Эффективные технологии перевозки экспортных грузов

А.В. Беднов, заместитель начальника службы перевозок Свердловской железной дороги


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Скачать статью в формате *.pdf
 

Взаимодействие между железнодорожным и морским транспортом при перевозках экспортных грузов сегодня является одним из узких мест в транспортной системе страны. На подходах к предпортовым станциям на сети дорог ОАО «РЖД» в отдельные периоды простаивают в ожидании приема сотни брошенных поездов, а на самих перегрузочных станциях – тысячи вагонов в ожидании перегрузки, которые становятся складами на колесах. Так, в недавнем времени вагоны, арендованные комбинатом «Уралкалий» у ОАО «РЖД», скапливались на путях станции Автово Октябрьской железной дороги в ожидании подхода судов. Оборот маршрута от станции Березники Свердловской дороги до станции Автово составлял 15 сут. Это было не выгодно ни железной дороге, ни грузоотправителю.

В ходе разработки технологии работы Диспетчерского центра управления (ДЦУ) Свердловской железной дороги было проведено исследование структуры и объемов грузопотоков на полигоне. Основной объем зарождающихся и погашающихся грузопотоков приходится на грузы предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, строительного и лесного комплексов. В общем объеме перевозок доля этих грузов по всем позициям (транзит, ввоз, вывоз, местное сообщение) составляет 80%, при этом на местное региональное сообщение в общем отправлении приходится 62,9%.

Анализ показал целесообразность концентрации управления региональными перевозками и массовыми сетевыми грузопотоками в одном месте. По расчетам специалистов дороги, это позволит избежать переработки на сортировочных станциях региона более 4 тыс. вагонов ежесуточно и даст экономический эффект около 100 млн. руб. в год.

Информация о наличии вагонов
с минеральными удобрениями на сети железных дорог
Увеличить

Было определено пять региональных диспетчерских кругов, на которые возложено управление основными грузо- и вагонопотоками: Экибастузский угольный, по перевозкам строительных грузов, по управлению наливными грузами и рудно-металлургический. Для отработки и реализациии логистических технологий в ДЦУ Свердловской дороги был создан также пятый диспетчерский круг - по управлению перевозками минеральных удобрений. Специалистами НПО «ГИД-Урал» и ВНИИАСа разработано программное обеспечение. Теперь диспетчер, используя график исполненного движения груженых маршрутов на полигоне от станций погрузки Березники, Березники-Сортировочная Свердловской до станций Автово, Автово-Экспорт Октябрьской дороги и порожних маршрутов, поступающих со станции Автово, видит на экране монитора каждый маршрут независимо от того, по какой дороге он движется.

Совместно со специалистами вычислительного центра Санкт-Петербургского морского торгового порта, которые наблюдают не только обстановку в море и на подъездных путях, но и свободность отсеков стоящего под погрузкой судна, была разработана новая схема управления перевозками. В результате оборот маршрутов был сокращен до 9 сут.

График продвижения маршрутов
 с минеральными удобрениями
в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ»
Увеличить
Справка о наличии вагонов
с минеральными удобрениями
в Санкт-Петербургском порту (станция Автово)
Увеличить

Необходимо отметить что ОАО «Уралкалий» не остановилось на достигнутом. Еще в 2001 г. на примыкании к станции Автово (морской порт Санкт-Петербург) была введена в строй первая очередь Балтийского балкерного терминала (ББТ), в настоящее время являющегося одним из мощнейших перевалочных комплексов в Европе. Вместительный склад для хранения минеральных удобрений на терминале позволил ОАО «Уралкалий» устранить неритмичный и несогласованный подвод грузов к порту, решить проблему недостаточного развития и рационально использовать имеющиеся перерабатывающие мощности по перегрузке грузов на другие виды транспорта. Обладая полной и достоверной информацией о заполнении складских помещений, грузоотправитель имеет возможность сам контролировать и регулировать грузопоток, избегая образования «складов на колесах». В результате вагон работает, а не простаивает на станции Автово, принося прибыль владельцу и не создавая затора на припортовых станциях и на подходах к ним.

Для сокращения простоев вагонов парка ОАО «РЖД» на припортовых станциях в ожидании выгрузки целесообразно использовать для погрузки массовых грузов собственный подвижной состав, как это делае ОАО «Уралкалий».

В настоящее время Свердловская железная дорога совместно с ОАО «Сильвинит» внедряет аналогичную схему перевозок в порт Находка. И грузоотправители и железнодорожники уверены - будущее за взаимовыгодным сотрудничеством в развитии современных логистических технологий.

г. Екатеринбург

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования