Комплексные проблемы транспорта

На основе тесного взаимодействия и конструктивного сотрудничества


Управление подводом поездов на припортовые станции из дорожного диспетчерского центра управления перевозками

Управление подводом поездов
на припортовые станции
из дорожного диспетчерского центра
управления перевозками

М.М. Заиченко, начальник Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона представляют для России особый интерес, поскольку уже сегодня они занимают значительную долю в общем внешнеторговом обороте страны.

Дальневосточная дорога благодаря своему выгодному географическому положению является активным участником межгосударственного товарообмена, из года в год наращивая объемы перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов.

Устойчивая динамика роста грузовых перевозок на дороге наблюдается с четвертого квартала 1999 г. За этот период объем отправления грузов вырос на 65%, грузооборот - более чем на 70%. В результате рост грузооборота по сравнению с 1988 г. составил 1,5%, а к 1992 г. - 22,5%.

Очевидно, что такие результаты обеспечены благодаря сохранению устойчивых партнерских отношений с отправителями и получателями грузов, согласованности действий перевозчиков по повышению уровня конкурентоспособности транспортных коридоров, широкому внедрению логистических принципов информационного взаимодействия, сбалансированному развитию инфраструктуры всех видов транспорта.
 

Грузовой район Владивостокского морского торгового порта

Грузовой район Владивостокского морского торгового порта

В 2004 г. объемы перевозок внешнеторговых грузов возросли на 37%. Экспортные перевозки увеличились на 20%, импортные - на 7,5%, транзитные - на 40%. Устойчивый рост наблюдался и в 2005 г., он составил 8% по сравнению с уровнем 2004 г.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта меняется не только организационная структура отрасли, но и расстановка приоритетов. На первый план выходит получение максимального коммерческого эффекта, в частности за счет привлечения высокодоходных грузов.

Наиболее динамично развивающийся сектор грузовых перевозок на дороге - контейнерные перевозки. Это обусловлено соседством с азиатскими экономически развитыми государствами - Китаем и Южной Кореей, рынки сбыта продукции которых на 80% находятся в Западной Европе.

На контейнерном терминале

На контейнерном терминале

Перегрузка зерна

Перегрузка зерна

В 2004 г.объемы переработки грузов в контейнерах, следующих в направлении страны АТР - Финляндия - страны АТР по Транссибу, составили 89% общего объема перерабатываемых на дороге транзитных грузов. При этом доля переработки грузов из Кореи составила 71,4%, Китая - 27%, Японии -1,6%.

В 2005 г. отмечен рост контейнерных перевозок по сравнению с 2004 г. на 7,4% (по крупнотоннажным - 10,7%). Дорога обеспечила погрузку 85 тыс. контейнеров, в том числе свыше 70 тыс. крупнотоннажных. Объем переработки грузов из Кореи составил 62%, Китая - 33%, Японии - 5,2%.

На рынке внешних перевозок высокодоходной продукции идет жесткая конкуренция. С учетом этого большое внимание уделяется созданию благоприятных условий для курсирования контейнерных поездов, отвечающих мировым стандартам качества и безопасности. Это и регулярность перевозок, и пропуск составов без отцепок и прицепок вагонов, и сопровождение каждого поезда охраной, и доставка груза по принципу «от двери до двери», и конкурентоспособные «сквозные» ставки. Реализуемая технология «сквозных» ставок предполагает комплексную ответственность всех участников перевозочного процесса, жесткое соблюдение сроков доставки, стабильные тарифные условия. Особенно это актуально для Транссибирской магистрали, где сконцентрирован огромный потенциал для роста контейнерных перевозок.

Однако самое главное конкурентное преимущество сухопутного Транссибирского коридора - высокая скорость доставки грузов. Максимальное время проследования фирменных транзитных контейнерных поездов составляет чуть более 9 сут с маршрутной скоростью до 1200 км в сутки. Это позволило более чем в 2 раза по сравнению с кружным морским путем сократить сроки доставки грузов из стран АТР в Западную Европу.

Для сокращения сроков доставки контейнеры с транзитными грузами следуют в фирменных контейнерных поездах. В 2004 г. был отправлен 1331 ускоренный контейнерный поезд назначением на станции Бусловская, Иркутск, Алма-Ата, а также станции Московского узла, что по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. больше на 34%. В 2005 г. возобновлено курсирование поездов с транзитными контейнерами в Европу через Брест.

Эффективность контейнерных перевозок возросла и за счет упрощения пограничных и таможенных формальностей, создания единого информационного поля и электронного обмена документами между участниками транзитного товарообмена.

Существующие на сегодняшний день информационные технологии и средства связи позволяют отслеживать все потоки внешнеторговых грузов в реальном масштабе времени. Следует подчеркнуть, что на железнодорожном транспорте в настоящее время имеются автоматизированные информационные системы управления высочайшего уровня, отвечающие самым жестким требованиям безопасности, надежности и качества.

Для достижения конкурентных преимуществ в сфере контейнерных перевозок в конце 2004 г. была создана интегрированная логистико-провайдерская компания «Русская тройка», объединившая производственно-технические мощности ОАО «РЖД» и Дальневосточного морского пароходства. Новый проект предусматривает для клиента возможность снижения тарифов за счет предоставления «сквозного сервиса» при существенном сокращении транзитного времени. Например, при перевозке в контейнерных поездах автокомплектующих деталей из Южной Кореи для российского завода в Таганроге время доставки сократилось в 2 раза, а время оформления документов на таможне - с 5 суток до двух часов.

С начала 2005 г. компанией перевезено более 2,5 тыс. контейнеров, в дальнейшем «Русская тройка» планирует увеличить этот показатель до 100 тыс. контейнеров в год.

Большие перспективы для роста контейнерных перевозок открывает реализация проекта соединения Транскорейской железнодорожной магистрали с Транссибом через пограничную станцию Хасан. Существующие возможности инфраструктуры 53-километровой железнодорожной линии Туманган - Раджин позволяют без значительных затрат перевести этот участок на технологию обработки магистральным подвижным составом ОАО «РЖД» и на первом этапе организовать перевозку нефти и нефтепродуктов до порта Сонбон.

Грузопотоки Транскорейской магистрали будут формироваться из объемов взаимной торговли между Россией, КНДР и Южной Кореей, а также транзитных грузов в сообщении Южная Корея - европейские страны и обратно. К перевозкам по этому транзитному мосту может быть привлечена также часть контейнерных грузов из Японии, перерабатываемых в порту Пусан. По прогнозным данным объемы перевозок по Транскорейской железной дороге могут составить более 300 тыс. контейнеров в год, а доходы от них - более 1 млрд. долл.

Подготовка передаточных составов для порта на станции Владивосток

Подготовка передаточных составов
для порта на станции Владивосток

В результате модернизации Транскорейской магистрали через Транссиб будет создан самый короткий сквозной транзитный коридор Азия - Европа - Азия. В условиях глобализации мировой экономики этот проект будет иметь важнейшее значение как для России, так и для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, грузовладельцы которых заинтересованы в быстрой доставке своей продукции на европейский товарный рынок и снижении транспортных расходов.

Для привлечения высокодоходных грузов на Дальневосточной дороге разработана программа, целью которой является эффективное взаимодействие с владельцами высокодоходных грузов. С начала 2005 г. объемы их погрузки имеют тенденцию увеличения. Так, если общий прирост погрузки составил 8,4%, то на долю высокодоходных грузов пришлось более 12%.

При этом необходимо отметить, что дорога, являясь ключевым звеном региональной экономики, получает от субъектов Федерации серьезную поддержку по привлечению внешнеторговых грузов. Например, проблема перевозки рыбы обсуждалась с губернатором Приморского края. В результате конструктивной работы за 9 месяцев 2005 г. объемы погруженной рыбопродукции увеличились на 25% по сравнению с 2004 г. Учитывая положительную динамику роста объемов погрузки рыбной продукции, в настоящее время рассматривается проект создания на принципе долевого участия совместной рефрижераторной компании.

Помимо этого для освоения перспективных экспортно-импортных грузопотоков дорогой и администрацией Приморского края разработана Программа развития транспортной инфраструктуры в Приморье, которая предусматривает усиление железнодорожных пограничных переходов и подходов к портам.

В многоплановом сотрудничестве с правительством Хабаровского края акцент делается на развитие лесопромышленного комплекса и соответственно организацию перевозок грузов этих предприятий. Лесная промышленность Дальнего Востока практически вся ориентирована на рынок Юго-Восточной Азии. В регионе насчитывается 850 экспортеров леса, в том числе в Хабаровском крае - 300. Создана компания «ДВ-экспресс», учредителем которой является правительство края. Сегодня компания имеет 150 оборудованных платформ для перевозки леса.

С целью ускорения доставки экспортного леса на станции Комсомольск-Сортировочный поезда формируются прямым назначением на пограничную с Китаем станцию Гродеково. На текущий момент составы с лесом следуют в КНР без переработки на сортировочной станции Хабаровск-II. Экономии времени способствует и внедренная на дороге информационная система, позволяющая взаимодействовать с контрольными органами до прибытия состава в пункт пропуска. Действующая технология передачи 12 поездов через погранпереход Гродеково - Суйфэньхэ позволит к 2010 г. увеличить переработку грузов на станции Гродеково, в том числе и лесных, в 2 раза. Для ускорения оформления документов и подачи заявок крупнейшие предприятия лесной отрасли включены в систему ЭТРАН.

В целом в 2005 г. на экспорт отгружено более 1,1 млн. т лесных грузов и 557 тыс. т - на внутренний рынок. Вывоз древесины в зарубежные страны возрос на 20,4%. Это результат целенаправленной работы дороги с грузовладельцами и Министерством лесной промышленности Хабаровского края.

Одним из основных факторов привлечения к перевозке грузов, в том числе внешнеторговых, является взвешенная, обоснованная ценовая политика. Так, в результате изменения тарифов объем перевозки леса через погранпереходы возрос в 2005 г. на 6,7%.

По предложению дороги снижена стоимость перегрузки транзитного кокса и угля до пограничной станции Гродеково. Это позволит привлечь дополнительно не менее 500 тыс. т транзита этих грузов через переход Гродеково - Суйфыньхэ и морские порты юга Приморья, а с уменьшением тарифа на перегруз импортных тарно-штучных грузов их объемы возрастут в 10 раз.

Дальневосточная дорога - уникальный полигон, объединяющий интересы различных транспортных структур, ведомств, владельцев грузов. Поэтому координация действий всех участников перевозочного процесса через логистические центры одна из первоочередных задач сегодняшнего дня. Внедрение логистических технологий при организации мультимодальных перевозок грузов в международном сообщении играет важную роль для повышения эффективности транспортного обслуживания. Основные принципы логистики при планировании перевозок и их оперативном регулировании на дороге уже внедрены, что, безусловно, способствовало повышению эффективности управления грузопотоками. Автоматизированные системы «Грузовой экспресс», СИРИУС и ЭТРАН создают условия для информационного взаимодействия по всей логистической цепочке, начиная с оформления документов на погрузку и заканчивая выгрузкой по месту назначения.

Примером использования новых информационных возможностей является совместная работа дороги и Владивостокского морского торгового порта. Благодаря созданной логистической системе сотрудничество порта и станции Владивосток осуществляется практически в едином технологическом режиме.

Развитие технического оснащения железнодорожных станций и совершенствование информационного взаимодействия между дорогой и портом, организация взаимодействия дорожного центра управления перевозками с диспетчерским аппаратом Владивостокского транспортного узла позволили сократить простой вагона под одной грузовой операцией на станции Владивосток за 9 месяцев 2005 г. почти на 11 ч по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.

Для оптимизации схемы доставки внешнеторговых грузов потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона через дальневосточные порты будет создан накопительно-распределительный комплекс в районе станций Владивостокского транспортного узла, где железнодорожная магистраль разветвляется на порты Владивосток, Находка и Восточный. В ближайшие годы большую часть грузопотока в Дальневосточном регионе составят грузы внешней торговли и в первую очередь экспортные. Учитывая долговременный характер этой тенденции, дорога значительные средства выделяет на развитие собственной транспортной инфраструктуры. Так, модернизируется инфраструктура Находкинского железнодорожного узла, обслуживающего крупнейшие порты Тихоокеанского побережья России - Находку и Восточный. Планируется завершить работы по развитию припортовых железнодорожных станций этого направления. Завершение электрификации главного хода дороги и расширение полигона бесстыкового пути позволили внедрить технологию вождения тяжеловесных поездов весом 6 тыс. т до припортовых станций Владивосток и Находка, сократить время доставки грузов.

Северное широтное направление с выходом на Ванинско-Совгаванский перерабатывающий узел принято за основное в транспортировке внешнеторговых грузов. Это открывает широкие возможности для перевалки экспорта кузбасских и якутских углей, нефтепродуктов, минеральных удобрений, леса, руды и т.д. Объем переработки грузов через Ванинский морской торговый порт к 2007 г. составит 15,8 млн. т, а к 2009 г. увеличится до 26 млн. т.

С учетом роста объемов потребления угля в странах АТР в порту Ванино компания «СУЭК» ведет строительство бункерного угольного терминала проектной мощностью 10-12 млн. т, что сопоставимо с мощностью терминала порта Восточный. В связи с тем, что экспортные грузопотоки пойдут в порт по БАМу, дорога ведет работы по усилению участка Тында - Комсомольск - Ванино Северного широтного хода с открытием дополнительных промежуточных станций и разъездов, реконструируются железнодорожные пути на перевальных участках, что позволит убрать ограничения пропускной и провозной способности на направлении. Под перспективные экспортные перевозки нефти осуществляется усиление участка Барановский - Хасан.

На перегрузочной пограничной станции Гродеково, обеспечивающей международные экономические связи Китая с Западной Европой, проводится оздоровление путевого хозяйства и прилегающих перегонов с укладкой железобетонных шпал и рельсов тяжелого типа, внедряется электрическая централизация на промежуточных станциях. После завершения всех работ грузопереработка через пограничный переход Гродеково - Госграница возрастет в 1,5 раза. Дальневосточная дорога, определяя перспективу своего развития, разрабатывает стратегию эффективного функционирования в единой системе внешнеторгового обмена с учетом интересов субъектов Российской Федерации и компаний-грузовладельцев, что обусловлено дальнейшей интеграцией российской экономики в мировое хозяйство, в том числе присоединением к Всемирной торговой организации.

г. Хабаровск