Приоритеты

Развивать социальное партнерство


Доклад президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина

20 октября на совместном заседании Правления ОАО «Российские железные дороги» и Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей состоялось обсуждение выполнения Генерального коллективного договора

2005 г. и его пролонгирование на 2006 г. С докладами выступили президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин и председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров. Публикуем тексты докладов с небольшими сокращениями.

Вопрос регулирования социально-трудовых отношений является одним из важнейших в работе такой крупной компании, как Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Это – единственная в России компания, имеющая в штате более 1,3 млн. сотрудников, которая круглосуточно обеспечивает непрерывный перевозочный процесс. В связи со спецификой отрасли в компании существует постоянный спрос на квалифицированных специалистов, которых можно привлекать достойной заработной платой и наличием расширенного социального пакета.

Вопросы социальной защищенности тружеников всегда были в центре внимания руководства железнодорожной отрасли. В этом проявляется традиционно присущий железнодорожному транспорту государственный подход. Накоплен большой опыт в решении социальных проблем и защиты интересов работников на основе социального партнерства с отраслевым профсоюзом. До 2005 г., как известно, социально-трудовые отношения на российских железных дорогах регулировались на основе Отраслевого тарифного соглашения. Изменение статуса российских железных дорог в связи с акционированием, внедрение новых форм управления потребовали перехода на новый уровень взаимоотношений между работодателем и сотрудниками.

Осенью прошлого года был принят Генеральный коллективный договор ОАО «РЖД», разработанный рабочими группами ОАО «РЖД» и ЦК профсоюза. В коллективный договор на 2005 г. были включены все основные социальные гарантии, которые ранее имелись в Отраслевом тарифном соглашении. Однако, как по структуре, так и по духу договор принципиально отличался от ранее действовавших в отрасли. Прежде всего тем, что уровень социальной защиты и объемы социальных гарантий поставлены в прямую зависимость от достижения эффективности производственно-экономической деятельности.

Социальные расходы – это не убытки, это социальные инвестиции, важнейший инструмент повышения эффективности работы компании. Основным принципом коллективного договора является взаимная заинтересованность и усиление социальной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности компании и на этой основе обеспечение роста благосостояния и уровня социальной защиты ее работников.

Тщательный анализ действующего Договора показал, что содержание ряда положений этого документа требует корректировки. После рассмотрения Договора в ЦК профсоюза, в департаментах компании было принято решение внести в него необходимые изменения и дополнения. При этом надо четко понимать, что все решения взвешенные и ответственные. В 2006 г. индексация заработной платы сотрудников ОАО «РЖД» будет сохранена. Тем не менее вопрос адекватности заработной платы квалификации сотрудника сегодня стоит очень остро. Платить бездельникам мы не можем и не будем. В то же время уровень заработной платы специалистов в целом ряде регионов надо повышать, чтобы не отстать от других отраслей и предприятий, чтобы не потерять качественных работников, которых могут переманить в другие структуры, и это уже происходит.

В результате реформы на железнодорожном транспорте уровень социальной защищенности работников был не только сохранен, но и увеличен. Так, удельный объем социальных гарантий за два года в денежном выражении возрос на 18% и средняя стоимость социального пакета по коллективному договору на одного работника составила 17,9 тыс. руб. Все работники компании имеют возможность участвовать в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения. В дополнение к трудовой пенсии свыше 88 тыс. неработающих пенсионеров через негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» получают негосударственную пенсию, размер которой составляет в среднем 1390 руб. У пенсионеров, ушедших на пенсию в 2005 г., корпоративная пенсия составит в среднем 1800 руб.

Не оставлены без внимания и ветераны компании. Свыше 634 тыс. неработающих пенсионеров, которые вышли на пенсию с предприятий железнодорожного транспорта и не имеют права на негосударственную пенсию, ежемесячно получают соответствующую корпоративную социальную поддержку в зависимости от стажа работы через благотворительный фонд «Почет» в размере от 200 до 300 руб. Ветераны, награжденные знаком «Почетный железнодорожник», ежемесячно получают дополнительно по 300 руб. Предоставляются права бесплатного проезда по разовому билету в купейном вагоне пассажирских поездов и по годовому билету в пригородном сообщении, если стаж работы пенсионера-железнодорожника не менее 20 лет. Гарантируется медицинское обслуживание и оздоровление пенсионеров в санаториях и домах отдыха по льготным путевкам, отпуск бытового топлива по социальным ценам, а также оказание материальной помощи к знаменательным датам.

Новая договорная форма социально-трудовых отношений работодателя и профсоюза стала правовой основой социальных гарантий трудовых коллективов и каждого работника компании в отдельности. При этом мероприятия по реализации договора в крупнейшей корпорации проводятся под знаком поиска новых эффективных путей развития социально-трудовых отношений, направленных на преобразование ОАО «РЖД» в лучшую отечественную компанию по всем показателям работы, в том числе и социальным. И развитие этих отношений должно сопровождаться эффективной отдачей от каждого рабочего места, бригады каждого цеха и трудового коллектива.

На выполнение обязательств по Генеральному коллективному договору компания в этом году израсходует 68 млрд. руб. Для сравнения этих средств было бы достаточно, чтобы построить за год 800 км новых железнодорожных линий или закупить 50 тыс. грузовых вагонов.

Мы считаем вложения в социально-трудовую сферу не только обязательными, но и наиболее эффективными. А поскольку современное управление инвестициями осуществляется по проектному принципу с обозначением не только целей и направлений, но и экономического эффекта и механизмов возврата вложенных средств, то мы должны расценивать финансовые вложения в реализацию мероприятий по коллективному договору как инвестиционный проект. Целью этого проекта являются: повышение ответственности трудовых коллективов, рост производительности труда, активизация коллективов на искоренение случаев нарушения безопасности движения, улучшение охраны труда, рост компетентности и профессионального уровня работников компании.

Очевидно, что эта задача потребует не только настройки наших взаимоотношений на новые цели, но и существенной активизации конкретной работы с людьми. И в этом мы будем опираться на обязательства, которые принимает на себя вторая договаривающаяся сторона, то есть профессиональный союз. Именно таким образом – на основе повышения личной и коллективной ответственности можно повысить эффективность работы компании. При этом будут уточняться формы социальной поддержки, исключающие социальное иждивенчество.

Проведена большая подготовительная работа. Совместными рабочими группами ОАО «РЖД» и Роспрофжела были рассмотрены 350 предложений, поступивших от филиалов компании и профорганизаций. На их основе подготовлен проект изменений и дополнений в Генеральный коллективный договор ОАО «РЖД» на 2006 г. Этот проект рассмотрен и одобрен Комиссией по подготовке и контролю за выполнением коллективного договора ОАО «РЖД» на заседании 5 октября 2005 г., согласован с причастными департаментами и сегодня выносится на правление ОАО «РЖД».

Нашими специалистами с привлечением ведущих консультантов страны разработан проект Концепции корпоративной системы оплаты труда работников ОАО «РЖД», учитывающий накопленный опыт работы за прошедшие два года. В нем учтены рыночные условия работы компании и сохранение жесткого государственного регулирования доходов ОАО «РЖД». Особое место в Концепции отводится построению тарифной сетки с определением приоритетных групп работников, обеспечивающих перевозочный процесс и доходность компании. Предлагаются и новые подходы к формированию систем премирования работников с учетом не только стимулирования производственной деятельности структурного подразделения, но и конечных результатов работы филиала и компании в целом.

Предполагается два этапа реформирования системы оплаты труда – переходный и перспективный. В переходном периоде повышается тарифная (гарантированная) часть заработной платы за счет повышения минимального размера оплаты труда в компании до уровня прожиточного минимума, существенного изменения соотношения тарифных коэффициентов 18-го и 1-го разрядов (в настоящее время доля тарифа в заработной плате в среднем составляет 35%). Одновременно с изменением тарифной сетки будут пересмотрены порядок установления и размеры надбавок и доплат, а также размеры премирования работников компании.

С целью оптимального регионального регулирования уровня оплаты труда и выравнивания на этой основе покупательной способности заработной платы, обеспечивающих предотвращение оттока кадров, взамен негибких региональных надбавок предлагаются региональные индексы стоимости жизни, учитывающие положение железнодорожных профессий на региональных рынках труда.

Перспективный этап реформирования системы оплаты труда направлен на ее дальнейшее совершенствование путем постепенного перехода от единой тарифной сетки, применяемой в настоящий момент для всех должностей и профессий компании, к тарифной сетке для рабочих профессий и системе должностных окладов для остальных должностей. Помимо этого предполагается дальнейшее совершенствование системы премирования, в частности внедрение системы индивидуальной оценки эффективности деятельности для работников отдельных категорий.

