Генеральная схема развития московского железнодорожного узла

О.В. Тони, вице-президент ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию подборки

 
Полиграфический вариант подборки
 
Версия для печати
 
Без преувеличения Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла - это документ государственного значения, ключевое звено в Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г.

За 170 лет истории железных дорог России Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом, через который проходят транспортные потоки Европы и Азии. С другой стороны, железные дороги - это неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры мегаполиса.

Старая схема развития Московского железнодорожного узла, разработанная 25 лет назад, уже не соответствует как стратегическим планам ОАО «РЖД», так и современным экономическим, общественно-политическим и социальным условиям жизни населения региона. Это стало основной предпосылкой для разработки новой Генеральной схемы развития, которая должна быть тесно увязана с Генеральным планом развития города Москвы и Московской области.

При разработке Генеральной схемы были использованы подходы эффективного менеджмента. Весь процесс ее создания рассматривался как единый проект. Был выделен интегрирующий центр управления всем жизненным циклом проекта, объединяющий основных разработчиков - институты Гипротранстэи ОАО «РЖД» и НИИиПИ Генплана Москвы. За основу был взят принцип, что цели развития Московского железнодорожного узла достигаются через реализацию комплекса проектов с учетом интересов Москвы, Московской области и ОАО «РЖД».

Взаимодействие всех участников проекта обеспечивал созданный в июне 2006 г. Координационный совет по проблемам градостроительного развития в городе Москве территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков.

Большую помощь в работе над Генеральной схемой оказало Министерство транспорта Московской области, руководители которого внесли конструктивные предложения в схему и оперативно решали вопросы, связанные с развитием железнодорожного транспорта в регионе.

Безусловно, завершение работы над схемой Московского транспортного узла даст импульс для развития других крупных железнодорожных узлов в стране. Так, в феврале 2008 г. достигнуто соглашение о разработке Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Приобретенный опыт и принципы партнерства будут продуктивно использованы при разработке проекта в северной столице.

В результате совместной работы участников проекта была создана Генеральная схема, предполагающая развитие Московского железнодорожного узла по конкретным направлениям.

Первое направление. Развитие мегаполиса приводит к постоянному росту пассажиропотока, при этом повышается роль и значение пригородного и городского железнодорожного движения. Генеральная схема учитывает эту тенденцию в проекте организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.

Соглашением между Правительством Москвы и ОАО «РЖД», которое было подписано в октябре 2007 г., предусматривается организация пассажирского движения на первом участке Малого кольца Московской железной дороги Пресня - Канатчиково со строительством пяти пассажирских станций: Сити, Кутузово, Потылиха, Лужники, Площадь Гагарина.

В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, разрабатываются технологические разделы по электрификации участка, организации движения, путевому развитию, устройству СЦБ и связи. Полный комплект чертежей должен быть готов в сентябре текущего года. На эти цели в инвестиционной программе ОАО «РЖД» запланировано 210 млн. руб.

Кроме того, совместные планы Правительства Москвы, Московской области и ОАО «РЖД» предусматривают расширение полигона скоростного пригородного пассажирского сообщения с новыми районами столицы за пределами МКАД и областными городами-спутниками. В настоящее время ведется анализ вариантов организации сообщения от Савеловского вокзала до микрорайона «Северный».

Разработана проектно-сметная документация строительства четвертого главного пути на участке Москва - Крюково. Реализация проекта позволит организовать скоростное пассажирское сообщение между Зеленоградом и Москвой.

В декабре 2007 г. заключено Соглашение по реализации проекта реконструкции остановочного пункта Косино для приема скоростных поездов «Спутник». На объекте уже ведутся подготовительные работы. В связи с ограниченной пропускной способностью четырехпутного участка Москва - Косино - Люберцы предусматривается строительство дополнительных пятого и шестого главных путей.

В перспективе будет создана пригородно-городская железнодорожная сеть, которая соединит все вокзалы, аэропорты, деловые и жилые районы мегаполиса.

Следующее направление основано на Стратегии развития железнодорожного транспорта, которая предусматривает сокращение транзитных, грузовых перевозок через территорию крупных городов. Современная технология транспортного производства предполагает вынос грузовой работы за городскую черту в крупные терминально-логистические центры.

Генеральной схемой запланирован вывод шести грузовых дворов за пределы столицы. При этом четыре грузовых двора станций: Москва-Рижская Товарная, Москва-Товарная Киевская, Москва-Товарная Смоленская, Москва-Товарная Ярославская выносятся на территорию нового терминально-логистического центра в районе станции Белый Раст Московской области.

Вывод грузовых дворов - это совместный проект Правительства Москвы и ОАО «РЖД», который предусматривает на освобождаемых территориях реализацию инвестиционных проектов городской застройки.

Управление программой развития терминальной инфраструктуры осуществляет дочернее общество ОАО «РЖД» ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий», которое в настоящее время проводит работы подготовительного периода. По территории грузового двора станции Рижская эти работы завершены, ОАО «РЖД» и ЗАО «ОЦВ» в конце 2007 г. заключили инвестиционный договор.

Перепрофилирование территорий грузовых дворов тесно связано с другим направлением - реконструкцией вокзалов столицы и привокзальных территорий.
 

Схема взаимодействия при разработке Генеральной схемы развития
Московского железнодорожного узла
Увеличить

В Генеральной схеме предусмотрено преобразование городских вокзалов в современные многофункциональные комплексы по обслуживанию пассажиров, интермодальные транспортно-пересадочные терминалы. При этом здания вокзалов, созданные по проектам выдающихся архитекторов К.А. Тона, А.В. Щусева, Ф.О. Шехтеля будут сохранены.

На рабочей встрече президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина с мэром Москвы Ю.М. Лужковым, состоявшейся 26 июля 2007 г., были одобрены проектные предложения по реконструкции Рижского вокзала с застройкой прилегающих к нему территорий.

Градостроительная концепция предполагает на площади в 37 га строительство современного жилого микрорайона с объектами городской инфраструктуры и комплексом социально-бытового обслуживания населения. Здание вокзала будет сохранено, и пригородное сообщение останется. Кроме того, появится экспозиционно-выставочный комплекс ОАО «РЖД». Общая площадь жилых и нежилых объектов составит около 750 тыс. м2. В рамках этого проекта в настоящее время ведется предпроектная подготовка городской застройки земельного участка грузового двора станции Москва-Рижская Товарная.

Интенсивное развитие Москвы как делового и культурного центра мирового масштаба стало причиной дефицита свободных территорий для городской застройки. В то же время ОАО «РЖД» испытывает нехватку инвестиционных ресурсов для реализации проектов Генеральной схемы. Компания заинтересована в более эффективном использовании объектов недвижимости, вовлечении их в девелоперские проекты с целью получения дополнительных источников инвестиций. Кроме того, строительство жилых объектов на земельных участках ОАО «РЖД» поможет в реализации жилищно-ипотечной программы компании.

Таким образом, взаимные интересы города и ОАО «РЖД» пересеклись в проекте градостроительного развития территорий Московского железнодорожного узла с вовлечением объектов недвижимости ОАО «РЖД». Это еще одно направление развития Генеральной схемы.

Для обоснования возможности городской застройки на территориях ОАО «РЖД» в 2007 г. были проведены обследования 16 участков общей площадью более 150 га, примыкающих к промышленным зонам Москвы.

На сегодняшний день по четырем участкам получены акты разрешенного использования. На них планируется построить гостиничный комплекс, жилые дома и спортивно-общественный центр. Суммарная площадь существующих сооружений на этих участках составляет 22 тыс. м2, а проектируемой городской застройки - примерно 146 м2, что почти в 7 раз больше. Это наглядно подтверждает рост эффективности использования территорий. Распорядительные документы Правительства Москвы по этим проектам планируется выпустить во втором квартале 2008 г. Также на 2008 г. предусматривается разработка градостроительной документации еще по 12 территориям ОАО «РЖД».

В соответствии с соглашением о сотрудничестве ОАО «РЖД» разрабатывает проектную документацию на застройку надпутевого пространства и прилегающей территории участка Киевского направления Московской железной дороги от третьего транспортного кольца до Минской улицы. Это экспериментальный проект. Поэтому в первую очередь Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) разработал технические нормы эксплуатации железной дороги в условиях размещения над железнодорожными путями городских объектов, а институт «Мосжелдорпроект» - проект организации движения на этом участке.

Кроме того, создана градостроительная концепция проекта, архитектурно-планировочные решения которой рассмотрены и одобрены на Общественном совете при мэре Москвы.

Над железнодорожными путями и на прилегающих к ним территориях предполагается построить городской микрорайон общей площадью зданий около 2,3 млн. м2.

Генеральная схема представляет собой концепцию и определяет основные направления развития Московского железнодорожного узла. Это рабочий документ, который будет постоянно дополняться новыми проектами и периодически корректироваться.

В подразделения ОАО «РЖД» на согласование постоянно поступает проектная документация по городским объектам, которые планируется расположить в непосредственной близости от технических устройств и сооружений железной дороги.

Коммерческие структуры, городские организации и подразделения ОАО «РЖД» периодически выходят с проектными предложениями по строительству объектов различного назначения на территориях железнодорожного транспорта.

Предлагаемые инвестиционные проекты должны соответствовать Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла и не нарушать установленных норм безопасной эксплуатации технических устройств железной дороги, а также безопасности движения поездов. Поэтому процесс анализа предложений и согласования проектов необходимо систематизировать.

Для этого в первую очередь необходимо в соответствии с утвержденной Генеральной схемой разработать планы развития железнодорожной инфраструктуры Московского железнодорожного узла на масштабной подоснове.

Планы, выполненные в масштабе, позволят объективно рассматривать поступающие предложения с точки зрения их согласования с учетом перспективных целей Генеральной схемы.

Между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» достигнута договоренность о создании Штаба по реализации совместных проектов развития Московского железнодорожного узла. Со стороны ОАО «РЖД» руководство проектом реализации Генеральной схемы обеспечивает Департамент управления перевозками. Функции технических заказчиков по реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры целесообразно передать Московской и Октябрьской железным дорогам - филиалам компании, непосредственно обеспечивающим работу железнодорожного транспорта в мегаполисе.

На сегодня Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла согласована с причастными подразделениями ОАО «РЖД», а также организациями и департаментами Правительства Москвы и Московской области. 29 ноября 2007 г. она рассмотрена и одобрена Координационным советом по проблемам градостроительного развития в городе Москве территорий Московского железнодорожного узла.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования