Комплексные проблемы транспорта

Логистические технологии управления подводом грузопотоков в транспортные узлы


Сетевая школа передового опыта в Новороссийске

Мировой опыт показывает, что для организации согласованного с партнерами по перевозочному процессу подвода грузов к портам и пограничным переходам, обеспечивающего эффективное использование транспортных средств, необходимы разработка и внедрение логистической системы управления перевозками грузов в смешанном сообщении. Значительный опыт решения этой важнейшей задачи накоплен на Северо-Кавказской железной дороге, взаимодействующей с портами Азово-Черноморского бассейна. На полигоне дороги расположены 12 припортовых станций, обслуживающих порты Юга России, и три крупнейшие нефтеперевалочные базы. Доминирующая роль в перевозках внешнеторговых грузов принадлежит припортовым станциям Новороссийск, Грушевая и Туапсе, которые примыкают к глубоководным портам и обеспечивают 80% общей выгрузки экспортных и транзитных грузов на дороге.

Одним из главных партнеров Северо-Кавказской дороги по перевозкам внешнеторговых грузов является Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Порт перерабатывает все виды сухих и наливных грузов, которые доставляет железная дорога. Его доля в грузообороте станции Новороссийск превышает 60%. За последние семь лет грузооборот порта увеличился на 50% и в прошлом году составил более 70 млн. т. Ежегодно объемы переработки грузов прирастают здесь в среднем на 4 млн. т. Наибольший прирост грузопотоков обеспечили Лебединский и Михайловский горно-обогатительные и Оскольский металлургический комбинаты. По сравнению с прошлым годом перевозки железорудных окатышей и брикетов возросли на 154 тыс. т.

Развитие железнодорожных подходов к портам, инфраструктуры припортовых станций и совершенствование взаимодействия с портовиками являются предметом особой заботы руководителей Северо-Кавказской магистрали. К примеру, в Новороссийске – крупнейшем транспортном узле на Юге России, главных южных морских воротах страны – в сжатые сроки была проведена первая очередь реконструкции припортовой станции, а коренная реконструкция Новороссийского железнодорожного узла включена в крупномасштабную программу ОАО «РЖД» по модернизации и развитию стратегических транспортных коридоров в целях обеспечения стабильного и бесперебойного движения в районы главных морских портов.

Благодаря принятым мерам по развитию систем автоматизации обработки и передачи информации о грузах, следующих на припортовые станции, налаживанию взаимного обмена сведениями о подходе и переработке грузов специалисты дороги в содружестве с научно-исследовательскими и проектными организациями железнодорожного транспорта разработали и внедрили новые информационные технологии, которые позволили установить надежный контроль за продвижением вагонов назначением в порты. На их основе было создано автоматизированное рабочее место (АРМ) «Порты Южного региона», которое входит в комплекс программ информационно-логистических технологий дороги и продолжает совершенствоваться. Решена задача автоматизированного планирования и контроля организации доставки грузов, выполнения согласованного графика перевозки, направленная на снижение простоев вагонов в ожидании выгрузки на припортовых станциях.

В целях концентрации работы с экспортными грузами в рамках развития транспортных логистических технологий в управлении дороги создан Логистический центр (ЛЦ), а на станции Новороссийск организована логистическая группа и развернут комплекс программ, предназначенный для облегчения и ускорения принятия решений по оптимизации перевозочного процесса. Взаимодействие железной дороги и Новороссийского морского торгового порта строится на совместно разработанном четком регламенте обмена и согласования данных по организации каждой конкретной перевозки. Налажено сменно-суточное планирование подвода экспортных грузов с глубиной расчетов до двух суток. Для обеспечения максимальной загрузки выгрузочных фронтов и скорейшего освобождения вагонов совместно с работниками портовых терминалов принимаются оптимальные решения по времени подвода поездов на припортовую станцию.

На дороге разработан а и внедрена схема перевозки экспортных грузов, которая предусматривает снижение финансовых потерь из-за простоев вагонов в ожидании выгрузки за счет организации их подвода и переработки по прямому варианту на основе договоров, заключаемых с пользователями услуг железнодорожного транспорта. Это одно из главных направлений в работе Логистического центра получило особенно широкое развитие при организации местных перевозок на полигоне дороги.

Взаимодействие смежников и партнеров по перевозочному процессу организовано на основе совместно разрабатываемых посуточных графиков погрузки вагонов, подхода судов и подвода подвижного состава с грузами конкретного отправителя к конкретному судну у причала. Таким образом, реализуется логистическая цепь доставки грузов в заданный пункт и в заданное время.

Автоматизация процессов управления и информационные технологии позволили органично включить логистические системы в эксплуатационную работу дороги. В настоящее время здесь полностью изменен принцип подборки вагонов для грузовых фронтов порта Новороссийск. Полная информация о грузе и его назначении в АСУ станций Батайск и Краснодар-Сортировочный обеспечила перенос на них части работы станции Новороссийск. Это способствовало сокращению общих эксплуатационных расходов дороги в целом.

Заместитель начальника
станции Новороссийск И.Г.Павлов

Разработанные и внедренные на Северо-Кавказской железной дороге логистические технологии организации перевозок внешнеторговых и транзитных грузов стали предметом обсуждения на состоявшейся 12 – 14 сентября 2006 г. в Новороссийске сетевой школе по обмену передовым опытом создания на базе Новороссийского транспортного узла Логистического центра по управлению грузопотоками во взаимодействии со смежными видами транспорта, внедрению и функционированию автоматизированной системы управления транспортным комплексом узла. В работе школы, организованной Департаментом управления перевозками ОАО «РЖД», приняли участие руководители и специалисты департаментов компании и Северо-Кавказской дороги, служб перевозок и логистических центров железных дорог, крупных припортовых станций сети ОАО «РЖД», портов и транспортных компаний, представители научных организаций и компаний – разработчиков автоматизированных систем управления для железнодорожного транспорта.

Рабочее место дежурного по станции
поста ЭЦ 1 станции Новороссийск

На заседаниях сетевой школы председательствовал и дал оценку роли и значимости проводимой на железных дорогах сети работы по внедрению логистических технологий в практику перевозок внешнеторговых грузов первый заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» В.И.Гапанёнок. Со вступительным словом к участникам школы обратился первый заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги В.А.Жуков, который кратко охарактеризовал работу коллектива магистрали по обеспечению ритмичного подвода вагонов и грузов в порты Юга России и обрисовал перспективы развития дороги.

С докладом о становлении логистических технологий на Северо-Кавказской железной дороге выступил заместитель начальника дороги В.А.Юсупов. Изложенные в докладе вопросы получили развитие и детализацию в выступлениях руководителей и специалистов подразделений Северо-Кавказской дороги: начальника Дорожного логистического центра А.И.Гордеева, начальника Краснодарского отделения дороги Е.И.Горлакова и главного инженера службы перевозок дороги А.П.Требина. Генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт» И.Е.Вилинов рассказал о работе новороссийских портовиков по налаживанию и углублению партнерских отношений с железнодорожниками.

Участники сетевой школы на рабочих местах станции и логистической группы ознакомились с организацией взаимодействия припортовой станции Новороссийск, Новороссийского морского торгового порта и других участников терминальной обработки грузов в Новороссийском транспортном узле на основе создания информационных взаимосвязей, совершили экскурсию по порту, где ознакомились с грузовыми районами и наблюдали за перевалкой зерна и минеральных удобрений по прямому варианту «вагон – борт судна» со снятием вагона с тележек, вывешиванием его над трюмом судна и разгрузкой через нижние люки. Представители других припортовых дорог и портов, Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ВНИИАС), Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), Центра информационных технологий на транспорте (ЦИТТранс) поделились накопленным опытом внедрения принципов транспортной логистики и информационных технологий в процессы внешнеторговых перевозок и переработки грузов. Ученые Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) и Самарской академии путей сообщения (СамГАПС) вскрыли ряд проблемных вопросов в развитии транспортной логистики и дали свое видение путей их решения.

Инженер-логист Н.В.Волкова
дает пояснения участникам школы

В докладах и выступлениях подчеркивалось, что тематика и место проведения сетевой школы выбраны не случайно. Проблемы, связанные с ростом объемов перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и припортовые станции в последние годы потребовали максимальных усилий в организации перевозочного процесса и совершенствования технологии, вложения инвестиций, интеграции в области информационного взаимодействия железных дорог между собой и с морскими портами.

Развитие экономики страны привело к увеличению объемов международной торговли, следствием чего стал рост как внутренних, так и внешнеторговых перевозок грузов. Так, за восемь месяцев текущего года (к моменту проведения сетевой школы) при росте общей погрузки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем погрузки экспортных грузов в направлении российских портов увеличился на 2% и составил 110 млн. т. Среднесуточная выгрузка вагонов с экспортными грузами в портах составила 4,6 тыс. вагонов, или на уровне 70% их перерабатывающих способностей. Вместе с тем ниже установленного норматива осуществлялась выгрузка черных металлов в портах Новороссийск, Находка, угля в портах Туапсе, Восточный, Ванино. В августе 2006 г. среднесуточное наличие подвижного состава на припортовых железных дорогах, ожидавших выгрузки портами, составило 14,8 тыс. вагонов, что на 3,5 тыс. вагонов больше установленной нормы.

Всего за этот период в морских и речных портах России было переработано 117,8 млн. т внешнеторговых грузов, что выше уровня прошлого года на 1,1%. При этом в морских и речных портах Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Грушевая, Ейск, Таганрог, Азов, Кавказ, Ростов, Усть-Донец и Темрюк) переработано 41,3 млн. т внешнеторговых грузов, что составило 35% общего объема их переработки всеми портами России. И эта тенденция роста сохраняется. Новороссийский морской торговый порт переработал 16,4 млн. т внешнеторговых грузов (47% объема работы всех портов Юга).

Вместе с тем, и это было отмечено на сетевой школе, ощутимую конкуренцию российским портам составляют порты Украины, обладающие глубоководными акваториями с развитой припортовой инфраструктурой, а также большими потенциальными возможностями по объемам переработки грузов. За восемь месяцев 2006 г. они переработали 19,5 млн. т грузов, что выше уровня прошлого года на 19%. Большая часть этих грузов является потенциальным объемом перевозок для портов Азово-Черноморского бассейна России при условии увеличения ими перерабатывающих способностей и развития инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги.

Для освоения возрастающих объемов экспортных перевозок необходимы эффективная организация продвижения вагоно- и поездопотоков в места выгрузки (перевалки) и пункты передачи в соседние государства, четкое диспетчерское регулирование подвода поездов в порты, исключающие практику «бросания» поездов, что, как показала прошлая зима, приводит к значительным потерям погрузочных ресурсов и затруднениям в эксплуатационной работе.

Важнейший инструмент решения этой задачи, подчеркивалось на сетевой школе, - разработка и внедрение логистических технологий, обеспечивающих согласованную работу всех звеньев транспортной цепи. Сегодня на сети железных дорог уже созданы логистические центры в Новороссийске, Ростове (в управлении Северо-Кавказской дороги), Санкт-Петербурге. Аналогичные структуры формируются на Дальневосточной и Калининградской железных дорогах. Они опираются на созданные на железнодорожном транспорте мощнейшие информационные ресурсы.

В принятом по итогам сетевой школы решении отмечено, что реформа отрасли с выделением дочерних предприятий-собственников подвижного состава приводит к новым особенностям в работе компании, связанным с рациональным использованием вагонного парка операторских компаний и комплексным удовлетворением возрастающего спроса на перевозки грузов дочерних обществ во взаимодействии с ОАО «РЖД». В этих условиях существенно снижается возможность влияния ОАО «РЖД» на управление согласованным подводом грузов к портам и пограничным переходам.

При возрастающих объемах перевозок продолжаются значительные простои вагонов и составов с внешнеторговыми грузами в ожидании подачи к фронтам выгрузки в порты. Основными причинами этих простоев и образования «складов на колесах», приносящих ОАО «РЖД» значительные убытки в условиях дефицита грузовых вагонов, являются отсутствие согласованной технологии погрузки и подвода грузов к портам, увязанной с подводом судов, отсутствие свободных емкостей на причалах и в складах портов, а также неудовлетворительная организация работы по прямому варианту перегрузки «вагон – борт судна».

Возникающая ситуация, отмечено в решении сетевой школы, требует концептуального пересмотра ряда позиций, заложенных в систему управления подводом поездов и грузов к портам и пограничным переходам, разработки методологии и технологии логистического управления внешнеторговыми перевозками в смешанном сообщении, включая таможенное, сертификационное и страховое оформление с целью обеспечения беспрепятственного прохождения грузовых потоков через стыковые пункты транспортных узлов – морские и речные порты и сухопутные пограничные переходы. Первые шаги по логистическому взаимодействию информационных систем ОАО «РЖД» с системами портов сделаны в Новороссийске, Санкт-Петербурге и Находке.

Участники сетевой школы одобрили опыт Северо-Кавказской железной дороги, ВНИИАСа и Центра информационных технологий на транспорте по созданию и внедрению АСУ припортовой станции на базе Новороссийского транспортного узла. Принято решение обеспечить дальнейшее развитие АСУ припортовой станции в целях совершенствования взаимодействия автоматизированных систем управления железнодорожным и смежными видами транспорта. Признано необходимым создание логистических центров в районах зарождения и погашения крупных грузопотоков при службах перевозок железных дорог в соответствии с регламентом взаимодействия сбытового и перевозочного комплексов и централизацией управления в Департаменте управления перевозками ОАО «РЖД», или на самостоятельных началах - по примеру Северо-Кавказской железной дороги в тесном взаимодействии с дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО).

ВНИИАСу, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской железным дорогам поручено разработать технологию взаимодействия при организации согласованного подвода грузов в адрес портов Азово-Черноморского бассейна, а Департаменту управления перевозками и ЦФТО ОАО «РЖД» - типовые Положение о логистическом центре и Технологический процесс взаимодействия логистического центра со смежными службами и видами транспорта и подготовить рекомендации по инициированию разработки регламентирующих норм правового и экономического регулирования взаимоотношений участников смешанных перевозок и потребителей транспортной продукции с подразделениями ОАО «РЖД».

Конкретные поручения даны по дальнейшему развитию АСУ согласованным подводом грузов «Грузовой экспресс», созданию среды логистического взаимодействия разных видов транспорта, повышению достоверности заявок и плановых заданий, получаемых от структур сбытового блока ОАО «РЖД», для организации эффективного логистического сопровождения перевозок в адрес российских портов и др.

Состоявшаяся в Новороссийске сетевая школа показала, что транспортная логистика становится практическим инструментом оптимального планирования, контроля и управления перевозкой грузов разными видами транспорта в соответствии с интересами и требованиями потребителей транспортных услуг. Внедрение принципов логистики в практику перевозочного процесса – одна из важнейших задач железных дорог и их партнеров по транспортному конвейеру.

В.Д. Лерман, кандидат технических наук,
спец. корр. журнала
Фото В.И. Сычёва, О.В. Авакимова и В.Д. Лермана