных часов путем оформления срыва работника с выходных дней.

По решению ЦК профсоюзные комитеты должны рассматривать на своих заседаниях все случаи нарушения Трудового кодекса по привлечению к сверхурочной работе работников, вскрывать причины и не допускать в дальнейшем случаев привлечения локомотивных бригад к сверхурочным работам. Такую работу проводят депо Краснодар, Кавказская, Тихорецкая, Лихая Северо-Кавказской железной дороги. Имеются сверхурочные часы работы в хозяйстве перевозок (300 тыс. ч), у проводников (255,9 тыс. ч), монтеров пути (45,8 тыс. ч), работников вагонного хозяйства (68,9 тыс. ч) и других.

Качество условий труда во многом зависит от рабочего места, особенно у локомотивных бригад. Выполняя условия коллективного договора, профсоюз контролирует модернизацию кабин машинистов от стадии проектирования нового локомотива до ремонта в условиях депо. Президиум ЦК профсоюза дважды рассматривал эту проблему на своих заседаниях.

На железных дорогах появляется новый подвижной состав с улучшенными кабинами: это электровозы ЭП1, модернизированные тепловозы ТЭП70, электропоезда ЭМ2И и ЭД4МК. Департаментом локомотивного хозяйства разработан план работ по переоборудованию и дооснащению кабин управления у локомотивов эксплуатируемого парка. Однако пока он ориентирован на разработку конструкторской документации и изготовление опытных образцов, в нем нет мероприятий по восстановлению санузлов, установке электроплиток и т.д., сроки переоборудования кабин эксплуатируемых локомотивов также не определены.

Программой ОАО «РЖД» по улучшению условий и охраны труда на 2005-2007 гг. предусмотрена установка в 2005г. на локомотивах 1878 эргономичных кресел, 1490 высокопрочных лобовых стекол и 545 кондиционеров. Но такие объемы крайне незначительны по сравнению с парком локомотивов.

Положительным примером может служить выпускаемая Калужским заводом «Ремпутьмаш» путевая техника с кабинами управления, в которых значительно улучшены условия труда работников (хороший обзор, шумоизоляция, кондиционирование и т.д.). Путейцы в этом вопросе намного обошли Департамент локомотивного хозяйства.

Важнейшим условием сохранения здоровья при интенсификации труда и неблагоприятных его условий является медицинская реабилитация работников локомотивных бригад. Этому в последнее время уделяют большое внимание. На железных дорогах действует 52 центра реабилитации, 87 санаториев-профилакториев. Успешно они работают на Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Восточно-Сибирской дорогах. На Западно-Сибирской, например, за последние два года заболеваемость локомотивных бригад снизилась на 7%, а количество браков по их вине - на 13%. На наш взгляд, необходимо разработать единую методику медицинской реабилитации и определить порядок ее проведения.

В результате проведенной в первом полугодии аттестации по условиям труда 45,7 тыс. рабочих мест установлено, что 20,6 тыс. (45%) из них не соответствуют требованиям норм охраны труда. Расходы на предоставление льгот и компенсаций в виде дополнительных отпусков и оплата труда в повышенном размере работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, составили в ОАО «РЖД» по итогам полугодия более 500 млн. руб. Напрашивается вывод - выгоднее создать нормальные условия труда работникам, чем платить им денежные компенсации и повышать риски профессиональных заболеваний. Однако на железных дорогах планы по приведению рабочих мест к требованиям норм охраны труда явно занижены. За полугодие приведены к требованиям норм охраны труда только 4,8 тыс. рабочих мест (план на год – 9,4 тыс. мест). Такие темпы недопустимы. Медленней всего эта работа проводится на Калининградской (4% от годового плана), Южно-Уральской (13%), Приволжской (16%).

Серьезное внимание ЦК профсоюза уделяет улучшению содержания санитарно-бытовых помещений. За полугодие на железных дорогах построено и реконструировано 183 санитарно-бытовых корпуса, 13 пунктов по ремонту и подгонке спецодежды, 24 комнаты психологической разгрузки. Сложное положение в хозяйстве пути и сооружений, где не хватает более 5,5 тыс. пунктов обогрева (треть от потребности), большинство табельных на околотках не обеспечены гардеробными, душевыми, мебелью и сушилками. В ПМС появились бытовые поезда, устанавливаются бани, ремонтируются и оборудуются для проживания пассажирские вагоны, улучшаются вопросы питания и медицинского обслуживания.

Выполняется коллективный договор по обеспечению работников спецодеждой и спецобувью, но здесь еще немало недостатков. Например, после химической чистки и стирки многие виды спецодежды имеют усадку, теряют форму и меняют окраску, не выдерживаются сроки носки. К сожалению, в большинстве филиалов и структурных подразделений комиссии по приемке и контролю качества спецодежды работают слабо, акты рекламации не составляются, на материальных складах отсутствуют эталонные образцы спецодежды. Неудовлетворительно выполняются заявки предприятий по средствам индивидуальной защиты: защитным очкам, респираторам, каскам, предохранительным поясам и т.д.

Для выполнения пункта 5.3 Генерального коллективного договора была разработана «Долгосрочная программа по оказанию содействия хозяйственно-управленческим структурам по укреплению трудовой и технологической дисциплины и обеспечению безопасности движения поездов», в соответствии с которой профсоюзными комитетами проводится комплекс профилактических мероприятий. Создано и работают 2590 общественных советов и более 56 тыс. общественных инспекторов по безопасности движения. Они провели более 350 тыс. проверок и выявили около 830 тыс. нарушений, 4538 инспекторов поощрено. Наиболее активно такая работа идет на Юго-Восточной и Восточно-Сибирской железных дорогах.

Профсоюзные органы проводят работу по предупреждению нарушений трудового законодательства и коллективного договора. За полугодие только правовыми инспекторами выявлено 8428 нарушений социально-трудовых прав работников и внесено 1472 представления об устранении этих нарушений, восстановлено на работе 23 необоснованно уволенных работника, отменены 694 неправомерно наложенных дисциплинарных взыскания и в пользу работников выплачено более 19 млн. 720 тыс. руб., незаконно удержанных у них по различным основаниям.

Важнейшей частью социальной защищенности железнодорожников является решение жилищной проблемы в соответствии с коллективным договором и Концепцией жилищной политики ОАО «РЖД». В инвестиционной программе на 2005 г. запланировано выделение 2,4 млрд. руб. на строительство специализированного жилищного фонда компании (с вводом жилой площади 163,3 тыс. м2) и 2,1 млрд. руб. на ипотечное строительство (с вводом жилой площади 156,5 тыс. м2). Из средств, выделенных на ипотечное строительство жилья, 150 млн. руб. используется для субсидирования работникам части затрат на уплату начисленных процентов по кредитам и предоставление субсидий отдельным категориям работников.

Характер и напряженные условия труда железнодорожников требуют отбора по состоянию здоровья при приеме на работу и эффективных мер по его сохранению в дальнейшем. В компании 256 негосударственных учреждений здравоохранения, современно оснащенных и имеющих в штатах квалифицированных специалистов. Работники, члены их семей, пенсионеры получают полный пакет медицинских услуг в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования и договорами о добровольном медицинском страховании.

Санаторно-курортное восстановительное лечение и оздоровление осуществляется на базе здравниц ОАО «РЖД», комплекс которых включает 83 учреждения, из них - 14 здравниц центрального подчинения. Фактическое заполнение здравниц за первое полугодие выросло на 9,4% и составило в здравницах центрального подчинения 13,6 тыс. человек, дорожного подчинения - 32 тыс. человек. Оплата путевок работниками составляла в зависимости от спроса по кварталам 10%, 20%, 35% и 15%, а для неработающих пенсионеров в зависимости от стажа работы от 50% (менее 10 лет) до 5% (свыше 30 лет).

Одной из форм социальной защищенности работников, предусмотренной Договором, является негосударственное пенсионное обеспечение через НПФ «Благосостояние». В компании негосударственную пенсию получают свыше 88 тыс. человек, средний размер которой составляет 1390 руб. Это существенная поддержка ветеранам.

В соответствии с Генеральным коллективным договором все дети работников компании были застрахованы от несчастных случаев на время их пребывания в детских оздоровительных лагерях. Летом 2005 г. всеми формами организованного отдыха было охвачено более 120 тыс. детей. В 111 загородных оздоровительных лагерях отдохнуло более 84 тыс. детей, в южных здравницах - более 10,7 тыс. детей, в городских лагерях при детских железных дорогах – 3,7 тыс. детей. Для детей работников компании установлена доступная сумма родительской доли в оплате путевки – 10% от полной стоимости, а для многодетных семей – 5%.

К сожалению, часть детских здравниц работают только в две смены. Одна из основных причин этого - состояние материально-технической базы, которое не отвечает современным требованиям. Многие лагеря функционируют свыше 50 лет и их уже трудно содержать – нужно строить новые благоустроенные корпуса с отоплением и санитарно-бытовыми помещениями для круглогодичного использования. Для этого в инвестиционную программу необходимо включить специальный раздел по развитию детских загородных лагерей, предварительно определив их оптимальное количество.

В полном объеме выполняется раздел по гарантиям молодежи, женщинам, детям. Студенты высших и средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта, учащиеся профессиональных училищ обеспечиваются местами для прохождения производственной практики. Установлены именные стипендии студентам за отличные успехи в учебе. Разрабатываемая в настоящее время целевая Молодежная программа, несомненно, будет определять политику ОАО «РЖД» не только в отношении работников компании, но и студентов и учащихся, детей железнодорожников, рассматривая их как потенциальных тружеников отрасли.

Всего в Генеральном коллективном договоре 163 пункта. Все они выполняются или находятся в стадии выполнения. ЦК профсоюза регулярно осуществляет контроль за ходом реализации договора, принимает оперативные меры по возникающим нарушениям. Конфликтов и коллективных трудовых споров не было, все возникавшие вопросы разрешались путем переговоров. По отдельным пунктам были даны разъяснения, как их применять. В целом реализация коллективного договора позволила создать в коллективах компании стабильную рабочую обстановку и обеспечить перевозку грузов и пассажиров с хорошим качеством.

Учитывая предложения филиалов компании и профсоюзных организаций с мест, Президиум ЦК профсоюза предложил Правлению ОАО «РЖД» продлить Генеральный коллективный договор на 2006 г. С этой целью была создана двусторонняя комиссия и сформированы рабочие группы, которые рассмотрели все поступившие предложения и подготовили согласованный сторонами проект изменений и дополнений. Коллективный договор дополнен пунктами, касающимися разделов охраны труда, защиты материнства, прав молодежи, поддержки ветеранов и пенсионеров. По некоторым позициям профсоюзная сторона не нашла понимания, но мы пришли к согласию, что данные проблемы существуют и требуют разрешения в рамках совместного нормативного процесса за пределами коллективного договора.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования