Приоритеты

Смотр ресурсосберегающих технологий и технических средств


По установившейся традиции на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке - одном из крупнейших мировых центров испытания новых технических средств, демонстрации и пропаганды достижений железнодорожного транспорта - регулярно проводятся научно-технические конференции и выставки по важнейшим проблемам инновационного развития железнодорожной отрасли, создания нового подвижного состава и совершенствования инфраструктуры железных дорог, повышения эффективности их использования.

В апреле 2008 г. в Щербинке состоялась Первая Международная конференция «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте». В ее работе приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов и вице-президент - главный инженер компании В.А. Гапанович.

Открывая конференцию, В.Н. Морозов отметил особое значение внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте. Одной из наиболее актуальных задач является энергосбережение. Работа в этом направлении ведется уже больше 10 лет и приносит ощутимые результаты. При увеличении общего объема перевозок за это время почти в 1,5 раза достигнуто снижение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 17%, а дизельного топлива - на 3%. В стационарной энергетике железных дорог потребление основных видов энергоресурсов сократилось на 15-35%. Экономия только одного процента энергоресурсов дает компании возможность направить на другие первостепенные нужды около 1 млрд. руб. в год. В целом на реализацию ресурсосберегающих мероприятий на железных дорогах России за этот период было направлено около 19,5 млрд. руб.

«Это эффективное вложение денег, поскольку каждый вложенный в ресурсосбережение рубль окупается в течение трех - пяти лет, что делает программу ресурсосбережения одним из наиболее эффективных инвестиционных проектов», - подчеркнул первый вице-президент компании.

В настоящее время в ОАО «РЖД» разработана и проходит согласования Программа «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте в 2009-2011 гг.». «В текущем году, - подчеркнул выступивший на конференции вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД» В.А. Гапанович, - на внедрение ресурсосберегающих технологий, предусмотренных Программой, компания планирует выделить порядка 5 млрд. руб. Это позволит реализовать более сотни мероприятий по ресурсосбережению». Всего же в течение трех лет на реализацию Программы намечено направить 17,6 млрд. руб. Особое внимание будет уделено применению новых технических средств с использованием нанотехнологий, включая светодиодную технику. В результате экономический эффект может превысить 14 млрд. руб.

Участники конференции - представители органов государственной власти, руководители и специалисты ОАО «РЖД», железных дорог, предприятий промышленности, организаций, работающих в области ресурсосберегающих технологий, - всесторонне проанализировали современные тенденции в области ресурсосбережения, рассмотрели опыт и проблемы в тяговой и стационарной железнодорожной энергетике, вопросы поиска альтернативных источников энергии, снижения трудоемкости технологических процессов, рационального использования трудовых ресурсов и др.

В рамках конференции состоялись круглые столы по темам: фундаментальные исследования и разработки в области альтернативных и возобновляемых источников энергии в интересах ОАО «РЖД», снижение материалоемкости технологических процессов, снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

К работе конференции была приурочена специализированная выставка «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте» (см. фото), на которой были представлены эффективные разработки ученых и конструкторов по экономии топливно-энергетических, трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда, применению средств малой механизации.