Комплексные проблемы транспорта

Перспективы увеличения объемов перевозок грузов через порты Дальнего Востока


Локомотивное депо Хабаровск-2
Локомотивное депо Хабаровск-2

Крапивный В.А., главный инженер Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

Дальневосточная магистраль не просто крупный транспортный комплекс на востоке России, но и важное звено международных транзитных коридоров. Поэтому на дороге уделяется особое внимание взаимодействию с портами, совершенствованию технологии перевозок внешнеторговых грузов, развитию транспортной инфраструктуры. Дорога занимает одно из ведущих мест в транспортировке экспортно-импортных грузов.

Наличие в Дальневосточном регионе прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья – Ванино, Находка, Восточный, Владивосток, Посьет, а также к сухопутным пограничным переходам Гродеково – Суйфыньхэ и Хасан - Туманган создает благоприятные условия для внутренних и внешнеторговых перевозок в сообщениях как между странами Азии, так и между Азией и Европой. Интеграция России в Евроазиатскую транспортную систему является одной из важнейших целей Стратегической программы развития ОАО «РЖД».

Транссиб как главная магистраль Северного коридора Трансазиатской железной дороги является основой транзитного коридора между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. Среднее расстояние по железным дорогам между портами Дальнего Востока Российской Федерации в 2 раза меньше, чем по морю между портами Азии и Европы. Это должно стать преимуществом для более быстрой перевозки грузов с ограниченным сроком доставки.

В интермодальных перевозках по транспортному коридору Запад – Восток доминирующее положение занимают контейнеро-пригодные грузы. Это самый перспективный сектор транспортного рынка в мире. Их общий объем в евроазиатской торговле, согласно экспертной оценке, в настоящее время составляет 65 млн. т, из них 29 млн. т - в азиатском и 36 млн. т - в европейском направлении. По прогнозам специалистов внешнеторговые перевозки между странами Европы и Азии к 2010 г. возрастут в 1,3 раза и составят 400 млн. т.

Кроме того, для граничащих с Россией государств, не имеющих прямого выхода к морским портам, российские железные дороги также могут стать главным транспортным путем в сообщениях с другими странами мира. Общими усилиями транспортники России могли бы сделать своих конкурентов со стороны железных дорог Китая и Южной Кореи на Дальнем Востоке партнерами по бизнесу. В настоящее время физический объем торговли Китая с Европой оценивается в 40 млн. т. При этом транспортировка практически всех грузов осуществляется по морю. На перевозки железнодорожным транспортом, которые могли бы проходить по территории России, приходится незначительная доля, несмотря на то, что прямое железнодорожное сообщение сокращает расстояние перевозки грузов из Китая в Европу в 5 раз.

В связи с развитием конкуренции на альтернативных сухопутных маршрутах и с целью привлечения дополнительных объемов перевозок грузов из стран Юго-Восточной Азии и Китая необходимы опережающее развитие инфраструктуры пограничных и припортовых станций, разработка мер по упрощению процедур пересечения границ, внедрение прогрессивных информационных технологий и логистическое обеспечение на припортовых станциях Дальневосточного региона Владивосток, Находка, Находка-Восточная и пограничных станциях Гродеково и Забайкальск (Забайкальская дорога), а также формирование конкурентоспособной тарифной политики при организации транзитных перевозок.

Учитывая, что в последние годы наблюдается рост объемов выгрузки экспортных грузов в портах Дальнего востока (за 5 лет рост объемов выгрузки составил 74,5 %), Дальневосточной дорогой принимаются необходимые меры по развитию железнодорожной инфраструктуры. В результате реализации инвестиционной программы созданы достаточные резервы провозной способности морских и пограничных переходов, припортовых и пограничных станций для обеспечения внешнеторговых перевозок. При этом объемы переработки и перевалки грузов в дальневосточных портах, на долю которых приходится пятая часть российского грузооборота, увеличивались начиная с 2000 г. до 25% в год.

Для повышения эффективности перевозочного процесса на дороге внедрена сквозная технология работы локомотивов и локомотивных бригад на удлиненных тяговых участках и безотцепочная система обслуживания грузовых поездов на ПТО станций Хабаровск II, Находка-Восточная. Пересмотрена технология работы ряда важнейших станций и целых направлений. Строительство волоконно-оптической линии связи на участке Архара -Хабаровск - Уссурийск - Владивосток протяженностью более 1,2 тыс. км объединило железные дороги Транссиба мощной системой передачи данных, обеспечивающей единое информационное пространство транспортного комплекса всех участников перевозочного процесса. Это позволило организовать информационный обмен диспетчерского аппарата дороги и припортовых станций с портами Дальнего Востока в рамках автоматизированной системы согласованного подвода грузов «Грузовой экспресс».

В декабре 2002 г. внедрена сквозная технология вождения тяжеловесных поездов электровозами на участке Архара - Хабаровск II - Владивосток. Вождение таких поездов открыто и на самом сложном участке Транссиба Угловая – Находка. При этом транзитные поезда на полигоне главного хода обращаются с весовой нормой 6000 т, длиной 71 условный вагон и имеют стоянки только на участковых (технических) станциях Облучье, Хабаровск II, Ружино, Смоляниново для смены локомотивов и локомотивных бригад. Это позволило ускорить оборот вагона на 1,01 сут и соответственно сократить сроки доставки грузов.

Обновленные пути на станции Владивосток
Обновленные пути на станции Владивосток
Электрификация последнего участка Транссиба завершена. Отправление первого поезда
Электрификация последнего участка
Транссиба завершена.
Отправление первого поезда

За последние три года на развитие припортовых станций и подходов к ним выделено 1,4 млрд. руб. Это позволило увеличить объем переработки грузов с 20,7 млн. т в 2001 г. до 34 млн. т в 2004 г. и выгрузку вагонов в портах Восточный, Владивосток и Находкинском узле на 67%. Значительные средства вложены в развитие и реконструкцию станций Владивосток, Находка-Восточная, Ружино и др. Для обеспечения перспективного грузопотока в настоящее время ведется реконструкция решающих станций Облучье, Хабаровск II, Уссурийск, Смоляниново и усиление железнодорожной линии в направлении станции Находка-Восточная. Выполняются работы по проектированию развития станций Находка и Крабовая.

Реконструкция станции Владивосток, проводимая с 2003 по 2005 г., позволяет уже сегодня увеличить ее перерабатывающую способность и довести объем переработки грузов до 9 млн. т.

Ежегодное увеличение грузопотока на станции Находка-Восточная, построенной в 1974 г. с перерабатывающей способностью 6,8 млн. т. в год, который в 2001 г. достиг 13,6 млн. т, а в 2004 г - 20,6 млн. т в год, потребовало решения вопроса об увеличении перерабатывающей способности станции в рамках инвестиционной программы развития Дальневосточной дороги в 2000 - 2005 гг. Завершение реконструкции станции позволит увеличить ее перерабатывающую способность до 26 млн. т в год.

Железнодорожный узел Находка включает в себя станции Рыбники, Бархатная, Мыс Астафьева, Крабовая и саму станцию Находка. Объем переработки грузов в 2004 г. по станциям узла достиг 15,46 млн. т. В связи с прогнозируемым ростом объема перевозок переработка грузов по узлу может составить 23,6 млн. т. Внедрение на полигоне дороги сквозных технологий вождения поездов повышенного веса 6000-6300 т и длины 71 условный вагон требует включения в инвестиционную программу 2006-2008 гг. реконструкцию станции Находка и станции Крабовая. Это позволит увеличить перерабатывающую способность узла до 30-35 млн. т.

По предложению порта Посьет и компании-собственника порта ОАО «Стальная группа Мечел» планируется увеличение объема переработки грузов на станции Посьет и одноименному порту до 5 млн. т в год. Для реализации этой задачи необходимы ликвидация ряда «узких» мест в пропускной и провозной способности участка Уссурийск – Гвоздево - Посьет и увеличение перерабатывающей способности торгового порта Посьет. На эти цели планируется привлечь инвестиции заинтересованных компаний.

Дополнительно, с учетом прогнозируемого Гипротранстэи ОАО «РЖД»грузооборота, Дальневосточной дорогой получена просьба о выдаче технических условий на разработку «Транспортно-перегрузочного комплекса ООО «Саха-транс». Разместить комплекс предполагается на северном берегу бухты Мучке. В составе транспортно-перегрузочного комплекса предусматриваются терминалы для перегрузки угля, руды и леса с перерабатывающей способностью 25 млн. т в год (прогноз объемов грузов из Южной Якутии в порты Дальнего Востока 4,5 млн. т в год).

Кроме того, за счет строительства дополнительных перегрузочных мощностей инвесторами ЗАО «Базовый элемент», ЗАО « Евразфинанс», ООО «Дальтрансуголь» определен общий объем перерабатываемых грузов в порту Ванино. К 2010 г. он составит 26 млн. т в год, или 29 грузовых и 2 пары пассажирских поездов на однопутном участке.

Сегодня порт Ванино, расположенный в естественной глубоководной бухте, имеет 20 причалов, общая протяженность которых составляет более 2,9 км с глубинами от 9,2 до 11,3 м. Это позволяет принимать суда дедвейтом до 45 тыс. т. Порт разделен на четыре производственных перегрузочных комплекса, каждый из которых имеет свою специализацию. Мощности порта позволяют перерабатывать ежегодно до 12 млн. т всех видов экспортно-импортных и каботажных грузов.

По оценкам специалистов Гипротранстэи переработка грузов Дальневосточной дорогой максимально увеличится к 2010 г. на 15-35%, в том числе по углю на 22%, нефти на 16%, строительным грузам на 35%, деловой древесине на 27% и т.д. При этом загрузка отдельных направлений возрастет более чем в 2 раза.

В настоящее время в портах Дальневосточного региона проводится комплекс мероприятий, направленных на увеличение объемов переработки грузов. В соответствии с соглашением между ОАО «РЖД» и ОАО «СУЭК» об организации перевозки угля из Кузнецкого бассейна в объеме 12 млн. т в год в порт Ванино в бухте Мучке ведется строительство углеперегрузочного балкерного терминала. Начаты работы по реконструкции Комсомольского нефтеперерабатывающего завода КНПЗ с доведением его мощности до 8 млн. т в год. С открытием нефтеналивной станции Уяр на Северном широтном ходу в 2006 г. это позволит обеспечить перевозку нефти в объеме до 6 млн. т в год.

В соответствии с решением Правительства о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и планируемой перевозкой нефти от наливной эстакады в районе поселка Сковородино до нефтяного терминала на юге Приморья (станция Кедровый) на дороге проработан план поэтапного усиления железнодорожной линии Барановский – Хасан. Компанией ОАО «Стальная группа Мечел» начаты работы по увеличению переработки грузов через порт Посьет с доведением его перерабатывающей мощности до 2 млн. т в 2005 г. и до 5 млн. т в год к 2008 г.

Станция Токи
Станция Токи

Морским торговым портом ОАО «Восточный» ведется разработка проекта третьей и четвертой очереди строительства угольного терминала суммарной мощностью до 27 млн. т в год. Кроме того, в порту Восточный построен и готов к переработке до 1 млн. т грузов в год метанольный нефтехимический комплекс.

Предложения Дальневосточной железной дороги в ходе формирования инвестиционной программы нашли полное понимание со стороны отдельных департаментов ОАО «РЖД» в вопросах необходимости ликвидации «узких» мест на железнодорожных направлениях и станциях, в первую очередь на участках с ограниченными размерами движения. При этом Департаментом управления перевозками отмечена необходимость поэтапного развития железнодорожной линии Северного широтного хода.

Сегодня цели и задачи ОАО «РЖД» по повышению доходности и обеспечению возрастающих грузовых и пассажирских перевозок к портам Дальнего Востока нашли отражение в выделенном отдельно направлении инвестиционного проекта «Кузбасс – Дальний Восток».

г. Хабаровск