Приоритеты

Инвестиционные проекты года
Опыт дорог


Северная

2008 г. на Северной магистрали общий объем инвестиций в строительство составил более 15 млрд. руб., что на треть превышает объем вложений 2007 г. Благодаря эффективному использованию инвестиционных средств, поступивших на Северную железную дорогу в течение последних лет, магистраль сумела существенно увеличить пропускную и провозную способности, успешно справиться с возросшим транзитным и местным грузопотоком на обширных территориях Севера и Северо-Запада страны. Намечена программа дальнейшего развития инфраструктуры дороги с целью освоения перспективных грузопотоков.

Главная производственная задача, которую Северная магистраль решает и в текущем году, - это продолжение реализации проектов по усилению пропускных способностей. Через дорогу следуют два основных транзитных вагонопотока: с Горьковской железной дороги на Октябрьскую (участок Свеча - Кошта Северной железной дороги) и с Московской на Октябрьскую железную дорогу (участок Александров - Маленга). За последние годы на дороге были удлинены пути более чем на 40 станциях, построены вторые пути на участке Буй - Лоста, дополнительные соединительные пути между станциями Лоста и Вологда-I. Особое внимание на магистрали уделяется Вологодскому и Череповецкому железнодорожным узлам как самым грузонапряженным.

В 2008 г. в рамках сетевой программы ведутся работы по удлинению пути на станциях Антропово, Брантовка и Хемалда Вологодского отделения. Стоимость работ по трем объектам превысит 480 млн. руб. На станции Хемалда будут удлинены четыре приемо-отправочных пути, на станции Антропово - шесть, а на станции Брантовка - семь. Удлинение путей до 71 условного вагона обеспечит пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов на направлении Кузбасс - Северо-Запад.

Продолжаются работы по восстановлению приемо-отправочных путей разъездов. Так, на Ярославском отделении ведется реконструкция разъездов Пиняги и Пуршево, ранее законсервированных. Их открытие обусловлено увеличением грузопотока на участке Ярославль-Главный - Рыбинск - Сонково. Приемо-отправочные пути разъездов восстанавливаются до полезной длины 1050 м с укладкой новых стрелочных переводов марки 1/11 Р65. Осуществляются переустройство существующих водоотводных сооружений и устройство новых кюветов, монтаж электрической централизации модульного типа, устройств автоматической очистки стрелочных переводов. Этот проект - часть комплексной программы по развитию инфраструктуры участка Ярославль-Главный (Северная железная дорога) - Сонково (Октябрьская железная дорога). Его реализация позволит увеличить пропускную способность участка до необходимого уровня - с 23 пар грузовых поездов в настоящее время до 48 пар поездов в 2015 г.

В 2,5 раза по сравнению с 2007 г. увеличились инвестиции в развитие Архангельского отделения. И здесь реконструкция и восстановление разъездов - важнейшая часть инвестиционной программы. В связи с развитием Архангельского морского торгового порта и строительством новых предприятий в районе линии Архангельск - Карпогоры к 2015 г. значительно вырастут объемы перевозок на однопутном направлении Обозерская - Архангельск. В 2008 г. здесь будет открыт уже третий реконструированный разъезд - станция Малька (ранее были открыты разъезды Илес и Лиственничный). С открытием станции Малька пропускная способность участка Обозерская - Исакогорка увеличится с 12 до 16 пар грузовых поездов в сутки.

На участке Маленга - Обозерская в болотистой местности Архангельской области ведется реконструкция земляного полотна. Реализация программы, рассчитанной до 2012 г., позволит увеличить скорости и вес поездов, и как результат - пропускную способность дороги.

С 2002 г. на линии Маленга - Обозерская уже реконструировано 19 км железнодорожного пути, в 2008 г. развернуты работы на 17 км. В ходе стабилизации земляного полотна обеспечивается устройство контрбанкетов, водоотводов, инженерных сооружений, а также усиление неустойчивых насыпей на болотах с применением разрядно-импульсной технологии.

На Сольвычегодском отделении в рамках комплексной реконструкции железнодорожной инфраструктуры участка Лянгасово (Горьковская железная дорога) - Котлас (Северная железная дорога) реконструируется электрическая централизация станции Котлас-Узловой. Проектом предусматривается объединить станции Котлас-Узловой, Мостозавод и Заовражье в одну станцию - Котлас-Узловой. Мостозавод и Заовражье станут ее парками, а перегоны между станциями - соединительными путями между парками. При этом управление станцией будет осуществляться с центрального поста ЭЦ станции Котлас-Узловой, который разместится в приспосабливаемом здании вокзала. Общее число стрелок станции после реконструкции составит 39.

Реализация проекта позволит ускорить пропуск поездов и улучшить организацию маневровой работы в Котласском узле за счет сокращения времени на приготовление поездных и маневровых маршрутов. Будет достигнута экономия эксплуатационных расходов за счет сокращения штата дежурных по станции, дежурных стрелочных постов и руководителей станций (всего 26 человек), обеспечит вывод работников из опасных зон.

До 2012 г. планируется завершить реконструкцию Котласского железнодорожного узла. Уже выполнены работы по оборудованию всех станций электрической централизацией, механизации сортировочной горки на станции Сольвычегодск.

На Северной железной дороге, как и на всей сети, в этом году была начата комплексная реконструкция железнодорожного пути и реконструкции верхнего строения пути. Проводится полная смена рельсошпальной решетки, замена обычных стрелочных переводов стрелочными переводами более пологих марок, ликвидация негабаритных мест, замена асбестового балласта с укладкой разделительного слоя, выправка, подбивка и стабилизация пути, восстановление водоотводов и дренажей, удлинение водопропускных труб, усиление земляного полотна с дефектами и деформациями. Программа предусматривает комплексную реконструкцию 43 км пути на 3 перегонах и реконструкцию верхнего строения на 218 км пути на 14 перегонах таких важнейших направлений, как Александров - Лоста, Лоста - Обозерская-Маленга, Лоста - Свеча. Ввод этих объектов в эксплуатацию позволит увеличить скорости следования поездов и пропускную способность дороги. В 2009 г. планируется провести реконструкцию пути на 12 участках дороги общей протяженностью почти 200 км.

В 2008 г. на магистрали выполнен большой объем работ по строительству и капитальному ремонту вокзальных комплексов. Преобразились «ворота Северной» - вокзал Ярославль Главный. Здесь капитально отремонтировано здание старого вокзала - обновлен фасад, заменена кровля, отремонтирован пешеходный переход и посадочные платформы. В рамках подготовки к 140-летию Северной магистрали город Ярославль выделил средства на реконструкцию привокзальной площади - здесь было оптимизировано движение автотранспорта, восстановлен фонтан. Совместно с мэрией железнодорожники реконструировали и Волжскую набережную в районе Управления Северной железной дороги.

Завершено строительство нового здания вокзала в Череповце. Первое здание было построено в 1905 году, когда через Череповец прошла железнодорожная ветка Вологда - Санкт-Петербург. За сто лет население Череповца увеличилось более чем в тридцать раз. Сегодня вокзал города относится к вокзалам первого класса. Он принимает составы, идущие в направлении Москвы, Вологды, Санкт-Петербурга, Архангельска, Котласа, Воркуты, а также в Уральский регион и Казахстан. Летом через него проходят тринадцать пар пассажирских и девять пар пригородных поездов. В прошлом году с череповецкого вокзала было отправлено более миллиона пассажиров.

На первом этаже нового вокзала разместятся билетные кассы, справочное бюро и ресторан, на втором - сервис-центр с комфортным залом ожидания и комната матери и ребенка, на третьем - комнаты отдыха, в подвальном помещении - багажное отделение и туалеты. Расчетная вместимость нового здания вокзального комплекса - 500 пассажиров. ОАО «РЖД» инвестировало в строительство 64 млн. руб. За счет средств администрации Вологодской области и мэрии г. Череповца в 2008 г. выполнены работы по реконструкции привокзальной площади.

Важнейшим элементом социальной и кадровой политики СЖД является строительство специализированного жилья для работников. В 2008 г. ведется строительство двух жилых домов - на станциях Обозерская и Вохтога. Здесь дорога испытывает наибольшую потребность в кадрах, удовлетворить которую поможет предоставление железнодорожникам служебных квартир. На станции Обозерская завершается строительство 43-квартирного жилого дома. Станция находится на важнейшем транспортном направлении (Москва - Архангельск), имеет прямое шоссейное и железнодорожное сообщение с центром России. Здесь работают пункты технического обслуживания локомотивов и вагонов, тяговая подстанция, сортировочная горка, отправочный и сортировочный парки.

Программой развития железнодорожной инфраструктуры участка Обозерская - Маленга предусматривается дальнейшее развитие железнодорожного узла на станции Обозерская, в частности планируется увеличить численность цеха эксплуатации в оборотном депо, которое будет обслуживать участок Обозерская - Малошуйка. Для этого потребуется сформировать еще 124 локомотивные бригады. По программе строительства жилья на линейных станциях в этом году на Ярославском отделении будут построены 4 жилых малоквартирных дома. Новые дома появятся на линейных станциях Козьмодемьянск, Сильницы и Беклемишево.

К числу важнейших инвестиционных проектов, реализуемых сегодня Северной железной дорогой, относятся реконструкция Ярославской детской железной дороги. Эта дорога, являясь первым звеном начальной профессиональной подготовки, помогает решать одну из самых насущных проблем - нехватки квалифицированных технических кадров. Только в течение 2005-2007 гг. 195 выпускников детской железной дороги поступили в железнодорожные учебные заведения.

Масштабная реконструкция дороги была осуществлена в апреле-июле 2008 г. Ее протяженность увеличилась с 3,2 до 5,7 км. Узкоколейка почти полностью огибает живописный Яковлевский бор Ярославля. Деревянные шпалы заменены железобетонными, в путь уложены более прочные и прогрессивные рельсы Р-50 вместо Р-43. К имеющимся двум станциям Пионерская и Луговая и платформе Лесная добавились еще два остановочных пункта: дополнительная платформа Солнечная и новая станция Юбилейная. Автоблокировка заменила устаревшую полуавтоблокировку, внедрены современные средства связи. Приобретен новый подвижной состав: локомотив ТУ-7А и два вагона, в ближайшее время планируется еще дополнительно получить тепловоз ТУ-7А и три вагона.

Изменения коснулись и учебных классов детской магистрали. Теперь теоретические знания юные железнодорожники получают при помощи новой техники и наглядных пособий. Кабинеты оборудованы жидкокристаллическими телевизорами, DVD-проигрывателями, макетами и стендами, которые позволят проводить занятия на более высоком уровне. Открыт современный компьютерный класс. Для проведения различных мероприятий оборудован актовый зал, пополняется экспонатами новый музей ЯДЖД. Для пассажиров и юных железнодорожников оборудованы залы ожидания, игровая комната, комната планерок.

В декабре планируется открыть дополнительный класс, где будет установлен макет-тренажер «Железная дорога». С его помощью юные железнодорожники смогут хорошо подготовиться к непосредственной работе во время летней практики по нескольким профессиям: дежурного по станции, диспетчера, машиниста.

Если до реконструкции на Ярославской детской железной дороге могли ежегодно заниматься порядка 750 детей, то после открытия обновленной магистрали количество воспитанников увеличится до полутора тысяч.

г. Ярославль