К 200-летию транспортного образования в России

 


Вернуться к содержанию рубрики

 

В ноябре 2009 г. транспортному образованию в России исполняется 200 лет: два века назад при создании Управления водяными и сухопутными сообщениями «для образования способных исполнителей» был учрежден Институт корпуса инженеров путей сообщения. Это событие ознаменовало рождение в России транспортной науки и образования, которые все эти годы находятся в авангарде технического прогресса, играют значительную роль в эффективном управлении отраслью, технологическом перевооружении и информационном обеспечении транспортно-строительного комплекса страны. Свою дееспособность высшая транспортная школа доказала в ключевые и переломные моменты истории страны, связанные с построением единой коммуникационной сети государства, освоением его богатейших природных месторождений, развитием межрегиональных и международных связей, суровыми годами войн и непростыми периодами послевоенного восстановления, коренной модернизации железнодорожного транспорта. И сегодня, в период глубоких преобразований в экономике, транспортные вузы России активно участвуют в реформировании отрасли, вносят весомый вклад в ее инновационное развитие. Предлагаем вниманию читателей специальную подборку, посвященную 200-летию транспортного образования в России.


Сохранять и приумножать славные традиции
Ковалёв В.И.

«…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…» Эти слова произнес в 1809 г. первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур, формулируя основную задачу учебного заведения, только что созданного манифестом Александра I. Уже на протяжении 200 лет они являются напутствием для многих поколений преподавателей и студентов вуза, называющегося ныне Петербургским государственным университетом путей сообщения. Будучи ученым с мировым именем, выдающимся инженером, строителем и педагогом, А. Бетанкур использовал при организации института все лучшее, что было к тому времени в системе высшего технического образования Европы, в том числе свой собственный опыт по созданию Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде. История вуза берет свое начало с тех времен, когда пути сообщения в России еще только начинали формироваться. Именно его питомцы заложили основы для развития различных видов транспорта. Изначально в институте готовили строителей широко профиля, и только со временем он стал прирастать эксплуатационными специальностями. Имена первых выпускников института - золотая летопись российской инженерной школы: П.П. Мельников, Н.О. Крафт, С.В. Кербедз, Н.И. Липин, Н.Ф. Ястржембский, В.С. Глухов, В.Г. Журавский. К середине XIХ в. институт становится одним из самых престижных учебных заведений России. Здесь преподают ученые с мировыми именами: академики Г. Ламе, В.М. Остроградский, В.Я. Буняковский, А.А. Воскресенский, Д.И. Менделеев, профессора М.Г. Дестрем, Б. Клайперон, основоположник отечественной начертательной геометрии Я.А. Севастьянов и многие другие. Подробнее…
 


Ассоциация вузов транспорта
Лёвин Б.А.

Ассоциация высших учебных заведений транспорта РФ представляет собой некоммерческую организацию, которая ведет свою историю с 1992 г., когда 10 высших учебных заведений железнодорожной отрасли объединились в Ассоциацию вузов железнодорожного транспорта. Это ассоциативное объединение стало генератором консолидированных действий железнодорожных вузов, коллегиальным центром выстраивания оптимального режима взаимодействия с МПС, органами власти, транспортным сообществом в целом. Ассоциация явилась своего рода трибуной, с которой ректорский корпус высказывал свою общую позицию, определяющую вектор развития отраслевого образования и науки, повышения качества образовательного процесса в интересах железнодорожного транспорта и государства в целом. Коренная модернизация транспортной отрасли, начавшаяся в середине 1990-х гг., потребовала новых подходов к построению единой транспортной системы страны, интеграции всех видов транспорта. Это обусловило не только внедрение прогрессивных организационных и управленческих процессов на транспорте, но и интеграцию деятельности вузов различных видов транспорта. Возникла необходимость создания новых учебных программ по подготовке специалистов в области управления, логистики, интермодальных и мультимодальных перевозок, консолидации деятельности высших учебных заведений транспорта. Подробнее…
 


Готовя тематическую подборку это номера, посвященную 200-летию образования на транспорте, редакция обратилась к ректорам университетов путей сообщения с просьбой ответить на два следующих вопроса, связанных с актуальными задачами подготовки инженерных кадров для отрасли:

1. Каковы, на Ваш взгляд, на современном этапе приоритетные задачи в подготовке специалистов для железнодорожного транспорта, в том числе вашего университета, с учетом особенностей региона и структурных преобразований на железных дорогах?

2. Какой полезный опыт из многолетней практики транспортного образования сегодня может и должен получить дальнейшее развитие, а, возможно, и вновь быть востребован в нынешних условиях?

Публикуем сокращенные варианты ответов, полученные редакцией. Полностью ответы опубликованы в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…


РГУПС
Колесников В.И.,
ректор Ростовского государственного университета путей сообщения

1. Особенности профессионального образования и кадрового обеспечения транспортно-логистического комплекса инженерами и специалистами другой квалификации сегодня определяются несколькими одновременно действующими факторами. В их числе модернизация технических средств, внедрение инфокоммуникационных технологий управления, развитие интермодальных перевозок. На состоявшемся недавно в Ростове-на-Дону на базе РГУПСа совещании «Актуальное профессиональное образование для инновационного развития кадрового потенциала Южного региона» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебова отметила необходимость усиления взаимосвязи вузовского сообщества с бизнесом.

2. Среди лучших традиций высшего профессионального образования вообще и транспортного в частности - тесная связь и взаимопроникновение научной и образовательной деятельности. Можно без преувеличения утверждать, что без науки нет качественного образования. Научная основа преподавания - это фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Ведь в условиях стремительного развития и расширения доступности информационных ресурсов передача «готовых» знаний - уже не главная задача учебного процесса.
 


СамГУПС
Ковтунов А.В.,
ректор Самарского государственного университета путей сообщения

1. Транспортному образованию в России в этом году исполняется 200 лет. В Самарской области отмечается еще один юбилей - 130 лет транспортному образованию в регионе. Точкой отсчета является 6 октября (по новому стилю) 1879 г. - день открытия Самарского технического железнодорожного училища, ныне Самарского техникума железнодорожного транспорта им. А.А. Буянова - филиала Самарского государственного университета путей сообщения. В настоящее время в вузе обучается более 25 тыс. студентов из 15 субъектов РФ. Подготовка студентов ведется по 18 специальностям высшего профессионального образования, трем направлениям магистратуры и 10 направлениям бакалавриата. Учебный процесс по программам ВПО в университете и филиалах ведут более 700 преподавателей, в том числе 77 докторов наук, профессоров и 388 кандидатов наук, доцентов. Обучение студентов осуществляется на самом современном производственном оборудовании с использованием новых методологических подходов и технологий обучения.

2. Как и многие другие транспортные вузы, СамГУПС несмотря на свой технический профиль, придает большое значение гуманитарному, а также духовному развитию студентов. Это достойная традиция, и мы стремимся ее продолжать. В 2003 г. в университете был открыт православный храм. Тогда же по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия при поддержке Департамента кадров и учебных заведений МПС РФ была организована кафедра «Теология». Она стала первой кафедрой подобного профиля в государственном вузе Самарской области. В 2006 г. на базе этой кафедры была образована межвузовская кафедра «Теология и история религий», учредителями которой являются шесть ведущих вузов Самары.
 


УрГУПС
Галкин А.Г.,
ректор Уральского государственного университета путей сообщения

1. Сегодня мы готовим специалистов для Свердловской, Южно-Уральской и Горьковской железных дорог, предприятий транспорта, связи и строительства. Подготовка специалистов, образование в целом всегда выполняют определенный заказ. Для большинства вузов ключевым является социальный заказ общества на высшее образование. Для транспортных же университетов, как и для других вузов с выраженной отраслевой принадлежностью, важнее региональный и государственный заказ на специалистов нужного профиля и квалификации. Здесь специалистов готовят для того, чтобы отрасль с их приходом получала импульс к развитию.

2. Практика показывает, что отраслевые вузы никогда не отдалялись от потребностей отрасли, конкретных предприятий. Ученые искали решения стоящих перед отраслью проблем, формировали ее будущее, преподаватели стремились дать студентам актуальные знания - в этом наша отраслевая специфика. И это же очень сильная черта транспортных вузов, востребованная на сегодняшнем этапе развития отрасли, да и в будущем. В нынешних условиях новое значение приобретает опыт многоуровневой системы образования, который транспортные вузы получили, формируя университетские комплексы.
 


ОмГУПС
Галиев И.И.,
ректор Омского государственного университета путей сообщения

1. Отвечая на вопрос о приоритетных задачах подготовки специалистов для железнодорожного транспорта, скажу прежде всего, что в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» до 2015 г. приоритетной считается функциональная задача системного взаимодействия университетских комплексов Росжелдора с ОАО «РЖД». За последние пять лет университетом совместно с Западно-Сибирской железной дорогой проведена значительная работа, направленная на улучшение состояния кадровых ресурсов. Развивается и научно-техническое сотрудничество по широкому спектру проблем, имеющих принципиальное значение для достижения устойчивой работы дороги. В частности, создана комплексная непрерывная система целевой подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающая опережающую подготовку кадровых ресурсов для дороги. Сейчас необходимо дальнейшее повышение качества и компетенции персонала для удовлетворения потребностей развития холдинга ОАО «РЖД».

