Приоритеты

Выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи в Щербинке


В апреле на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи на тему «О состоянии парка тягового подвижного состава ОАО «РЖД» и перспективах развития отечественного локомотивостроения». Впервые депутаты Госдумы, специалисты ОАО «РЖД», руководители Минтранса РФ провели совместное совещание по столь важной для железнодорожного транспорта и всей экономики страны проблеме.

К заседанию была приурочена организованная ОАО «РЖД» выставка нового подвижного состава, приборов безопасности, энергосберегающих систем, цифровой радиосвязи и других высокоэффективных технологий, внедрение которых повысит эффективность работы железнодорожного транспорта.

Участники заседания с большим интересом познакомились с образцами новых локомотивов. Это грузовой тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» производства Брянского машиностроительного завода. У нового тепловоза расходы на эксплуатацию на 10-15% меньше за счет экономии топлива, а тяговые свойства и эксплуатационный коэффициент – на 15% выше, чем у локомотивов, использующихся сегодня. Грузовой электровоз 2ЭС5К «Ермак» имеет качественно лучшие характеристики надежности, повышенные тяговые свойства, улучшенные динамические характеристики, современные системы безопасности. По экономическим показателям он на 12-15% превосходит существующие локомотивы. Пассажирский тепловоз ТЭП70БС, учитывая применение микропроцессорных систем управления, улучшенные условия работы локомотивных бригад, также отличается в лучшую сторону от локомотивов эксплуатируемого парка. Первый российский магистральный шестиосный пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К производства Коломенского завода должен заменить чешские электровозы.

Подробно об основных направлениях и достигнутых результатах инновационной деятельности компании собравшимся рассказал вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович. Он отметил, что в марте прошлого года в компании была завершена разработка технического задания на высокоскоростной поезд с конструкционной скоростью 330 км/ч. На существующем участке Москва – Санкт-Петербург после незначительной модернизации инфраструктуры будет обеспечена скорость 250 км/ч, что позволит преодолевать его до 3 ч. 55 мин. В дальнейшем движение высокоскоростных поездов планируется организовать на направлении Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Для организации высокоскоростного движения на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки российскими и финскими железнодорожниками создается совместное предприятие. В настоящее время проводится большая работа по гармонизации требований Евросоюза и российских стандартов в области сертификации подвижного состава. В первую очередь это прочностные показатели кузова и электромагнитная совместимость.

Завершаются сертификационные испытания пассажирского электровоза двойного питания ЭП10 с асинхронным тяговым двигателем совместного производства Новочеркасского электровозостроительного завода и компании «Бомбардье».

В соответствии с одобренной на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» «Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог России на перспективу до 2020 г.» эти локомотивы будут направлены для реализации 1-го этапа межгосударственного проекта скоростного движения на полигоне Москва – Минск – Брест с сокращением времени следования до Минска на 3, а до Бреста на 4 ч.

К дню железнодорожника совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» будет представлен первый в России магистральный грузовой тепловоз с асинхронным тяговым приводом, оборудованный дизелями Коломенского завода с электронной системой впрыска суммарной мощностью 6800 л. с. и радиальной установкой колесных пар.

В ноябре текущего года совместно с СНТК им. Кузнецова планируется завершить работу над первым отечественным газотурбовозом мощностью 8300 кВт на сжиженном природном газе. На нем будет установлен двухконтурный газотурбинный двигатель НК-361, который базируется на агрегатах авиационного двигателя военного применения.

В соответствии с подписанным между администрацией Свердловской области и ОАО «РЖД» соглашением в настоящее время на Уральском заводе железнодорожного машиностроения ведется активная работа по созданию нового грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К для замены выработавших свой ресурс локомотивов серии ВЛ10.

Начата работа над реализацией пилотных проектов по внедрению новых подходов к обслуживанию в эксплуатации высокотехнологичных узлов подвижного состава предприятиями-изготовителями на принципах аутсорсинга. В частности, такой проект осуществляется с компанией «Бомбардье» по электровозу ЭП10.

В области грузового вагоностроения компания также реализует несколько крупных инновационных проектов. В прошлом году совместно с ОАО «Алтайвагонзавод» разработаны и в настоящее время проходят испытания 6 вагонов нового поколения с осевой нагрузкой 25 тс/ось, тележками разработки ВНИКТИ с межремонтным пробегом 500 тыс. км. Использование такой конструкции позволит сократить на 8% эксплуатационные расходы и повысить производительность вагона на 10-12%. При этом увеличение чистого дохода составит 800-900 тыс. руб. в год в пересчете на 1 вагон рабочего парка.

В июле этого года начнутся испытания вагона с кузовом из алюминиевого экструдированного профиля. Для отработки перспективной конструкции вагонов с применением легких сплавов задействовано авиационное предприятие ОАО «ВАСО» (г. Воронеж). В результате совместной работы ЦВ, ВНИИЖТа и ОАО «ВАСО» создана конструкция кузова, отработана конструкция профилей и технология их изготовления и сборки на заводах «СУАЛ холдинг» и ВСМПО (г. Верхняя Салда). Такая конструкция позволяет получить объем кузова до 100 м3 и увеличить грузоподъемность более чем на 6 т.

Большая работа проводится ОАО «РЖД» совместно с Выксунским металлургическим комбинатом по внедрению на сети железных дорог колес с повышенной твердостью обода для грузовых вагонов. Уже сегодня компания закупила более одного миллиона таких колес.

Важным фактором в обеспечении эффективной перевозочной деятельности является использование самых современных технических средств в инфраструктуре, в системе ее обслуживания. В частности, совместно с французской компанией «Жейсмар» был разработан и изготовлен мобильный раскаточный комплекс для замены контактного провода. Его использование позволяет сократить трудозатраты почти в 2 раза, обеспечить автоматическое сматывание старого и раскатку под натяжением нового контактного провода и несущего троса. На замену анкерного участка вместо девяти технологических окон по старой технологии потребуется всего два восьмичасовых окна. Прежде всего новые комплексы будут применяться при реализации проектов усиления инфраструктуры для организации высокоскоростного движения. Первые комплексы направлены на Октябрьскую железную дорогу для реализации проекта Москва – Санкт-Петербург.

Другим инновационным проектом, направленным на повышение эффективности работ по ремонту грузовых вагонов, является внедрение новейшего автоматизированного комплекса «Мaгнископ - 2600», который предназначен для ультразвукового и магнитопорошкового контроля поверхностей свободных осей колесных пар железнодорожного подвижного состава. Он позволит существенно повысить выявляемость дефектов колесных пар и их элементов, организовать технологический процесс в автоматическом режиме. Появляется возможность создать единое информационное пространство с единой базой данных, что обеспечивает прослеживание состояния деталей на всех этапах их жизненного цикла.

Важным шагом на пути оптимизации использования подвижного состава и создания техники нового поколения стала разработка Концепции повышения безопасности движения на основе применения на железных дорогах многофункциональных комплексных систем регулирования движения поездов. В ней впервые безопасность движения рассматривается с точки зрения эффективности эксплуатационных показателей перевозочной работы, а основной целью является достижение параметров, предусмотренных стратегией развития компании. В этой связи сформулированы жесткие требования для повышения ответственности производителей и поставщиков систем безопасности для российских железных дорог. Диктуемые компанией требования по увеличению гарантийного срока эксплуатации продукции в 2-2,5 раза (до 3-5 лет), обеспечению участия поставщиков в послегарантийном обслуживании и ремонте изделий позволит повысить надежность эксплуатируемых систем регулирования и безопасности движения до уровня готовности 0,99 и сократить затраты железных дорог на их обслуживание. В отличие от предыдущих программ в Концепции применен принцип комплексности и системности реализации технических решений на сети дорог. Экономический эффект связан в первую очередь с тем, что реализация предлагаемых мероприятий позволит создать техническую базу для перехода к работе машинистов «в одно лицо» при безусловном обеспечении требований безопасности движения. Только организация пассажирского движения на основных направлениях без помощника машиниста позволит сократить эксплуатационные расходы до 1 млрд. руб. в год.

В настоящее время Минтрансом РФ совместно со специалистами ОАО «РЖД» разработана и находится на рассмотрении в правительстве Концепция системы технического регулирования на железнодорожном транспорте. Эта система предусматривает разработку технических регламентов, содержащих требования по безопасности к железнодорожному транспорту в целом и его подсистемам. Необходимо гармонизировать регламенты общесистемного уровня, уровня подсистем железнодорожного транспорта и сделать одинаковыми требования регламентов с требованиями для обязательной сертификации. Предстоит сформировать понятную и прозрачную систему обязательных современных норм. При этом обязательными становятся только те ключевые требования, по которым фиксируется планка безопасности. Производитель в этом случае выбирает, как обеспечить выполнение обязательных требований. Он может использовать различные технологии, минимизировать издержки, сделать свое производство менее затратным и более конкурентным. Таким образом, предприятия сами выбирают экономически наиболее оптимальный способ выполнения обязательных требований.

Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи В.А.Язев в своем выступлении подчеркнул, что депутаты осведомлены о проблемах железнодорожников и готовы помогать в их решении, в том числе в области технического регулирования. Концепция системы технического регулирования железнодорожного транспорта, подготовленная ОАО «РЖД» и Минтрансом, позволит соблюдать национальные интересы, снизить ущерб от железнодорожного транспорта жизни и здоровью людей, экологии. Концепция предусматривает поддержку государства в развитии «пространства колеи 1520 мм», а также интеграции российских железных дорог в европейскую и азиатскую транспортные системы. По мнению В.А.Язева, для ускорения рассмотрения документов железнодорожникам целесообразно вносить свои предложения в правительство и Госдуму одновременно. Госдума, работая параллельно с правительством, будет стремиться ускорить принятие поправок в технические регламенты.

Заместитель председателя комитета С.И.Чаплинский отметил, что все документы, которые определяют производство техники и работу железных дорог в целом, были приняты еще во время существования МПС. Они содержат ряд положений, применение которых сегодня невозможно. Нужно активней обновлять нормативную базу комитет будет содействовать этому процессу.

Продолжая эту мысль, заместитель министра транспорта А.С.Мишарин подчеркнул, что технические регламенты, содержащие обязательные требования, должны обеспечить замену действующей нормативной базы. При этом их надо корректировать в соответствии с новым федеральным законом о техническом регулировании. Поправки должны стать трансформированной и модернизированной нормативной базой. Они будут соответствовать не только принципам закона о техническом регулировании, но и функциональной структуре объекта регулирования – железнодорожного транспорта. Такая база должна стать частью единой системы технического регулирования и быть взаимосвязана с системами других отраслей экономики.

По мнению члена думского комитета П.Н.Рубежанского, основными элементами нового технического регулирования должны стать обязательные требования соответствия к продукции и технологическим процессам, в том числе государственный контроль. Причем эти требования не должны тормозить развитие технологий.

Руководитель регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А.Матюшин считает, что разработка технических регламентов крайне актуальна для железнодорожного транспорта и его подсистем. Это позволит гармонизировать регламенты общесистемного уровня и уровня подсистем железнодорожного транспорта с требованиями закона о техническом регулировании, которые пока не совпадают, из-за чего и затягивается сертифицирование нового подвижного состава.

Генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» М.Б.Хромов рассказал о планах компании. В настоящее время завершается работа по созданию магистрального грузового тепловоза с асинхронным тяговым приводом и дизелями Коломенского завода, а также сертификационные испытания пассажирского электровоза двойного питания ЭП10 с асинхронным тяговым двигателем совместного производства Новочеркасского электровозостроительного завода и компании «Бомбардье». Эти локомотивы будут базовыми на полигоне Москва – Минск – Брест для организации скоростного движения. ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «СНТК им. Кузнецова» завершают работу над газотурбовозом ГТ-1 мощностью 8300 кВт на сжиженном природном газе.

Состоявшийся в Щербинке заинтересованный, откровенный разговор представителей законодательной власти, поставщиков железнодорожной техники, специалистов ОАО «РЖД», железных дорог, по общему мнению, оказался очень полезным и плодотворным, еще раз привлек внимание к злободневной проблеме обновления локомотивного парка отечественных железных дорог и, безусловно, будет способствовать ее конструктивному решению. Было высказано пожелание сделать такие встречи регулярными.