На основании разработанной Концепции уже в начале 2006 г. начнется формирование основных положений по оплате труда, а также проведение мероприятий по их внедрению. Эта работа потребует непосредственного участия профсоюзных организаций, и в первую очередь проведения разъяснительной работы о целях и задачах изменений в системе оплаты труда. В рыночных условиях надо создать такую систему оплаты труда, которая бы заинтересовывала каждого работника компании в результативности ее работы. Мы должны гарантировать работникам высокий, соответствующий их квалификации тариф, но при этом жестко увязать переменную (премиальную) часть с результатами работы.

Высокий уровень социальной ответственности перед обществом, клиентами, поставщиками и своими работниками является не только этической, но и экономической потребностью, основой стратегии компании по обеспечению своей миссии в общенациональном масштабе. Эффективность деятельности при этом будет оцениваться прибыльностью, рентабельностью активов, ростом капитализации компании. Их достижение требует рачительного использования всех ресурсов: трудовых, финансовых, материальных и перевозочных, причем в каждом подразделении ОАО «РЖД».

В текущем году обеспечена в целом устойчивая работа компании. За 9 месяцев прирост доходов от перевозок составил 11,9%. При этом рост себестоимости ниже инфляции (на уровне 9,5%), обеспечена рентабельная работа компании. Важно, что прирост погрузки с начала года достиг 4%, что соответствует динамике промышленного производства, причем динамика погрузки устойчиво нарастает.

Несмотря на негативное для ОАО «РЖД» перераспределение грузопотоков, нам удалось добиться трехпроцентного прироста грузооборота. При этом значительно улучшено качество эксплуатационной работы – оборот вагона ускорен более чем на 4%, производительность локомотива возросла на 3,5%. Очень важно, что рост объемов перевозок обеспечен при снижении эксплуатационного контингента на 2,3%, что позволило повысить производительность труда на 6,7%. Это стало основой для роста заработной платы на 16,7%, то есть темпами, опережающими индексацию тарифов на перевозки.

В то же время в первом полугодии текущего года доходы компании от перевозок составили лишь 47% от планировавшихся на год (хотя по сравнению с прошлым годом и возросли на 9,6%). По этим причинам исходя из условий Генерального коллективного договора расходы по обеспечению социальных гарантий составили 31,2 млрд. руб. и в процентном отношении не превышают уровня исполнения плановых заданий по получению доходов, что абсолютно обоснованно.

В сентябре на основе принятых в предшествующие два месяца системных мер по привлечению дополнительных объемов перевозок, совершенствованию технологии перевозочного процесса и оптимизации управления затратами, удалось переломить динамику работы компании, резко улучшив и производственные, и финансовые показатели. Среднесуточная погрузка в сентябре обеспечена на максимальном для текущего года уровне 3 млн. 646 тыс. т. При этом достигнут наивысший прирост к уровню прошлого года - плюс 5,7%. В октябре прирост погрузки также сохранялся на очень высоком уровне – около 5%. Причем 15 октября достигнут абсолютный рекорд погрузки за 12 лет – 3 млн. 870 т грузов в сутки.

Благодаря росту объемных показателей грузовой работы, наряду с увеличением доли доходных перевозок, в сентябре обеспечен перелом в финансовой сфере деятельности компании. Результаты погрузочной работы дополнили и усилили эффект от проведенной в августе доиндексации тарифов на грузовые перевозки. Причем в условиях доиндексации тарифов на грузовые перевозки не только не снижен спрос на перевозки грузов, но и улучшена динамика объемов.

Очень важно, что прирост приведенной доходной ставки по перевозкам в сентябре был вдвое выше по сравнению с началом года. В результате компанией достигнуто кардинальное улучшение динамики доходов от перевозок (+20,5%) при том, что рост эксплуатационных расходов удалось ограничить уровнем 4,4%. Благодаря этому создана база для выполнения основных финансово-экономических показателей в целом по году и обеспечения плановой прибыльности работы компании.

На основании анализа расходов железных дорог на реализацию Генерального коллективного договора на 2005 г. по сравнению с расходами по Отраслевому тарифному соглашению получается, что большая часть расходов по основным направления увеличилась от запланированного уровня. Возросли расходы на предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте (140%), на выплату поощрений при уходе на пенсию (178%), на поддержку деятельности профсоюза (161%). Поэтому считаю целесообразным при подготовке текста коллективного договора на 2006 г. проанализировать отмеченные моменты и оптимизировать расходы.

Вносимые в договор изменения и дополнения можно сгруппировать по следующим направлениям.

Первая группа изменений обусловлена уточнениями, которые возникли в ходе реализации договора – о порядке выплаты заработной платы и поощрения при уходе на пенсию, об обеспечении бытовым топливом, предоставлении горячего питания, бесплатной выдаче молока и т.д.

Вторая группа изменений, внесенных в текст коллективного договора, отражает дополнительные гарантии, направленные на усиление социальной поддержки молодежи и молодых семей, стимулирование активности председателей советов ветеранов, повышение социального внимания неработающим пенсионерам. Дополнительные расходы компании на эти цели составят около 7,2 млн. руб. в год и не требуют дополнительных источников, так как средства на их реализацию формируются за счет перераспределения расходов по имеющимся социальным гарантиям.

Третья группа изменений отражает дополнительные обязательства, взятые на себя представителем работников, – Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей. Они направлены на повышение ответственности профсоюзных организаций и активизации их участия в деятельности компании.

Остальные изменения носят редакционный характер, облегчающий понимание сути социальных гарантий и условий предоставления социальной поддержки работникам. Необходимость в этих редакционных уточнениях выявилась в процессе реализации положений коллективного договора в трудовых коллективах для того, чтобы максимально сократить потребность в дополнительных разъяснениях.

Масштабность и сложность задач, стоящих перед ОАО «РЖД», колоссальная. Поэтому компании нужны высококвалифицированные молодые кадры, обладающие глубокими профессиональными знаниями, уверенно владеющие информационными технологиями и новой техникой, хорошо знающие современную экономику, финансы, менеджмент, право и иностранные языки, воспитанные в духе высочайшей ответственности, патриотизма и преданности железнодорожному делу. Именно поэтому ОАО «РЖД» уделяет большое внимание подготовке молодых специалистов и работе с ними.

Молодежь должна иметь всестороннюю заботу и поддержку. С этой целью и совместно с Роспрофжелом разрабатывается специальная молодежная программа, которая будет предусматривать для будущих железнодорожников именные стипендии, гранты, зарубежные стажировки, трудоустройство на перспективные рабочие места в компании. И сегодня уже многое делается в этом направлении.

В канун второй годовщины компании в конце сентября состоялись встречи руководителей ОАО «РЖД» со студентами МИИТа, Петербургского, Ростовского, Сибирского, Дальневосточного и других университетов путей сообщения, на которых было заявлено о системном подходе компании к привлечению на железную дорогу молодых специалистов.

В текущем учебном году 110 лучших аспирантов и студентов вузов и техникумов железнодорожного транспорта удостоены стипендии имени П. П. Мельникова, учрежденных ОАО «РЖД» в 2005 г. Создаются условия для прохождения практики студентами вузов и техникумов железнодорожного транспорта. Более 96% студентов, обучающихся в железнодорожных вузах и техникумах по целевым направлениям железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД», в 2005 г. прошли практику на оплачиваемых рабочих местах. На время практики иногородние студенты обеспечивались общежитием, бесплатным проездом к месту практики и обратно, а также медицинским обслуживанием.

Понимая важность духовного и физического развития молодежи, ОАО «РЖД» поддерживало и будет поддерживать учебные заведения железнодорожного транспорта в этих вопросах. В прошлом году на эти цели вузам и техникумам было выделено 70 млн. руб., в текущем году будет направлено 76 млн. руб.

В работе с молодежью большое место должна занимать профориентационная работа. Ее необходимо начинать уже с младшего школьного возраста. Базой для этого могут быть как школы субъектов Российской Федерации, так и общеобразовательные школы и школы-интернаты, подведомственные ОАО «РЖД». В целях приобщения учащихся к традициям и истории железнодорожного транспорта, повышения престижа железнодорожных профессий руководство компании объявило о ежегодном проведении с 2005–2006 гг. конкурса на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте. Надеемся, что эта работа привлечет внимание молодежи к железным дорогам и повысит их интерес к профессиям железнодорожного профиля.

Крайне важна для компании эффективная жилищная политика. И сегодня многое делается в этом направлении. В период с 2003 по 2005 г. в жилищном строительстве освоено (с учетом ожидаемого в 2005 г.) 14,1 млрд. руб., в том числе на строительство платного жилья с применением ипотечного кредитования 6,3 млрд. руб. Введено за этот период (с учетом ожидаемого в 2005 г.) 1 млн. 150 тыс. м2 жилья (16,8 тыс. жилых помещений), в том числе платного жилья – 59 тыс. м2 (9,1 тыс. жилых помещений).

