Доклад председателя Роспрофжела Н.А.Никифорова

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

На первом заседании Центрального комитета профсоюза избраны первым заместителем председателя профсоюза Анатолий Петрович Сухов, заместителями председателя Давид Михайлович Кришталь и Сергей Петрович Железнов. Председателем Центральной контрольно-ревизионной комиссии Роспрофжела избран Юрий Николаевич Савинов.

На пленуме утверждены Положение о статусе членов ЦК, регламент работы профсоюза, профессиональные секции и Советы председателей профкомов. Президиум ЦК профсоюза избран в количестве 28 человек.

Председателем секции работников локомотивного хозяйства утвержден машинист локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги В.П.Сапачев, председателем секции работников путевого хозяйства – председатель территориальной организации профсоюза на Волгоградском отделении Приволжской дороги Н.А.Епишин, председателем секции работников пассажирского хозяйства – председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Красноярской железной дороге В.В.Гордиенко, председателем секции работников вагонного хозяйства председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Московской железной дороге А.Д.Русак, председателем секции работников социальной сферы – председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Куйбышевской железной дороге М.П.Миронов, председателем секции работников хозяйства перевозок – председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Восточно-Сибирской железной дороге А.С.Старцев, председателем секции работников хозяйств сигнализации, связи и энергетики – председатель дорожной территориальной организации профсоюза на Южно-Уральской железной дороге В.Г.Орешков.

Председателем совета председателей профкомов профсоюзных организаций транспортных строителей утвержден председатель территориальной организации профсоюза Сибирских транспортных строителей В.И.Каменев, председатель первичной профсоюзной организации Ярославского электровозоремонтного завода В.А.Дубравин утвержден председателем Совета председателей профкомов заводов, председатель первичной профсоюзной организации студентов Омского государственного университета путей сообщения З.Ф.Искаков утвержден председателем Совета председателей профкомов студентов железнодорожных вузов России; председатель дорожной территориальной организации профсоюза Московского метрополитена В.М.Фатеев – председателем Совета председателей профкомов метрополитенов Российской Федерации.

На всех этапах деятельности профсоюз уделял первостепенное внимание вопросам социально-экономической защиты своих членов. Эта работа приобрела особую актуальность в период реформирования железнодорожного транспорта. XXVII съезд определил позиции и основные принципы участия профсоюза в проводимых реформах, поставил перед правительством и президентом страны ряд важнейших условий – законодательное обеспечение реформ и единство системы железных дорог Российской Федерации, их государственности, сохранение в необходимом количестве объектов социальной сферы и действующей системы социальных гарантий. Большинство требований профсоюза были приняты и учтены в «Программе структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» и в основных законах, обеспечивающих правовую основу реформирования отрасли.

1 октября 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Большинство предприятий, организаций и структурных подразделений железнодорожного транспорта вошли в его состав на правах филиалов и структурных подразделений. Ведомственная охрана, высшие и средние профессиональные учебные заведения и ряд других в составе вновь образованного Федерального агентства железнодорожного транспорта вошли в Министерство транспорта России. На имущественной базе подразделений медицины, дошкольных и школьных организаций созданы негосударственные учреждения ОАО «РЖД».

В этот непростой период нам удалось сохранить реально работающий механизм защиты трудовых прав и интересов работников. По инициативе профсоюза компания с момента создания присоединилась к действующему Отраслевому тарифному соглашению, а на 2005 и 2006 годы заключен Генеральный коллективный договор. Удельный объем социальных гарантий за два года в денежном выражении на одного работника возрос на 18%.

Структурные изменения происходили и в корпорации «Трансстрой»: создан новый центр стратегического управления ООО «Группа компаний «Трансстрой», крупный многопрофильный холдинг, нацеленный на расширение масштабов и географии деятельности. В связи с изменением федеральных законов впервые в транспортном строительстве создано межрегиональное объединение работодателей, с которым профсоюз заключил Отраслевое тарифное соглашение на 2004-2006 гг.

В 2004 г. были подведены итоги полувекового пути транспортного строительства, вся многолетняя история которого связана с созданием и развитием транспортной многопрофильной инфраструктуры. В отчетном периоде были введены в строй такие уникальные объекты, как Северо-Муйский тоннель, третье транспортное кольцо с Лефортовским тоннелем, пусковой комплекс головного участка первой в стране монорельсовой транспортной системы в Москве, первый в России подземный железнодорожный терминал, соединивший станцию Аэропорт Внуково с аэровокзальным комплексом и много других значимых объектов.

На профсоюзном учете в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей состоят 6 метрополитенов (50 тысяч работающих), в пяти из них заключены коллективные договоры, а на Московском метрополитене действует городское отраслевое соглашение между правительством города, администрацией метрополитена и профсоюзной организацией.

Реформа на железнодорожном транспорте – сегодня главный вопрос, от которой зависят судьбы работников. Она проводится в соответствии с правительственной программой. Советом директоров компании подготовлен для правительства проект плана мероприятий по реализации третьего этапа реформирования на 2006-2010 годы. Ведется активная работа по созданию дочерних и зависимых обществ на базе заводов по ремонту путевой техники, грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов и электроподвижного состава, а также «Рефсервиса», «Трансконтейнера», строительных подразделений, проектных институтов и др.

Принято решение о создании Федеральной пассажирской дирекции, определены основные принципы формирования ее имущественного комплекса и взаимодействия с железными дорогами, получения определенных дотаций на компенсацию убытков из федерального бюджета. Создаются акционерные общества совместно с субъектами РФ по перевозке пассажиров в пригородном сообщении. Готовится решение о создании грузовой перевозочной компании, с принятием которого произойдет отделение инфраструктуры от перевозок.

В этих условиях важнейшая задача профсоюза сохранить в реформируемых подразделениях действующую систему социально-экономической защиты работников и социальный пакет на уровне действующих в ОАО «РЖД», и такой механизм предусмотрен в коллективном договоре компании. В создаваемых дочерних и зависимых обществах должны заключаться коллективные договоры и расходы на их реализацию предусматриваться в бизнес-планах. Положительный опыт такой работы уже имеется. При создании в 2005 г. дочернего общества ОАО «Объединенные электротехнические заводы» (ОАО «Элтеза») была создана объединенная первичная организация и заключен коллективный договор, соответствующий Генеральному договору ОАО «РЖД». Однако сказать, что все идет гладко, было бы неправильно. Возникают вопросы, связанные с отработкой механизма негосударственного пенсионного обеспечения, постановкой на учет и оказания помощи пенсионерам, строительства жилья, обеспечения служебными билетами, финансировании и ценовой политики создаваемых дочерних обществ и другие.

Чтобы обеспечить единый подход в плане сохранения льгот и гарантий для железнодорожников и пенсионеров компании ОАО «РЖД» и ее дочерних и зависимых обществ, Центральный комитет профсоюза предлагает начать разработку Тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, но прежде необходимо создать объединение работодателей. С таким предложением мы обратились к президенту ОАО «РЖД» В.И.Якунину и надеемся на положительное решение. Отраслевое соглашение станет гарантированной основой для заключения коллективных договоров, обеспечит социальную стабильность и устойчивую работу предприятий.

Последние пять лет на железнодорожном транспорте стал применяться аутсорсинг – заключение договоров со сторонними организациями по передаче им части работ (производственных операций). На ряде дорог аутсорсинговые компании привлекаются к обслуживанию пассажиров в поездах, капитальному ремонту и текущему содержанию пути. Однако эти виды работ непрофильными нельзя назвать. В аутсорсинговых компаниях, выполняющих работы на железнодорожном транспорте, работает более 40 тысяч человек, из них половина – бывшие работники железных дорог. При вынужденном переходе они во многих случаях потеряли в заработной плате, и социальные льготы и гарантии, действующие в ОАО «РЖД», сталкиваются с нарушением трудового законодательства, норм охраны труда.

Центральным комитетом, профсоюзными органами дорог, отделений начата работа по созданию в таких структурах профсоюзных организаций, разработке и заключению коллективных договоров. Уже имеются положительные примеры, и эту работу надо активизировать. ЦК профсоюза считает: нельзя передавать выполнение работы, связанной с безопасностью движения, сторонним организациям, так как частника беспокоит только прибыль, а все остальное уходит на второй план. Необходимо ускорить разработку положения о применении аутсорсинга на железных дорогах.

Важнейшая составляющая социальной защиты – заработная плата, ее реальный рост. Через Отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры систематически производилась ее индексация на уровне роста цен на потребительские товары и услуги.

С участием ЦК профсоюза были приняты важнейшие нормативные документы:
маркированный список концепция совершенствования оплаты труда на железнодорожном транспорте на переходный период 2002-2003 гг., и на ее основе внедрена новая система оплаты труда, позволившая повысить уровень заработной платы работников в среднем по сети на 12%, а рабочих ведущих профессий до 20-22%;
маркированный список разработан механизм реального повышения заработной платы в прямой зависимости от роста производительности труда: первоначально в 2002 г. – 0,7%, затем в 2005 г. – 0,9% за каждый процент роста производительности труда (в целом до трех процентов).

Центральный комитет держит на особом контроле уровень заработной платы основных производственных групп, проводит оперативный мониторинг оплаты труда работников в базовых отраслях экономики регионов. Совместно с хозяйственными руководителями проведена значительная работа по совершенствованию премиальных систем, определяющих размер премии в зависимости от объемов и качества работы.


 

Эти меры наряду с совершенствованием технологии работ, внедрением новых современных машин и механизмов позволили обеспечить рост объема перевозок грузов за пятилетие на 22,1%, грузооборот вырос на 35%, и улучшить практически все показатели работы. В результате заработная плата увеличилась за 2001-2005 гг. на 341% при инфляции 207%, а ее реальный рост составил 164,7% при росте производительности труда на 152,1%. По уровню заработной платы в отчетный период железнодорожники занимали 6-8 место среди базовых отраслей промышленности (в декабре 2000 г. – 8-е место). Однако, минимальный размер оплаты труда в компании остается еще на низком уровне - 1843 руб. (февраль 2006 г.), или 68,5% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в 2001 г. 51,4%). К сожалению, в 2005 г. темпы роста реальной заработной платы (3,7%) существенно отставали от средних по России (9,7%) и от темпов роста в базовых отраслях промышленности в частности.

В целом система оплаты труда нуждается в совершенствовании, и такая работа в компании ОАО «РЖД» проводится, профсоюз принимает в этом участие. Главная цель - за высокопроизводительный, качественный труд работник должен получать достойную заработную плату. Необходимо к концу 2006 г. выйти по уровню минимальной оплаты труда на прожиточный минимум, а к 2010 г. – удвоить размер средней заработной платы.

При образовании в компании негосударственных учреждений здравоохранения и образования было утверждено новое Положение об оплате труда, в котором тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС была установлена в размере 900 руб., что в 1,5 раза выше минимальной оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации. Она ежеквартально индексировалась и с 1 февраля 2006 г. установлена в размере 1046 руб. Тем не менее заработная плата негосударственных учреждений остается невысокой, к тому же они были лишены ряда льгот после выхода известного закона «О монетизации…».

Президентом страны В.В.Путиным в рамках национальных программ принято решение установить надбавки участковым врачам и медицинским сестрам до 10 тыс. и 5 тыс. руб. соответственно. Медицинские работники негосударственных учреждений под данное положение не попали, естественно, в компании может возникнуть кадровый дефицит. Конечно, это несправедливо: работают такие же врачи, медицинские сестры, и ситуацию надо исправить на федеральном уровне. И эта работа уже ведется.

