Комплексные проблемы транспорта

Генеральная схема развития московского железнодорожного узла


А.А. Краснощек, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги

В генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла нашли отражение проекты, включенные в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., и вопросы, которые Октябрьская дорога считает принципиально важными для развития узла на перспективу. В их число входят:
маркированный список строительство специализированной высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург;
маркированный список строительство четвертого главного пути на участке Москва - Крюково и организация тактового пригородного движения с использованием электропоездов «Спутник»;
маркированный список строительство третьего главного пути на участке Крюково - Клин и организация концептуальных перевозок на направлении Москва - Клин с использованием электропоездов «Экспресс»;
маркированный список строительство новой линии Химки - аэропорт Шереметьево и реализация интермодального сообщения с аэропортом;
маркированный список реконструкция станции Ховрино в связи с закрытием ее для сортировочной работы, переносом грузового двора со станции Москва-Товарная Октябрьская и размещением парка для технического обслуживания и межрейсового отстоя составов пассажирских поездов.

Для ввода специализированной высокоскоростной линии в Москву предполагается проложить главные пути на участке от Крюково до конечного терминала в непосредственной близости от главных путей существующей линии. Ожидается, что после пуска в эксплуатацию специализированной высокоскоростной линии с размерами движения к 2020 г., равными 20 пар поездов в сутки, поток пассажирских поездов дальнего следования на действующей линии Москва - Санкт-Петербург сократится незначительно (с 42 до 39 пар). Однако в Генеральной схеме рассмотрен и так называемый «пессимистический» прогноз, предусматривающий общее увеличение отправления дальних поездов с вокзалов Москвы к 2020 г. по сравнению с 2006 г. на 16,6%. Согласно этому прогнозу, размеры движения дальних поездов на Октябрьском направлении Московского железнодорожного узла к 2020 г. составят 45 пар в сутки.

В этой связи необходимо создание единого комплекса, который обеспечивал бы организацию всех видов пассажирских сообщений – высокоскоростного, дальнего следования, пригородного и интермодального.

В Генеральной схеме рассмотрены несколько вариантов организации интермодального сообщения с аэропортом Шереметьево, для каждого из которых необходимо использование участка Октябрьской дороги. К таким вариантам отнесены схемы организации движения, предусматривающие прибытие и отправление части потока интермодальных поездов на Ленинградский вокзал, а также и схемы, в соответствии с которыми осуществляется сообщение аэропорта Шереметьево с аэропортами Домодедово и Внуково, опять же через Октябрьскую железную дорогу.
 

Размеры движения в Московском узле

Виды движения

Количество пар поездов

2007 г. 2010 г. 2020 г.
Пассажирское дальнее 41 42 39
Пассажирское высокоскоростное
(по отдельной магистрали)
- - 2-
Пригородное 72 83 83
Тактовое
(Москва - Крюково)
- 25 25
Интермодальное
(аэропорт Шереметьево)
- 23-30 23-30
Концептуальное
(Москва-Клин)
- - 4
Грузовое 2 2 2
Грузовое местное 1 1 1

На сегодняшний день размеры пригородного движения по Московскому узлу в зоне Октябрьской железной дороги составляют 72 пары электропоездов в сутки. По приведенным в Генеральной схеме прогнозным данным, к 2010 г. они возрастут до 83 пар поездов. Более того, дополнительно будут курсировать 23-30 пар поездов интермодального сообщения с аэропортом Шереметьево в зависимости от реализуемого варианта, 25 пар поездов тактового движения на участке Москва - Крюково, а впоследствии и 4 пары поездов концептуального движения на линии Москва - Клин. Всего же к 2020 г. прогнозируемые размеры движения на этом направлении составят 135-142 пары пригородных поездов, т.е. увеличатся почти в 2 раза. Очевидно, что для реализации этих перспективных объемов пригородных перевозок необходимо строительство четвертого главного пути на участке Москва - Крюково и третьего главного пути на участке Крюково - Клин, которые и предусмотрены в Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла.

После реализации проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва - Крюково движение обычных пригородных поездов будет организовано преимущественно по крайним главным путям, что обеспечит достаточную безопасность пассажиров в условиях скоростного движения и минимизацию враждебных маршрутов поездов разного скоростного режима.

Октябрьской железной дорогой при участии Центра «Трансконтейнер» подготовлено предложение о выносе грузового двора со станции Москва-Товарная с текущим объемом переработки 0,7 и перспективным 0,9 млн. т грузов в год и целесообразности его размещения на месте нечетной системы станции Ховрино, закрывающейся для сортировочной работы в соответствии с сетевой схемой размещения и развития сортировочных станций. При этом на месте парков четной системы предлагается разместить парк для технического обслуживания и межрейсового отстоя составов пассажирских поездов, в том числе сформированных из вагонов нового поколения.

Необходимость создания нового пассажирского парка вызвана полным исчерпанием технологической мощности ранжирного парка вагонного депо Москва-Пассажирская Октябрьская и невозможностью его развития из-за с отсутствия необходимых территорий. В настоящее время до 10 поездов выводятся для межрейсового отстоя на пути промежуточных станций пригородной зоны линии Москва - Санкт-Петербург. К тому же вместимость путей имеющегося ранжирного парка не позволяет в должной мере реализовать концепцию увеличения количества вагонов в пассажирских поездах. Существующая схема организации грузовых вагонопотоков предусматривает их поступление на станцию Ховрино с сортировочных станций Московской железной дороги и последующее распределение на участок Октябрьской дороги Москва-Товарная Октябрьская - Тверь - Бологое. Предложенное в Генеральной схеме решение предполагает организацию вагонопотоков на станции Ховрино, Тверь и Бологое через стык с Московской дорогой Поварово по двум вариантам: либо со станции Бекасово, либо со станции Люблино или Орехово-Зуево Московской дороги. По нашему мнению, для реализации предлагаемого перераспределения сортировочной работы в Московском узле следует задействовать схему, предусматривающую направление вагонопотока от станции Бекасово через стык Поварово только до станции Ховрино, а вагонопотока на станцию Бологое и участки Бологое - Тверь и Тверь - Химки - через стыковую с Северной дорогой станцию Сонково. На наш взгляд, Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла имеет достаточно высокий уровень проработки, программа работы в зоне действия Октябрьской дороги понятна и принята к исполнению.