Приоритеты

К 200-летию транспортного образования в России


Сохранять и приумножать славные традиции

Ковалёв В.И., ректор Петербургского государственного университета путей сообщения

От Бетанкура до наших дней

«…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…» Эти слова произнес в 1809 г. первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур, формулируя основную задачу учебного заведения, только что созданного манифестом Александра I. Уже на протяжении 200 лет они являются напутствием для многих поколений преподавателей и студентов вуза, называющегося ныне Петербургским государственным университетом путей сообщения.

Будучи ученым с мировым именем, выдающимся инженером, строителем и педагогом, А. Бетанкур использовал при организации института все лучшее, что было к тому времени в системе высшего технического образования Европы, в том числе свой собственный опыт по созданию Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде.

История вуза берет свое начало с тех времен, когда пути сообщения в России еще только начинали формироваться. Именно его питомцы заложили основы для развития различных видов транспорта. Изначально в институте готовили строителей широко профиля, и только со временем он стал прирастать эксплуатационными специальностями. Имена первых выпускников института - золотая летопись российской инженерной школы: П.П. Мельников, Н.О. Крафт, С.В. Кербедз, Н.И. Липин, Н.Ф. Ястржембский, В.С. Глухов, В.Г. Журавский.

К середине XIХ в. институт становится одним из самых престижных учебных заведений России. Здесь преподают ученые с мировыми именами: академики Г. Ламе, В.М. Остроградский, В.Я. Буняковский, А.А. Воскресенский, Д.И. Менделеев, профессора М.Г. Дестрем, Б. Клайперон, основоположник отечественной начертательной геометрии Я.А. Севастьянов и многие другие.

Профессора и преподаватели нашего института дали путевку в жизнь сразу нескольким транспортным вузам страны. В 1930-е гг. на базе четырех факультетов - водных, воздушных, автомобильных и военных сообщений - были созданы Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, Ленинградский автодорожный институт и Военно-транспортная академия.

Все это - лишь малая часть богатейшей на события и имена истории вуза, который несколько раз менял свое название, но никогда не изменял своей общей инженерной направленности. Университету путей сообщения - два века. За это время он вместе со страной пережил несколько революций и войн, периоды репрессий и многочисленных экспериментов над высшим образованием, но сумел сохранить и основные фонды, и научные школы, и славные традиции, а сегодня старается приумножать их. Это, пожалуй, главный итог, с которым мы подошли к 200-летнему юбилею.

Учебный процесс

Деятельность вуза можно подразделить на несколько основных направлений: учебный процесс, наука, воспитательная работа, финансы и экономика, административно-хозяйственный блок.

Что касается учебного процесса, то здесь перед вузом стоят две наиважнейшие задачи. Первая: сохранить все лучшее, что было в инженерной школе за всю ее историю. Главным образом речь идет об академичности, основательности инженерной подготовки. При этом очень важно соблюсти баланс внутри преподавательского состава: не только сохранять старые, опытные преподавательские кадры, но и вести целенаправленную работу по подготовке новых кадров.

Вторая задача: внедрять в учебный процесс все новое, что появляется в области подготовки инженеров. Это и лабораторная база (очень важно, на чем мы учим студентов, какие они имеют возможности для практических занятий), и новые специальности, которые востребованы в меняющихся рыночных реалиях. Правда, в этом вопросе мы всегда придерживались принципа: вводить надо только те из них, которые действительно необходимы для инженерной подготовки. Поэтому не открывали, например, юридический факультет, поскольку это не наша сфера, зато стали более углубленно преподавать экономику транспорта, экономику строительства. После того как в 1993 г. вуз получил статус технического университета, в учебном процессе больше места стало отводиться гуманитарной составляющей.

Я считаю такой подход правильным, потому что инженер должен быть не только высококлассным специалистом, но и интеллигентным человеком. И достигается это не только посредством воспитательной работы, о которой чуть позже, но и через гуманитарные предметы: философию, психологию, историю. Они формируют личность инженера, не снижая качества самого инженерного образования.

Здесь хотелось бы затронуть еще один момент. Высшую школу сегодня часто критикуют за качество подготовки. Когда начинаешь разбираться, в чем суть претензий работодателей, выясняется, что не хватает топ-менеджеров. На всех совещаниях - в Комитете образования Государственной Думы, в Министерстве образования - я всегда говорю: «Готовить топ-менеджеров - не наша функция. Нашей задачей всегда была подготовка инженера: инженера-путейца, инженера-локомотивщика, инженера-связиста и так далее». Ни у кого сегодня не повернется язык сказать, что мы плохо готовим этих специалистов. Наши выпускники востребованы, успешны в своей деятельности. Не только в железнодорожной, но и во многих других транспортных отраслях, в строительстве, энергетике, так как мы позиционируем себя как многоотраслевой, политехнический вуз.

Научная деятельность

В деле подготовки специалистов всегда нужно идти в ногу со временем, а лучше - на несколько шагов впереди. В нашем случае это возможно только с помощью науки. В Советском Союзе научная деятельность была прерогативой Академии наук или ведомственных научных учреждений, в вузах она была представлена слабо. На мой взгляд, это совершенно неправильно. Поэтому в ПГУПСе мы стали активно развивать это направление деятельности, которое помогает достичь сразу нескольких целей. Во-первых, поддерживать уровень и тонус собственных знаний ученых. Во-вторых, разрабатывая тот или иной продукт, ученый привлекает для этой работы коллег-преподавателей, аспирантов, студентов. Потом несет свои знания, наработки в аудиторию, студентам, позволяя им тем самым становиться специалистами, которые находятся в курсе всех новейших тенденций.

Наука - это двигатель внутривузовской жизни, она придает ей импульс, дает дополнительное ощущение значимости, полезности. Сегодня в ПГУПСе подготовлен проект научно-исследовательского центра, который должен стать стержнем всей научной работы вуза. Площадкой для него предполагается сделать территорию в районе станции Предпортовая, где раньше располагался НИИ мостов, когда-то входивший в состав вуза, а потом отделившийся от него. Уже несколько лет из-за того, что существует мораторий на операции с землей, мы не можем решить вопрос с ее использованием, но я надеюсь, что это все-таки произойдет в ближайшее время.

Основная идея создания центра - сосредоточить в нем научно-исследовательскую деятельность университета, которой тесно в рамках существующих площадей. Так, например, у нас давно и плодотворно работает научно-внедренческий центр «Вагоны», осуществляющий серьезную деятельность, связанную с испытанием подвижного состава. Но чтобы развернуться полномасштабно, ему сегодня не хватает площадей, а значит, и оборудования, и персонала. С появлением научно-исследовательского центра эта проблема была бы решена. То же самое относится к кафедре «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» - мощнейшей по своим возможностям, объемам работы и потенциалу. Необходимо создать условия для ее дальнейшего развития.

У нас серьезный строительный блок и очень перспективные работы по новым строительным материалам, но в стесненных условиях порой не развернуться. Это специфическое производство требует соответствующей лабораторной базы.

Очень сильна кафедра «Водоснабжение, водоотведение и гидравлика», которая поддерживает связи со многими городскими организациями, в частности делает большую работу по очистке воды в сотрудничестве с «Водоканалом». Ей тоже нужны хорошие лабораторные, экспериментальные цеха.

Очень важно, что в НИЦ планируется не только разместить исследовательскую базу и осуществлять научную деятельность, но и проводить практические занятия.

Научная деятельность - это еще и возможность заработать. Не секрет, что сегодняшний уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава очень низок, я бы даже сказал - унизителен. Нет никаких социальных льгот, и от престижного когда-то звания «профессор» осталось, по сути, одно название. Наша система поощрений позволяет обеспечить преподавателям более-менее хорошую зарплату, чтобы достойно жить и с желанием, с мотивацией идти в вуз. Все, что заработано хоздоговорной, научно-исследовательской деятельностью, остается на кафедрах, идет на заработную плату сотрудников и нужды кафедры, за исключением десяти процентов, которые направляются в централизованные фонды (на обновление лабораторной базы, ремонт и т.д.). Если десять лет назад, когда впервые была сформулирована цель зарабатывать с помощью науки, объем научно-исследовательских работ составлял 20 млн. руб., то к 2008 г. он достиг почти 1 млрд. руб. Сегодня научной деятельностью занимаются все кафедры, практически весь преподавательский состав. Это естественный процесс, который уже не остановить.

Конечно, вызывает определенные опасения нынешний экономический кризис. Хотя, на мой взгляд, для вуза это время наиболее благоприятное. Когда экономика находится в тяжелом состоянии, перед предприятиями, организациями стоят два вопроса: как сэкономить и как заработать. И тут лучший помощник - наука. Ресурсосбережение, импортозамещение, новые технологии - все это мы можем предложить. У нас сегодня есть много наработок, которые, к сожалению, пока не востребованы. Да, мы сделаем свою работу не бесплатно, но ее стоимость будет несоизмеримо меньше, чем в каких-то коммерческих фирмах. Увы, пока еще это понимают далеко не все руководители.

Разработки университета внедряются сегодня не только на железной дороге, 50% хоздоговоров приходятся на различные предприятия города. Помимо ОАО «Российские железные дороги», основными стратегическими партнерами университета являются Петербургский метрополитен, крупнейшие проектные, строительные и эксплуатационные предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2008 г. увеличился объем договоров по НИР с иностранными партнерами, в частности заключены долгосрочные договоры с Сирийскими железными дорогами, железными дорогами и предприятиями стран СНГ и Балтии.

Финансы и экономика

Для научной деятельности зарабатывание денег - сопутствующий, но не главный фактор. Наука - это не единственный для нас способ получения дохода. Каждому подразделению вуза сегодня дается определенное финансово-экономическое задание, которое выполняется посредством профильной деятельности и никак иначе.

В ПГУПСе в настоящее время не сдается в аренду ни одного квадратного метра. А вот платные образовательные услуги - пожалуйста. Добро пожаловать в Институт повышения квалификации: очень успешное подразделение, которое готовит специалистов для всех отраслей транспорта. Общежития, отремонтированные, признанные лучшими в городе, имеют так называемый гостевой фонд и приносят более 100 млн. руб. дохода.

В результате 80% бюджета вуза сегодня - это нами заработанные деньги. Если кризис не приведет к каким-то уж совсем нежелательным последствиям, мы можем спокойно смотреть в будущее.

За последние десять лет мы серьезно обновили лабораторную базу. Этот процесс был начат еще в то время, когда существовало МПС с его финансовой поддержкой. Огромные средства были вложены в ремонт учебных помещений, общежитий. Площадь последних у нас - около 200 тыс. м2. Когда-то их состояние кроме как ужасающим назвать было нельзя. Сегодня они, обновленные, не только обеспечивают жильем студентов, но и несут дополнительную воспитательную нагрузку. Человек, привыкший к уютной обстановке, постоянно ощущающий, что о нем заботятся, придя на производство, не захочет работать в плохих условиях. Он обязательно будет стремиться изменить жизнь к лучшему. Именно поэтому интерьеру и внешней культуре у нас уделяется большое внимание: не ради красоты как таковой, а для воспитания человека.

Воспитательная работа

В 1990-е г. воспитательная работа в вузах страны, в том числе и в нашем, была очень слабой. Требовалось поднять ее на должный уровень. Эта задача стала для меня одной из первоочередных, когда я начал свою работу на посту ректора в 1999 г. Были приглашены специалисты как нашего, так и других вузов города - социологи, психологи, историки. Совместно мы разработали лишенную идеологической подоплеки концепцию воспитательной работы, базирующуюся на общечеловеческих ценностях. В нее, кстати, вошло многое из того, что было хорошего в советские времена, например студенческое самоуправление. Студенты, которые принимают в этом участие, получают бесценный опыт руководящей деятельности. Ведь, как правило, все, кто в студенческие годы работал в каких-то общественных формированиях, более успешны в карьере. Еще один плюс деятельности студенческих советов - возможность студентов самостоятельно решать проблемы, влиять на университетскую жизнь.

Было восстановлено кураторство. В жизнь студентов вошли встречи с интересными людьми из мира культуры, искусства и науки, бесплатные походы в театры для студентов первых двух курсов, возможность реализовывать свои таланты в творческих коллективах - танцевальных, хоровых, спортивных. Я уверен: все это просто необходимо. Ведь пять лет учебы в вузе во многом определяют дальнейшую жизнь человека, и задача учебного заведения состоит в том, чтобы дать ему правильные ориентиры как в профессиональном, так и в нравственном смысле.

Дела юбилейные

Я очень благодарен нашему губернатору Валентине Ивановне Матвиенко, которая инициировала постановление правительства Санкт-Петербурга о праздновании 200-летия ПГУПСа. Валентина Ивановна уделяет огромное внимание вопросам образования в нашем городе. Мы всегда чувствуем ее помощь и поддержку. Пользуясь предоставленной возможностью, выражаем ей нашу признательность.

Юбилей - это не только праздничные мероприятия, это повод совершить много полезных дел. В частности, к этому событию в университетском издательстве вышла книга «200 имен». Двести выдающихся, великих, на наш взгляд, ученых, которые работали в вузе в разные времена, верой и правдой служили государству. Увидела свет также замечательная книга «Университет - городу на Неве» о том, что было сделано выпускниками нашего вуза для Санкт-Петербурга. В течение года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» существует рубрика «Навстречу 200-летию ПГУПСа», где публикуются различные интересные факты из истории. Читая эту рубрику, мы сами иногда открываем для себя что-то новое. Мы поддерживаем контакты с нашими выпускниками за границей: и в дальнем зарубежье, и в странах СНГ. В преддверии юбилейной даты в университет идет огромный поток звонков, писем с поздравлениями и предложениями, с просьбами об участии в праздничных мероприятиях. Хочу от души поблагодарить всех, кто оказал и оказывает нам поддержку, поздравить с 200-летием старейшего транспортного вуза России.