Приоритеты

Доклад начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»
А.В. Быкова


Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2006-2010 гг.)» определяет молодежь как главный воспроизводственный ресурс компании и обозначает концептуальные направления развития молодежной политики на период до 2015 г. С выходом на новый этап реформирования необходимо уже сегодня приступить к формированию контингента работников всех уровней управления для «компании будущего – компании лидерского типа».

Решать эту проблему можно только отойдя от устаревших авторитарных принципов управления и создавая компанию лидерского типа, предусматривающую новые взаимоотношения сотрудников разных уровней. Мы надеемся, что культура лидерства позволит молодым людям поднять эффективность своей работы на принципиально новый уровень.

Добиться этого, преодолевая существующие административно-командные стереотипы, очень непросто, но выстраивать такие взаимоотношения необходимо с самого начала, т.е. с момента приема молодых людей на работу в компанию. В этой связи целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2006-2010 гг.)» рассматривается как важный, перспективный и динамичный потенциал, призванный способствовать развитию и процветанию, сохранению и приумножению славных традиций железнодорожников России.

Главной концептуальной основой молодежной программы является метод проектного инвестирования, связанный с повышением персональной ответственности молодых работников. Данное направление определяется как приоритетное, поскольку переносит акценты корпоративной молодежной политики с малоэффективных социальных льгот на формирование у молодежи персональных амбиций конкурентоспособности и лидерства.

Практика показывает, что простое увеличение социального пакета молодого работника без увязки его размера с личным трудовым вкладом ведет к усугублению иждивенческих настроений и не дает в итоге ожидаемого экономического эффекта. Метод проектного инвестирования предусматривает, что все проекты и конкретные мероприятия осуществляются с целью организации адресной, а следовательно, наиболее эффективной работы с молодежью, обеспечивают максимальное сближение интересов работодателя с интересами молодых сотрудников компании.

Сближение интересов молодого работника и компании – одна из главных целей программы, реализующей молодежную политику ОАО «РЖД». От темпов развития компании и роста ее доходности прямо зависит рост социальной защищенности и обеспеченности молодого работника и членов его семьи. А от производственной отдачи молодого работника в свою очередь зависят рост производительности труда, увеличение объемных и улучшение финансово-экономических показателей работы. В этих условиях качественно изменяется мотивационная составляющая, побуждающая работника к дальнейшему совершенствованию и саморазвитию.

Реализация целевой программы включает в себя следующие подходы:
маркированный список интеграция молодых работников в процессы принятия и реализации решений в компании через создаваемые «Молодежные советы»;
маркированный список привлечение целевой аудитории к обсуждению ее собственных жизненно важных (в том числе непроизводственных) интересов, чтобы пробудить и сформировать активную жизненную позицию будущего трудового коллектива компании;
маркированный список создание механизмов перераспределения ответственности за результаты принятых решений на самих молодых работников;
маркированный список совершенствование традиционных и развитие новых форм допроизводственной, производственной и целевой профессиональной подготовки молодых кадров;
маркированный список создание и развитие точек роста молодежной энергии, таких как внутрикорпоративные объединения, занимающиеся рационализаторством и обменом опытом, а также другие наиболее привлекательные для молодежи производственные направления (автоматизация, информатизация, маркетинг, финансы и др.);
маркированный список освоение молодежью позитивных производственных традиций, уважение к истории компании и ветеранам, к патриотическим ценностям и внутрикорпоративной культуре;
маркированный список создание условий для отвлечения молодежи от негативных тенденций и социальных болезней общества.

Программа предусматривает построение такой модели взаимоотношений ОАО «РЖД» и молодых работников, при которой молодые специалисты будут заинтересованы в сотрудничестве с компанией на протяжении длительного периода работы. Это предполагается осуществлять за счет последовательного увеличения заработной платы, возможности профессионального развития и карьерного роста, социальных льгот в виде учреждений воспитания и образования для детей сотрудников, корпоративной поддержки при приобретении жилья, медицинском обеспечении, услуг по оздоровлению и отдыху. Поэтому финансовые параметры программы следует рассматривать как вид социальных инвестиций, инвестиций в кадровый потенциал.

Программой предложен механизм реализации и контроля за достижением ожидаемой социально-экономической эффективности. С этой целью предполагается принятие программных документов всеми филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД», определение центров ответственности за реализацию основных направлений молодежной политики, регулярное проведение корпоративных социологических опросов и мониторингов, подведение итогов и при необходимости корректировка хода реализации.

Эти и другие направления Молодежной политики ОАО «РЖД» получили одобрение со стороны Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Государственной Думы, Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию РФ и других организаций. Программа признана соответствующей актуальным направлениям организации работы с молодежью на современном этапе, полезной не только для ОАО «РЖД», но и для общества в целом. Это реальный шаг на пути формирования новой корпоративной культуры, основанной на лидерстве, позволяющий более системно подойти к вопросам молодежной политики.