2. Если говорить кратко о полезном опыте из практики транспортного образования, который сегодня может получить дальнейшее развитие, то, на наш взгляд, следует укреплять и расширять комплексную непрерывную целевую подготовку специалистов для ОАО «РЖД». Надо сохранить пятилетнюю программу обучения по основным железнодорожным специальностям, сохранить и развивать систему среднего профессионального образования. Целесообразно усилить практическую подготовку студентов на предприятиях ОАО «РЖД» и полигонах действующей железнодорожной техники, сохранить корпоративную систему трудоустройства. И обязательно развивать корпоративную культуру и социальную поддержку студентов.
 


СГУПС
Верескун В.Д.,
ректор Сибирского государственного университета путей сообщения

1. Переход страны в 1990-е годы на рыночные отношения потребовал реформирования ведущих отраслей экономики, в том числе и железнодорожной, где на передовые позиции вышли требования повышения качества профессиональных компетенций персонала. Это одно из решающих условий обеспечения устойчивой, успешной работы железных дорог. И транспортному образованию необходимо было быстро перестроиться на новые «рельсы» в вопросах организации учебного процесса и создания современных технологий и методик обучения. В СГУПСе открываются новые специальности, востребованные временем, - здесь наряду с традиционными инженерами готовят логистов, информационщиков, управленцев.

2. Одна из давних традиций транспортных вузов отрасли - неразрывная связь учебной и научной деятельности с развитием научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, и Сибирский государственный университета путей сообщения стремится активно продолжать ее. Сегодня СГУПС - один из крупнейших научных центров Зауралья. Его разработки востребованы не только в России, но и за рубежом. Катализатором творческих идей стали научные школы, опирающиеся на мощную техническую и технологическую базу.
 


ИрГУПС
Хоменко А.П.,
ректор Иркутского государственного университета путей сообщения

1. Развитие вуза связано с созданием перспективной многоуровневой системы высшего технического образования, готовящей специалистов, которые сочетают глубокие профессиональные и экономические знания, владеют современными информационными технологиями. Комплексное обучение, соответствующее международным стандартам, сделало вуз привлекательным и для иностранных студентов. В настоящее время проводится подготовка специалистов по программам второго высшего образования, магистратуры и бакалавриата по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

2. Во все времена в отечественных транспортных вузах самое пристальное внимание уделялось практической подготовке студентов. Сегодня это не менее, а даже более актуальная задача. В ИрГУПСе для этого оборудован учебно-экспериментальный полигон, который оснащен действующими образцами подвижного состава, системами электроснабжения и отрезком настоящей железной дороги. Есть и мини-депо. Обучение на полигоне проводится по всем инженерным специальностям, в том числе «Вагоны и вагонное хозяйство», «Электрический железнодорожный транспорт», «Путь и путевое хозяйство», «Энергоснабжение железных дорог», «Телекоммуникационные системы», «Автоматика и телемеханика».
 


ДВГУПС
Дынькин Б.Е.,
ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения

1. У всех железнодорожных вузов есть своя специфика работы, и наш университет не исключение. Мы всегда работали и работаем в направлении, указанном государством. В частности, для нас сегодня одним из главных направлений является обеспечение Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. И свое предназначение в осуществлении этой Стратегии мы видим в качественной подготовке специалистов. Причем хочу отметить, что подготовку ведем в основном опережающую, т.е. работаем на перспективу. Даже в тех местах, в которых нет пока еще железной дороги (а таких мест на севере Дальневосточного федерального округа еще очень много), мы уже посмотрели кадровые резервы, оценили их потенциал. Без кадров нельзя будет развивать транспортную систему страны. Это уже много раз было доказано практикой.

2. В наши дни очень часто приходится слышать о том, что ведомственные вузы занимаются распределением специалистов в приказном порядке. Иногда вообще звучат громкие заявления, что идет, мол, нарушение Конституции Российской Федерации, поскольку каждый человек волен сам решать свою судьбу. Согласен - волен. Пусть платит деньги, учится и идет работать куда хочет. Но если за человека кто-то платит, этот кто-то, естественно, должен иметь возможность получить отдачу. И государство, когда определяет, сколько специалистов того или иного профиля требуется и вкладывает средства в их подготовку, должно знать, что получит соответствующую отдачу. А раз так, то нужно вернуть проверенную временем систему распределения выпускников. Не хочешь после окончания вуза работать по распределению - плати сам! Хочешь учиться бесплатно, тогда отдай долг тому, кто за тебя заплатил. Я понимаю, что такой подход в какой-то степени противоречит общепринятым представлениям, но глубоко убежден в его правильности. В противном случае мы будем много говорить о национальных проектах по высшему образованию, тратить на образование колоссальные деньги, но все специалисты будут идти туда, где им больше нравится, а не туда, где нужно Родине. Мне кажется, что этот вопрос надо серьезно пересмотреть.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования