К 200-летию транспортного образования в России

Ассоциация вузов транспорта


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

 
Лёвин Б.А.,
президент Ассоциации вузов транспорта
Российской Федерации,
ректор Московского государственного
университета путей сообщения

Ассоциация высших учебных заведений транспорта РФ представляет собой некоммерческую организацию, которая ведет свою историю с 1992 г.

В том году 10 высших учебных заведений железнодорожной отрасли объединились в Ассоциацию вузов железнодорожного транспорта. Указанное ассоциативное объединение стало генератором консолидированных действий железнодорожных вузов, коллегиальным центром выстраивания оптимального режима взаимодействия с МПС, органами власти, транспортным сообществом в целом. Ассоциация явилась своего рода трибуной, с которой ректорский корпус высказывал свою общую позицию, определяющую вектор развития отраслевого образования и науки, повышения качества образовательного процесса в интересах железнодорожного транспорта и государства в целом.

Коренная модернизация транспортной отрасли, начавшаяся в середине 1990-х гг., потребовала новых подходов к построению единой транспортной системы страны, интеграции всех видов транспорта. Это обусловило не только внедрение прогрессивных организационных и управленческих процессов на транспорте, но и интеграцию деятельности вузов различных видов транспорта. Возникла необходимость создания новых учебных программ по подготовке специалистов в области управления, логистики, интермодальных и мультимодальных перевозок, консолидации деятельности высших учебных заведений транспорта.

Для нового объединения уже существовала проверенная временем база. В октябре 2005 г. в целях более эффективного кадрового и научного обеспечения Транспортной стратегии России Ассоциация вузов железнодорожного транспорта была преобразована в Ассоциацию вузов транспорта.

Новое ассоциативное объединение охватило все вузы отрасли независимо от их ведомственного подчинения. Надо отметить, что за двухвековую историю транспортного образования России такое продиктованное требованиями времени общественное объединение в сфере транспорта было создано впервые.

Сегодня членами Ассоциации являются 21 высшее учебное заведение России, в том числе 19 вузов Министерства транспорта РФ (Волжская государственная академия водного транспорта, Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Иркутский государственный университет путей сообщения, Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, Московская государственная академия водного транспорта, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет путей сообщения, Новосибирская государственная академия водного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения, Петербургский государственный университет путей сообщения, Ростовский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Сибирский государственный университет путей сообщения, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Уральский государственный университет путей сообщения) и два вуза Министерства образования и науки РФ (Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) и Московский государственный университет геодезии и картографии).

Базовым вузом Ассоциации является крупнейший транспортный университет России - Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).
 

Участие ассоциации ВУЗОВ транспорта в организации и проведении
мероприятий федерального уровня

В МИИТе находится исполнительная дирекция Ассоциации, являющаяся организационным и методическим органом, координирующим деятельность Ассоциации, отвечающим за ее эффективное взаимодействие с законодательной и исполнительной властью, руководством Минтранса России и федеральных агентств, Торгово-промышленной палатой, Союзом транспортников России и другими общественными организациями. Исполнительная дирекция отвечает также за организацию мероприятий федерального и отраслевого уровней, проводимых по инициативе и при участии Ассоциации; информационное сопровождение ее деятельности в федеральных, региональных и транспортных средствах массовой информации; сбор материалов для подготовки изданий, посвященных истории, достижениям, проблемам и перспективам развития системы транспортного образования в России. Исполнительным директором Ассоциации является управляющий делами МИИТа В.Б. Ручкин.
 

На II Международном транспортном форуме «Транспорт России - 2008» в г. Сочи. Слева направо ректор Ростовского государственного университета путей сообщения В.И. Колесников, ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, М.Ю. Смуров, ректор Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Лёвин, начальник Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова С.И. Кондратьев, ректор Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) В.М. Приходько

Главная цель Ассоциации - содействие интеграции образовательной, научной и иных видов деятельности всех вузов транспорта, являющихся важными звеньями реализации государственной политики по развитию интегрированного транспортного комплекса.

К основным направлениям деятельности Ассоциации относятся:
маркированный список участие в формировании и реализации государственной политики в области отраслевого образования и науки;
маркированный список интеграция учебной, учебно-методической деятельности вузов транспорта;
маркированный список координация научной работы вузов;
маркированный список формирование единого информационного пространства высших учебных заведений транспорта;
маркированный список участие в создании оптимальной структуры кадрового обеспечения отрасли;
маркированный список развитие международных связей вузов транспорта, подготовка специалистов с учетом конъюнктуры международного рынка труда и требований Болонской конвенции;
маркированный список создание единой системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов транспорта;
маркированный список содействие укреплению государственно-частного партнерства в области транспортного образования.

Последние четыре года Ассоциация выступает в роли системного интегратора деятельности вузов транспорта, за что получила высокую оценку руководства Министерств транспорта РФ и других стран СНГ, Совета Федерации РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Союза транспортников России, Российского союза ректоров и т.д.

В тесном сотрудничестве с профильными комитетами Государственной Думы РФ ассоциация объединяет работу вузов, направленную на формирование законодательной базы в области высшего и среднего профессионального образования и науки, укрепление государственно-частного партнерства в образовательной сфере, корректировку Налогового кодекса в общих интересах работодателей и вузов.

Предложения и научно-методические разработки Ассоциации были учтены при формировании Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

Ассоциация взяла на себя роль интегратора учебно-методической работы вузов транспорта. Это способствовало более тесным контактам учебно-методических объединений по специальностям различных видов транспорта, прежде всего в плане реализации общих подходов к разработке учебных планов и программ подготовки специалистов, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта и безопасность эксплуатационного процесса.

Первый шаг в этом направлении был сделан Московским государственным университетом путей сообщения, разместившим на своем информационно-образовательном портале все свои учебно-методические разработки. В дальнейшем по такому же пути пошли и другие транспортные вузы.

Ядром информационной интеграции вузов транспорта - членов Ассоциации является суперкомпьютер МИИТа, обладающий уникальными характеристиками (64 узла, 128 процессоров, 512 ядер, 1 Тбайт оперативной памяти, 4,5 триллиона операций в секунду). Корпоративное использование суперкомпьютера способствует созданию единого научно-учебного центра суперкомпьютинга и параллельных вычислений, внедрению системы предоставления мобильных сервисов, созданию единой мультимедийной полнотекстовой библиотеки вузов транспорта, развитию системы дистанционного высшего образования.

Под эгидой Ассоциации укрепляются партнерские связи вузов отрасли и транспортного бизнеса. В 2007 г. Ассоциация стала коллективным членом Союза транспортников России (СТР). Она обеспечивает участие вузов транспорта в мероприятиях, проводимых СТР и Торгово-промышленной палатой РФ, в разработке концептуальных документов, направленных на дальнейшее развитие транспортного комплекса России и совершенствование законодательной базы в сфере профессионального образования и вузовской науки.

Ассоциация является открытой площадкой для самого широкого обмена мнениями между работниками вузов транспорта, изучения опыта вузов-партнеров, выработки единой стратегии действий, направленных на развитие системы транспортного образования, оптимальное использование потенциала вузов транспорта в интересах отрасли и экономики страны.

Ассоциация координирует деятельность своих членов в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Практически все вузы транспорта участвуют в реализации подпрограмм «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Безопасность дорожного движения», «Гражданская авиация», «Морской транспорт», «Внутренние водные пути», «Развитие экспорта транспортных услуг России», входящих в состав ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Ряд вузов принимают также участие в реализации подпрограммы «Внедрение и использование спутниковых систем в интересах транспорта», которая является составной частью ФЦП «Глобальная навигационная система».
 

В 2008 г. Ассоциация вузов транспорта совместно с Минтрансом и МЧС России провела учения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в студенческих общежитиях
Выездное заседание Координационного совета по транспортному образованию и науке Минтранса РФ в МИИТе в январе 2009 г. Слева направо ректор Московской государственной академии водного транспорта Б.Ф. Новосельцев, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Б.Е. Дынькин, первый проректор Московского государственного университета путей сообщения В.В. Виноградов

В сегодняшних кризисных (как экономических, так и демографических) условиях возникла необходимость корпоративной поддержки транспортного образования. В плане решения указанной задачи Ассоциация наметила направления совместных действий транспортного сообщества, которые были озвучены на июньском расширенном заседании Коллегии Минтранса России. К ним относятся:
маркированный список ориентация транспортных предприятий и бизнеса на отраслевые вузы (сохранение уровня финансирования, объемов подготовки и переподготовки кадров);
маркированный список приоритетное участие вузов в НИОКР по заказам Минтранса и агентств;
маркированный список увеличение объемов целевой подготовки кадров;
маркированный список реализация упрощенной схемы передачи вузам современного оборудования для учебного процесса;
маркированный список увеличение масштабов деятельности студенческих строительных и специализированных отрядов;
маркированный список прохождение производственной практики на рабочих местах.

В этом году Россия отмечает знаменательную дату - 200 лет транспортному ведомству и образованию на транспорте. Такие юбилеи - не только возможность подвести итоги, поговорить о наших общих достижениях. Это еще и повод наметить программу на будущее с учетом существующих проблем. Считаю, что транспортное образование должно вступить в послекризисный период не обескровленным, а закаленным кризисными потрясениями. Мы не боремся за выживание, мы поступательно идем вперед. Ассоциация вузов транспорта, подтвердившая свою дееспособность в непростых для экономики условиях, нацелена максимально способствовать инновационному развитию системы транспортного образования, в первую очередь как системный координатор эффективного использования потенциала вузов транспорта в интересах отрасли и государства.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования