Генеральная схема развития московского железнодорожного узла

Ф.С. Пехтерев, директор Гипротранстэи - филиала ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию подборки

 
Полиграфический вариант подборки
 
Версия для печати
 
Необходимость разработки Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла продиктована современными требованиями, предъявляемыми к транспортному комплексу крупнейшего мегаполиса, каким является Москва, в увязке с градостроительными решениями по развитию города, обязательным учетом развития наземных видов транспорта, включая городской, и координации развития железнодорожного транспорта Москвы и Московской области как единой технологической системы.

Генеральная схема Московского железнодорожного узла не разрабатывалась 25 лет. За это время произошли кардинальные изменения в градостроительной политике города, созданы новые современные технологии работы железнодорожного транспорта в крупнейшем железнодорожном узле мира, появилась настоятельная необходимость синхронизировать программы развития города и железнодорожного транспорта.

В декабре 2006 г. была разработана и утверждена Концепция разработки Генеральной схемы, в которой определены состав и содержание работы. Эта концепция была рассмотрена и согласована с основными департаментами Правительства Москвы и ОАО «РЖД», одобрена Координационным советом.

Значение Московского железнодорожного узла трудно переоценить. По размерам пассажирских перевозок на его долю приходится 45% общесетевых перевозок в пригородном сообщении, 23% в дальнем, в грузовом движении - около 15% общесетевого объема. Кроме того, Московский железнодорожный узел является крупнейшим распределительным транспортным узлом. Поступление грузовых вагонов с БМО на радиальные линии в сторону Москвы составляет примерно 4560 вагонов в сутки.
 

Перспективная организация пригородно-городского движения
в Московском железнодорожном узле на 2020 г.
Увеличить

При разработке Генеральной схемы были поставлены целевые задачи, в число которых входят:
маркированный список превращение пригородного движения Московского узла в пригородно-городское с максимальным использованием существующих диаметров;
маркированный список организация на Малом окружном железнодорожном кольце пассажирского движения для максимального решения задачи помощи метрополитену и городскому наземному транспорту с устройством пересадочных пунктов на эти виды транспорта;
маркированный список организация интермодального пригородно-городского движения электропоездов с аэропортами города и между ними;
маркированный список решение задачи максимальной разгрузки узла от грузовых транспортных перевозок;
маркированный список оптимизация грузовой работы в узле путем ее концентрации на меньшем количестве грузовых дворов и закрытие или перепрофилирование ряда существующих и создание грузовых логистических центров на периферии узла;
маркированный список обеспечение возрастающих объемов пассажирских перевозок с одновременным повышением их качества и ликвидация «узких мест», в первую очередь на головных участках радиальных линий.

Кроме того, в ходе разработки Генеральной схемы были рассмотрены и намечены мероприятия, позволяющие более рационально использовать пространство, занимаемое железнодорожным транспортом, в частности обустройство объемов городской инфраструктуры над железнодорожными путями и др. Решение этих целевых задач предусматривает реализацию конкретных мероприятий.

Оценка загрузки городской транспортной
системы по Малому кольцу МЖД
на перспективу
(тыс. пасс. в утренний час «пик»)
Увеличить

Во-первых, это организация пригородно-городского движения с максимальным использованием существующих диаметров, увеличением в перспективе их количества, а также организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги.

Для освоения растущего объема перевозок на перспективу и улучшения качества обслуживания пригородных пассажиров на всех направлениях Московского узла планируется постепенное увеличение в общем парке пригородного подвижного состава доли электропоездов повышенной вместимости - ЭД4 в 11-вагонном исполнении.

Общий объем отправления пассажиров в пригородном сообщении к 2020 г. составит около 1600 млн. человек, т.е. в 2 раза больше по сравнению с 2006 г. Тем не менее даже при использовании более вместительного подвижного состава на расчетную перспективу потребуется значительное увеличение размеров движения пригородных поездов по радиальным направлениям узла. Общие размеры пригородного движения в целом превысят 1600 пар в сутки, что на 43% больше существующего.

Предусматривается дальнейшее развитие системы пригородных перевозок электропоездами «Спутник» и межобластных перевозок электропоездами «Экспресс». Организация таких перевозок планируется на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами: Крюково, Лобня, Пушкино, Болшево, Сергиев Посад, Железнодорожная, Куровская, Подольск, Переделкино, Одинцово, Голицыно, Нахабино и т.д. Для реализации таких объемов пригородного движения предусматривается соответствующее развитие инфраструктуры, включая расширение и реконструкцию существующих моторвагонных депо.

Во-вторых, - организация пассажирского движения на Малом кольце. На расчетную перспективу (2020 г.) для организации пассажирского движения на Малом кольце предусмотрено строительство 30 остановочных пунктов, в том числе 10 пересадочных пунктов на пересечении с линиями метрополитена, что значительно снизит загрузку метрополитена и наземного транспорта, а также 7 пересадочных пунктов на пересечении с линиями железных дорог. Организация пассажирского движения на Малом кольце приведет к увеличению объемов перевозок пассажиров по железной дороге на 300-320 млн. пассажиров в год.
 

Организация движения интермодальных перевозок между аэропортами
Увеличить

Учитывая, что организация пассажирского движения на Малом кольце предусматривает использование электрической тяги, для обслуживания электропоездов намечено строительство моторвагонного депо на станции Андроновка. При этом существующее депо Лихоборы будет специализироваться на обслуживании маневрового подвижного состава Московского узла.

В-третьих, это организация интермодальных перевозок с учетом перспективного развития крупнейших аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) и совершенствования системы железнодорожных скоростных сообщений в связях аэропорт - город и между аэропортами на расчетную перспективу (2020 г.) Объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом при этом может составить до 20 млн. человек в год. Обеспечение прогнозируемых объемов перевозок пассажиров в связях с аэропортами МАУ предлагается по вариантам:
маркированный список аэропорт Шереметьево - Химки, Лихоборы (строительство развязки в разных уровнях) - Пресня (строительство развязки в разных уровнях) - Лесной Городок - аэропорт Внуково;
маркированный список аэропорт Шереметьево - Лобня - Алексеевский пост (строительство развязки в разных уровнях) - Каланчевская - Курская - Царицыно - Бирюлево (строительство развязки в разных уровнях) - аэропорт Домодедово. Этот вариант обеспечивает большую гибкость схемы доставки пассажиров из/в аэропорт Шереметьево за счет более равномерной загрузки Ленинградского и Савеловского направлений.

Необходимо отметить, что реализация предложений по созданию из московских аэропортов «аэропортов-хабов», будет практически невозможна без организации предлагаемой в Генеральной схеме интермодальной перевозки пассажиров.

В-четвертых, решение задачи максимальной разгрузки железнодорожного узла от грузовых транзитных перевозок. Организация пассажирского движения городского типа на Малом кольце привела к пересмотру организации грузового движения не только Малого кольца, но и в целом Московского узла.

Значительное увеличение объемов транзитных перевозок в рассматриваемом прогнозируемом периоде (свыше 200 млн. т в 2020 г. против 115,7 млн. т в 2005 г.) будет определяться главным образом ростом внешнеэкономических связей страны, причем в большей степени через передаточные пункты Северо-Западного региона. При разработке перспективных транзитных связей, по сравнению с существующим положением, были исключены дальние транзитные перевозки грузов, проходящие через Москву, в сообщении с регионами, находящимися за пределами БМО. Кроме того, исключались ввоз и вывоз для отдельных районов Московской области, являющиеся также транзитами для Москвы и следующие в настоящее время по Малому кольцу. В перспективе все эти грузопотоки будут переключены на БМО.

При разработке Генсхемы были рассмотрены три варианта технологии работы с вагонопотоками:
маркированный список существующее положение: на БМО расположены две сортировочные станции Бекасово и Орехово-Зуево;
маркированный список обеспечение Мосузла будет осуществляться четырьмя сортировочными станциями, расположенными на БМО;
маркированный список Московский узел будет обеспечиваться тремя сортировочными станциями: Бекасово, Орехово-Зуево и Ожерелье.

К недостаткам 1-го варианта следует отнести перепробег и увеличение сроков доставки, а также дополнительные эксплуатационные затраты. Переработка на сортировочных станциях увеличится на 2000-2200 вагонов в сутки. Недостатки 2-го варианта - это дорогостоящее строительство двух новых сортировочных станций, а 3-го - дополнительное развитие сортировочных станций. Переработка увеличится на 800-1000 вагонов в сутки, но при этом будет осуществлен рациональный развоз груза, сократится перепробег.
 

Технология работы Мосузла с тремя сетевыми сортировочными станциями:
Бекасово, Орехово-Зуево, Ожерелье (рекомендуемый вариант)
Увеличить

Одним из основных направлений развития планировочной и архитектурно-производственной структуры Москвы на период до 2020 г. является реорганизация производственных территорий. В качестве приоритетного направления реорганизации производственно-коммунальных зон города предусматривается ликвидация экологоопасных и ресурсоемких производств с высокой степенью амортизации основных фондов, расположенных в непосредственной близости к жилой и общественной застройкам и территориям пригородного комплекса.
 

Существующие и перспективные грузовые дворы
в Московском железнодорожном узле в пределах МКАД
Увеличить

Наиболее высокие темпы роста объемов грузовой работы ожидаются на железнодорожных станциях Московской области по сравнению с темпами роста по станциям, обслуживающим Москву: 129% к 2020 г. против 119% в 2006 г. Это связано как с организацией и ликвидацией отдельных промышленных зон Москвы, размещением новых крупных промышленных, агропромышленных и торговых объектов в области, так и с реализацией проектов строительства терминально-складских объектов в Московской области, в том числе на станции Белый Раст (БМО) с объемом грузовой работы 7 млн. т в 2020 г., на станции Крекшино (Киевское направление) - 0,9 млн. т, на станции Электроугли (Горьковское направление) - 1,0 млн. т.
 

Перспективная схема Московского железнодорожного узла
Увеличить

Учитывая перспективный рост грузовой работы на местах общего пользования, а также достигнутые соглашения о рациональном распределении местной работы с учетом строительства терминально-складских комплексов на подходах к городу, рассмотрены вопросы закрытия или перепрофилирования грузовых дворов в узле. Так, закрытию или перепрофилированию подлежат грузовые дворы на станциях Москва-Рижская, Москва-Товарная Ярославская, Москва-Товарная (Октябрьской дороги), Москва-Товарная Киевская, Москва-Товарная Смоленская.

Дополнительный объем грузов предусмотрено перерабатывать на грузовых дворах станций Москва-Товарная Курская, Кунцево II, а также на планируемом к открытию грузовом дворе станции Ховрино.

Основной целью развития пассажирских перевозок в дальнем следовании является максимальное удовлетворение спроса населения на транспортные услуги - переход от системы «вывоза пассажиров» к системе «качественного обслуживания пассажиров».

В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза к 2010 г. объем отправления пассажиров в дальнем следовании в Москве достигнет 33,8 млн. человек в год, а к 2020 г. - 45 млн. человек, что соответственно на 11% и 48% выше уровня 2006 г.

Освоение возрастающих объемов пассажирских перевозок будет происходить за счет увеличения количества вагонов в составе поезда на наиболее пассажиронапряженных направлениях, а также увеличения размеров движения пассажирских поездов по всем железнодорожным направлениям узла. Наиболее высокие темпы роста размеров движения пассажирских поездов прогнозируются в сообщениях Москвы с курортами Крыма и Кавказа, а также Поволжьем. Максимальные размеры отправления поездов дальнего следования прогнозируются на Курском вокзале - до 82 пар поездов в сутки в нитках графика в период максимальных перевозок (на 34,4% больше, чем в 2006 г.).

Предусматривается строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва, а также организация движения скоростных поездов в сообщении Москвы с Нижним Новгородом, Смоленском, Брянском, Курском и другими крупными центрами. Ежегодный объем пассажирских перевозок такими поездами на расчетную перспективу составит до 8 млн. человек в год.

Помимо этого прогнозируется увеличение размеров движения пассажирских поездов в сообщении Москвы со странами дальнего зарубежья, в первую очередь странами Восточной Европы - Польшей, Болгарией, Румынией, Чехией.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского железнодорожного узла на расчетный период оцениваются в 767 млрд. руб., в том числе 323 млрд. руб. - это вложения в первоочередные мероприятия.

Реализация решений, предлагаемых в Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла, позволит: преобразовать железнодорожный транспорт Москвы из пригородного в пригородно-городской, ориентированный на перевозку пассажиров не только в сообщении Москва - пригород, но и между отдельными районами города; создать новые транспортные артерии пассажирского движения - Малое кольцо и новые железнодорожные диаметры, включив их в систему скоростного городского транспорта, что даст возможность разгрузить существующий городской транспорт; увеличить объем пассажиров, перевозимых в пригородно-городском сообщении с 800 млн. до 1600 млн. человек в год (по данным ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»), включая пассажиров на Малом кольце и в связях аэропортов; повысить качество пригородно-городских перевозок за счет увеличения интенсивности движения, организации тактового движения и перевозок пассажиров экспрессами на всех радиальных направлениях, а также применения более совершенного подвижного состава.

Кроме того, реализация Генсхемы даст возможность увеличить объем отправления пассажиров дальнего следования с 30,9 млн. до 45 млн. пассажиров в год, включая пассажиров в скоростном и высокоскоростном движении, повысить качество обслуживания пассажиров дальнего следования за счет реконструкции и строительства новых вокзалов и пассажирских технических станций, обеспечить рост грузооборота Москвы с 47 млн. до 59 млн.т в год, полностью исключив следование через столицу транзитных грузов, закрыть и перепрофилировать 5 грузовых дворов в центральных районах Москвы за счет применения передовых технологий и концентрации грузовой работы, освободив территорию для другого использования.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования