Приоритеты

Из выступления президента ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунина


Начать свое выступление я хотел бы с того, что в адрес съезда поступила приветственная телеграмма Президента России В.В.Путина, и это обращение имеет для нас колоссальное значение.

XXIX съезд, открывшийся сегодня, - это съезд представителей профсоюзных организаций, руководителей компании, тружеников, и всех нас объединяет будущее российских железных дорог. Роспрофжел защищает интересы более 2 млн. работников предприятий железнодорожного транспорта и транспортного строительства, ведомственной охраны, студентов железнодорожных образовательных учреждений, транспортной милиции, Железнодорожных войск. Поэтому нет сомнений в том, что итоги работы съезда сыграют важную роль как в становлении отрасли, так и в социально-экономическом развитии всей России.

За время после XXVII съезда прошло два этапа реформирования железнодорожного транспорта. От периода сомнений и неуверенности мы перешли к периоду оценки, естественному процессу становления. При создании ОАО «РЖД» были соблюдены интересы государства, клиентов и партнеров железных дорог, а главное – работников отрасли. Немалая заслуга в решении возникавших проблем принадлежит и отраслевому профсоюзу. Поэтому предлагаю положительно оценить деятельности отраслевого профсоюза за истекший период.

Между профсоюзами и работодателями не может быть отношений «тиши и благодати». Это должен быть живой процесс общения, споров, в результате которых и рождается истина. Я как член профсоюза выбран делегатом съезда, но одновременно с этим являюсь руководителем компании. В этой связи мы обсуждали с председателем Роспрофжела вопрос о создании Союза работодателей. Думается, это было бы логично.

Сегодня компания «Российские железные дороги» показывает высокую эффективность транспортной работы и осуществляет впервые за последние годы расширенное воспроизводство основных фондов. Средний темп увеличения грузооборота с начала работы компании составил 11%, пассажирооборота - 9%. Практически весь дополнительный объем перевозок освоен за счет повышения производительности труда.

За счет эффективного использования производственных ресурсов компания работает рентабельно, полностью выполняет финансовые обязательства перед государством и уже завоевала имидж надежного партнера на финансовом рынке. У нас самые высокие инвестиционные рейтинги среди российских компаний. Только по итогам работы в прошлом году мы получили премию РБК как лучшая компания года, журналом «Компания» мы признаны лучшим реформатором года. Достигнутые нами результаты получили высокую оценку Президента Российской Федерации и правительства страны.

2006 г. - год начала третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта. Новый этап требует новых подходов к реализации стратегических целей компании. Мы должны выйти на такой уровень транспортного обслуживания, чтобы клиенты видели в нас надежного перевозчика, предоставляющего качественные услуги, а партнеры-поставщики – перспективных покупателей материальных ресурсов и технических средств. Изменяются и требования пассажиров к предоставляемому сервису, это тем более заметно, когда расширяется конкурентный сектор. Реализация основных принципов корпоративной политики требует мобилизации всех ресурсов. Во многом мы полагаемся здесь на помощь профсоюзных организаций. Кому, как не вам, воспитывать в каждом профсоюзном коллективе гордость за принадлежность к профессии, ответственность за результаты общего дела, организовывать обучение современным методам работы с клиентами и пользователями услуг железнодорожного транспорта.

Важнейшим результатом нового этапа реформирования должно стать превращение ОАО «РЖД» в холдинг, конкурентоспособный на мировом транспортном рынке, предоставляющий перевозочные услуги и услуги инфраструктуры. При этом нам необходимо обеспечить повышение капитализации холдинга, эффективный вывод акций дочерних и зависимых обществ на мировой фондовой рынок.

Тут есть определенные сложности. Имеется достаточная правовая основа, есть цель, начинается выделение новых компаний. В нашем лексиконе появились новые слова – капитализация, холдинг. Мы разъясняем это на всех уровнях. Председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров является участником всех заседаний правления, совещаний компании. В дальнейшем я выйду с предложением об участии председателя Роспрофжела в работе Совета директоров. Потому что сегодня как никогда важна поддержка профсоюзных организаций в проведении всех важнейших мероприятий. Мы должны быть в равной мере заинтересованы в достижении намеченных целей.

Очень важно, чтобы при переходе на работу в создаваемые дочерние общества наши сотрудники не потеряли социальные льготы и гарантии. Хочу подчеркнуть, что в выделяемых дочерних компаниях обеспечение льготами пенсионеров и ветеранов будет осуществляться в соответствии с коллективным договором, с тем чтобы наши ветераны не почувствовали изменений в худшую сторону в связи с реформированием.

В некоторых выступлениях на съезде проскакивала тема иждивенчества. Соблюдение принципа «неухудшения» условий для работающих прежде всего зависит от увеличения производительности труда, повышения эффективности работы компании и т.д. Не будем забывать, что только мы сами можем заработать на то, чтобы жить хорошо. И это касается как ОАО «РЖД» в целом, так и тех структурных подразделений, которые выводятся в самостоятельные организации. Мы все будем работать по принципу «сколько заработаем, столько и будем делить», при этом обеспечивая высокий уровень ответственности, высокую эффективность труда.

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей обладает достаточными ресурсами для успешного осуществления корпоративной политики, направленной на повышение эффективности работы и достижение стратегических целей компании, укрепление трудовой и производственной дисциплины, рост производительности труда. Основным принципом построения взаимоотношений между администрацией ОАО «Российские железные дороги» и профсоюзом является социальное партнерство. Нам удалось создать реально работающий механизм социальной защиты работников и неработающих пенсионеров компании через принятые в октябре 2004 г. на Первой конференции работников ОАО «РЖД» Генерального коллективного договора. Это позволило обеспечить в коллективах стабильную рабочую обстановку, укрепить уверенность железнодорожников в правильности курса проводимых реформ, обеспечить социально-экономическую защиту работников компании и ветеранов. Действие коллективного договора было продлено на 2006 г. на совместном заседании Правления ОАО «РЖД» и Центрального комитета Роспрофжела в октябре 2005 г.

Вопрос регулирования социально-трудовых отношений является одним из важнейших в работе такой крупной компании, как открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Мы - единственная в России компания, имеющая в штате более 1,3 млн. сотрудников, которые круглосуточно обеспечивают непрерывный перевозочный процесс. В такой крупной компании как наша существует постоянный спрос на квалифицированных специалистов, которых мы можем привлечь достойным уровнем заработной платы и наличием расширенного социального пакета.

Сравнение льгот и зарплат с другими крупными компаниями часто наводит «тень на плетень». Разве можно сравнивать, например, зарплату вновь пришедшего в компанию специалиста с зарплатой высококлассного мастера пути, который на Западно-Сибирской железной дороге в прошлом году зарабатывал более 30 тыс. руб., или с оплатой труда авиационного диспетчера, если сравнивать с другими отраслями? Это «штучные», специально обученные люди. Сравнение все-таки должно быть адекватным и надо внимательнее относиться к такой статистике.

Ближайшее десятилетие в нашей стране станет десятилетием борьбы не за доходность, и даже не за выгодность - это будет десятилетие, а может и двадцатилетие, борьбы за кадры. Потому что трудовых ресурсов будет не хватать для потребностей развивающейся экономики страны. Именно поэтому мы столь скрупулезно вместе с ЦК профсоюза относимся к поддержке молодых специалистов, привлечению их на работу в компанию.

Хотел бы остановиться на некоторых содержательных моментах нашего взаимодействия и вопросах, которые невозможно решить без активного участия профсоюзов.

В первую очередь это обеспечение безопасности движения поездов. На железных дорогах действуют 2590 общественных советов и около 61 тыс. общественных инспекторов по безопасности движения поездов. В результате нашей совместной с профсоюзом работы за последние пять лет удалось снизить количество тяжелых случаев нарушения безопасности движения. Пользуясь сегодняшним широким представительством делегатов съезда из всех уголков нашей страны, хочу через них адресовать слова благодарности тем работникам, которые активно участвуют в работе по предупреждению нарушений безопасности движения и обратиться с просьбой активизировать эту работу, несмотря на возможное недовольство вышестоящих начальников.

Охрана труда – сфера нашего особого внимания. Реализация мероприятий Программы позволила улучшить условия труда более 150 тыс. железнодорожников и в значительной мере снизить уровень производственного травматизма. Браки и аварийность мы снизили на 20%. Однако положение с обеспечением безопасности труда работников в компании все еще остается неблагополучным. Нельзя мириться с тем, что мы теряем наших работников на производстве. Там, где речь идет об охране жизни и здоровья людей, не должно быть формализма! Обращаю на это особое внимание профсоюзных лидеров.

Среди перечня социальных вопросов, стоящих перед руководством компании и профсоюзами, вопрос заработной платы, безусловно, является главным.

Заработная плата железнодорожников за прошедшие четыре года возросла в 3,4 раза при росте индекса цен за этот период в 2,1 раза. Реальная заработная плата за три года возросла на 64,7% при росте производительности труда на 52,1%. А у нас, напомню, принцип - производительность должна опережать рост заработной платы. И это не только принцип, это и наша задача.

В 2006 г. планируется дальнейшее повышение реальной заработной платы работников компании и доведение уровня заработной платы работников, занятых на перевозках, в среднем до 14 тыс. руб., рост реальной заработной платы запланирован на 3%.

В настоящее время разрабатывается новая корпоративная система оплаты труда, направленная на установление тесной взаимосвязи между объемом, качеством труда и размером его оплаты, на создание условий для адресной мотивации труда работников всех категорий. Существенно изменится тарифная сетка по оплате труда рабочих, которая позволит повысить тарифную часть на 60-65%, а среднемесячную заработную плату - на 10-15%. Суммы премии будут ограничены реальными размерами и зависеть от результатов работы как структурного подразделения в целом, так и каждого работника в отдельности. Премии будет возвращено ее предназначение – отмечать значительные достижения в работе, а не быть простой доплатой к заработной плате и способом устранения недостатков тарифной системы. Мы планируем, что новая система будет введена к концу 2006 г. При этом каждый должен четко осознавать, что дополнительные средства на оплату труда железным дорогам предстоит заработать за счет увеличения объема перевозок, оптимизации эксплуатационных расходов, повышения эффективности деятельности железных дорог, а значит, – увеличения доходных поступлений.

Для менеджмента компании социальная сфера - важнейшая составляющая. Мы рассматриваем вложения в социальную сферу не как расходы, а как инвестиции в развитие кадрового потенциала ОАО «РЖД». Поэтому как и любые инвестиции они должны давать адекватную отдачу. В 2005 г. на реализацию обязательств Генерального коллективного договора ОАО «РЖД» на железных дорогах израсходовано 64,7 млрд. руб., что превышает уровень 2004 г. на 15%. Расходы на мероприятия по реализации коллективного договора в 2006 г. на железных дорогах составят не менее 65,5 млрд. руб. Это превышает бюджет некоторых других транспортных отраслей.

Социальная поддержка ветеранов всегда была и остается в поле пристального внимания руководства ОАО «РЖД» и профсоюзных органов. Наша компания - одна из немногих - планомерно и системно заботится о своих ветеранах. В настоящее время средняя стоимость социального пакета с учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий составляет на каждого работника компании примерно 18 тыс. руб. Это не маленькие деньги, если учесть что пакет для обеспечения бесплатными лекарствами населения страны рассчитывается исходя из суммы 400 руб. Мы готовы предоставлять социальные гарантии только за ответственный труд. Поэтому важнейшая задача профсоюза - сформировать у каждого работника понимание, что компания сможет финансировать социальный пакет только при условии эффективного труда каждого из нас.

В течение последних лет пакет социальных гарантий постоянно расширяется, увеличились выплаты ветеранам через благотворительный фонд «Почет» и негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», в юбилейном 2005 г участники Великой Отечественной войны и труженики тыла получили материальную поддержку.

Как пример приведу решение трудового коллектива Северо-Кавказской железной дороги перечислить свою премию как лучшего коллектива по итогам отраслевого соревнования – почти 130 млн. руб. - на поддержку ветеранам. Пример, достойный подражания. В этом тоже большая роль профсоюза.

Особое внимание Правление компании уделяет решению жилищной проблемы. Для формирования системного подхода к решению жилищных проблем работников разработана и утверждена Концепция жилищной политики ОАО «РЖД» на 2005-2007 годы и на период до 2010 г. и нормативные документы, необходимые для ее реализации. Концепция позволяет решить две основные задачи: создание специализированного жилищного фонда компании для технологических потребностей и оказание компанией финансовой помощи работникам, приобретающим жилье в собственность.

Уже подготовлена окончательная редакция документов, разработанных компанией в области жилищной политики. В условиях нашей страны, я полагаю, это будет лучшая социально-ориентированная ипотека с точки зрения параметров участия, выплачиваемых процентов и прочего. Это свидетельство того, что мы пытаемся максимально обеспечить потребности тружеников отрасли в жилье, но исходя из имеющихся возможностей. В период с 2006 по 2010 г. предусматривается улучшение жилищных условий более 25,5 тыс. семей работников компании. И у нас обязательно будет технологическое жилье. Это жилье для приглашенных специалистов без права приватизации (что было сделано, например, для работников Северо-Муйского тоннеля).

Несколько слов о молодежной политике. В этом году мы предоставим 100 грантов лучшим студентам отраслевых вузов и учащимся колледжей. Мы хотим возродить историческое уважение к представителям железнодорожной профессии, когда человек в форме инженера путей сообщения был элитой общества, чей интеллектуальный уровень высоко ценился.

Все мы должны отчетливо понимать, что качество жизни, уровень благосостояния железнодорожников сегодня напрямую зависят от результатов работы компании в целом. Сделать их весомее - наша общая с профсоюзом задача.