В соответствии с принятой Концепцией в ОАО «РЖД» из 200 тыс. очередников железнодорожного транспорта на учет принято около 80 тыс. работников, отвечающих предъявляемым требованиям для оказания корпоративной поддержки на улучшение жилищных условий. В 2003 – 2005 гг. ежегодно выделялось в виде займов ипотечным структурам 2,1 млрд. руб., являющихся основным источником строительства ипотечного жилья, которое продавалось работникам ОАО «РЖД» по строительной стоимости в кредит с рассрочкой платежей на 15 лет под 2% годовых на остаток неоплаченной стоимости квартиры.

В целом в 2006 г. расчетный объем расходов на реализацию социальных гарантий составит 74,3 млрд. руб., из них 13,9 млрд. руб. на реализацию социальных гарантий сверх установленных законодательством. Расходы распределяются следующим образом: 73,1% приходится на работников, 23,5% – на социальную поддержку ветеранов и 3,4% – на деятельность профсоюза. В целом рост расходов по коллективному договору не превышает прогнозируемый на 2006 г. уровень индексации тарифов на перевозки. Это отвечает финансово-экономическим планам компании, проекту ее бюджета на 2006 г. и среднесрочному проекту бюджета на 2006 – 2008 гг.

Генеральный коллективный договор ОАО «РЖД» на 2006 г. - важный этап в развитии социального партнерства в компании. Он является фундаментом формирования новых принципов социального инвестирования, направленного на повышение эффективности работы и усиление социальной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности компании.

Несколько слов о проекте Кодекса корпоративной социальной ответственности. С самого начала деятельности компании корпоративная социальная ответственность была основой ее стратегии. Социальная ответственность определялась как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанная с осуществлением хозяйственной деятельности и преимущественно выходящая за рамки определенного законом минимума.

Проявляя стратегический интерес к увеличению масштаба своего транспортного бизнеса, компания обеспечивает стимулирование развития экономики страны, повышение доступности услуг железнодорожного транспорта для общества, укрепление международного экономического сотрудничества. Глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему способствует развитию международных экономических связей, повышению транспортной подвижности населения, социальному прогрессу общества.

Как и любой успешно развивающейся компании, ОАО «Российские железные дороги» необходимо эффективно реализовывать свою миссию и стратегию, постоянно осуществляя контроль над балансом долгосрочных и краткосрочных интересов, выгод и рисков. Этому способствует реализация Кодекса корпоративной социальной ответственности, который является частью системы корпоративного управления. Кодекс социальной ответственности представляет систему связанных между собой принципов, приоритетов, требований и ограничений, которыми компания руководствуется при применении социально ответственного подхода к осуществлению хозяйственной деятельности.

Достижение высоких показателей эффективности работы компании невозможно без конструктивного взаимодействия с государством, обществом, акционерами, представителями бизнеса, клиентами, своими работниками, которые являются по отношению к компании вполне заитересованными сторонами. Корпоративная социальная ответственность органично вытекает из сущности социальной деятельности и представляет собой один из основных элементов корпоративной стратегии компании. Данная сторона деятельности компании требует системного управления, а содержание корпоративной социальной ответственности нуждается в усовершенствовании для получения ОАО «РЖД» национального рейтинга корпоративного управления. Причастным департаментам поручено совместно с Роспрофжелом доработать проект Кодекса корпоративной социальной ответственности.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», миновав двухлетний рубеж своей деятельности, уверенно улучшает динамику работы по всем направлениям. Но никаких оснований для самоуспокоения нет.

За оставшийся до конца года период времени необходимо:
маркированный список во-первых, удержать набранные темпы роста погрузки и доходности перевозок;
маркированный список во-вторых, не допустить «выплеска» эксплуатационных расходов за рамки, определенные бюджетом компании, что в совокупности с решением первой задачи позволит выйти на заданный уровень прибыли;
маркированный список в-третьих, в полном объеме выполнить инвестиционную программу, обеспечив ввод основных фондов в установленные сроки.

И важнейшая задача – завершить к 31 декабря текущего года второй этап структурной реформы железнодорожного транспорта в соответствии с постановлением правительства.

Для решения этих задач необходимо объединить усилия всех трудовых коллективов, менеджеров и профсоюзных лидеров. Уверен, что выработанная годами практика социального партнерства получит новый импульс, и это позволит нам вместе уверенно двигаться к намеченным рубежам.