В большинстве организаций транспортных строителей заработная плата стала выплачиваться своевременно, за отчетный период в среднем она возросла в 1,7 раза и к концу 2005 г. составила 14,4 тыс. руб. Однако ее уровень в организациях не одинаков, от 5 до 24 тыс. руб. и выше. Месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда на строительно-монтажных и ремонтных работах за счет ее индексации по отраслевому соглашению выросла с 1 января 2001 г. в 2,6 раза и достигла 3500 руб., что выше прожиточного минимума.

Задолженность заказчиков строителям после вмешательства ЦК профсоюза значительно сократилась и сейчас прослеживается тенденция ее дальнейшего уменьшения. Например, у западно-сибирских транспортных строителей задолженность снизилась с 4,1 млрд. руб. в 2001 г. до 925 млн. руб. к концу 2005 г. Вместе с тем следует отметить, что финансовое положение в организациях транспортного строительства продолжает оставаться напряженным из-за нестабильности на подрядном рынке. Имеют место нарушения по срокам выплаты заработной платы.

Выше уровня инфляции росла заработная плата у работников метрополитенов: на Московском – в 2,54 раза, Петербургском - в 2,44 раза, Новосибирском - в 2,87, Екатеринбургском – в 2,21 раза. Кроме Самарского и Нижегородского, где уровень оплаты труда низкий 6-8 тыс. руб. и нарушались коллективные договоры в части своевременности выплаты заработной платы, что стало предметом рассмотрения на Президиуме ЦК профсоюза.

В связи с большой задолженностью по налогам в арбитражном суде Нижегородской области находится дело о признании банкротом МП «Нижегородский метрополитен». Совместными усилиями ЦК профсоюза, Ассоциации метрополитенов, дорпрофсожа на Горьковской магистрали удалось поправить ситуацию. Городскому метрополитену выделена дотация, дело по банкротству приостановлено, заработная плата работникам выплачивается в установленные сроки.

Своевременно проводилась индексация заработной платы, принимались меры мотивационного характера, определенные в коллективных договорах, работникам высших и средних специальных учебных заведений, ведомственной охраны, предприятий промышленного железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что в отчетный период существенно улучшилось положение по срокам выплаты заработной платы. В абсолютном большинстве организаций она выплачивается вовремя при задолженности по стране в 5,7 млрд. руб. Однако случаи задержки выплат были, но после вмешательства профсоюзных органов они, как правило, устранялись.

Несмотря на положительные итоги работы, на ряде железных дорог практиковали режим неполного рабочего времени. Количество работников с таким режимом работы составляло в 2005 г. в среднем 94,4 тыс. человек ежемесячно или 8,1% от численности работников основной деятельности, допускались нарушения по его применению, что влияло на уровень заработной платы. В январе 2006 г. по сравнению с январем 2005 г. число работников на неполном режиме сокращено на 40%. Имели место сокращения работников в результате структурных изменений, технологии и внедрения высокопроизводительной техники. Среднегодовая численность работающих в основной деятельности уменьшилась за пять лет на 132 тыс. человек или почти на 10%, уволено по сокращению штата 38 тыс. человек. При этом всем, попадающим под сокращение, предлагалась другая работа, оказывалась предусмотренная Отраслевым тарифным соглашением и Генеральным коллективным договором финансовая помощь, и в дальнейшем, как правило, люди устраивались на работу. Во многом такая ситуация связана с аутсорсингом.

Важное направление деятельности профсоюза – правозащитная работа. За отчетный период 85 правовых инспекторов труда провели свыше 12 300 проверок соблюдения трудового законодательства. Внесено 9 212 представлений об устранении почти 62 тыс. нарушений трудовых прав работников, что превышает соответствующие показатели предыдущего периода на 45%. По требованию правовых инспекторов 833 незаконно уволенных работника восстановлены на работе с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула; отменено 6 236 необоснованно наложенных дисциплинарных взысканий; 1 347 руководителей различных рангов, виновных в нарушении законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности, а 25 из них – уволены. По требованию правовых инспекторов труда в пользу работников взыскано без малого 118 млн. руб., причем почти 60 млн. руб. только за прошлый год.

За отчетный период на заседаниях ЦК профсоюза, дорпрофсожей и теркомов с привлечением причастных представителей руководящего звена хозяйствующих организаций рассмотрено 2 070 вопросов, связанных с правовой защитой членов профсоюза. По итогам обсуждения принимались решения, направленные на устранение нарушений. Это говорит об эффективности работы инспекции и росте нарушений со стороны представителей работодателя, так как многие структурные подразделения не имеют юристов. Все представления инспекторов выполняются, принимаются меры по исключению нарушений.

Юридический отдел начиная с 2004 г. проводит еженедельный анализ проведенных проверок, доводит их до сведения соответствующих руководителей ОАО «РЖД», помогает устранить замечания. Вместе с тем еще много нарушений по выплате заработной платы и премий в полном объеме, сокрытия и неоплаты сверхурочных работ, непредоставление положенных отпусков, неправомерное привлечение работников к работам в выходные дни либо перенос выходных дней и т.д. Задержки выплаты заработной платы, премий и расчета при увольнении были выявлены на Октябрьской, Забайкальской, Северной дорогах, в ЗАО «Севзаптрансстрой» и других филиалах и предприятиях. На Дальневосточной, Приволжской, Юго-Восточной дорогах имели место нарушения по предоставлению отпусков.

В 2 раза возросло число обращений членов профсоюза в правовую инспекцию труда, рассмотрено почти 20 тысяч коллективных и индивидуальных обращений и писем, из которых более 2/3 разрешено в пользу работников. Более 84 тыс. членов профсоюза получили исчерпывающие консультации по правовым вопросам. В составе инспекции 227 внештатных правовых инспекторов труда работают на безвозмездной основе и оказывают ощутимую помощь.

ЦК профсоюза уделяет внимание подготовке предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, которые учитываются в законотворческой деятельности. Председатель профсоюза, его заместители принимают участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в парламентских слушаниях, проводимых различными комитетами Государственной Думы.

Ведется пропаганда правовых знаний среди членов профсоюза. Так, в различных профсоюзных и транспортных средствах массовой информации правовыми инспекторами труда подготовлено около 700 публикаций, в газетах «Гудок» и «Сигнал» ведутся постоянные рубрики по правовой тематике. Обеспечение юридической защиты социально-трудовых и связанных с ними экономических прав и интересов членов профсоюза должно быть одним из приоритетных и в дальнейшей деятельности всех профсоюзных органов.

Практическая деятельность профсоюза в области улучшения условий и охраны труда была сосредоточена на создании работникам здоровых и безопасных условий труда, обеспечении безопасности движения поездов. Эти проблемы рассматривались на двух заседаниях ЦК профсоюза, 27 заседаниях Президиума и одном заседании Секретариата ЦК профсоюза.

Для улучшения контроля за расходами ЦК профсоюза удалось добиться включения отдельными строками в бюджеты железных дорог финансирования мероприятий по улучшению условий и охране труда, приобретению спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. С удовлетворением можно отметить, что в компании «РЖД» в 2005г. разработан пакет нормативных документов по охране труда, находящийся сейчас на стадии согласования.

Организации профсоюза всех уровней постоянно занимаются профилактикой производственного травматизма и улучшением условий труда. В целях реализации этой важнейшей задачи завершено создание системы общественного контроля. Избрано более 39 тыс. уполномоченных (на железных дорогах около 37 тыс.) и сформировано около 4 тыс. совместных комитетов (комиссий) по охране труда. За 5 лет ими выявлено более 54 тыс. нарушений, выдано около 6,5 тыс. представлений об их устранении. Ежегодно по итогам работы вручается 50 премий «Лучшему уполномоченному по охране труда», организуются дорожные смотры-конкурсы. Сложилась практика совместных проверок на предприятиях технической инспекцией труда профсоюза и уполномоченными.

Выполнены решения XXVII съезда профсоюза по укомплектованию квалифицированными специалистами технической инспекции труда профсоюза всех дорпрофсожей и теркомов (17 главных технических и 87 технических инспекторов труда). Ими проведено 45 тыс. проверок, выявлено более 200 тыс. нарушений, 11 тыс. раз приостанавливались работы, что способствовало улучшению условий и охраны труда. Например, в компании «РЖД» снижено количество несчастных случаев на 35%. Уменьшился производственный травматизм в корпорации «Трансстрой», Ассоциации «Промжелдортранс». Каждый случай травматизма с тяжелым и смертельным исходом рассматривался как чрезвычайное происшествие с обязательным разбором на заседании профсоюзных органов с соответствующими выводами и предложениями.

Техническая инспекция ЦК профсоюза принимает участие в работе межведомственных комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов, средств индивидуальной защиты, опытных образцов железнодорожной техники и добивается улучшения условий труда в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

За последние два года проделана большая работа по улучшению производственного быта и условий работы. Только в 2005г. компанией «РЖД» на эти цели израсходовано более 4,5 млрд. руб. Реконструировано и построено 246 санитарно-бытовых корпусов, новых гардеробных на 31 тыс. мест, оборудовано 22 пункта по ремонту спецодежды, 53 комнаты психологической разгрузки и многое другое. В хозяйстве пути стали внедряться модульные пункты обогрева, мобильные бытовые комплексы «Ермак» (Южно-Уральская, Юго-Восточная и другие железные дороги). Для работников ПМС на ряде дорог созданы бытовые поезда с набором всех необходимых атрибутов быта, а на Московской все ПМС оснащены ими.

Все что сделано, невозможно перечислить, но следует отметить Западно-Сибирскую, Московскую, Горьковскую, Юго-Восточную и Южно-Уральскую железные дороги, их руководителей и профсоюзный актив, а также большинство заводов. На новых локомотивах и прошедших ремонт на заводах значительно улучшены условия для работы локомотивных бригад, здесь современный дизайн и оснащение средствами для жизнеобеспечения, то же на выпускаемой путевой и другой технике.

Однако недостатков еще много. В некоторых структурных подразделениях бытовые помещения и рабочие места запущенные, нет элементарного порядка, а многие требуют капитального ремонта и строительства. В хозяйстве пути по нормативам не хватает 35% пунктов обогрева (5760 ед.) и 50% требуют замены или ремонта, так же как и большинство табельных; состояние бытовых вагонов ПМС остается неудовлетворительным, их не хватает, многие их них списаны, но продолжают работать. Серьезные проблемы с условиями труда работников остаются в локомотивном хозяйстве, и прежде всего у локомотивных бригад. Парк локомотивов устарел, кабины не отвечают санитарно-техническим нормам, а приведение их в порядок ведется крайне медленно.

Для решения указанных выше проблем по предложению ЦК профсоюза правлением ОАО «РЖД» от 21 декабря 2005г. принято решение о разработке в первом квартале 2006 г. комплексной Программы по улучшению условий и охраны труда на среднесрочный период с включением в нее строительства и реконструкцию санитарно-бытовых помещений, пунктов обогрева, оборудование бытовых вагонов, вывод работников из опасных зон, переоборудование и дооснащение кабин управления локомотивов.

В основном полностью обеспечены современными бытовыми помещениями работники метрополитенов, предприятий промышленного железнодорожного транспорта, «Рефсервиса», успешно решаются эти вопросы в подразделениях транспортных строителей. В большинстве подразделений ведомственной охраны также созданы хорошие бытовые условия.

Вопросы режима труда и отдыха работников и особенно локомотивных бригад являются чрезвычайно важными, они неоднократно рассматривались на заседаниях Президиума ЦК профсоюза с разработкой мер, направленных на снижение сверхурочных часов, улучшение содержания домов отдыха, медицинской реабилитации локомотивных бригад. В результате совместной работы профсоюза и компании ОАО «РЖД» удалось добиться начиная с 2002 г. положительной динамики снижения часов сверхурочных работ на 2,7 млн. ч (с 12,5 млн. ч до 9,6 млн. ч в 2005 г.), по локомотивным бригадам на 1 млн. ч (с 9,5 в 2002 г. до 8,4 млн. ч в 2005 г.). Однако на ряде дорог допускается нарушение Трудового кодекса в части превышения годовой нормы сверхурочных часов на одного работника. Наихудшее положение на Свердловской, Северной, Забайкальской и Октябрьской дорогах. На Президиуме Центрального комитета принято решение - каждый случай превышения данной нормы рассматривать на заседании профсоюзного комитета и принимать меры по исключению нарушений, такая работа уже ведется. Если по локомотивным бригадам заведен четкий учет сверхурочных работ и проводится их оплата, то по другим профессиям зачастую вскрываются сокрытие сверхурочных часов и их неоплата, непредоставление дней отдыха длительное время. Это касается подразделений департаментов движения, энергетики, СЦБ и связи, путейцев. И только после вмешательства, как правило, вышестоящих профорганов производится оплата, что говорит о терпимом отношении некоторых профкомов к подобным нарушениям. Практически ежегодно возникают проблемы по расчетам с проводниками за особый режим работы в летнее время.

ЦК профсоюза нового состава на это надо обратить более пристальное внимание и исключить нарушения.

Учитывая, что за последние годы плечи обслуживания локомотивных бригад увеличились в среднем до 40%, важное значение имеет улучшение условий отдыха и медицинской реабилитации работников. Хозяйственными руководителями с участием профсоюзных органов были приняты меры по приведению абсолютного большинства домов отдыха локомотивных бригад в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями. И эта работа продолжается. Для медицинской реабилитации на железных дорогах действуют 49 центров, оснащенных современным оборудованием. В результате реабилитации на 5% снизилась заболеваемость работников. Положительный опыт накоплен Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Московской, Южно-Уральской, Горьковской, Свердловской и другими железными дорогами. Однако данные центры в целом по сети не загружены, в локомотивном хозяйстве нет единого порядка прохождения медицинской реабилитации. Не укомплектованы специалистами и оборудованием 22 центра, а на Северной дороге их вообще нет. Поэтому правлением компании принято решение о дальнейшем совершенствовании системы медицинской реабилитации и сохранения здоровья работников. Этой работой будет заниматься Департамент здравоохранения.

ЦК профсоюза негативно оценил первый этап аттестации рабочих мест и добивается повышения ее качества в начатом втором цикле. В компании «РЖД» насчитывается около 480 тыс. рабочих мест (1,2 млн. человек), из них 30% во вредных условиях труда (около 151 тыс. мест, более 480 тыс. работников). В 2005 г. проведена аттестация более 118 тыс. рабочих мест, из них условно аттестовано около 50%.

Профсоюзными комитетами осуществляется недостаточный контроль за качеством аттестации и выполнением мероприятий по улучшению условий труда. Объемы ежегодного приведения рабочих мест к нормам недостаточны. Аналогичное положение на предприятиях Спецмостотреста, Промжелдортранс и в других организациях. К сожалению, эти вопросы на большинстве железных дорог и проверенных предприятиях не рассматриваются на заседаниях комитетов профсоюза. Нужна независимая экспертиза результатов аттестации и меры по ежегодному приведению к нормам не менее 20% рабочих мест.

На железнодорожном транспорте главное – безопасность движения. Центральным комитетом профсоюза в 2002 г. принята долгосрочная Программа российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей по оказанию содействия хозяйственно-управленческим структурам отрасли по укреплению трудовой и технологической дисциплины и обеспечению безопасности движения поездов, в рамках которой профсоюзные организации утвердили дорожные и отделенческие планы действий по ее реализации. По предложению профсоюза введены ежегодные выплаты в качестве вознаграждения за безаварийную работу работникам ведущих профессий, занятым на перевозках. В 2005 г. в компании утверждено новое Положение о вознаграждении работников за обеспечение безопасности движения поездов, в котором почти вдвое расширен перечень ведущих должностей и профессий работников железных дорог, общая сумма выплат увеличена в 4 раза. Вопросы обеспечения безопасности движения включены в коллективные договоры. Проведена работа по распространению на железных дорогах положительного опыта работы дорпрофсожа Московской железной дороги в обеспечении безопасности движения, а также обращения коллектива локомотивного депо Москва-Сортировочная работать под девизом «Безопасность движения - гарантирую!».

На большинстве дорог дорпрофсожем проводят дни по безопасности движения, смотры-конкурсы на «Лучший совет», «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов», «Коллектив гарантированной безопасности движения поездов». Итоги работы общественных инспекторов подводятся на совместных с администрацией заседаниях, президиумах, дорожных слетах. На ряде железных дорог (Октябрьской, Северной, Горьковской, Калининградской) ежеквартально премируются лучшие общественные инспекторы по безопасности движения, их в компании почти 60 тыс. В результате совместной работы в 3 раза снижено число крушений поездов, на 30% стало меньше сходов в грузовых поездах, на 12% случаев брака.

В то же время число случаев нарушений безопасности движения поездов на железных дорогах остается высоким и вызывает обоснованную тревогу. Компания несет от этого существенные материальные потери. Профсоюзные организации совместно с руководителями всех уровней должны организовать работу так, чтобы безопасность движения, дисциплина стали наивысшим приоритетом деятельности всех работников железнодорожного транспорта.

Решения ХХVII съезда профсоюза и принятые им основные направления деятельности определили первостепенные задачи в социальной политике, важнейшей составной частью которой является содействие решению жилищной проблемы железнодорожников. Для реализации утвержденной в 2000 г. концепции жилищной политики на железнодорожном транспорте была создана коммерческая организация ЗАО «Желдорипотека» и с 2001 г. строительство платного жилья осуществляется с использованием средств работников и ипотечного кредита. При этом необходимо отметить, что именно по инициативе ЦК профсоюза было принято решение об увеличении срока ипотечного кредитования с 10 до 15 лет, достигнута договоренность об исключении из стоимости жилья затрат, связанных с развитием внеплощадочных инженерных сетей, что позволило снизить размеры ежемесячных выплат очередников.

За пять лет ЗАО «Желдорипотека» и НО Фонд «Жилсоципотека» было приобретено и построено 2,0 млн. м2 вместо 4,0 млн. м2 жилья, предусмотренных концепцией, а всего на очереди на 1 января 2001 г. состоят свыше 200 тыс. человек. То есть задача по увеличению ввода жилья не выполнена, и число нуждающихся в квартирах не снижается.

Вместе с тем ипотека востребована и является единственным способом улучшения жилищных условий работников. В мае 2005 г. в компании по согласованию с профсоюзом принята концепции жилищной политики ОАО «РЖД» на 2005-2007 гг. и на период до 2010 г., которая основана на принципиально новых подходах по оказанию корпоративной поддержки работникам, строящим (приобретающим) жилые помещения за плату в собственность. В феврале 2006 г. в нее внесены изменения, улучшающие условия постановки на очередь (стаж 3 года вместо 10 лет), утверждено «Положение о субсидировании работникам части затрат на уплату начисленных процентов по договорам ипотечного кредита», что позволит сократить финансовые затраты работника при оплате кредита за жилье, устанавливаются льготы при рождении детей.

Однако еще не все работники могут участвовать в строительстве жилья с использованием ипотечного кредитования из-за низкой заработной платы, и жилищная проблема остается одной из самых острых и требует дополнительных решений. Так же как и решение вопроса с оплатой за общежития: с 2006 г. стоимость проживания в них выросла и стала многим не по карману.

Система здравоохранения на железнодорожном транспорте сегодня является неотъемлемой частью технологии перевозочного процесса. В ОАО «РЖД» функционирует 269 негосударственных учреждений здравоохранения, созданных на основе дорожных, отделенческих больниц и поликлиник железнодорожного транспорта (509 объектов в 2001 г.). Все решения, связанные с реорганизацией системы здравоохранения, принимались с участием профсоюзных органов, благодаря чему многие из учреждений были сохранены, достигнуто их оптимальное размещение и структура.

Работники компании «Российские железные дороги», транспортные строители, ведомственной охраны, метрополитенов застрахованы по договорам добровольного медицинского страхования, что позволяет значительно расширить перечень бесплатных медицинских услуг. Особую актуальность приобрела организация медицинской помощи работникам и пенсионерам, проживающим на отдаленных станциях и разъездах. С этой целью организуются «поезда здоровья», оснащенные современной медицинской техникой.

Важное значение в общей системе мер по сохранению и укреплению здоровья железнодорожников имеет санаторное лечение. В компании ОАО «РЖД» с участием ЦК профсоюза разработана комплексная программа оздоровления работников, членов их семей, пенсионеров, утверждено положение о распределении и оплате путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, установлен контроль за работой комиссий по их распределению и реализации.

Одно из приоритетных направлений совместной работы хозяйственных руководителей организаций и комитетов профсоюза - организация оздоровления и отдыха детей. За пять лет всеми видами организованного отдыха охвачено 707 тыс. детей железнодорожников, в том числе на базах загородных оздоровительных лагерей 530 тыс. детей. Заявки на путевки удовлетворяются практически полностью. Ежегодно около 10 тыс. ребят отдыхают на Черном море. Входит в практику формирование детских поездов с туристическими программами.

Работники Московского метрополитена имеют отличную загородную здравницу, где в период летних школьных каникул отдыхают более 900 детей, а в остальное время – работники предприятия. Дети работников организаций промышленного железнодорожного транспорта, ведомственной охраны, транспортных строителей обеспечены путевками в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами. Несмотря на то, что с 2003 г. Фондом социального страхования не выделяются средства на детские новогодние подарки, каждый ребенок в канун Нового года получает подарок от руководства и профсоюзной организации.

Профсоюзными органами уделяется большое внимание организации культурного и спортивного досуга работников. На эти цели профсоюз выделяет треть своих финансовых средств. Стали традиционными спартакиады среди работников предприятий, филиалов и структурных подразделений компании, транспортных строителей и других организаций. Пожарные команды достойно представляют ведомственную охрану в чемпионатах России. Общественной организации Российскому физкультурно-спортивному обществу «Локомотив» в этом году исполнилось 70 лет. В феврале состоялась конференция, на которой Роспрофжел вошел в состав учредителей общества и стал членской организацией РФСО «Локомотив».

Больших успехов добились наши спортсмены в международных соревнованиях. На ХХVIII Олимпийских играх в Греции в сборной России выступили 18 представителей «Локомотива», 11 стали победителями и призерами Олимпиады, 8 спортсменов приняли участие в зимних ХХ Олимпийских играх.

Забота о ветеранах всегда была одним из приоритетных направлений деятельности профсоюза. Для них действует социальный пакет: обеспечение бесплатным проездом на железнодорожном транспорте и бытовым топливом по льготным ценам, медицинское обеспечение, льготное предоставление путевок в санатории, пансионаты, бесплатное зубопротезирование, ежемесячное оказание материальной помощи через фонд «Почет».

В компании ОАО «РЖД» 100 тыс. пенсионеров получают отраслевую пенсию (с 2001 г.) через НПФ «Благосостояние», средний размер которой приближается к государственной. В организациях транспортных строителей пенсионное обеспечение (с 1996 г.) осуществляется через НПФ «Корпорация Трансстрой», также заключен договор на негосударственное пенсионное обеспечение в Федеральном государственном предприятии «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта».

В компании работает более 270 тыс. молодых работников в возрасте до 30 лет, что составляет 20% общей численности работающих. Кроме этого, около 60 тыс. человек обучаются по очной форме в десяти железнодорожных вузах и около 85 тыс. являются студентами 47 техникумов (колледжей). Ежегодно около 11 тыс. выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений начинают свою трудовую деятельность на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для работы с трудящейся и учащейся молодежью в дорожных, территориальных комитетах профсоюза созданы комиссии, которые руководствуются концепцией ЦК профсоюза по работе с молодежью. По их предложениям в коллективных договорах определены меры по социальной поддержке, профсоюзными организациям оказывается помощь студенческим профкомам денежными средствами на проведение культурных, спортивных мероприятий, организацию отдыха, установлены именные стипендии. Однако проблем у молодежи много. Это и низкие стипендии (600 руб. в вузах и 210 руб. в техникумах), не каждый может оплатить платное обучение (цена от 13 тыс. руб. до 25 тыс. руб. в год), недостаточно мест в общежитиях (снимать квартиру очень дорого) и т.д. Придя на производство, у молодежи забот не убавляется: заработная плата невысокая, нужно жилье и т.д. В настоящее время в компании «РЖД» совместно с Роспрофжел для улучшения работы с молодежью и решения их социальных проблем разрабатывается Целевая молодежная программа.

Для координации деятельности с органами исполнительной власти, депутатами Государственной Думы, общественными организациями по проблемам женщин на транспорте в июле 2001 г. образована комиссия ЦК профсоюза по работе среди женщин. Основными задачами ее являются создание достойных условий труда, защита материнства и детства, охрана их здоровья. Выработанные комиссией предложения включены в коллективные договоры и тарифные соглашения.

С 2004 г. в целях оказания помощи членам профсоюза на различные нужды ЦК профсоюза созданы 16 кредитно-потребительских кооперативов, число пайщиков достигло почти 5 тыс. человек. Средний размер выдаваемых ссуд – 30 тыс. руб. на срок до 6 месяцев и выдано их уже более чем на 170 млн. руб. В 2006 г. будет создана Ассоциация «Кредитно-потребительский кооператив», что расширит возможности по выделению ссуд. Профсоюз будет и в дальнейшем развивать эту форму оказания помощи своим членам. Центральным комитетом в июле 2005 г создана также туристическая организация «Тур Лайт».

Сохранение и развитие объектов социальной сферы, системы рабочего снабжения, расширение профилактической работы по предупреждению профессиональных заболеваний, забота о ветеранах и многое другое – это вопросы, над которыми предстоит работать и в дальнейшем.

Известно, что сильная организация имеет устойчивое финансовое положение. С этой целью ЦК профсоюза проводил работу по совершенствованию финансовой политики. За истекший период ликвидирована задолженность по перечислению членских профсоюзных взносов. Выросли отчисления на культурно-массовые, спортивные мероприятия и обеспечение уставной деятельности. Для разработки нормативных документов по финансовой работе создан и плодотворно работает методический совет. Проведена полная инвентаризация имущества профсоюза. В 2005 г. создан Фонд социальной поддержки, в котором резервируется 0,5% членских взносов. В соответствии с решениями XXVII съезда осуществлялись мероприятия по централизации бухгалтерского учета, сбора и распределения членских взносов. В централизованных бухгалтериях обслуживается 90% общего числа первичных организаций.

Международную деятельность профсоюза можно условно разделить на три основных направления:
маркированный список деятельность в рамках Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ);
маркированный список участие в работе международных транспортных организаций: Международной федерации транспортников (МФТ) и Европейской федерации транспортников (ЕФТ);
маркированный список двусторонние контакты профсоюза.

За прошедшие годы в рамках Конфедерации создана система взаимодействия, информационного обмена между профсоюзами и солидарной поддержки членских организаций, делегации Роспрофжела принимали участие во всех мероприятиях. Делегация Роспрофжела принимала участие в работе Конгресса Международной федерации транспортников, представляющей собой крупнейшую всемирную организацию профсоюзов работников транспортных отраслей, объединяющую около 600 профсоюзов транспортников из более чем 140 стран мира. Председатель Роспрофжела - член Исполкома МФТ. Представители нашего профсоюза имели возможность обсуждать вопросы, рассматриваемые на секции железнодорожников МФТ, в том числе и по обмену опытом участия профсоюзов в процессах реструктуризации железнодорожного транспорта и защите социально-экономических интересов железнодорожников, приватизации железных дорог, безопасности движения и другим вопросами.

За истекший период особое внимание уделялось укреплению единства профсоюза, мотивации профсоюзного членства, кадровой политике, повышению уровня организационной работы. Сегодня в состав Роспрофжела входят 18 дорожных, 90 территориальных, 99 объединенных и 5 456 первичных профсоюзных организаций, объединяющих в своих рядах 1 931 075 членов. Уровень профсоюзного членства вырос на 1,8% и достиг 94,1%, что говорит о возросшем доверии к организации со стороны тружеников и правильно выбранном курсе в решении их насущных проблем. Наибольший процент членства в дорожных профсоюзных организациях на Западно-Сибирской и Южно-Уральской (99,3%), Северо-Кавказской (98,7%), Дальневосточной (97,9%), Восточно-Сибирской (97,6%), Куйбышевской (97,4%) железных дорог. Среди членских организаций ФНПР наш профсоюз является одним из многочисленных, а по уровню профсоюзного членства занимает лидирующую позицию.

В связи с реформированием железнодорожного транспорта осуществлялась работа по совершенствованию организационной структуры, но существующая четырехзвенная структура сохранена. Она позволяет профсоюзу оперативно решать многогранные проблемы по различным направлениям деятельности. Созданы вертикальные объединения: территориальные организации профсоюза в ГУП «Рефсервис», Ассоциации «Промжелдортранс», объединенные профсоюзные организации в ФГП «Ведомственная охрана», ОАО «Объединенные электротехнические заводы». Во вновь создаваемых структурных подразделениях организованы первичные профсоюзные организации, в том числе в аппарате ОАО «РЖД», пригородных компаниях, аутсорсинговых фирмах и других. Работа по оптимизации организационной структуры профсоюза продолжается, ее надо ориентировать, прежде всего, на перспективу. При этом необходимо соблюдать территориально-производственный принцип, иначе можно потерять управляемость и нарушить систему работы.

За период между XXVII и XXIX съездами профсоюза было проведено десять заседаний Центрального комитета и двадцать семь заседаний его Президиума. Работали восемь профессиональных секций, пять Советов председателей профкомов, три комиссии. В целях оказания помощи по реализации принимаемых решений работники аппарата Центрального комитета профсоюза выезжали в составе комплексных бригад в профсоюзные организации 13 железных дорог, территориальную организацию предприятий «Рефсервис». Специалисты ознакомились с работой и оказали практическую помощь более чем 340 первичным и почти 50 территориальным организациям. По результатам проводились расширенные заседания в теркомах и дорпрофсожах с участием профсоюзного актива и хозяйственных руководителей. Итоги также обсуждались на заседаниях Президиума ЦК профсоюза, где отмечался положительный опыт деятельности профсоюзных организаций и определялись меры по устранению выявленных нарушений. За последние годы качество работы организаций профсоюза улучшилось. Вместе с тем необходимо признать, что есть проблемы у отдельных профсоюзных работников с исполнительской дисциплиной: принимая подчас очень хорошее решение, не доводят его до конкретного воплощения.

В соответствии с утвержденной Президиумом ЦК профсоюза программой мер по активизации деятельности первичных профсоюзных организаций под девизом «Сильная первичка - сильный профсоюз» в отчетном периоде было проведено три региональных совещания на Московской, Восточно-Сибирской и Свердловской железной дорогах, в каждом из которых приняло участие более 100 человек. Состоявшийся в ходе региональных совещаний обмен мнениями председателей профкомов обогатил их новыми формами работы.

За прошедший период проведено 45 заседаний профессиональных секций, 21 - Советов председателей профкомов, 3 - комиссий по делам женщин, 5 - по работе с молодежью, 10 - транспортных строителей. Деятельность секций, советов и комиссий осуществлялась в целях более глубокой проработки и решения вопросов различных категорий работников. В работе заседаний принимали участие соответствующие специалисты, а выработанные рекомендации направлялись руководителям профсоюзных и хозяйственных органов для реализации и использовались при разработке коллективных договоров и других документов.

Принятая в 2005 г. на восьмом заседании Центрального комитета профсоюза Концепция кадровой политики в профсоюзе сформировала подходы и определила основные направления в работе по формированию и подготовке профсоюзных кадров, были разработаны критерии подхода к формированию его резерва. Уделяя особое внимание этому вопросу, организации профсоюза проводили обучение на базе учебных центров, железнодорожных вузов. На семинарах, организованных Центральным комитетом, прошли обучение более 1000 человек выборных и штатных работников. Всего за пять лет всеми формами обучения было охвачено почти 400 тыс. членов профсоюза.

На базе Российского государственного открытого университета путей сообщения повысили свой профессиональный уровень 83 человека и сейчас продолжают обучение по специальности «Менеждмент организации» 89 человек. Однако только 7% обученных специалистов продвинулись по линии профсоюза, что говорит о формальном подборе кандидатов на обучение.

В 2005 г. организованно прошла отчетно-выборная кампания. При этом неудовлетворительной была признана работа только в 10 первичных организациях и 23 цеховых (0,06%). Участники собраний и конференций отмечали повышение качества работы профсоюзных органов, реализацию решений в вопросах сохранения уровня социальных гарантий членам профсоюза и высказывали критические замечания, над реализацией которых предстоит работать. В рамках принятой кадровой концепции профсоюза на 10% увеличилось количество избранных председателей профкомов с высшим образованием, на 1% стало больше молодежи и более 360 человек (25%) избрано на различные должности из резерва.

Для улучшения информационной деятельности разработан сайт Российского профсоюза железнодорожников в глобальной сети Интернет, который обновляется еженедельно и позволяет своевременно информировать профсоюзные организации о проводимой работе. Установлена практика ежемесячного проведения селекторных совещаний. Заканчивается оснащение освобожденных председателей профкомов компьютерной техникой.

В отчетном периоде 4700 членов профсоюза удостоены различных наград - на 31% больше, чем в предыдущий период. 450 членам нашего профсоюза вручены награды ФНПР, МПС и ОАО «РЖД». В целях повышения значимости наград Президиум ЦК профсоюза принял решение о денежном вознаграждении к ним.

Звания Лауреата Премии Российского профсоюза - высшей формы поощрения, удостоены 200 человек, внесших наибольший вклад в развитие профсоюзного движения, более 4500 членов Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей награждены юбилейными медалями ФНПР «100 лет профсоюзам России». По предложению делегатов XXVIII съезда Профсоюза учреждена новая награда - «20», «30» и «40» лет в Роспрофжеле.

В целях улучшения информационного обеспечения за текущий период было подготовлено и выпущено 30 номеров журнала «Информационный вестник», более 200 номеров газеты «Сигнал». Газета стала выходить еженедельно, ее тираж увеличился более чем в два раза. За последние два года удалось организовать печатание газеты на 8 дорогах, что ускорило ее доставку читателям. Задача сделать это по всем дорпрофсожам. Организованы публикации материалов о работе Роспрофжела в центральных и отраслевых СМИ, проведены пресс-конференции и брифинги руководителей профсоюза, начал практиковаться выпуск видеофильмов. Вместе с тем работа по информационному обеспечению требует совершенствования.

В каждой организации профсоюза защита интересов человека труда остается самым важным направлением их деятельности. Участники съезда оценят проведенную ЦК работу в прошедшем периоде и определят основные направления деятельности на предстоящие пять лет.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования