ОАО «РЖД» - порты: новые формы взаимодействия

По материалам научно-практической конференции


Вернуться к содержанию рубрики

 

Обеспечение внешнеэкономических и транзитных связей, ускорение интеграции в мировой транспортный рынок – приоритетные задачи железнодорожного транспорта России. Это значительно повышает роль и значимость совершенствования перевозок внешнеторговых грузов, выполняемых через сухопутные пограничные переходы и морские порты, и, в частности, требует ускорения их переработки в транспортных узлах, образованных на стыках железнодорожного и морского транспорта. В этих целях необходимы дальнейшее усиление транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозочный процесс, и развитие новых форм взаимодействия железнодорожного и морского транспорта с учетом глобализации международных перевозок грузов. Решение этой важнейшей стратегической задачи становится все более актуальным и является сегодня одним из главных направлений совершенствования деятельности национальной транспортной сети.

Взаимодействие железнодорожного и морского транспорта в обеспечении международных экономических связей является одной из сложных задач в деятельности ОАО «РЖД», требует применения новых подходов. Ведь только за последние три года общий объем внешнеторговых, транзитных, а также меж- и внутрирегиональных перевозок, выполняемых с перевалкой грузов в портах, увеличился более чем в 1,5 раза, в том числе в портах Северо-Западного бассейна более чем в 2 раза, Южного – в 1,4 раза и Дальневосточного – на 25%. В этих условиях недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и несбалансированная работа взаимодействующих видов транспорта вызывают значительные простои подвижного состава железных дорог и морских судов, что приводит к существенным потерям погрузочных ресурсов и доходов от перевозок.

Проблемы совершенствования взаимодействия железнодорожников, экспедиторов, грузоотправителей и крупнейших портов России стали предметом обсуждения на состоявшейся в Москве научно-практической конференции «ОАО «РЖД» - порты. Новые формы взаимодействия». В ее работе приняли участие руководители и специалисты ОАО «РЖД», железных дорог, обслуживающих морские порты России, и важнейших морских торговых портов страны, главы администраций регионов, владельцы и топ-менеджеры стивидорных компаний, работающих в российских портах, представители финансовых учреждений и крупных грузоотправителей, ученые транспортных отраслей.

Тематика конференции охватила широкий круг вопросов, в том числе:
маркированный список новые принципы и формы взаимовыгодного партнерства железнодорожного и морского транспорта, взаимодействие в сфере бизнеса;
маркированный список совершенствование взаимодействия участников транспортного рынка в логистических системах при организации перевозок внешнеторговых грузов; развитие информационных технологий и формирование единого информационного пространства;
маркированный список нормативно-правовую базу перевозок внешнеторговых грузов, ее совершенствование и проблемы применения при взаимодействии железнодорожного, морского транспорта и органов государственного контроля;
маркированный список тарифное регулирование при перевозках внешнеторговых грузов на железнодорожном и морском транспорте;
маркированный список развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, модернизацию погрузочно-выгрузочных комплексов в портах, направленную на повышение сохранности и эффективности использование подвижного состава; разработку инвестиционных программ с участием компаний-грузовладельцев.

На конференции председательствовали президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин, обратившийся к ее участникам со вступительным словом, и первый вице-президент компании В.Н.Морозов. С обстоятельным докладом об основах правового и технологического взаимодействия государственных и частных структур железнодорожного, морского и других видов транспорта выступил заместитель министра транспорта РФ А.С.Мишарин.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» посвятил свое выступление проблемам интеграции работы компании с морскими портами, усилению железнодорожной инфраструктуры на подходах к ним, развитию взаимодействия железных дорог с крупнейшими предприятиями, отгружающими продукцию в адрес крупнейших портов России. О новых формах взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в условиях глобализации международных перевозок грузов рассказал вице-президент ОАО «РЖД» С.В.Козырев. Большой интерес у участников конференции вызвал доклад заместителя ФСТ России В.М.Евдокименко о тарифном регулировании взаимодействия железных дорог и портов при перевозке внешнеторговых грузов. О конкретном опыте и проблемах налаживания партнерских отношений с участниками перевозочного процесса через морские порты рассказали руководители Октябрьской, Северо-Кавказской, Дальневосточной и Калининградской железных дорог.

В рамках конференции между руководством ОАО «РЖД», крупными грузоотправителями, владельцами портов и руководителями стивидорных компаний, а также главами администраций регионов, где находятся стратегически важные транспортные узлы, состоялся обстоятельный диалог об организации оперативного взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в портовых зонах Конференция внесла весомый вклад в достижение взаимопонимания и налаживание тесных партнерских отношений между участниками процесса перевозок внешнеторговых и транзитных грузов в транспортных узлах, образованных на базе крупнейших морских торговых портов России и припортовых станций.

В публикуемой в журнале тематической подборке статей, подготовленных на основе прозвучавших на конференции выступлений руководителей ОАО «РЖД» и припортовых железных дорог, рассмотрены основные аспекты взаимодействия компании с морскими торговыми портами и проблемы регулирования их взаимоотношений, развития новых форм сотрудничества и партнерских отношений на основе внедрения логистических технологий.
 

Взаимодействие государственных и частных структур транспорта
А.С. Мишарин, заместитель министра транспорта Российской Федерации

В условиях подъема российской экономики вопросы взаимодействия портов и железных дорог приобретают все большее значение. На сегодняшний день в портах Российской Федерации переваливается грузов в 3,5 раза больше, чем в начале 1990-х годов. В 2006 г. в морских портах страны переработано 421 млн. т грузов, что на 3,3 % больше, чем в 2005 г. При этом свыше 180 млн. т, или более 45% перевалки грузов, было обеспечено с участием железнодорожного транспорта.
Для удовлетворения потребности экономики в перевозках грузов, обеспечения конкурентоспособности транспортной системы и роста товарооборота в первую очередь необходимо решение таких задач, как совершенствование взаимодействия смежных видов транспорта при перевозках грузов в смешанном сообщении, комплексное развитие портовой инфраструктуры и железнодорожного транспорта. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа… 

Взаимодействие железных дорог с портами
В.Н. Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»

Ускорение роста экономики России, процессы глобализации на мировом рынке ставят перед транспортом задачу опережающего развития мощностей для экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов.
Эффективное решение этой задачи возможно только при условии тесного взаимодействия всех видов транспорта, и особенно железных дорог и судоходных компаний. Порты в этой транспортной цепочке являются связующим звеном, которое определяет для грузовладельцев эффективность и привлекательность всей интермодальной транспортной схемы. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

В условиях глобализации международных перевозок грузов
С.В. Козырев, вице-президент ОАО «РЖД»

Проблемы взаимодействия портов и железных дорог определены практикой ведения бизнеса, которая сложилась на данный момент с обеих сторон. В 2006 г. в российских портах в среднем за сутки выгружалось 4044 вагона с экспортными грузами, что составляло около 68% перерабатывающих способностей портов. Это привело к потере погрузочных ресурсов около 400 тыс. вагонов. По этой причине не было перевезено железнодорожным транспортом и не переработано портами более 20 млн. т грузов. И железнодорожники и портовики потеряли значительные доходы.
Следует отметить, что в прошлом году средний простой вагонов на подъездных путях морских портов составил 7 ч при средней технологической норме менее 5 ч. И в первом квартале 2007 г. ситуация с выгрузкой не улучшилась. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Повышение эффективности железнодорожно-морских перевозок
В.В. Степов, начальник Октябрьской железной дороги,
кандидат экономических наук

Октябрьская железная дорога обеспечивает перевозки грузов к морским портам Балтийского и Северного бассейнов. Крупнейшими из них являются порты Санкт-Петербург и Мурманск, а наиболее динамично развивающимися в последние годы - Усть-Луга и Высоцк с учетом строительства распределительно-перевалочного комплекса «Лукойл-2». Исходя из масштабов работы, а Октябрьская дорога выполняет 35% экспортно-импортных перевозок всей сети железных дорог России, коллектив магистрали с полной ответственностью подходит к задаче обеспечения эффективного взаимодействия с морскими портами, от системного решения которой зависят не только показатели работы дороги, но и уровень ее интеграции в международную транспортную систему, а в конечном счете - реализация экспортно-импортного потенциала страны.
Анализ выгрузки грузов в морских портах, обслуживаемых Октябрьской дорогой, свидетельствует о значительной нестабильности процесса железнодорожно-морских перевозок. Наиболее ярко это проявляется при выгрузке угля в Мурманском торговом порту, выполняющем более 50% переработки этого груза в районе тяготения дороги. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Взаимодействию смежников - новую технологическую базу
В.А. Жуков, первый заместитель начальника
Северо-Кавказской железной дороги

Развитие взаимодействия с морскими портами и перегрузочными комплексами на основе внедрения новых технологий - одна из приоритетных задач Северо-Кавказской магистрали. На полигоне дороги расположены 12 припортовых станций и три крупнейшие нефтеперевалочные базы, на которых работают более 30 стивидорных компаний. В зону обслуживания входят также динамично развивающиеся портовые мощности Таманского полуострова.
Доминирующую роль в экспортных перевозках играют припортовые станции Новороссийск, Грушевая и Туапсе, примыкающие к глубоководным портам и обеспечивающие 80% общей выгрузки экспортных и транзитных грузов. Их общий грузооборот в 2006 г. составил 58,7 млн. т, а в первом квартале 2007 г. - 14,5 млн. т, что на 0,7 % превысило уровень, достигнутый за аналогичный период прошлого года. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Ускорение переработки внешнеторговых грузов на дороге
М.М. Заиченко, начальник Дальневосточной железной дороги

Геополитическое положение Дальневосточной железной дороги, имеющей прямой выход к морским портам Тихоокеанского побережья и пограничным переходам Приморья, во многом определяет социально-экономическое развитие Дальневосточного региона и создает благоприятные условия для сотрудничества ОАО «Российские железные дороги» со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в развитии транспортных услуг.
Являясь звеном Транссибирского международного моста, дорога активно участвует в реализации транзитного потенциала России, в том числе в организации экспортно-импортных и внутригосударственных грузопотоков через дальневосточные морские порты. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Создание равных рыночных условий взаимодействия
И.С. Беседин, начальник Калининградской железной дороги

Экономико-географическое положение Калининградской области характеризуется близостью к рынкам стран Западной и Восточной Европы, трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям, наличием незамерзающего портового комплекса, развитой сетью автомобильных, а также железных дорог с российской и западноевропейской шириной колеи, наличием соответствующих железнодорожных станций перегрузки.
Интегрирование транспортной системы региона в транспортную систему Европейского Союза выражается в привлечении грузов, перевозимых между Европой и Россией, странами СНГ и Балтии. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Логистические центры как организационная основа новых форм взаимодействия
С.М. Резер, президент Российской Гильдии экспедиторов,
доктор технических наук, профессор

Рост экономики России в условиях глобализации экономических отношений сопровождается значительным развитием перевозок внешнеторговых грузов по железным дорогам с перевалкой в морских портах. Это требует нового подхода к обеспечению слаженности и взаимодействия всех участников перевозочного процесса в смешанных международных сообщениях.
В этой связи одной из новых форм решения проблемы взаимодействия железнодорожников с моряками является приобретение ОАО «РЖД» акций морских портов, таких как Усть-Луга и Новороссийск. Важно, что и многие частные железнодорожные, экспедиторские и перевозочные компании, которым сейчас принадлежит почти половина вагонного парка, также приобретают акции морских портов. Так, одна из ведущих на рынке перевозок компаний - ОАО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) - приобрела акции порта Находка и реализует программу внедрения инвестиций в развитие его инфраструктуры и логистики. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования