Публикации
2008 год

2011 год2010 год2009 год2008 год2007 год2006 год2005 год


Первая страница раздела


В правлении ОАО «РЖД»
 

Охрана труда
 

Научно-технический совет ОАО «РЖД»
 

Ученые отраслевых вузов - транспорту
 

Трибуна начальника отделения
 

За рубежом
 

Круглая дата
 

Приоритеты
 

Комплексные проблемы транспорта
 

Взгляд в прошлое, хроника событий

Эксплуатационная работа
 

В совете главных инженеров
 

Социальная политика
 

Экономика
 

На магистралях содружества
 

Транспортная логистика
 

Конференции, семинары, выставки
 

Специальный проект
 

Из истории железных дорог
 

Пассажирский комплекс
 

Безопасность движения
 

Информатизация и связь
 

Технические средства
 

Подготовка кадров
 

Панорама 2008 года
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2008 год

По традиции редакция журнала напоминает читателям основные события и факты уходящего года, отражающие работу ОАО «Российские железные дороги», филиалов и структурных подразделений компании. Подробнее…

 


Инвестиционные проекты года. Опыт дорог
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2008 год

Декабрьский номер журнала, как всегда, представляет наиболее крупные, интересные и эффективные инвестиционные проекты, реализованные в течение года на железных дорогах страны. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» направлена на обеспечение роста объемов перевозок, повышение эффективности использования имеющихся активов компании, и в первую очередь подвижного состава, сокращение эксплуатационных расходов, рост производительности труда, развитие системы организации управления перевозками на основе информационных технологий, внедрение ресурсосберегающих технологий, оснащение российских железных дорог подвижным составом нового поколения. Вся подборка...
 


Изобретатели двигателей
Касаткин Г.С.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2008 год

Сегодня по всему миру в промышленности, на транспорте широко используются различные приводы на базе электрических и дизельных двигателей. В уходящем году научно-техническая общественность отметила две связанные с этим знаменательные даты: 170 лет со дня применения первого электродвигателя Якоби для привода транспортного средства - судна и 150 лет со дня рождения Рудольфа Дизеля - изобретателя дизельного двигателя внутреннего сгорания. 170 лет назад 13 сентября 1838 г. Б.С. Якоби одним из первых в мире применил созданный им электродвигатель для транспортных целей - движения по Неве катера (бота) с пассажирами. Подробнее…
 


Инновационные технологии в управлении перевозочным процессом. Полигон Рыбное - Челябинск
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2008 год

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» предусматривает широкое внедрение в производственную деятельность компании инноваций, нацеленных на достижение ею лидирующего положения на отечественном и мировом рынках транспортных услуг. В частности, необходимо существенно повысить эффективность перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов за счет реинжиниринга и синтеза нового поколения систем управления, в которых должен быть реализован переход от автоматизации отдельных рутинных функций к автоматизации функций интеллектуальных: анализа ситуации, выбора оптимального решения, расчетов с использованием динамических моделей сложных систем. Речь идет о перестройке системы управления эксплуатационной работой для существенного повышения роли технологических и организационных основ перевозочного процесса. В результате должна быть создана и внедрена эффективная система управления поездной работой, станционными процессами, тяговыми ресурсами и вагонными парками. Это требует качественно новых путей совершенствования информационного обеспечения процессов управления, использования самых современных технологий контроля и организации перемещения подвижного состава на сети железных дорог России. Вся подборка…
 


Хозяйство информатизации - на подъеме
Ицкович Б.С.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2008 год

В Санкт-Петербурге прошла 13-я международная научно-практическая конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2008»), учрежденная ОАО «РЖД». Традиционно ее организаторами выступают Департамент корпоративной информации и процессов управления, Октябрьская железная дорога и Петербургский государственный университет путей сообщения при участии компании Digital Design. Конференция стала своеобразной точкой отсчета, на ней подводятся итоги развития информационных технологий в отрасли за предшествующий период. В соответствии с потребностями отрасли программа и регламент проведения этого форума модифицируются. Новым в формате «Инфотранса» в этом году стало включение в программу научно-образовательной сессии. Конференция собрала более 350 участников, представляющих структурные подразделения всех железных дорог России, фирмы - разработчики комплексных информационных систем для транспорта, компании - производители средств вычислительной техники телекоммуникаций и программного обеспечения. На пленарных заседаниях, двух секциях, трех круглых столах, а также на сессии молодых ученых и научно-образовательной сессии было представлено более 100 докладов. Приветствие участникам конференции направил президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Подробнее...
 


Правда о войне. По данным архива Минобороны
Новое о подвигах железнодорожников в Великой Отечественной войне. По данным архива Минобороны
Петров Д.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2008 год

До сих пор многие факты нашей советской истории остаются за семью печатями. С многих документов еще не снят гриф секретности, другие огромными массивами хранятся в архивах, но не сгруппированы, не проанализированы историками, не опубликованы. Они ожидают своего часа, чтобы помочь людям сформировать правильную картину важнейших исторических событий. Ведь без этого, без верного знания своих корней, истоков, своей истории вряд ли возможно движение в правильном направлении, здоровое развитие государства. Особое сожаление вызывает закрытость до сих пор многих сведений о Великой Отечественной войне. Так, недоступными остаются многие документы Ставки ВГК, Генерального штаба и др., хотя очевидно, что к текущей обороноспособности государства они уже никакого отношения не имеют. Как рассказывают исследователи, работающие в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, еще до 2005 г. в этом учреждении действовала жесткая цензура, в частности, не допускалось выносить из архива цитаты из хранящихся в нем документов, по мнению сотрудников архива, порочащих Красную Армию. Подробнее…
 


Открытие обновленного Курского вокзала столицы
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год

В середине сентября в Москве прошла презентация Курского вокзала после его реконструкции и модернизации. В торжественной церемонии приняли участие мэр столицы Ю.М. Лужков, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, представители законодательной и исполнительной власти, Федеральной пассажирской дирекции и Дирекции железнодорожных вокзалов, Московской железной дороги и др. Как отметил в своем выступлении В.И. Якунин, за достаточно короткий срок на Курском вокзале внедрены новейшие технологии, в том числе новая информационная система, единая и понятная всем система навигации, современные средства безопасности. Созданы новые зоны торговли, есть детский игровой центр, бизнес-центр, установлены удобные лифты и эскалаторы. Значительно расширен сервис, предоставляемый вокзалом. К примеру, теперь здесь можно заказать гостиницу, осуществить денежный перевод в любую точку мира. Подробнее…
 


Космос - железнодорожному транспорту
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год

В последние годы космические технологии все быстрее и активнее входят в повседневную жизнь - и в быту, и на производстве, и на транспорте. Пожалуй, первой сферой применения таких технологий на железных дорогах стала спутниковая связь. Задолго до строительства цифровой волоконно-оптической линии связи магистральная связь на многих участках сети железных дорог организовывалась с использованием спутниковых каналов. По мере развития систем позиционирования они также стали находить применение в отрасли, прежде всего в «святая святых» железнодорожного транспорта - в безопасности движения. Более 10 лет назад приборы спутниковой навигации стали устанавливать в Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ. Оно оснащено навигационным приемником и специально разработанным энергонезависимым устройством для хранения электронной карты участков пути, содержащей данные о географических и железнодорожных координатах, объектах пути, их длине и другие служебные данные. Подробнее…
 


Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию
Харланович И.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год

К середине XIX века железнодорожная сеть России постепенно расширялась. Меры, предпринятые по инициативе министров финансов М.Х. Рейтерна и путей сообщения П.П. Мельникова, принесли заметные плоды: к началу 1870-х годов рельсовыми путями центр страны был уже связан с портами Балтийского и Черного морей, с северными и черноземными губерниями, а общая протяженность действующих линий составила более 10 тыс. верст. Но Урал, где в 1860 г. производили 71% чугуна всей России, 78% железа и 89% меди, все еще оставался не подключенным к железнодорожной сети. Это была одна из главных причин кризиса уральской горнозаводской промышленности, чья продукция из-за высоких транспортных расходов не выдерживала конкуренции. Все это вело к невосполнимым потерям для экономики России, вынужденной ввозить из-за рубежа продукцию, которую можно было производить у себя в избытке и по более низким ценам. Вот почему в феврале 1870 г. Комитет железных дорог России согласился с предложением министра путей сообщения (этот пост занимал уже граф В.А. Бобринский, незадолго до того принявший дела у П.П. Мельникова) о строительстве Уральской железной дороги и постановил признать ее «совершенно необходимой и включить в число дорог самонужнейших». Подробнее…
 


Реализуя программу инновационного развития
Гончаров В.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

Закончилось техническое перевооружение вагоноремонтного депо Магнитогорск, одного из самых крупных на Южно-Уральской магистрали. В середине июля там была запущена высокомеханизированная линия по ремонту тележек грузовых вагонов, что позволит значительно повысить производительность предприятия. Значимость введенного в эксплуатацию после реконструкции депо была подчеркнута участием в мероприятиях президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, начальника Южно-Уральской дороги В.И. Молдавера, специалистов департаментов и руководителей служб ОАО «РЖД» и железных дорог. Руководители ОАО «РЖД» и Челябинской области вручили ценные подарки наиболее отличившимся работникам.
После торжественных церемоний в депо под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича прошло выездное заседание Совета главных инженеров компании, на котором был рассмотрен широкий круг вопросов внедрения на железнодорожном транспорте новой техники и перспективных технологий. Подробнее...
 


ВУЗ и инновационное мышление инженера
Верескун В.Д., Постников П.М., Мишин Ю.Д.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

Инженер - выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело возникло закономерно и развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества - соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технологические процессы.
Во второй половине ХХ века стало ясно: оснащенность инженера научными знаниями - это лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. В наше время оно требует соответствующей надстройки в виде специфического отношения к знаниям. Подробнее...
 


Юбилей знатного машиниста
Чубарова В.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

8 августа 2008 г. единственному на сети железных дорог России дважды Герою Социалистического Труда Виктору Фадеевичу Соколову исполнилось 80 лет. Эту дату знатный машинист отметил в локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская, которому отдал 44 года своей жизни. Подробнее...
 


Аттестация рабочих мест
Зачиняев А.Г.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

В 2007 г. в ОАО «РЖД» закончился второй пятилетний цикл аттестации рабочих мест по условиям труда. За это время аттестация проведена на 520 тыс. рабочих местах (1,3 млн. работающих). Если сравнить масштабы аттестации в ОАО «РЖД» и других отраслях экономики России, то наша компания значительно опережает многие другие как по объемам работ, так и по методическим подходам и уровню требований к организациям-исполнителям.
По данным национального доклада «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 г.», аттестация рабочих мест в стране проведена в среднем только на трети всех рабочих мест, тогда как на железнодорожном транспорте постоянно проводится с 1997 г. и в текущем году начинается ее уже третий пятилетний цикл. Все измерения и исследования выполняются в соответствии с методиками, утвержденными федеральными органами. Подробнее...
 


Технические библиотеки и их роль на железных дорогах
Корендясева Г.А.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

В преддверии празднования общероссийского Дня библиотек 20-22 мая 2008 г. в Ростове-на-Дону на базе ДНТБ была проведена школа передового опыта «Компьютеризация библиотечных и информационных технологий в технических библиотеках ОАО «РЖД». Создание сводного электронного каталога». На сетевой школе были рассмотрены основные статистические показатели библиотечной деятельности с целью приведения их в соответствие с действующими требованиями и нормами. Были также определены основные пути развития технических библиотек железнодорожного транспорта. Подробнее...
 


Стремимся всегда быть полезными
Гольтяева О.Н.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

Техническая библиотека станции Новороссийск - одна из лучших на Северо-Кавказской железной дороге. Основана она была в 1903 г. в паровозном депо, ее фонд тогда составлял всего лишь несколько десятков книг, и обслуживала она в основном руководящий состав железнодорожной станции. С 1921 г. техническая библиотека стала открытой для всех. «…Рабочий класс жаждал знаний, а общедоступные знания были возможны только через библиотеки», - вспоминал один из первых ее библиотекарей. Подробнее...
 


Курс на энергоэффективность
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 8 2008 год

В июле на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД», проведенном под председательством президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, были обсуждены комплексные меры по повышению энергетической эффективности компании. В работе заседания приняли участие руководители ОАО «РЖД», отраслевых научно-исследовательских институтов, представители РАН, ЗАО «Трансмашхолдинг», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара, Института микроэкономики. Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» отметил положительные результаты, достигнутые в ходе реализации программы энергосбережения. Адресная работа по повышению энергетической эффективности перевозочного процесса и прочей эксплуатационной деятельности железных дорог обеспечила в 2004-2007 гг. экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 2,8 млн. т на сумму 6,6 млрд. руб. При этом темпы роста объемов перевозок устойчиво опережали рост энергопотребления. Подборка полностью…
 


Об основных проблемах железнодорожного здравоохранения и итогах II съезда врачей железнодорожного транспорта
Атьков О.Ю.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 8 2008 г
од

Система здравоохранения ОАО «РЖД» имеет уникальное положение на рынке медицинских услуг страны. Она развивается в традициях промышленной медицины, внедряя передовые методы диагностики и лечения. Система отраслевого железнодорожного здравоохранения имеет славную многолетнюю историю. Первые 10 лазаретов для строителей железной дороги С.-Петербург - Москва появились в 1844 г. В 1858 г. было введено Положение о медико-санитарном обслуживании железных дорог, а на шестом съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1879 г. железнодорожную медицину выделили в самостоятельный раздел. По состоянию на 2002 г., когда началось реформирование железнодорожного транспорта, сеть железнодорожных медицинских учреждений включала 332 учреждения: 236 больниц (39,1 тыс. коек) и 96 поликлиник. Поскольку основные функции отраслевой системы здравоохранения заключаются в медицинском обеспечении безопасности движения поездов, а также профессионального долголетия работников железнодорожного транспорта и оказании медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей, при реформировании железнодорожного транспорта встал вопрос о месте медицинских учреждений в новой структуре отрасли. При акционировании из финансирования исключались средства, поступавшие ранее из федерального бюджета, которые в 2001 г. в структуре доходов составляли 24%. Возникала реальная угроза финансовой несостоятельности железнодорожных медицинских учреждений. Подробнее…
 


Новые технологии справочно-информационного обслуживания пассажиров
Железов Р.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 8 2008 год

Предоставление точной информации о возможности проезда между двумя пунктами является необходимым условием качественного обслуживания пассажира. Чем меньше время пассажира в пути, тем выгоднее для него и тем выше эффективность пассажирских перевозок. По мере развития и усложнения транспортной сети пассажирам становится все труднее ориентироваться в море справочной информации. На помощь приходят информационные системы, которые дают справку о возможности проезда, наличии мест. Однако уровень справочно-информационного обслуживания пассажиров еще далек от совершенства. Так, отсутствует возможность поиска маршрута при поездках с пересадкой на различных видах наземного транспорта. Даже в рамках отдельных видов транспорта подобная справочная услуга не оказывается. Не имея информации о возможных вариантах проезда, пассажиры ограничены в выборе своего маршрута по времени и стоимости. Для примера рассмотрим возможности глобальной системы бронирования мест «Экспресс». Фактически она не предоставляет возможность поиска маршрута с пересадкой. Так, если пассажир хочет проехать поездом из Калининграда во Владивосток, то система сообщает кассиру «Прямое сообщение отсутствует. Подготовьте ответ вручную». Пассажир, обратившийся к помощи справочных терминалов на железнодорожном вокзале, получает тот же ответ: «Нет прямого сообщения. Попробуйте подготовить маршрут проезда, воспользовавшись атласом железных дорог». Подробнее…
 


Реформирование структурных подразделений отделения
Газиев Г.М.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 8 2008 год

Снижение транспортных издержек за счет повышения эффективности работы предприятий, входящих в ОАО «РЖД», является основой обеспечения высокой конкурентоспособности транспортных услуг, предоставляемых компанией. Важную роль в решении этой задачи играют структурные подразделения - отделения железных дорог. Здесь в выполнении главной транспортной задачи - перевозки пассажиров и грузов объединяется деятельность основных составляющих инфраструктуры - станций, дистанций пути, автоматики и телемеханики, электроснабжения, локомотивных, вагонных депо и других линейных предприятий. Причем уровень менеджмента в отделениях железных дорог во многом определяет внедрение на таких предприятиях новых технологий и структурных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности работы как самих предприятий, так и отделений железных дорог в целом. В публикуемой статье рассматривается опыт реформирования структурных подразделений, накопленный на Махачкалинском отделении Северо-Кавказской железной дороги. На Махачкалинском отделении Северо-Кавказской железной дороги в процессе реформирования осуществлен комплекс мер по совершенствованию управления и технологии работы линейных предприятий и в целом отделения. Существенно повышена роль аппарата отделения в организации слаженной работы всех элементов инфраструктуры. Этому во многом способствовала организация с помощью руководства Северо-Кавказской железной дороги и ОАО «РЖД» непрерывного обучения кадров всех уровней современным методам управления. Подробнее…
 


48-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2008 год

В конце мая в Киргизской Республике в г. Бишкеке (Чолпон-Ата) состоялось 48-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог, очередных переписей контейнеров и грузовых вагонов, разработки графика движения поездов и планов формирования грузовых поездов, рассмотрены меры по улучшению организации перевозочного процесса в международном сообщении, вопросы тарифной политики, взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2008 г. и др.
Председательствовал на заседании Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Руководителей делегации железнодорожных администраций принял Президент Киргизской Республики К.С. Бакиев. В заседании Совета принял участие премьер-министр Киргизии И.В. Чудинов. Открывая 48-е заседание, Председатель Совета В.И. Якунин напомнил, что главами государств СНГ ключевой сферой взаимодействия в 2008 г. определено сотрудничество государств Содружества в облсти транспорта, и Советы глав государств и глав правительств СНГ сотрудничеству в области транспорта уделяют большое внимание. Созданая решением Экономического совета СНГ Рабочая группа по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной транспортной политики государств-участников СНГ, занималась разработкой проекта приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 г. для включения их в проект Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. Подробнее…
 


Свод правил безопасной работы транспорта. К 125-летию введения Правил технической эксплуатации железных дорог России
Рыжова Л.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2008 год

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) отражают богатую событиями историю строительства и развития железных дорог, их технической эксплуатации и технического оснащения железнодорожного транспорта в целом. Основу этого важнейшего документа, регламентирующего безопасную работу отрасли, составляют единые взаимно увязанные нормативные требования. Впервые Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования, были введены постановлением министра путей сообщения России генерал-адъютанта К.Н. Посьета № 5900 от 27 июня 1883 г. В дальнейшем они пересматривались и утверждались вновь в феврале 1889 и июне 1891 г. 19 марта 1898 г. постановлением министра путей сообщения России № 5343 была принята новая редакция ПТЭ. Подробнее…
 


Юбилей стального кольца Москвы
Касаткин Г.С.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2008 год

Сто лет назад 20 июля 1908 г. в регулярную эксплуатацию была сдана городская Окружная железная дорога (малое кольцо) которая стала крупнейшим транспортным сооружением Москвы, ее своеобразной технической и архитектурной достопримечательностью. Первый детально проработанный «Проект устройства паровой железной дороги вокруг Москвы» был составлен 34-летним инженером путей сообщения А.Н. Горчаковым в 1870 г. за 33 года до начала ее строительства. В то время он занимал пост заместителя начальника Московско-Курской железной дороги. Впоследствии А.Н. Горчаков стал одним из выдающихся государственных деятелей в области железнодорожного транспорта, основателем и главным редактором журнала «Железнодорожное дело», на страницах которого ежегодно публиковались материалы, посвященные проблемам строительства Московской Окружной железной дороги (МОЖД).
Проект МОЖД был составлен с учетом опыта строительства окружных железных дорог Лондона, Парижа и Берлина. В разработке проекта и попытках его реализации принимал участие штабс-капитан, инженер и предприниматель А.А. Пороховщиков, занимавшийся строительными подрядами. В пояснительной записке проекта подчеркивалось, что «Окружная дорога необходима Москве настолько, насколько Москва желает сохранить за собой значение первенствующего в России промышленного и торгового центра». Подробнее…
 


Экзаменует пассажирское лето
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 2008 год

Пассажирский комплекс играет одну из ключевых ролей в деятельности ОАО «Российские железные дороги». Именно он создает основу для возможности реализации гражданами России конституционного права на свободу передвижения, предоставляет пассажирам продукты и услуги, которые являются плодом усилий работников фактически всей компании, во многом определяет имидж ОАО «РЖД» в глазах населения страны.
Поэтому одним из основных принципов развития пассажирских перевозок как бизнеса, который строится на рыночной основе, становится ориентация на клиента. Особую актуальность этот принцип приобретает в условиях структурного реформирования железнодорожного транспорта и ужесточения конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг.
Традиционно показательным этапом в деятельности пассажирского комплекса становится переход на летний график движения поездов, открывающий летние пассажирские перевозки. В условиях реформирования железнодорожного транспорта, возникновения на рынке транспортных услуг независимых перевозчиков система взаимоотношений между заказчиком и исполнителем перевозок кардинально меняется. И основанием для доступа перевозчика к инфраструктуре становится именно график движения поездов. Вся подборка…
 


Студенческая конференция в МИИТе
Хриптан Ю.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 2008 год

В Московском государственном университете путей сообщения 24-25 апреля 2008 г. состоялась V Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Trans-Mech-Аrt-Сhem» («Неделя науки - 2008»). Открывая конференцию, ректор МИИТа Б.А. Лёвин подчеркнул ее большую значимость в деле обмена знаниями и результатами научных исследований и экспериментов молодых ученых и студентов разных стран в сфере транспорта. В работе конференции приняли участие студенты из ведущих высших учебных заведений транспорта Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Польши, Республики Корея, России, Сербии, Словакии, Узбекистана, Украины. Подробнее…
 


Эвакуационные перевозки в годы Великой Отечественной войны
Яшин С.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 2008 год

С самого начала Великой Отечественной войны возникла необходимость в массовой эвакуации населения и промышленности из западных областей страны на Урал, в Сибирь, Поволжье и Среднюю Азию. Основные эвакуационные перевозки осуществлялись по железным дорогам, всю тяжесть этой работы приняли на себя железнодорожники и органы военных сообщений. Это была невиданная в истории человечества гигантская работа по перемещению производительных сил страны с запада на восток: в 1941 г. - из западных и центральных районов европейской части СССР; в 1942 г. - из южных районов. Масштабы эвакоперевозок были огромны. Только в июле-ноябре 1941 г. на восток эвакуировались 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода, 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей. А всего за годы войны число эвакуированных составило около 25 млн. человек, причем 17 млн. - только в июне-декабре 1941 г.
В первую очередь на восток перемещали предприятия оборонной промышленности. За два первых месяца войны было передислоцировано около 350 крупных оборонных заводов. Эвакуировались не только промышленные предприятия с коллективами рабочих и специалистов, но и базы государственных материальных резервов, запасы черных и цветных металлов, горючего, продовольствия, некоторые совхозы с парком сельскохозяйственных машин и скотом, подвижной состав железных дорог, культурно-исторические ценности и население городов. В тыл эвакуировали также около 150 тыс. квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Их опыт, знания и умелые руки впоследствии пригодились на многих магистралях. Помочь предприятиям обосноваться на новом месте и быстрее начать выпускать нужную фронту продукцию, обеспечить доставку всего необходимого для ее производства - такую задачу приходилось выполнять коллективам железнодорожников. Эвакуационные перевозки шли на всех фронтовых железных дорогах. Первая волна таких перевозок легла на Белорусскую, Приднепровскую, Октябрьскую, Юго-Западную, Одесскую, Московско-Киевскую, Южную и Западную железные дороги. Эвакогрузы составляли около половины общего грузопотока, а на отдельных линиях - до 80%. В крайне напряженных условиях, под огнем противника проходила эвакуация на приграничных магистралях: Белостокской, Брест-Литовской, Кишиневской, Ковельской, Литовской и Львовской. В первый день войны только со станций Белосток и Гродно под бомбежками и артобстрелами отправили 30 эвакопоездов. В ходе начавшейся эвакуации до середины июля 1941 г. на 17 железных дорогах европейской части СССР было погружено 65 977 вагонов различных грузов, в том числе оборудование шахт и металлургических комбинатов Донбасса, которое в 5597 вагонах вывезли в Кузнецкий и Карагандинский угольные бассейны. Подробнее…
 


Генеральная схема развития московского железнодорожного узла
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 5 2008 год

14 марта 2008 г. состоялось заседание правления ОАО «Российские железные дороги», главной темой которого стало обсуждение и утверждение Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла. В его работе приняли участие руководители ОАО «РЖД», Московской и Октябрьской железных дорог, мэрии и Правительства г. Москвы, Московской области. Открыл заседание президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В своем вступительном слове он отметил, что вопрос о Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла относится к числу приоритетных, перспективных задач, его решение будет определять направления развития железнодорожного транспорта не только в Москве и Московской области, но и в европейской части сети железных дорог страны. Это связано с уникальной ситуацией, вызванной сосредоточением в Московском железнодорожном узле пассажирских потоков дальнего следования разных направлений и одновременно потребностью в использовании железнодорожного транспорта в качестве городского и пригородного. Подборка полностью…
 


На основе развития взаимодействия и оптимизации управления
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 5 2008 год

В начале апреля 2008 г. в ОАО «РЖД» состоялось сетевое совещание по вопросу выработки мер, направленных на совершенствование эксплуатационной работы железных дорог. В работе совещания приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов, вице-президент компании В.Г. Лемешко, руководители и специалисты департаментов компании, железных дорог, дорожных диспетчерских центров, отделений дорог и станций, ДЗО, научных и проектных организаций железнодорожного транспорта. На совещании были рассмотрены задачи разработки механизмов взаимодействия ОАО «РЖД» с операторами и собственниками подвижного состава, дочерними и зависимыми обществами компании по повышению эффективности использования подвижного состава, улучшения качества планирования и организации эксплуатационной работы дорог, отделений и станций, совершенствования взаимодействия служб, реформирования структуры управления перевозками в условиях разделения инфраструктурной и перевозочной составляющих. Эти вопросы получили дальнейшее развитие на проведенном президентом ОАО « РЖД» В.И. Якуниным в Екатеринбурге общесетевом совещании с начальниками отделений и крупнейших сортировочных станций железных дорог. С этого номера журнала редакция начинает публикацию серии статей по актуальным проблемам совершенствования и повышения эффективности перевозочного процесса, подготовленных по материалам сетевого совещания. Вся подборка…
 


Смотр ресурсосберегающих технологий и технических средств
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 5 2008 год

По установившейся традиции на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке - одном из крупнейших мировых центров испытания новых технических средств, демонстрации и пропаганды достижений железнодорожного транспорта - регулярно проводятся научно-технические конференции и выставки по важнейшим проблемам инновационного развития железнодорожной отрасли, создания нового подвижного состава и совершенствования инфраструктуры железных дорог, повышения эффективности их использования. В апреле 2008 г. в Щербинке состоялась Первая Международная конференция «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте». В ее работе приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов и вице-президент - главный инженер компании В.А. Гапанович.
Открывая конференцию, В.Н. Морозов отметил особое значение внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте. Одной из наиболее актуальных задач является энергосбережение. Работа в этом направлении ведется уже больше 10 лет и приносит ощутимые результаты. При увеличении общего объема перевозок за это время почти в 1,5 раза достигнуто снижение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 17%, а дизельного топлива - на 3%. В стационарной энергетике железных дорог потребление основных видов энергоресурсов сократилось на 15-35%. Экономия только одного процента энергоресурсов дает компании возможность направить на другие первостепенные нужды около 1 млрд. руб. в год. В целом на реализацию ресурсосберегающих мероприятий на железных дорогах России за этот период было направлено около 19,5 млрд. руб. Вся подборка…
 


90-летие Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 год

Ученые ВНИИЖТа вносят весомый вклад в развитие отечественного локомотивостроения, разрабатывают нормативно-техническую документацию и требования к конструкциям, деталям и узлам новых электровозов, тепловозов и моторвагонных поездов.
Созданные институтом узлы и агрегаты нашли применение на многих образцах новых и модернизированных локомотивов. На Экспериментальном кольце в Щербинке постоянно проводятся испытания нового тягового подвижного состава. Здесь получают «путевку в жизнь» многие мощные, скоростные, грузовые и пассажирские локомотивы, которые выходят на российские железные дороги.
В тематическом номере использованы материалы из книги «Ученые ВНИИЖТа», музея и фотоархива института. Вся подборка...
 


На основе функциональной стратегии
Волков А.Н.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3, 2008 год

Обеспечение безопасности перевозок было и остается одной из приоритетных задач ОАО «Российские железные дороги», решение которой осуществляется в соответствии с нормативной правовой базой в области безопасности продукции и услуг. Только в прошлом году состояние безопасности движения трижды рассматривалось на заседаниях Правления компании. Доклады по этому вопросу регулярно заслушиваются на оперативных совещаниях у президента ОАО «РЖД».
На итоговом расширенном заседании Правления ОАО «РЖД», прошедшем в декабре 2007 г., поставлены задачи по повышению эффективности деятельности компании в 2008 г. в области функциональных направлений, нацеленных на достижение важнейших показателей одобренной правительством страны Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., одним из которых является обеспечение безопасности движения. Подробнее…
 


Повышение кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»
Старовойт В.А., Футин В.Н., Шунатов О.И.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3, 2008 год

Ставка на человеческий фактор в реализации стратегических целей ОАО «РЖД» предусматривает подготовку современных управленцев всех уровней из числа молодых специалистов. Это магистральное направление развития кадрового ресурса компании дает мультипликативный эффект, многократно усиливающий последующие результаты проводимых организационных мероприятий. Вместе с тем в практике управления персоналом накопилось немало проблем, связанных с развитием кадрового потенциала. В настоящее время существует дефицит перспективных молодых сотрудников, обладающих лидерскими качествами. Требует развития управленческая компетентность работников, впервые назначаемых на руководящие должности. Отмечается также низкая мотивация управленцев различного уровня, что блокирует их активное участие в проводимых реформах и выступает тормозом инновационного развития системы управления. На кафедре «Управление персоналом» Российской академии путей сообщения МИИТа были проанализированы кадровые задачи, выделенные в Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» в качестве базовых, и рассмотрены перспективные пути их решения как организационными и научно-исследовательскими, так и педагогическими методами. Особое внимание уделялось вопросам управленческой подготовки руководящих кадров. Изучение зарубежного опыта показывает, что факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность в ближайшее десятилетие, несмотря на их особенности в разных экономических системах, выражают общую тенденцию усложнения управления в современном мире. Причем многие рецепты совершенствования менеджмента являются универсальными, основанными и на выводах психологической науки и на положениях науки об организационных изменениях, а также на технологиях дуального социокультурного управления. В условиях организационных изменений все чаще приходится задумываться о системе ценностей, которыми руководствуются управляющие. Подробнее…
 


Памяти Ивана Петровича Прокофьева. К 130-летию со дня рождения
Балабанов В.И.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3, 2008 год

В прошлом году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Петровича Прокофьева - выдающегося ученого, специалиста в области строительной механики, организатора и педагога, доктора технических наук, профессора. Он родился 7 (19) января 1877 г. в Рязани в семье начальника железнодорожного полустанка. После окончания московской гимназии в 1897 г. поступил в Московское инженерное училище Министерства путей сообщения. По завершении теоретического курса в 1890 г. по совету Л.Д. Проскурякова принял участие в качестве техника в сооружении моста через Амударью у станции Чарджоу на Закаспийской железной дороге. Участвовал в монтаже пролетных строений и сооружении струенаправляющих дамб. После успешной защиты в 1901 г. отчета о производственной практике Прокофьеву было присвоено звание инженера-строителя. По предложению Общества Путиловских заводов он начал работать на Брянском металлическом заводе, где занимал должности разметчика, мастера, помощника начальника цеха металлических конструкций. Вел сборку изготовленных в Брянске пролетных строений на ряде мостов. В 1906 г. после завершения работ на трех мостах Вологодско-Вятской дороги Прокофьев возвращается в Москву и поступает на службу в управление Московско-Казанской железной дороги. В том же году он начинает преподавательскую работу в Московском техническом училище. В 1911 г. И.П. Прокофьев опубликовал свой первый труд «Железные мосты. Обработка, сборка и установка металлических мостов», впоследствии переиздававшийся пять раз. В этой книге впервые в России была подробно описана технология заводского изготовления и монтажа на строительных площадках мостовых металлических пролетных строений. Автор собрал и систематизировал богатый материал, имеющийся в русской и иностранной литературе по сборке и установке металлических пролетных строений. Были изложены принципы каждого метода сборки и установки с пояснениями на конкретных примерах. В первой части книги дано краткое описание подготовки мостового железа, во второй - методы производственных работ на месте установки пролетных строений, наиболее распространенные в то время в России, а именно сборка на подмостях и установка путем надвигания. В книге приведено большое количество фотографий, чертежей мостов и отдельных узлов конструкций, в том числе известных мировых фирм. Подробнее…
 


Августин Бетанкур. К 250-летию со дня рождения
Павлов В.Е.
«Железнодорожный транспорт» № 2 2008 год

Августин Августинович Бетанкур начал свой жизненный путь в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Получив общее образование в Королевском учебном заведении и Академии изящных искусств в Мадриде, Бетанкур стал одним из образованнейших людей в Испании. В возрасте 26 лет он стал академиком изящных искусств, и талантливого молодого человека командировали во Францию. Здесь он окунулся в кипучую научную жизнь, проявив особый интерес к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт. В этой области Бетанкуру огромную помощь оказала Парижская школа мостов и дорог, которую он блестяще окончил в 1787 г. Чтобы ознакомиться с паровыми машинами, он побывал также в Англии, где изучал работу фабрик и заводов. За несколько лет напряженной учебы и работы Бетанкур к 30 годам сам стал крупным инженером-исследователем. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который он возглавлял целых 15 лет. Здесь он собрал богатую коллекцию оригинальных образцов машин и механизмов и их описание. Подробнее…
 


Русский испанец
Сапожников В.В.
«Железнодорожный транспорт» № 2 2008 год

В Санкт-Петербурге вышла из печати монография В.Е. Павлова «Русский испанец», посвященная 250-летию со дня рождения Августина Августиновича Бетанкура, выдающегося ученого и инженера, организатора и первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения, ныне Петербургского государственного университета путей сообщения. Монография представляет собой научно-популярное издание, в котором автор раскрывает многогранную творческую деятельность А. Бетанкура в российский период его жизни - с 1808 по 1824 г. Впервые его деятельность освещена в монографии в наиболее полном объеме, при этом использованы многочисленные литературные источники и архивные материалы. Новая книга существенно дополняет сведения, ранее опубликованные в монографии А.Н. Боголюбова «Августин Августинович Бетанкур», изданной в 1969 г., и в разделе «В России», написанном В.Е. Павловым для книги «Августин Бетанкур. Ученый, инженер, архитектор, градостроитель», изданной в 2002 г.
Жизнь и деятельность Бетанкура в России показаны в связи с крупными событиями, которые происходили в ту эпоху: наступление нового XIX столетия, а также второго столетия Санкт-Петербурга, начало правления двадцатичетырехлетнего императора Александр I, старт важных реформ в управлении государством и т.д. Император, в частности, принял неотложные меры по развитию путей сообщения, понимая, что экономическое состояние страны, производство и торговля требуют строительства новых дорог и водных коммуникаций. Создается Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Подробнее…
 


Управление линией Москва - Санкт- Петербург при организации высокоскоростного движения
Гапанович В.А., Поплавский А.А.
«Железнодорожный транспорт» № 2 2008 год

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрена организация на российских железных дорогах скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. Это требует решения целого комплекса вопросов, связанных с управлением работой линий, на которых будет введено такое движение. В публикуемой в журнале статье рассматриваются основные принципы разработки технологии управления эксплуатацией таких линий на примере магистрали Москва - Санкт-Петербург. В ближайшей перспективе на существующей линии Москва - Санкт-Петербург будет введено высокоскоростное движение пассажирских поездов с достижением на отдельных участках скорости до 250 км/ч. Это требует нового подхода к технологии работы линии, обслуживанию инфраструктуры и подвижного состава, к системе диспетчерского управления движением поездов. Подробнее…
 


47-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
«Железнодорожный транспорт» № 1 2008 год

В конце ноября в столице Азербайджанской Республики г. Баку прошло 47-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, на котором были проанализированы итоги эксплуатационной работы сети за десять месяцев, подведены итоги переписи грузовых вагонов, определены нормативы графика движения поездов на 2008-2009 гг., внесен ряд изменений и дополнений в действующие соглашения и правила перевозок, рассмотрены меры по пополнению инвентарного парка грузовых вагонов общего пользования и другие вопросы. Председательствовал на заседании председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Руководители делегаций железнодорожных администраций были приняты Президентом Азербайджанской Республики И.Г. Алиевым. Подробнее…
 


Социальная и кадровая политика
«Железнодорожный транспорт» № 1 2008 год

Подборка материалов, посвященных обсуждению проекта нового Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010гг., который рассматривался 14 ноября 2007г. на совместном заседании правления ОАО «РЖД» с Единым представительным органом первичных профсоюзных организаций Роспрофжела и был одобрен на трехлетний срок - 2008 по 2010г. Вся подборка…
 


Отвечая на требования времени. Автоматизированный диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры «ЭРА»
Архангельский С.В.
«Железнодорожный транспорт» № 1 2008 год

Созданный специалистами НПЦ ИНФОТРАНС автоматизированный диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры «ЭРА», являясь полностью отечественной разработкой, способен выполнять функции пяти ныне действующих типов вагонов-лабораторий: путеизмерителя, совмещенного дефектоскопа, контроля состояния контактной сети, автоматики и радиосвязи. По сути комплекс открывает новый класс мобильных средств диагностики - модульный, в котором каждый вагон-лаборатория представляет собой законченный измерительный модуль, предназначенный для решения задач контроля состояния тех или иных технических объектов инфраструктуры. В соответствии с требованиями заказчика он может комплектоваться разнообразными системами контроля и работать по своему графику. Когда же необходимо, отдельные вагоны-лаборатории могут быть оперативно объединены в единый комплекс для проведения всесторонней оценки состояния железнодорожной инфраструктуры. При этом не требуется никаких дополнительных настроек и подключений - аппаратно-программное обеспечение автоматически конфигурируется для решения комплексной задачи. В настоящее время предлагается две модификации комплекса: сетевого и дорожного уровня. Комплекс, ориентированный на сетевой уровень, а также на решение задач по контролю скоростных и высокоскоростных участков пути, состоит из вагонов-лабораторий КВЛ-П3.0 и КВЛ-АРКС, а предназначенный для контроля инфраструктуры на дорожном уровне формируется из КВЛ-П2.1 и КВЛ-АРКС. Подробнее…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования