Охрана труда

Аттестация рабочих мест


А.Г. Зачиняев, ведущий специалист Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»

В 2007 г. в ОАО «РЖД» закончился второй пятилетний цикл аттестации рабочих мест по условиям труда. За это время аттестация проведена на 520 тыс. рабочих местах (1,3 млн. работающих). Если сравнить масштабы аттестации в ОАО «РЖД» и других отраслях экономики России, то наша компания значительно опережает многие другие как по объемам работ, так и по методическим подходам и уровню требований к организациям-исполнителям.

По данным национального доклада «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 г.», аттестация рабочих мест в стране проведена в среднем только на трети всех рабочих мест, тогда как на железнодорожном транспорте постоянно проводится с 1997 г. и в текущем году начинается ее уже третий пятилетний цикл. Все измерения и исследования выполняются в соответствии с методиками, утвержденными федеральными органами.

Количество рабочих мест в компании, на которых имеются отклонения хотя бы по одному из производственных факторов условий труда, составляет 45%. Это обусловлено прежде всего износом основных фондов и спецификой работы железнодорожного транспорта: обеспечением круглосуточного бесперебойного движения поездов в любых погодных условиях, интенсивным нервно-эмоциональным напряжением, дефицитом времени, длительным пребыванием в рейсе, частой сменой временных и климатических поясов.

Самые распространенные факторы условий труда на рабочих местах железнодорожников – это: напряженность трудового процесса (машинисты локомотива, диспетчеры, дежурные по станции и др.), шум (бандажники, жестянщики, дорожные мастера и др.) тяжесть труда (слесари по ремонту подвижного состава, экипировщики, промывщики-пропарщики цистерн и др.), микроклимат (осмотрщики вагонов, машинисты моечных машин, термисты и др.). Наибольшее количество условно аттестованных рабочих мест выявлено в хозяйствах: пути и сооружений, локомотивном, электрификации и электроснабжения.

Основной целью аттестации в компании является формирование программ по приведению рабочих мест в соответствие с установленными требованиями и улучшению условий труда работников. В 2007 г. 16 тыс. рабочих мест переведены в допустимый класс условий труда, на 46,8 тыс. рабочих мест улучшены условия труда. Полностью нормализовано вредное воздействие шума на 1885 рабочих местах и улучшено более чем на 7400, химического фактора – на 641 рабочем месте, устранена недостаточная освещенность на 8600 рабочих местах, на 787 рабочих местах устранен фактор – «тяжесть трудового процесса», еще на 4374 тяжесть снижена и.т.д.

За период с 2005 по 2007 г. за счет средств бюджетов железных дорог было построено, реконструировано и отремонтировано более 1,3 тыс. санитарно-бытовых корпусов, оборудовано 8,3 тыс. пунктов обогрева и комнат приема пищи, около 170 комнат психологической разгрузки. Оборудовано 4,3 тыс. кабин локомотивов стеклами повышенной прочности и 3,3 тыс кабин – виброзащитными креслами машиниста.

По инвестиционной программе поставлено более 800 аппаратов для очистки воздуха от вредных веществ, 480 комплектов тепловых завес, 203 стиральные машины и 170 машин для химической чистки спецодежды, приобретено более 7 тыс. комплектов технических средств «Безопасность труда», предназначенных для защиты от поражения электрическим током работников, для хозяйств электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи и вычислительной техники. Для улучшения работы по обучению работников вопросам охраны труда поставлено более 200 автоматизированных обучающих экзаменационных комплексов по охране труда, 850 тренажерных комплексов для обучения навыкам по оказанию первой помощи пострадавшим. В настоящее время сформирована и реализуется Программа по улучшению условий и охраны труда на 2008–2010 гг.

Для организации качественного проведения аттестации рабочих мест и эффективного использования ее результатов на железных дорогах созданы и работают базовые центры охраны труда. Они занимаются оценкой качества результатов аттестации рабочих мест, консультируют инженеров по охране труда и аттестационные комиссии, участвуют в разработке и реализации планов мероприятий по улучшению условий труда и др.

В настоящее время на железных дорогах, кроме Калининградской и Сахалинской, учреждены базовые центры охраны труда. Всего создано 17 таких центров. На Северной и Южно-Уральской дорогах работают по два базовых центра. На Северной дороге функции распределили по направлениям деятельности, на Южно-Уральской – по территориальному признаку. Основным направлением деятельности базовых центров является выполнение всего комплекса работ по аттестации рабочих мест.

Аттестацию рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД» в 2006 г. проводила 81 организация, в 2007 г. их число сократилось до 52. Более 10 организаций было отстранено по результатам оценки качества их работы, деятельность ряда организаций приостанавливалась до устранения замечаний.

Еще одним важным элементом обеспечения качества аттестации является работа аттестационных комиссий структурных подразделений. Основная задача, которая ставится перед руководителями, – это четкая организация всего комплекса работ по оценке условий труда, в том числе вовлечение всех членов комиссии в ее работу, тщательная подготовка рабочих мест к процедуре аттестации, оформление документации в соответствии с государственными требованиями, правильное и обоснованное определение размеров компенсаций работникам.

В 2007 г. оценка качества организации и выполнения работ по аттестации рабочих мест проводилась на Куйбышевской, Северо-Кавказской, Забайкальской и Горьковской железных дорогах. По ее результатам были сформированы экспертные заключения с приложением к ним сведений о базовых центрах охраны труда железных дорог и других организациях-исполнителях работ. В 2008 г. планируется продолжить эту работу и провести оценку качества аттестации рабочих мест и формирования мероприятий по улучшению условий труда на Свердловской, Октябрьской, Южно-Уральской, Дальневосточной и Приволжской железных дорогах.

Вопросы взаимодействия базовых центров охраны труда с железными дорогами определены распоряжением ОАО «РЖД» от 14.03.2007 г. №402р «О координации работ по охране труда». Там же обозначены функции координационно-методического совета по охране труда, комиссий по оценке качества аттестации железных дорог, дополнительные требования к организациям–исполнителям работ по аттестации рабочих мест в ОАО «РЖД». Это наличие всех разрешительных документов у исполнителей на проведение работ, автоматизированных систем по оформлению результатов аттестации, количество сотрудников, обученных проведению аттестации на железнодорожном транспорте, наличие необходимых приборов для оценки факторов и другие параметры. В структурных подразделениях проверяется правильность заполнения перечней рабочих мест, протоколов измерений, ведомостей и др.

Для планирования работы по аттестации рабочих мест и обеспечению их соответствия требованиям норм охраны труда на железных дорогах и в дирекциях компании утверждены планы-графики аттестации рабочих мест на 2008–2012 гг. и приведения рабочих мест в соответствие с требованиями норм на 2008–2010 гг. Поставлена задача в течение трех лет привести все рабочие места с устранимыми вредными факторами в соответствие с требованиями.

В апреле 2008 г. в Магнитогорске, состоялся координационно-методический совет с повесткой «Проведение третьего цикла аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД». На совете были подведены итоги и дана оценка проведенной работы в период второго цикла аттестации рабочих мест в компании по условиям труда. Рассматривались система работы по аттестации рабочих мест и взаимодействие базовых центров охраны труда железных дорог с ОАО «РЖД» в период реформирования.

Обсуждались вопросы выработки единых методических подходов по проведению аттестации рабочих мест, оценки качества ее выполнения в 2006–2007 гг., приведения рабочих мест к требованиям норм, внедрения и развития автоматизированных систем по оформлению и обработке результатов аттестации в ОАО «РЖД». Намечены задачи по организации работы в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Минздравсоцразвития России, вступающим в силу с 1 сентября.

Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля поставлена задача провести совещания в структурных подразделениях, на которых запланирована аттестация рабочих мест, с целью разъяснения членам аттестационных комиссий особенностей организации работы в соответствии с Порядком. Также необходимо внести изменения в отчетные формы автоматизированной системы Труд-Эксперт.

Важным вопросом контроля за состоянием условий труда является развитие автоматизированных систем. В текущем году поставлена задача разработать программное обеспечение для оценки качества материалов аттестации рабочих мест, автоматизированного анализа условий труда в ОАО «РЖД», формирования аналитической информации о состоянии условий труда работников и представления результатов в виде наглядной, структурированной и детализированной информации на основе данных, накопленных в автоматизированной системе Труд-Эксперт. Большую пользу результаты анализа могут принести при обосновании мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональных рисков работников.

Работа по аттестации рабочих мест в ОАО «РЖД» позволила выявить основные направления в разработке мероприятий и программ по улучшению условий труда, социальной защите работников, организации реабилитационных мероприятий. Основной задачей в рамках третьего цикла аттестации рабочих мест является обеспечение необходимого качества измерений и оформления результатов аттестации, формирования мероприятий по улучшению условий труда, реформирование существующей системы управления аттестацией в отношении введения единых требований отбора аттестующих организаций и организации работ в филиалах ОАО «РЖД». Опыт, накопленный компанией, может быть использован в других отраслях экономики России, а также при разработке и реализации федеральных и национальных программ и проектов.