Комплексные проблемы транспорта

Логистические технологии работы припортовых станций и портов


Станция Владивосток

О.С. Пономарев, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
С.Ю. Елисеев, заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД», кандидат технических наук
А.Ю. Токарев, заместитель директора Владивостокского морского торгового порта по стратегическому развитию
А.С. Балалаев, кандидат технических наук

Дальневосточная железная дорога и крупные морские порты тихоокеанского побережья – Ванино, Находка, Восточный, Владивосток, Посьет – составляют основу транспортного комплекса Дальнего Востока. Совершенствование взаимодействия дороги с портами имеет особое значение для наращивания объемов перевозок внешнеторговых грузов.

Одним из основных структурных подразделений Дальневосточной магистрали является станция Владивосток. Здесь находится один из крупнейших на Дальнем Востоке Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Поэтому усилению технической оснащенности и улучшению организации работы станции дорога уделяет большое внимание. Так, для увеличения ее перерабатывающей способности поездов повышенного веса и длины начиная с 2003 г. в рамках дорожной инвестиционной программы оптимизации работы и эксплуатационной деятельности ведется переустройство путевого развития станции. В 2003 г. было освоено около 29 млн. руб., в 2004 г. – 63 млн. руб., а в 2005 г. на окончание этих работ было выделено 60 млн. руб. В результате реконструкции приемо-отправочные и сортировочные пути станции смогут обеспечить работу с поездами длиной 71 условный вагон и весовой нормой 6300 т. Реконструкция станции Владивосток позволит увеличить объем переработки грузов до 9 млн. т в год.

Владивостокский морской торговый порт расположен на берегу бухты Золотой Рог. Глубина на проходах к порту 20-30 м. Общая длина причалов превышает 4 км. Порт оснащен различной современной техникой: портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 32 т, авто- и электропогрузчиками грузоподъемностью от 1,5 до 25 т, автокранами грузоподъемностью до 50 т, плавучим краном грузоподъемностью 100 т. Порт специализируется на переработке навалочных грузов, металлов, зерна, контейнеров, а также лесных грузов. В 2005 г. здесь введен в эксплуатацию зерновой комплекс производительностью 1,5 млн. т, расширены складские площади и фронты обработки вагонов. Обновляется грузоподъемная техника на контейнерном терминале. Это позволит увеличить грузопоток большегрузных контейнеров до 150 тыс. штук в год.

УвеличитьРост объемов экспортных перевозок грузов потребовал создания сквозного транспортного сервиса на базе широкого использования современных логистических технологий. На Дальневосточной железной дороге по аналогии с Северо-Кавказской дорогой с учетом местных условий создается логистический центр. Основное его назначение - оптимизация продвижения вагонопотоков назначением на припортовые станции, координация взаимодействия дороги с морскими портами, экспедиторскими организациями и операторскими компаниями. Совместной рабочей группой специалистов дороги и ученых Дальневосточного государственного университета путей сообщения разработана концепция взаимодействия железнодорожного и морского транспорта на основе управляющего регионального транспортно-логистического центра (ЛЦ).

Этот центр должен не только обеспечить рационализацию перемещения экспортных грузопотоков через дальневосточные порты, но и способствовать загрузке Транссиба в обратном направлении.

ОАО «РЖД» планировалось создать логистический центр в районе Находки. Но в этом случае он будет обслуживать лишь порты Находка и Восточный. Вместе с тем специалистами дороги в содружестве с Дальневосточным научно-исследовательским институтом морского флота разработан проект припортовой грузовой станции «Южный приморский терминал», которая может быть размещена в районе станций Угловая и Амурский залив, где железнодорожная магистраль разветвляется на порты Владивосток, Находка и Восточный. Создано открытое акционерное общество «Южный приморский терминал», учредителями которого стали ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «РЖД» и другие компании, работающие во Владивостокском транспортном узле.

Предлагаемое местоположение терминала - Надеждинский район - на расстоянии 40 км от порта и станции Владивосток и 160 км от портов Находка и Восточный, неподалеку от аэропорта и автомобильной трассы Владивосток – Хабаровск. Его площадь 15 га с перспективой расширения до 25 га. Проектная стоимость $18,4 млн.

Концепцией ЛЦ предусмотрены следующие главные целевые направления работы Южного приморского терминала:
маркированный список обработка вагонов и автотранспорта, обеспечивающая ритмичную работу портов, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, повышение их пропускной и провозной способностей;
маркированный список рационализация прибавочной стоимости товаров при переработке их на складах, что позволит выгодно использовать изменения конъюнктуры рынка и повысить конкурентоспособность товаропроизводителей – клиентов терминала;
маркированный список организация комплексной переработки крупнотоннажных контейнеров международного стандарта.

Значительный рост экспортных грузопотоков при недостаточных пропускных способностях припортовых станций настоятельно требует скорейшей реализации предлагаемого решения. Этот проект полностью соответствует концепции развития логистических центров на базе сети дорог ОАО «РЖД» и Российские железные дороги уже являются его участником. Такой логистический центр мог бы значительно расширить производственные возможности не только порта Находка, но и Владивосток, Посьет, Хасан, пограничных переходов Полтавка и Гродеково.

Работа ЛЦ основывается на действующей в настоящее время автоматизированной информационной системе ДИСПАРК, принятой в 2004 г. в эксплуатацию системе СИРИУС, АСУ станций разработки Центра информационных технологий ЦИТТранс, а также развивающихся автоматизированных системах централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (ЭТРАН) и регулирования погрузки в адрес портов и пограничных переходов «Грузовой экспресс».

Создание логистического центра позволит увеличить переработку грузов на стыке железнодорожного и морского транспорта за счет оптимизации взаимодействия предприятий-смежников и внедрения логистических схем перевозки, оперативно и эффективно корректировать грузопотоки с перераспределением их в наименее загруженные транспортные направления (порты) региона. Наличие логистического центра обеспечит мониторинг и при необходимости оперативное регулирование продвижения грузопотоков в случаях затруднений с выгрузкой в отдельных портах региона.

Использование логистических технологий при организации перевозок грузов является на сегодняшний день наиболее перспективным направлением работы всей транспортной системы. В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для внедрения логистических принципов организации перевозок: транспортная и информационная инфраструктура.

Владивостокский морской торговый порт и Дальневосточная железная дорога на протяжении ряда лет ведут совместный поиск путей оптимизации перевозочного процесса, в частности на основе широкого использования современных информационных технологий. Уже к ноябрю 2001 г. в адрес ВМТП по электронной почте была организована передача в регламентном режиме сообщений 7001 и 7003 – информации о дислокации составов на участках Архара – Хабаровск и Хабаровск – Владивосток. Дальневосточная дорога стала получать сообщения о подходе флота и наличии грузов в порту.

В 2002 г. МПС России приняло решение о создании и внедрении системы автоматизированного регулирования погрузки в адрес портов и пограничных переходов («Грузовой экспресс») разработки ЦИТТранса. В декабре 2002 г. утвержден план развития информационного обмена между ВМТП и Дальневосточной железной дорогой. Его успешной реализации способствовали внедрение АСУ станции и поставка программно-аппаратного комплекса «Трансферт». Уже тогда стала реально ощутимой отдача от взаимного обмена информацией, которая отражалась в производственных показателях как порта, так и станции Владивосток. В марте 2002 г. ВМТП стал получать информационный массив, содержащий сведения об отгрузке грузов в его адрес.
Соглашение об информационном обмене
1. Техническое решение 2. Информация
от железной дороги к порту

маркированный список

Передача данных должна осуществляться по выделенному физическому каналу со скоростью не менее 2 Мб/с.

маркированный список

Защита информационного обмена между информационными системами портов и железной дороги обеспечивается развертыванием защищенной сети "Vip-NET", гарантирующей криптографическую защиту данных с выполнением требований целостности, сохранности и обеспечения конфидециальности.

маркированный список

Шлюзовой сервер "ТРАНСФЕРТ" и оборудование защиты сети устанавливается в помещении узла СПД.
 

маркированный список Об оформлении погрузки в адрес порта в объеме электронной дорожной ведомости.
маркированный список О погрузке контейнеров на вагон.
маркированный список О движении вагонов по железным дорогам РФ (передается информация о стыковых пунктах дорог и "бросании" поездов).
маркированный список О прибытии вагонов с грузом в адрес порта на припортовую станцию.
маркированный список О проверочной таксировке документа.
маркированный список Об операции с вагонами в адрес порта на Дальневосточной железной дороге.
 

Качественный и количественный прорыв произошел в 2003 г. после подписания соглашения об электронном обмене данными между информационными системами ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (АСУ Порт) и припортовой станцией Владивосток (АСУ ОС) в рамках системы «Грузовой экспресс» и приобретения портом программного обеспечения и установки сервера «Грузовой экспресс». На сегодняшний день для порта информация, получаемая от железной дороги, является одним из ключевых элементов системы планирования обработки вагонов при проведении грузовых работ.

Специалисты порта разработали программный модуль, использующий данные из «Грузового экспресса», информацию об отгрузке продукции с металлургических заводов и сведения из АСУ Порт. Это позволило автоматизировать основные функции эксплуатационных служб смежников:
маркированный список взаимодействие с предприятиями железнодорожного транспорта по подводу и отправке, расформированию поездов и маршрутизации погрузки по ВМТП и его контрагентам, организации маневровой работы по подаче и уборке вагонов грузовых фронтов;
маркированный список разработку сменно-суточного плана работы порта и Владивостокского транспортного узла;
маркированный список согласование предварительных и суточных заявок на погрузку вагонов;
маркированный список распределение технических и трудовых ресурсов.

Помимо этого, в соответствии с соглашением об обмене данными, в адрес Дальневосточной железной дороги направляются сообщения 4050 - «Наличие груза в порту», 4051 - «Погрузка-выгрузка судов за сутки», 4053 - «Сменно-суточный план», 4054 - «Предварительная разметка вагонов от порта». Планируется организовать передачу сообщений 4052 - «Переработка основных грузов за сутки с нарастающим итогом с начала месяца», 4055 - «Переработка контейнеров в порту» и 4057 - «Позиция судов».

В 2005 г. на рабочих местах во Владивостокском морском торговом порту установлена клиентская часть системы ЭТРАН. В результате дальнейшего развития информационного обмена на основе этой системы автоматизируются и упрощаются процессы подачи и согласования грузоотправителем заявки на перевозку, планирование операций погрузки и выгрузки. Автоматизируются также информация о марках груза и контрактах и планирование подбора вагонов под контракт.

Подход к порту на Дальневосточной дороге

На этапе планирования перевозки, помимо оценки погрузки в адрес порта с других дорог, предусматривается возможность прогнозирования подхода к нему вагонов под выгрузку, реализуемого на основе сведений оперативной дорожной базы о состоянии и дислокации вагонов, а также базы заявок на перевозку и статистических хранилищ, созданных для оценки времени движения грузов до пунктов выгрузки.

Следующая функция системы позволяет прогнозировать процесс продвижения каждой отправки груза в пункт назначения с целью обеспечения его своевременной доставки. По факту приема груза к перевозке на станции отправления и после ввода этой информации в систему в базе данных АСУ «Грузовой экспресс» формируется полный прогнозный маршрут следования отправки груза до станции назначения с учетом действующего плана формирования. По маршруту движения размечаются контрольные точки (междорожные стыковые пункты и сортировочные станции) и между ними распределяется срок доставки груза. Таким образом устанавливается контрольное время проследования этих пунктов маршрута.

На линейном уровне (припортовые станции) используется комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ), позволяющий вести долгосрочное и краткосрочное планирование работ на станции и контролировать оперативную обстановку. Наряду с этим предусмотрены электронный обмен данными с автоматизированными системами клиентов и взаимодействие с информационными системами портов. В АСУ припортовой станции из АСУ порта передаются данные о наличии грузов на складах порта. В АСУ порта, в свою очередь, поступает информация о ближайшем подходе грузов к припортовой станции. Использование оперативной и прогнозной информации, предоставляемой работникам станций на автоматизированных рабочих местах, предотвращает ошибки в организации перевозочного процесса и повышает качество управляющих решений.

Созданная автоматизированная система обеспечивает необходимой информацией процессы управления в транспортном узле и повышает эффективность работы единых диспетчерских смен. В настоящее время Дальневосточная железная дорога наряду с Владивостокским морским торговым портом заключила соглашения об информационном обмене с Находкинским морским торговым портом (станции Бархатная и Мыс Астафьева), портом Восточный, нефтебазой «НК-РосНефть-НаходкаНефтеПродукт» (станция Крабовая) и Ванинским морским торговым портом. Оформляется соглашение с Владивостокским морским рыбным портом. Информационный обмен организуется по трем направлениям:
маркированный список информационная система порта получает набор сообщений об операциях с вагонами в его адрес и на их основе строит свою справочную систему. При этом одним из важнейших условий является наличие собственных разработчиков в порту. По этому пути развиваются взаимоотношения дороги с портом Восточный;
маркированный список в качестве информационной системы на стороне порта используются сервер «Грузовой экспресс клиента ж.д.» и набор справочных АРМов, позволяющих отображать информацию для диспетчеров порта в том же виде, как ее видят работники железной дороги. По этому направлению осуществляется обмен с Ванинским и Находкинским морскими торговыми портами, нефтебазой «НК-Роснефть-НаходкаНефтепродукт»;
маркированный список сочетание предыдущих вариантов – работа диспетчеров порта со справочной системой сервера «Грузовой экспресс клиента ж.д.» и дополнительно построение собственных справок на основе информации от железнодорожников.

По этому принципу осуществляется обмен с Владивостокским морским торговым портом.

В информационные системы портов передаются данные об оформлении погрузки груза в адрес грузополучателя (порта) в объеме электронной дорожной ведомости, о погрузке контейнера на вагон, движении вагонов с грузом в адрес порта по железным дорогам России (сведения о проследовании стыковых пунктов дорог и «бросании» поездов), прибытии вагонов с грузом в адрес порта на припортовую станцию и о проверочной таксировке документа. В свою очередь, порты передают информацию о наличии у них грузов (на складах, грузовых площадках), погрузке-выгрузке судов за сутки, переработке основных грузов (также за сутки), предварительной разметке вагонов с грузом по причалам (в подходе), об оформлении перевозочного документа на погрузку(запрос таксировки) и наличии судов в подходе и рейде, а также сменно-суточный план работы.

Наибольшее полное взаимодействие по информационному обмену достигнуто с Владивостокским и Находкинским морскими торговыми портами и портом Восточный. Информационные системы портов не только получают данные от железнодорожников, но и передают сведения о наличии грузов на причалах, их переработке, подходе судов и предварительной разметке части грузов по причалам. Взаимный обмен информацией об оформлении перевозочного документа на погрузку (запрос таксировки) и проверочной таксировке для порта Восточный позволяет исключить повторный ввод данных при оформлении погрузки контейнеров.

После доработки в июне 2005 г. программного обеспечения передачи уточненной информации об операциях с вагонами на дороге в адрес порта появилась возможность в реальном масштабе времени осуществлять мониторинг дислокации грузов и подвижного состава - регистрацию, учет и расчет данных о дислокации, состоянии и прогнозе прибытия грузов и вагонов, следующих к пунктам перевалки на другой вид транспорта. Это позволяет отслеживать перемещение объектов с момента погрузки до момента выгрузки в пунктах назначения, получать текстовые и экранные отчеты, отражающие текущее состояние на момент запроса. Прогноз подхода вагонов в адрес порта с учетом сроков доставки и реальной скорости движения, а также оперативной обстановки на станциях участка и в парках припортовой станции является основой координации взаимодействия дороги с морскими портами, экспедиторскими организациями и грузоотправителями за счет обеспечения:
маркированный список ритмичности процесса погрузки экспортных грузов назначением на припортовые станции с учетом возможностей портовых терминалов;
маркированный список своевременного продвижения грузов к терминалам припортовых станций на основе постоянного мониторинга дислокации грузов;
маркированный список организации бесперебойности выгрузки грузов на терминалах припортовых станций.

Налажена также предварительная разметка диспетчером порта вагонов по причалам с учетом оперативной обстановки в порту и дополнительных сведений о грузе. Диспетчер Владивостокского порта, руководствуясь прогнозом оперативной обстановки на причалах и наличием судов в подходе, на рейде, а также с учетом дополнительной информации о грузе, переданной грузоотправителем, предварительно размечает подачу вагонов по причалам порта.

В настоящее время ведется работа по отображению на так называемой активной схеме береговой линии порта информации, поступающей из информационных систем портов. Это позволяет в удобной графической форме в диалоговом режиме получать информацию о наличии судов у причалов порта, грузов на причалах и складах порта и судов в подходе и на рейде. Причем возможна детализация данных о грузе и его количестве при выборе заданного объекта - судна, склада, причала. Вместе с тем отсутствие возможности передачи в электронной дорожной ведомости дополнительных сведений о грузе – марке угля, наливных и лесных грузов, номере контракта, номере таможенной декларации - затрудняет определение места выгрузки на складах и причалах портов, а также поиск и обеспечение своевременного подвода грузов по контрактам для формирования судовых партий.

Реализация информационного обмена между Дальневосточной дорогой и портом Владивосток создала предпосылки для перехода на более высокий уровень их взаимодействия – организации работы Владивостокского транспортного узла на основе непрерывного плана-графика.

Москва - Хабаровск – Владивосток