Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» в 2006 г. и задачах по обеспечению эффективной работы компании на 2007 г.

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Полиграфическая версия статьи

 

18-19 декабря 2006 г. в Москве состоялось расширенное заседание Правления ОАО «Российские железные дороги», на котором были подведены итоги производственно-финансовой деятельности компании в 2006 г. и обсуждены задачи по обеспечению ее эффективной работы в 2007 г. В итоговом заседании приняли участие заместитель председателя правительства РФ, председатель Совета директоров ОАО «РЖД» А.Д.Жуков, заместитель председателя правительства РФ – министр обороны России С.Б.Иванов, полномочный представитель президента в Северо-Западном округе И.И.Клебанов, первый заместитель председателя Государственной думы Л.К.Слиска, министр транспорта РФ И.Е.Левитин, мэр столицы Ю.М.Лужков, руководители регионов России, федеральных органов власти, начальники железных дорог и отделений, председатели дорпрофсожей, представители научно-исследовательских организаций и вузов, предприятий-поставщиков железнодорожной техники, бизнеса и деловых кругов.

В докладе президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина и в выступлениях участников заседания отмечалось, что в 2006 г. компании удалось практически по всем направлениям деятельности добиться хороших результатов. Грузооборот возрос на 4,3%, пассажирооборот - на 3,8%. ОАО «РЖД» обеспечило 74% грузооборота в транспортной системе страны, услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 1,3 млрд. пассажиров. Рентабельность компании вышла на уровень 3,1%, что в 2,5 раза превысило показатель 2005 г. При индексации грузовых тарифов ниже уровня инфляции обеспечен сверхплановый рост доходов. Более 20% общих доходов перечислено в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды. В модернизацию основных фондов инвестировано 200 млрд. руб. ОАО «РЖД» достигло роста производительности труда на 7,5% при среднем по стране 6,2%, высокого уровня безопасности движения. Укрепились социальные гарантии работников компании.

Тем не менее, по мнению В.И. Якунина, результаты могли быть еще лучше. Развитие компании сдерживается недостатком инвестиционных средств. Их поиск будет продолжен. Но при этом, компания не планирует заимствование средств из госбюджета. Расчет делается прежде всего на дальнейшее сокращение издержек и увеличение прибыли, а также продажу пакетов акций дочерних обществ. Большие надежды связаны с Грузовой компанией, идею создания которой поддержали большинство участников заседания. Одобрен также взвешенный эволюционный подход к реформированию отрасли, к формированию рынка железнодорожных перевозок на основе конструктивного диалога с федеральными министерствами и ведомствами, взаимодействия с органами законодательной власти.

Говоря о новых задачах, президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что в 2007 г. должна быть заложена основа для реализации трехлетней программы развития компании. Грузооборот требуется увеличить на 3,5%, а пассажирооборот на 2,7%, объем инвестиций должен составить 240 млрд. руб. Планируется еще более увеличить прибыль, поднять рентабельность компании.

На заседании Правления был также рассмотрен и одобрен проект плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 г. Намеченные цели и планируемые результаты, новые подходы к развитию научно-исследовательской деятельности, базирующиеся на идеологии инновационного менеджмента, представил вице-президент компании В.А.Гапанович.

Полтора года тому назад Правление и труженики железнодорожной отрасли сформулировали основополагающий принцип работы акционерной компании «Российские железные дороги» - у компании нет и не может быть интересов, отличных от интересов российского общества и государства.

Доклад президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина на расширенном итоговом заседании Правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 18 декабря 2006 г.

В завершающемся 2006 г. компания «Российские железные дороги» полностью реализовала задачи, поставленные президентом и правительством страны, и обеспечила плановые параметры работы, утвержденные Советом директоров. Эти результаты достигнуты благодаря добросовестной работе более 1 млн. 300 тыс. железнодорожников, инициативе и ответственности командного состава отраслевых хозяйств, железных дорог, отделений, линейных предприятий и Правления компании. Важнейший признак уходящего года - это вхождение в заключительный этап реформирования железнодорожного транспорта.

В 2006 г. коллективом компании достигнуты лучшие показатели работы за 15 лет существования железных дорог новой России. Обеспечен наивысший за этот период уровень безопасности движения поездов и качества использования подвижного состава. По сравнению с 1992 г. вес поезда увеличен на 21%, производительность локомотива на 59%. Достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю советскую и российскую историю железных дорог. 20 апреля 2006 г. был поставлен абсолютный рекорд суточной погрузки с 1993 г. - 4 млн. 98 тыс. т.

Проведенная работа по реализации целей реформы - обеспечению роста устойчивости работы и безопасности, снижению народнохозяйственных транспортных издержек - получила высокую оценку правительства. При этом особый акцент был сделан на высоком качестве среднесрочного и перспективного планирования деятельности компании.

На основе решений правительства уже приняты необходимые решения в направлении унификации тарифов на грузовые перевозки и по параметрам гибкой тарифной политики в пассажирских перевозках. Это стало возможным благодаря глубокой аналитической работе и развитию конструктивного диалога с федеральными министерствами транспорта, экономического развития и торговли, финансов, Федеральной службой по тарифам.

Благодаря решениям правительства полностью нормализованы финансовые взаимоотношения по перевозкам с министерствами обороны и внутренних дел. Организованы и четко реализуются решения о монетизации льгот по перевозкам для населения. И, конечно, самый главный результат большой работы и конструктивного взаимодействия компании с федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной Думой и Советом Федерации - это принятое решение о компенсации из федерального бюджета убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании.

Важнейшим результатом реформы в компании «Российские железные дороги» следует признать формирование эффективной системы органов корпоративного управления: Совета директоров и Правления компании. Их взаимодействие, координация создали необходимые условия для достижения намеченных целей.

Своевременные, выверенные, точные и всесторонне обоснованные решения и рекомендации Совета директоров были направлены на обеспечение динамичного и устойчивого развития ОАО «РЖД», повышение эффективности производственной и финансовой деятельности, улучшение использования имущественного комплекса, совершенствование корпоративной структуры компании.

Особое внимание Совет директоров уделял мерам по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Были тщательно рассмотрены и поддержаны стратегия организации высокоскоростного сообщения, концепции реформирования комплексов по ремонту и содержанию грузового подвижного состава, предоставлению услуг питания и торгового обслуживания. Приняты решения по созданию дочернего общества в сфере перевозок автомобилей, скоростных магистралей, дочернего общества ОАО «РЖД» и железных дорог Финляндии в области организации скоростного пассажирского движения, приобретения пакета акций морского торгового порта Усть-Луга и многие другие решения, утвержденные Советом директоров. Работа Совета, и это стало хорошей традицией, проходит в духе предельной откровенности, взвешенности и корректности при обсуждении ключевых стратегических вопросов развития компании.

Отчитываясь об основных результатах деятельности компании, следует прежде всего подчеркнуть, что ею в полной мере выполнены указания Президента страны В.В.Путина по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Усть-Луга, созданию паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии, развитию скоростного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Этот год можно назвать «прорывным» по реализации поставленных главой государства задач по развитию отечественного железнодорожного машиностроения. Совместно с производителями железнодорожной техники к Дню железнодорожника были представлены принципиально новые виды тягового подвижного состава, в том числе первые в истории России пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2 и магистральный грузовой тепловоз с асинхронным приводом 2ЭС5К «Витязь».

Основные результаты реализации задач
структурной реформы

Сегодня успешно реализуется совместный с предприятиями аэрокосмического комплекса проект по созданию газотурбинного локомотива пока еще небывалой мощности 11300 л.с. В тесном взаимодействии с предприятиями, входящими в Трансмашхолдинг, а также с Уральским заводом железнодорожного машиностроения реализуется программа создания пассажирского электровоза постоянного тока и других принципиально новых типов локомотивов. Совместно с предприятиями российской промышленности продолжается освоение производства грузовых вагонов новой конструкции с нагрузкой на ось 25 т длиннобазных фитинговых платформ, налажено производство высококомфортабельных пассажирских вагонов.

В рамках реализации поставленной президентом РФ задачи по технологической модернизации российской экономики по инициативе компании 12 декабря 2006 г. свыше 150 производителей отечественного железнодорожного машиностроения подписали Меморандум о сотрудничестве с ОАО «Российские железные дороги», предусматривающий партнерское взаимодействие по коренному улучшению качества поставок продукции, используемой на железнодорожном транспорте, с учетом международных стандартов. Кроме того, достигнуто соглашение об образовании ассоциации производителей железнодорожной техники по типу международных ассоциаций аналогичного типа. Образование ассоциации позволит отечественным производителям повысить конкурентоспособность техники для железных дорог, более успешно интегрироваться в мировую систему железнодорожных транспортных услуг.

Основные Мероприятия третьего этапа
структурной реформы
Увеличить

Для развития систем управления и обеспечения безопасности движения в компании сделан акцент на внедрение инновационных технологий. В первую очередь это касается организации движения поездов и снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность движения. На станциях и локомотивах внедряются новейшие технические средства спутниковой навигации, цифровой радиосвязи, высоконадежные безопасные компьютерные системы.

На локомотивах серийно устанавливаются в едином комплексе с устройствами безопасности системы автоведения, которые позволяют улучшить выполнение графика движения, уменьшить потребление электроэнергии и ускорить процесс обучения машинистов. Эта работа, выполненная творческим коллективом под руководством вице-президента компании В.А.Гапановича, была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2006 г.

В соответствии с решениями Совета директоров в текущем году компанией решались масштабные задачи по формированию эффективного, конкурентоспособного, инвестиционно-привлекательного и устойчивого холдинга. При этом в соответствии с определенными правительством принципами и задачами обеспечен старт хозяйственной деятельности дочерних компаний-операторов «Трансконтейнер» и «Рефсервис». Благодаря этому на рынках перевозок контейнерных и скоропортящихся грузов созданы равные для всех собственников подвижного состава возможности для конкуренции, а значит, обеспечения нового качества услуг.

Разворачивают работу созданные в 2006 г. компании в сфере научной деятельности и заводы по ремонту грузовых вагонов, ряд пригородных компаний и др. Реализуется задача по выделению пассажирского комплекса. Создана и приступила к работе Федеральная пассажирская дирекция.

В год 75-й годовщины создания и ввода в обращение поезда «Красная стрела» на маршрут Санкт-Петербург - Москва вышел поезд, полностью сформированный из принципиально новых современных вагонов. Введена электронная продажа билетов. С компанией «Сименс» подписан контракт на поставку восьми скоростных поездов.

Реформа обеспечивает не только организационные преобразования и изменение структуры отрасли, но и затрагивает судьбы тысяч людей. Компания делает все, чтобы влияние это было позитивным, а железнодорожники имели возможности для улучшения социального положения в соответствии с результатами своей работы. Для этого при создании дочерних зависимых обществ сохраняется определенный коллективным договором ОАО «РЖД» объем социальной поддержки для работников.

Приоритетное внимание придается оптимизации структуры управления компанией. Последовательно внедряются соответствующие лучшей практике регламенты и процедуры корпоративного управления. С целью достижения роста эффективности и капитализации совершенствуется система управленческого учета по видам деятельности и корпоративной информатизации.

Безусловно, при реализации столь масштабных и многомерных преобразований возникают проблемы и расширяются задачи. Главная из них - отстроить эффективное корпоративное управление дочерними обществами, сформировать единую корпоративную этику и культуру. В целом же в сфере корпоративного строительства и управления в 2006 г. мы существенно продвинулись. Лучшим подтверждением этому является укрепление рыночных позиций, рост эффективности работы и капитализации созданных дочерних обществ. По результатам года совокупный объем активов дочерних обществ компании превысит 83 млрд. руб., а чистая прибыль – более 4,3 млрд. руб. А ведь это результаты только первого года третьего этапа реформирования. В утвержденном правительством среднесрочном финансовом плане ОАО «РЖД» запланировано получение дивидендов от дочерних обществ до 1,5 млрд. руб., и еще 17 млрд. руб. инвестиций планируется получить при реализации пакетов акций дочерних обществ, которые будут направлены на развитие инфраструктуры. Очень высокий интерес рынок капитала проявляет к компаниям «Трансконтейнер», «Рефсервис», «ЭЛТЕЗА», «Ремпутьмаш». Мы прогнозируем высокую инвестиционную привлекательность создаваемых предприятий по ремонту подвижного состава и научно-исследовательской деятельности.

По нашему мнению, наиболее привлекательным объектом для вложений может стать планируемая нами Грузовая компания, продажа акций которой, по заключению инвестиционных банков, реально может принести до 120 млрд. руб. Эти шаги, определенные стратегией развития ОАО «РЖД», позволили бы к 2010 г. существенно снизить дефицит инвестиций для обновления и развития инфраструктуры.

Подготовлен соответствующий пакет. Эти документы рассматриваются на уровне федеральных министерств. Проведены соответствующие обсуждения с профильными комитетами обеих палат Федерального собрания, руководителями федеральных органов исполнительной власти, Советом директоров, грузоотправителями, крупнейшими компаниями-операторами. Практически все участники этой открытой дискуссии проект создания Грузовой операторской компании поддержали. Мы готовы к его реализации, готовы к достижению нового качества услуг, ускоренному обновлению парка грузовых вагонов и выводу компании на рынок капитала.

Последние обсуждения в Минэкономразвития и Минтрансе России приводят к возможности создания не одной, а двух грузовых компаний. Экономический смысл этой формулы должен быть еще подвергнут тщательному анализу, но мы, естественно, выполним те решения, которые будут приняты правительством.

2 ноября 2006 г. результаты реализации структурной реформы железнодорожного транспорта были одобрены правительством, что является для нас высочайшей оценкой работы, в том числе и Правления, и коллектива компании.

Важнейшим индикатором хода реформы является повышение безопасности перевозок. В 2006 г. достигнуто снижение количества случаев нарушения безопасности движения поездов в расчете на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы почти на 9%. Однако нас не должно удовлетворять формальное сокращение количества браков и аварий. Их нужно последовательно сводить к минимуму, а в идеале следует стремиться к нулевому уровню браков. Поэтому важнейшей стратегической задачей является организация такого управления безопасностью движения поездов, которое не допускало бы условий, при которых возможен брак.

В уходящем году наша компания полностью обеспечила существенно возросший спрос экономики и населения страны на железнодорожные перевозки. По итогам девяти месяцев грузооборот увеличен на 4,3%, что соответствует динамике промышленного роста страны. Достигнут прирост пассажирооборота на 3,8%, а это важнейший индикатор повышения социального уровня населения. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1 млрд. 300 млн. пассажиров.

Достигнутый уровень транспортного обслуживания экономики позволил обеспечить динамичный рост валового внутреннего продукта (он возрос на 6,8%). При этом российские железные дороги обеспечили 74% прироста грузооборота в транспортной системе страны.

Наша компания сыграла ключевую роль в увеличении российского экспорта. В целом отправление грузов на экспорт возросло на 4,8%. При этом более чем на 10% увеличены экспортные перевозки каменного угля, руды, хлебных грузов. И особую значимость имеет организация железнодорожных перевозок нефти в Китай.

Следует подчеркнуть, что наряду с традиционными массовыми грузами обеспечивается ускоренный рост контейнерных перевозок, прежде всего в межгосударственном сообщении. Так, экспортные перевозки грузов в контейнерах с начала года возросли на 10,9%, в том числе готовых изделий из металлов - почти на 45%, химикатов - более чем на 30%. По нашему мнению, это лучшее свидетельство того, что российскими железными дорогами созданы условия, стимулирующие отечественных производителей к наращиванию несырьевого экспорта. А это – одна из задач экономической стратегии государства.

При индексации грузовых тарифов ниже уровня инфляции обеспечен рост доходов компании выше установленного плана. Необходимо подчеркнуть, что 21% общих доходов ОАО «РЖД», а это свыше 179 млрд. руб., перечислено в бюджеты и внебюджетные фонды. Это один из элементов, из которых складывается наше понимание социальной ответственности компании «Российские железные дороги».

Проведена масштабная работа по увеличению эффективности использования всех видов ресурсов. Прежде всего, обеспечено повышение производительности труда на 7,5% (в целом в экономике России – на 6,2%). При этом ОАО «РЖД», практически единственная из крупных компаний и отраслей страны, последовательно обеспечивает экономически обоснованное соотношение между ростом производительности труда и реальной заработной платы, которая в 2006 г. увеличена на 5,3%. Все это позволило добиться значимого повышения финансовой устойчивости компании.

В прошлом году мы ставили перед собой задачу повышения рентабельности основной деятельности. В 2006 г. она превысила 3%, это почти в 2,5 раза больше уровня предыдущего года (1,3%). Однако это все еще значительно ниже, чем у основных крупных компаний страны, а главное – ниже уровня, необходимого для интенсивного развития компании. Поэтому повышение прибыльности компании остается важнейшей задачей ОАО «РЖД».

Основные итоги работы ОАО «РЖД» в 2006 г.

Крайне важно, что растущий спрос на перевозки удовлетворяется с повышением их качества. Последовательно ускоряется доставка грузов, при этом уровень доставки «точно в срок» превышает 90%, а по ряду грузов – 95% и более, что полностью соответствует мировым стандартам качества.

Год назад на расширенном заседании Правления мы определили как одну из главных задач компании на ближайшие годы обеспечение устойчивого роста инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав. За прошедший год мы существенно продвинулись в этом направлении, обеспечив организацию инвестиционного процесса на проектных принципах.

В 2006 г. с учетом лизинга в развитие и модернизацию производственной базы компании было вложено более 200 млрд. руб., что на 19,3% больше, чем в предшествующем году. Это позволило решить важнейшие задачи по развитию и обновлению инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях. Их реализация осуществлялась в рамках приоритетных инвестиционных проектов. «Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел», «Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел», «Кузбасс - Северо-Запад», «Перевозки нефти на Китай» и др. В постоянную эксплуатацию введены важнейшие объекты, такие как Лагар-Аульский тоннель на Дальневосточной железной дороге, Большой Петлевой тоннель на Северо-Кавказской, «Южный» парк предпортовой станции Лужская. В ограниченные сроки выполнен комплекс работ по усилению инфраструктуры железнодорожной линии Москва - Санкт-Петербург, что позволило сократить время следования по маршруту скоростного поезда до 3 ч 55 мин.

Нам удалось значительно увеличить объемы закупок и модернизации подвижного состава. В то же время рост спроса на перевозки диктует необходимость гораздо более значительного наращивания инвестиций в развитие и модернизацию производственной базы ОАО «РЖД». Для этого требуется эффективная реализация долгосрочной стратегии развития компании при поддержке государства в реализации общенациональных проектов развития железных дорог России и транспортного машиностроения, а также принятие наиболее эффективных решений по структурной реформе отрасли.

Считаем, что необходимо отдельно выделить вопрос о взаимодействии компании с федеральными органами власти. В уходящем году наши контакты с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, министерствами и ведомствами способствовали решению ряда важнейших вопросов. Нам удалось продвинуться в понимании комплексного подхода к изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность железнодорожного транспорта. В этой связи хочу высказать слова особой благодарности от имени Правления в адрес председателя Комитета Государственной Думы по энергетике и транспорту В.А.Язева за понимание проблемы и организацию «площадки», на которой нам совместно с профильным министерством удалось договориться с законодателями по подходам к изменению Устава железнодорожного транспорта и закона «О железнодорожном транспорте».

Мы нашли понимание нашей позиции в части необходимости сохранения контроля за электросетевыми объектами ОАО «РЖД» со стороны Минтранса, депутатов и руководителей Совета Федерации, а также Государственной Думы. В очередной раз об этом было заявлено министром транспорта И.Е.Левитиным в выступлении 4 декабря на заседании правительства.

Однако, считаю необходимым обратиться с просьбой не ослаблять контроль за подготовкой соответствующих документов, потому что уже сегодня можно сказать, что известная резолюция президента страны о недопустимости разрушения сложившегося сетевого хозяйства компании не выполнена, соответствующее решение так до сих пор и не принято, а реализуемая реформа в области энергетики уже привела к тому, что мы, да и Министерство обороны, начинаем получать дополнительные счета за электроэнергию, которые не предусмотрены никакими бюджетами.

Совместными усилиями Минтранса, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации нам удалось убедить Минфин в необходимости государственной поддержки пассажирского комплекса. Впервые в 2007 г. на эти цели в бюджете страны выделено 10,9 млрд. руб.

Тем не менее есть еще большой круг законодательных вопросов, которые необходимо решить для успешной реализации реформы железнодорожного транспорта. Требуется ускорить решение вопроса о полной компенсации убытков от пассажирских перевозок как в дальнем, так и в пригородном сообщении. В ближайшие три года необходимо сформировать законодательную и нормативную базу в сфере технического регулирования. По нашим оценкам, для этих целей необходимо принять десятки законов и тысячи нормативных актов.

На качественно новый уровень партнерских отношений выводится взаимодействие ОАО «РЖД» с субъектами Федерации. Помимо безусловного выполнения основной функции в удовлетворении региональных потребностей в перевозках ОАО «РЖД» вносит существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры регионов. Только на территории Сибирского федерального округа выполнены объемы капитальных вложений более 33 млрд. руб. Более 32 млрд. руб. проинвестировано в транспортную инфраструктуру Центрального федерального округа, свыше 27 млрд. руб. - Северо-Западного федерального округа, от 15 млрд. до 27 млрд. руб. капитальных вложений реализованы на территории Южного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

Особенно хочу отметить то внимание, которое уделяет мэр Москвы Ю.М.Лужков вопросу финансового обеспечения работы пригородного пассажирского комплекса, что особенно важно в столичном регионе, где осуществляется более 40% общего объема пригородных перевозок. Впервые подписано трехстороннее соглашение между ОАО «РЖД», Росавтодором и Московской областью по совместному строительству 28 путепроводных развязок на период до 2015 г. взамен железнодорожных переездов, что крайне важно для повышения безопасности движения. Конструктивные отношения сформированы у компании с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока. Успешно работают пригородные пассажирские компании, созданные с участием субъектов Российской Федерации в Новосибирске, Омске, Кемерове, Барнауле, Красноярске, Екатеринбурге и Владивостоке.

В 2006 г. была продолжена реализация программы совместных проектов развития железнодорожной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства с участием администрации Кемеровской области, ОАО «РЖД» и угольных компаний. В соответствии с этой программой только в истекшем году ее участниками инвестировано свыше 4 млрд. руб. ОАО «РЖД» планирует принять участие в реализации таких масштабных проектов, как развитие зоны Нижнего Приангарья в Красноярском крае, освоение крупных месторождений со строительством нового железнодорожного участка в Читинской области.

Таким образом, эффективное взаимодействие компании с субъектами Российской Федерации оказывает существенное позитивное воздействие на экономику регионов и всей страны.

Международная деятельность ОАО «РЖД» в 2006 г. была подчинена решению стратегической задачи укрепления позиций компании на евроазиатском рынке транспортных услуг. Хочу подчеркнуть, что эта работа проходит в условиях нарастающей глобальной конкуренции как со стороны других видов транспорта (прежде всего судоходных компаний), так и иностранных железных дорог. ОАО «РЖД» отстаивает свои конкурентные позиции на международном рынке при эффективной поддержке со стороны ведомств российского внешнеполитического блока. Особо отмечу, что эта поддержка стала еще более ощутимой с подписанием в январе 2006 г. соглашения о сотрудничестве с МИД России.

Приоритетное внимание мы уделяем укреплению взаимодействия железных дорог стран СНГ и Балтии. Состоявшиеся в Таллинне и Ереване заседания Совета по железнодорожному сотрудничеству государств-участников Содружества вновь подтвердили высокую эффективность этой организации. Проведенный по нашей инициативе в мае бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» стал мощным фактором объединения интересов и развития деловых связей железнодорожных компаний и ориентированных на транспортную отрасль бизнес-структур.

Благодаря последовательности и настойчивости ОАО «РЖД» удалось существенно продвинуться в проекте воссоздания Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Подписано соответствующее трехстороннее соглашение, прорабатываются конкретные технические и финансовые условия восстановления участка Раджин – Хасан. С железными дорогами Германии и Китая мы значительно продвинулись в работе по созданию совместной транспортно-логистической компании, что должно обеспечить привлечение новых грузов в транспортном коридоре «Восток - Запад».

Как уже отмечалось, 2006 г. стал прорывным в области налаживания железнодорожно-паромного сообщения с Калининградской областью, которое повысит транспортную независимость России.

Проводя линию на интеграцию в общемировое транспортное пространство, российские железные дороги после 60-летнего перерыва восстановили членство в Международном Союзе железных дорог. Этот шаг предоставит нам новые возможности для участия в развитии международного транспортного рынка.

Визит делегации ОАО «РЖД» в ноябре 2006 г. в Тегеран придал новый импульс нашему взаимодействию с железными дорогами Ирана на стратегически значимом для нас направлении «Север – Юг». В этом контексте отмечу, что на уровне российского руководства решается вопрос о возможной концессии железной дороги Армении.

Важнейшей характеристикой бизнеса нашей компании является его социальная ответственность. Мы последовательно укрепляем партнерские отношения с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей. Наши взаимные обязательства определены в Генеральном коллективном договоре, который обеспечивает стабильный морально-психологический климат в коллективах.

Для обеспечения жильем работников, связанных с производственно-технологическим процессом, принята адресная программа формирования специализированного жилищного фонда ОАО «РЖД» на 2006-2008 гг. В прошедшем году введено около 3000 квартир за счет ипотечного кредитования и построено более 88 тыс. м2 технологического жилья за счет инвестиционной программы.

Социальная ответственность ОАО «РЖД»

Мы усиливаем внимание к оздоровлению железнодорожников, повышению уровня реабилитационного лечения локомотивных бригад. Особое внимание уделяется организации медицинской помощи работникам и пенсионерам, проживающим на отдаленных станциях и разъездах. Три передвижных консультационно-диагностических комплекса, создание которых было отмечено в 2006 г. премией Правительства Российской Федерации, и отдельные медицинские вагоны обслуживают сегодня более 4 млн. пациентов в 63 регионах.

В последние два года большую результативность имеет программа, проводимая ОАО «РЖД» и отраслевым профсоюзом, для детей железнодорожников. Более 110 тыс. ребятишек отдохнули в региональных оздоровительных лагерях по всей стране. Огромной популярностью у детей и родителей, а также региональных властей пользуются специально создаваемые поезда, на которых дети приезжают в Москву, для того чтобы посетить главную елку нашей страны. В 2006 г. к ним присоединяются еще и дети из Казахстана и Украины.

Большое внимание уделяется молодежи. Принята концепция молодежной программы ОАО «РЖД». В компании учреждено 110 грантов для обучения студентов, 22 гранта добавилось в 2006 г., а начальники дорог располагают возможностью предоставить 350 грантов для наиболее талантливой и одаренной молодежи.

Компания проявляет постоянную заботу о ветеранах. Более 600 тыс. человек получают ежегодную материальную помощь через Благотворительный фонд «Почет», более 117 тыс. неработающих пенсионеров – негосударственную пенсию. При этом особое внимание уделяется железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Ежегодно к Дню Победы более 170 тыс. ветеранам войны дополнительно оказывается благотворительная помощь. Мы будем и впредь стремиться к улучшению социального положения железнодорожников, наших ветеранов, уделять внимание воспитанию и образованию молодежи.

Особо хочу остановиться на проблемах развития кадрового потенциала, поскольку от этого зависит успех во всех сферах деятельности. Решается задача укрепления инженерных кадров. В 2006 г. коллективы филиалов и структурных подразделений компании пополнились более чем 3 тыс. молодых специалистов – выпускников вузов. Мы приняли решение об обязательном участии топ-менеджеров компании в непосредственной подготовке студентов-железнодорожников.

Идет перестройка стратегии найма. Мы принимаем не только выпускников железнодорожных вузов, но и специалистов по тем профессиям и специальностям, которые сегодня являются необходимыми для компании. Однако в условиях обострения конкуренции на рынке труда привлекать и удерживать квалифицированные кадры можно только на основе комплексной стратегии. В этой ситуации нельзя допустить отставания динамики заработной платы работников ОАО «РЖД» от ее роста по стране в целом. Мы наметили системные меры по решению этой проблемы. Прежде всего это введение новой корпоративной системы оплаты труда, которая соответствует реалиям рынка труда и современным требованиям ведения бизнеса. Новая система позволит поднять минимальную заработную плату до установленного в стране прожиточного минимума.

При введении новой системы оплаты, которое намечено на 1 апреля будущего года, предусмотрено повышение реальной заработной платы в среднем на 10%. Хочу отметить, что это решение стало возможным исключительно благодаря высокой результативности работы компании в 2006 г. Крайне важно, что новая система оплаты труда предусматривает повышение конкурентоспособности заработной платы в региональном разрезе, а также усиление механизмов мотивации.

Отмечая положительные результаты деятельности компании в текущем году, мы должны сосредоточить внимание на проблемах и вопросах, требующих решения для ее дальнейшего эффективного развития. С учетом принятых на заседании правительства решений первоочередной задачей для ОАО «РЖД» в области реформирования является разработка целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг. В основу построения модели рынка, ориентированной на цели реформы, по нашему мнению, должны быть положены следующие концептуальные подходы:
маркированный список недопустимость снижения устойчивости и безопасности работы железнодорожного транспорта;
маркированный список равные права и ответственность участников рынка;
маркированный список недопустимость дискриминации в доступе как независимых участников рынка к услугам инфраструктуры компании, так и самого ОАО «РЖД» - к высокорентабельным сегментам рынка;
маркированный список гарантированное выполнение задач в области мобилизационной готовности, специальных и воинских перевозок.

Необходимые решения для дальнейшего
эффективного развития
Российских железных дорог

Увеличить

Формируя рыночную модель, мы исходим из того, что «рынок» не самоцель, а инструмент повышения эффективности экономики. Результаты двух первых этапов реформирования показывают, что избранный эволюционный путь реформирования железнодорожного транспорта полностью себя оправдал и обеспечил стабильность и устойчивый рост в сфере железнодорожного транспорта.

Предлагаемая нами совместно с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) модель позволяет комплексно и безболезненно для государства и клиентов сформировать рынок железнодорожных перевозок. Мы предлагаем на третьем этапе, как это и предусмотрено в принятой правительством программе реформирования железнодорожного транспорта, сначала создать все правовые, экономические и технологические условия для обеспечения конкуренции в сфере железнодорожных перевозок, оценить полученные к концу третьего этапа результаты реформирования и на основе результатов взвешенного анализа в 2010 г. принять решение о возможных путях создания иных, кроме ОАО «РЖД», перевозчиков. При этом ко всем перевозчикам должны предъявляться одинаковые установленные законодательством требования. Данная работа должна проводиться поэтапно и включать в себя все необходимые шаги.

Естественно, при разработке проекта целевой модели мы тесно взаимодействовали с федеральными и местными органами власти, признанными отечественными и зарубежными экспертами в этой области, консультировались с руководителями железнодорожных компаний Германии, Италии, Финляндии, Китая и Казахстана, интересовались мнением наших крупнейших клиентов и партнеров.

Необходимо преодолеть ограничения инвестиционной деятельности компании, связанные с низкой рентабельностью и отсутствием инвестиционных ресурсов. Правительство признает, что для реализации принятых планов компании дефицит средств составляет 280 млрд. руб. на три года. Это не позволит существенно снизить уровень основных фондов, который составляет 58%. Выход из этой ситуации мы видим не в том, чтобы требовать у государства денег или ускоренного роста тарифов, а в том, чтобы компания получила возможность полностью реализовать свой рыночный потенциал.

Мы поддерживали решения ФСТ по корректировке тарифной политики, стимулирующей инвестиции в подвижной состав, перевозящий грузы первого и второго классов. Но, по нашему мнению, это только первый шаг. Мы предлагаем систему мер, реализация которых позволит обеспечить развитие рынка перевозок в стране на основе равноправной конкуренции и уже в ближайшие три года преодолеть дефицит инвестиционных ресурсов, причем с минимальными, на наш взгляд, последствиями для госбюджета.

Во-первых, как уже было отмечено, таким вариантом является создание Грузовой компании ОАО «РЖД», имеющей статус оператора. Во-вторых, необходимо решение правительства совместно с субъектами Федерации о компенсации начиная с 2008 г. убытков от пригородных перевозок в полном объеме, а это дополнительно 25 млрд. руб. ежегодно. И наконец, создание условий для расширения возможностей ОАО «РЖД» по использованию рыночного потенциала - это еще 15 млрд. руб. за три года.

Важным моментом является такое направление нашей деятельности, как реализация транзитного потенциала российских железных дорог. Мы уже сегодня вступили в конкурентную борьбу на международном рынке транзита. Это наша профессиональная задача, интегрирующая технические, экономические и маркетинговые стратегии компании. Но она нуждается и в организационной поддержке со стороны государства. Речь идет, прежде всего, о взаимодействии с морскими торговыми портами, формировании сквозной тарифной ставки, ускорении процессов оформления и обработки грузов в портах. На рынке международных перевозок для реализации конкурентных преимуществ ОАО «Российские железные дороги» мы готовы консультироваться и координироваться со всеми участниками процесса.

Задачи ОАО «РЖД» на 2007 г.

С учетом устойчивой динамики спроса экономики на перевозки важнейшей стратегической задачей становится развитие транспортной инфраструктуры. Стратегической программой до 2015 г. предусмотрено и прописано в Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта, какие направления будут являться приоритетными.

В 2007 г. нам необходимо заложить основу для реализации одобренной правительством трехлетней программы работы и развития компании. В соответствии с прогнозной макроэкономической динамикой требуется увеличить грузооборот на 3,5%, а пассажирооборот на 2,7%. На будущий год мы должны увеличить объем инвестиций (с учетом лизинга) до 240 млрд. руб., что почти на 20% выше уровня текущего года. В 2007 г. будут значительно увеличены закупки подвижного состава, прежде всего грузовых вагонов. Это крайне необходимо для удовлетворения растущего спроса на перевозки.

В 2006 г. достигнуто четкое понимание инструментов реализации стратегического развития, и мы видим, что, используя традиционные меры, добиться кардинального роста эффективности невозможно. 2007 г. должен стать годом начала работы на основе выбора и реализации важнейших решений по достижению стратегических целей компании по расширению масштабов транспортного бизнеса, глобальной конкурентоспособности на рынке перевозок, росту эффективности и безопасности. Ключевую роль здесь должны сыграть функциональные стратегии и интегрирующая их стратегия управления качеством. Переход к целевому состоянию системы управления качеством будет обеспечиваться путем последовательного внедрения базовых принципов, соответствующих международным стандартам качества и учитывающим особенности управления и бизнеса компании.

Мы должны поставить перед собой ряд так называемых «прорывных» задач на пятилетний период и последовательно, год за годом, идти к их решению. Первая их них состоит в увеличении объемов контейнерных перевозок до двух раз, в том числе транзитных - втрое.

Комплекс проектов по внедрению системы
управления качеством в ОАО «РЖД»

«Прорывные» стратегические задачи 2007-2011 гг.

В течение пяти лет мы должны удвоить объемы инвестиций и выйти на бездефицитную траекторию развития производственных мощностей. Это - вторая важнейшая задача.

Следующей важной задачей является повышение не менее чем на треть производительности труда. Без этого мы не сможем справиться с теми задачами, которые перед нами стоят.

Обновление, прежде всего качественное, подвижного состава на основе увеличения инвестиций должно создать условия для коренного повышения производительности вагонов и локомотивов, причем, и это принято на Координационном совете начальников железных дорог, на единицу инвентарного, подчеркиваю, парка, а не только находящегося в эксплуатации, как принято считать сегодня. Это – четвертая задача.

Необходимо обеспечить разработку и переход системы эксплуатации и содержания технических средств на принципиально новую основу оценки по показателям технической готовности и технической надежности подвижного состава и объектов инфраструктуры. И это - пятая «прорывная» задача.

Шестая задача – дальнейшее динамичное участие в совершенствовании транспортной интеграции железнодорожных систем стран СНГ и Евразии, повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог.

Год назад мы определили в качестве важнейших составляющих нового облика компании высокую эффективность хорошо структурированного бизнеса, социальную ответственность, устойчивость к внешним рынкам, инвестиционную привлекательность, активное обновление технической базы на основе новейших достижений науки, конкурентоспособность на глобальном рынке транспортных услуг. Итоги работы в текущем году свидетельствуют о том, что в целом удалось направить работу на достижение именно этих результатов и приблизиться к достижению запланированных рубежей, а решение задач, определенных на будущий год и среднесрочную перспективу, должно обеспечить не только ускоренное движение, но и прорыв в избранном направлении.

Конечно, имеется еще много недостатков. На заключительном этапе реформы перед нами стоят ответственные задачи. В условиях развития конкуренции на транспортном рынке необходимо обеспечить надежное финансирование железнодорожной инфраструктуры, обновление технологической базы, технологии управления перевозками, повышение уровня сервиса. В результате реформы ОАО «Российские железные дороги» должно стать эффективным холдингом - это принято Советом директоров.

Мы продолжим эффективно решать эти задачи и внутри страны, и на уровне ее геополитических интересов. Для этого у нас есть все, что по требованиям современного международного бизнеса определяет успех любой корпорации: стратегическое целеполагание, план действий, детальное знание того, как этих целей достичь и, наконец, команда, которой по плечу выполнение таких масштабных и ответственных задач.

Позвольте завершить доклад выражением глубокой благодарности всем работникам железнодорожной отрасли: машинистам, составителям поездов, путевым рабочим, поездным диспетчерам и дежурным по станциям, осмотрщикам вагонов и электромеханикам, ремонтникам всех профессий, инженерам, специалистам и, конечно, руководителям. От вашей работы и жизненной позиции напрямую зависят благосостояние компании, государства, благополучие и жизнь миллионов наших сограждан!

Я уверен, что мы добьемся успеха, что каждый из вас, кто готов добросовестно работать, профессионально развиваться, найдет свое место в реформируемой отрасли!

Фото М.Ю. Каширина

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования