Комплексные проблемы транспорта

Мурманский транспортный узел


А.А. Мараков, первый заместитель начальника Мурманского отделения
Октябрьской железной дороги

Панорама Мурманского морского торгового порта

Коллективы Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, станции Мурманск и ОАО «Мурманский морской торговый порт» постоянно совершенствуют взаимодействие и ведут творческий поиск путей повышения качества эксплуатационной работы. В 2005 г. среднесуточная выгрузка экспортного угля в Мурманском торговом порту по сравнению с предыдущим годом возросла более чем на 24%. При этом во втором полугодии прошлого года по сравнению с первым полугодием среднее время нахождения вагона под выгрузкой было снижено почти на 29% - с 5,2 до 3,7 ч.

Добиться таких результатов помогли объединение смежников в единую логистическую цепочку и более полная реализация потенциала, которым обладают информационные сети Мурманского отделения и Мурманского порта. Созданная общая интермодальная сетевая структура послужила основной предпосылкой для поднятия на новый уровень качества планирования и реализации транспортных услуг как дороги, так и порта.

Мурманский транспортный узел:
морской торговый порт и станция Мурманск

Первым шагом на пути создания единой логистической цепочки стало заключение между отделением и торговым портом соглашения о предоставлении сторонами информационных инфраструктур, в том числе каналов, системы передачи данных и взаимного доступа к хранилищам необходимой информации. С апреля 2005 г. на базе информационно-логистического центра (ИЛЦ) был организован и поддерживается электронный обмен данными между автоматизированными системами управления (АСУ) припортовой станции Мурманск и Мурманского морского торгового порта. Между дорогой в лице ее Мурманского отделения и Мурманским морским торговым портом заключено соглашение об информационном взаимодействии. В соответствии с соглашением по межсистемному обмену передается оперативная информация о текущем состоянии технологических ресурсов железной дороги и порта.

Автоматизированная система ИЛЦ, разработанная специалистами информационно-вычислительного центра дороги, имеет в своем составе программный модуль «Мурманский морской торговый порт». В нем оперативная информация о железнодорожной и морской составляющих перевозочного процесса концентрируется в единой базе.

Модуль позволяет просматривать данные о прогнозе и подходе вагонов к Мурманскому транспортному узлу в пределах Октябрьской железной дороги, информацию о судах, складах, вагонах, объектах порта, о подходе вагонов к станции Мурманск с выборкой груза, в том числе поездов с каменным углем на подходе к Мурманскому порту. Выводятся информация о дислокации вагонов и истории поездов, содержание их натурных листов. Собираемые сведения обрабатываются и отображаются в виде динамических электронных схем грузовых районов порта, станции Мурманск и железной дороги.
 

Перечень и порядок передачи информационных сообщений

Источник Приемник Наименование сообщения Регламент передачи Примечание
АСУ станции АСУ порта Дислокация груза на сети железных дорог 8 раз в сутки Передается по проследованию поезда по междорожным стыковым пунктам железных дорог и при «бросании» поезда (со станции «бросания»)
АСУ порта АСУ станции Наличие груза в порту 1 раз в сутки Наличие груза на складах по состоянию на 8-00
АСУ порта АСУ станции Схема погрузки и выгрузки судов 1 раз в сутки Схема погрузки/выгрузки судов   по состоянию на 8-00
АСУ порта АСУ станции Обработка вагонов в порту 2 раза в сутки Обработка вагонов по состоянию на 8-00 и 20-00

На электронной схеме порта представляются следующие текущие данные:
маркированный список информация о судах на подходе (дата и номер судозахода, номер части судозахода, наименование судна, выполняемая с ним операция, наименование груза, его владелец, общий тоннаж, планируемые дата и время прибытия);
маркированный список информация о судах у причалов (дата и время последней операции с судном, номера причала и грузового района, наименование судна, операция с ним, наименование груза, его владелец, общий тоннаж, количество обработанного груза, планируемое и фактическое время прибытия судна и начала его обработки, фактическое время окончания обработки судна, отхода судна из порта);
маркированный список информация о складах в порту (дата и время получения информации, код и наименование склада, отправитель и получатель груза, экспедитор, наименование и объем груза);
маркированный список информация о вагонах, находящихся в грузовых районах порта (номер вагона, наименование и количество груза, текущая грузовая операция, род вагона);
маркированный список справочная информация о причалах, складах и перегрузочных механизмах.

Справка о подходе и наличии вагонов с углем
Увеличить

На электронной схеме железной дороги представляется информация о поездах и вагонах с грузами в адрес Мурманского морского торгового порта. Можно получить как обобщенную, так и детализированную информацию о каждом вагоне в виде натурного листа и истории каждого вагона. Кроме того, программный комплекс содержит мощный массив информационно-справочной отчетности, используемой диспетчерским персоналом при сменно-суточном планировании совместной работы дороги и порта. Основной документ, который формируют диспетчеры портовой группы (ДГпорт) диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУ) дороги, – суточный план подвода поездов на припортовые станции формируется на основе данных, получаемых из интегрированной базы информационно-логистического центра.

Наряду с подходом вагонов с экспортными грузами под выгрузку в плане учитывается и подвод порожних вагонов под погрузку импортных грузов. Также в суточном плане определяются размеры отправления со станций порожних вагонов с указанием кольцевых маршрутов.

Суточный план является основным документом в работе диспетчеров ДЦУ. В процессе работы он может корректироваться в зависимости от информации, получаемой из ИЛЦ (изменение ситуации с заполнением складов, задержки подхода судов, сбои движения на соседних дорогах и т.п.).

Экранная форма логистической системы
Мурманского порта
Увеличить

Кроме суточного плана диспетчеры портовой группы ДЦУ на основании данных информационно-логистического центра формируют необходимый справочный материал о работе припортовых станций, в том числе справки о работе припортовых станций по выгрузке вагонов на 6-00 (план выгрузки за сутки), о фактической выгрузке экспортных грузов на 18-00 и ежесуточной погрузке на припортовые станции Октябрьской железной дороги станциями сети. При планировании завоза экспортных грузов на следующий месяц данные ИЛЦ являются неотъемлемой частью используемых сведений, особенно в прогнозировании ситуации на переходе с одного месяца на другой. Перечень и порядок передачи информационных сообщений приведен в таблице.

Таким образом, в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии было создано единое информационное пространство, в котором между АСУ станции Мурманск и АСУ порта происходит обмен данными о дислокации вагонов и поездов в адрес порта на отделениях Октябрьской дороги с детализацией по Мурманскому отделению сведений о количестве вагонов по наименованиям грузов и фирмам – их получателям, о наличии грузов на складах порта и обработке в порту судов и вагонов.
 

Справка о поездах и грузах
по станциям и станционным паркам
Увеличить

Вторым шагом стала реализация системы сбалансированного планирования отгрузки, подвода и подачи вагонов с углем на пути Мурманского торгового порта на основе данных о наличии груза на складах и графике подхода судов. Эти функции взял на себя организованный на базе Мурманского отделения Центр управления местной работой (ЦУМР). Помимо ежедневного оперативного планирования и управления местной работой ЦУМР также осуществляет формирование согласованных заявок на отгрузку экспортного угля со станций Западно-Сибирской железной дороги на основе ежемесячно проводимых совместно с представителями порта и экспедиторских компаний совещаний, на которых рассматриваются итоги и качество работы всех участников перевозочного процесса за предыдущий месяц. В результате во втором полугодии 2005 г. на Мурманском отделении не было отмечено ни одного случая «бросания» вагонов с экспортным углем, следующих назначением в адрес Мурманского морского торгового порта.

В настоящее время специалисты Мурманского отделения проводят работу по созданию аналогичных логистических цепочек по взаимодействию с представителями ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» и ЗАО «Беломорская нефтебаза».

г. Мурманск