Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2009 г.

В.В. Черкасов, начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

Одной из важнейших задач ОАО «РЖД » при всех видах деятельности является обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и жизни работников компании. Проводимая профилактическая работа позволила сохранить в 2009 г. тенденцию снижения производственного травматизма. Количество работников, получивших производственные травмы, по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 4%, со смертельным исходом - на 3%. В подразделениях железных дорог общий травматизм снизился на 13%, со смертельным исходом - на 20%.

Производственный травматизм, виды, структура и причины

Несмотря на снижение травматизма состояние дел с обеспечением безопасности труда работников компании нельзя признать удовлетворительным. В 2009 г. в ОАО «РЖД» было травмировано 620 работников, из них 78 человек погибли. На железных дорогах от травм на производстве пострадало 407 человек, в том числе 53 человека погибло.

Коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом (число погибших на 1000 работающих) в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и равен 0,07; на железных дорогах снизился на 13% и составляет также 0,07 (2008 г. - 0,08). При этом значение коэффициента частоты травматизма со смертельным исходом на ряде железных дорог превышено.

Сохраняется тенденция снижения производственного травматизма, связанного с алкогольным опьянением. Число пострадавших в состоянии алкогольного опьянения в целом по ОАО «РЖД» снизилось с 39 человек в 2008 г. до 24 человек в 2009 г., в том числе со смертельным исходом - с 22 до 15 человек.

Случаи производственного травматизма зачастую свидетельствуют о недостатках в организации безопасных условий труда и контроля со стороны руководителей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за соблюдением требований технологии производства работ, трудовой дисциплины.

Большинство случаев травматизма в 2009 г. - результат неудовлетворительной организации производства работ, отсутствия контроля за безопасным их проведением, нарушений технологического процесса, низкой трудовой и производственной дисциплины. Пример тому - случаи травмирования руководителей различных рангов, которые непосредственно осуществляли контроль или обеспечивали безопасные условия труда при производстве работ.

Неблагополучное положение складывается во вновь созданных дирекциях - филиалах ОАО «РЖД», что указывает на серьезные недоработки руководителей дирекций и их структурных подразделений в вопросах обеспечения условий и охраны труда, формализм в профилактике производственного травматизма, организации и контроле выполнения технологий безопасного производства работ.

Наиболее часто повторяющимися видами происшествий, приводящими к травмированию со смертельным исходом, в 2009 г. были наезд подвижного состава, поражение электрическим током, дорожно-транспортные происшествия.

Положение с травмированием работников в результате наезда подвижного состава свидетельствует о том, что, несмотря на неоднократные требования ОАО «РЖД», руководители железных дорог и других филиалов, служб, отделений железных дорог и структурных подразделений допускают формализм в профилактике производственного травматизма и в контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме сами и не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда.
 

Основными причинами электротравматизма в хозяйстве электрификации и электроснабжения являются работа на неподготовленном рабочем месте (непроведение проверки отсутствия напряжения и отсутствие заземления на рабочем месте) и расширение фронта работы. В ряде случаев находящиеся на месте работ руководители среднего звена не принимают меры по предупреждению нарушений требований электробезопасности, а иногда и сами их инициируют. Недостаточное внимание в подразделениях уделяется вопросам организации обучения и проверки знаний по электробезопасности, особенно это касается вновь поступивших работников. Наиболее травмоопасными остаются следующие профессии: электромонтер контактной сети; электромонтер и электромеханик тяговой подстанции; слесарь по ремонту подвижного состава; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Руководители ряда подразделений не делают выводов из имевших место случаев электротравматизма, не занимаются работой по их предупреждению, в результате аналогичные происшествия повторяются в одних и тех же структурных подразделениях.

В связи с ухудшением работы по обеспечению электробезопасности на местах в ноябре 2009 г. центральная комиссия ОАО «РЖД» провела внеочередную проверку, которая показала низкий уровень знаний по электробезопасности у ряда главных инженеров служб, отделений и дирекций. И это притом, что они являются ответственными за электрохозяйство и председателями комиссий по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма

В компании разработаны и внедрены нормативные документы, определяющие систему управления охраной труда в ОАО «РЖД», перечень основных работ по охраохране труда, выполняемых руководителями всех уровней управления. Определен и осуществляется порядок выезда руководителей компании и рассмотрения результатов расследования случаев травмирования работников на производстве со смертельным исходом.

Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля по материалам расследований проводило анализ обстоятельств и причин случаев травматизма со смертельным исходом с последующим информированием руководителей железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД» об основных недостатках и нарушениях.
 

Положение с травматизмом, задачи организации профилактической работы по охране труда в течение 2009 г. рассматривалось на селекторных совещаниях: ежеквартально - старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем, ежемесячно - Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Организация работы по вопросам безопасности труда в хозяйствах и функциональных филиалах в 2009 г. неоднократно обсуждались на специальных совещаниях с разработкой комплекса профилактических мер.

Вопросы организации и проведения профилактической работы, обмена передовыми методами труда в 2009 г. рассматривались на сетевых школах по охране труда на базе Северо-Кавказской и Московской железных дорог с участием руководителей департаментов, филиалов ОАО «РЖД», федеральных органов исполнительной власти, НИИ, ВУЗов. На школах были приняты решения о выработке единых подходов к системе управления охраной труда при переходе на безотделенческую структуру управления; совершенствовании взаимодействия служб охраны труда и промышленной безопасности, железных дорог с дирекциями, вышедшими из состава железных дорог; внедрении стандарта «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью»; повышении качества обучения руководителей и специалистов по охране труда и др.

Большинство случаев производственного травматизма со смертельным исходом в структурных подразделениях дирекций, вышедших из состава железных дорог, свидетельствуют о недостатках в организации профилактической работы в период их становления. Учитывая это, первый вице-президент компании В.Н. Морозов 29 сентября 2009 г. подписал телеграфное указание, которым дал право и обязал службы охраны труда и промышленной безопасности железных дорог проверять организацию работ в дирекциях, вышедших из состава железных дорог, с последующим предоставлением материалов проверок в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» и соответствующие центральные дирекции для анализа и принятия корректирующих мер.

Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в 2009 г. проводились проверки, в результате которых были выявлены следующие характерные недостатки:
маркированный список приоритет у руководителей структурных подразделений выполнения производственных и плановых заданий перед обеспечением безопасных условий труда работников;
маркированный список недостаточная вовлеченность руководителей, ИТР и производственного персонала подразделений в работу по охране труда;
маркированный список недостаточно организованная работа по воспитанию корпоративной культуры безопасности труда и ответственного отношения к здоровью работников среди руководителей среднего звена в структурных подразделениях;
маркированный список при производстве работ допускаются опасные ситуации, при этом руководители работ не обращают на это должного внимания и не принимают управленческих решений и корректирующих действий к их исправлению;
маркированный список комиссиями при расследовании происшествий не всегда выявляются ключевые причины, приведшие к травмированию работников, что не позволяет разработать меры, гарантирующие исключение их повторения;
маркированный список допуск к работе своевременно не прошедших медицинское освидетельствование работников, в том числе связанных с движением поездов;
маркированный список недостаточные знания у руководителей структурных подразделений и командиров среднего звена вопросов охраны труда;
маркированный список несвоевременное внесение изменений (корректировок) в технологическую документацию;
маркированный список невыполнение в полном объеме руководителями различного уровня Перечня основных работ по охране труда, определенного стандартом СТО РЖД 1.15.002-2008 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

На ряде железных дорог недостаточно эффективно работает система информации «Человек на пути». Руководителями подразделений и инструкторским составом локомотивных бригад при сопровождении поездов по системе информации «Человек на пути» замечания практически не выявляются, не в полной мере применяется мотивация локомотивных бригад.
 

В хозяйстве перевозок ревизоры движения (ДНЧ), имея исключительные возможности влиять на предупреждение травмоопасных ситуаций, не в полной мере вовлечены в работу по охране труда. В структурных подразделениях компании сменяемость инженеров по охране труда в 2009 г. составила около 50%. Основными причинами являлось возложение на них дополнительной, несвойственной им работы (вопросы экологии, техническая учеба, пожарная безопасность) и неправомерное привлечение их к ответственности за неисполнение обязанностей руководителя.

Статистика производственного травматизма, проверки в дирекциях, вышедших из состава железных дорог, показали, что управление вопросами охраны труда, в том числе предупреждения производственного травматизма, после выхода их из состава железных дорог не систематизировано и требует корректирующих мер.

В результате профилактической работы, направленной на снижение случаев производственного травматизма, по железным дорогам издано более 23 тыс. приказов и привлечено к ответственности за нарушения требований охраны труда более 70 тыс. человек, 61 работник уволен. Для формирования в ОАО «РЖД» новых подходов в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью разработан стандарт СТО РЖД 1.15.005-2009 «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД», утвержденный и введенный в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 09.12.2009 г. № 2495р с 1 февраля 2010 г. Основной целью внутренних аудитов является выявление элементов системы охраны труда и промышленной безопасности, требующих улучшения.

Состояние условий труда

По состоянию на 1 января 2010 г. в ОАО «РЖД» насчитывается 486,5 тыс. рабочих мест, на которых работает более 1 млн. человек. Из них 229 тыс. рабочих мест (578 тыс. работающих), или 47% от общей численности не в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Аттестация рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД» в 2009 г. была проведена на 117 тыс. рабочих мест с учетом использованных возвратных средств Фонда социального страхования РФ.

В 2009 г. были улучшены условия труда на 42,3 тыс. рабочих мест. Самыми распространенными вредными производственными факторами в компании остаются напряженность труда, шум, тяжесть труда, микроклимат, вибрация, освещение. Наибольшее количество рабочих мест в 2009 г. было приведено в соответствие с требованиями норм по освещению (7,2 тыс.) и микроклимату (1,9 тыс.). В целом по ОАО «РЖД» план приведения рабочих мест к требованиям норм в 2009 г. был откорректирован в сторону увеличения с 9,5 тыс. рабочих мест до 12,6 тыс.

Средства индивидуальной защиты

В 2009 г. на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) было израсходовано 2,5 млрд. руб. В соответствии с планами железных дорог все структурные подразделения были обеспечены теплозащитной спецодеждой и спецобувью. Однако в ходе проводимых проверок были выявлены нарушения сроков поставки средств защиты и замечания по ее качеству.

Для профилактики заболеваний энцефалитом работников ОАО «РЖД» в 2009 г. были проведены производственные испытания противоэнцефалитных комплектов одежды, разработанных ЗАО «ФПГ Энергоконтракт». В конструкции костюмов применены специальные механические и химические ловушки. Используемое в них акарицидное средство абсолютно безопасно для человека и смертельно опасно для клеща. Доза вещества рассчитана так, что после 50 стирок костюм сохраняет свои защитные свойства. По результатам испытаний получены положительные отзывы.

Для дополнительной защиты работающих в условиях воздействия охлаждающего микроклимата, как на открытой территории, так и в холодных цехах, Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля на Свердловской железной дороге организованы производственные испытания термобелья производства фирмы I. Tran (Словакия), получено положительное заключение.

В связи с утверждением Минздравсоцразвития РФ в 2009 г. Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (от 1 июня 2009 г. №290н), а также со структурными преобразованиями в ОАО «РЖД», Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля принято решение о переработке Положения о порядке обеспечения работников СИЗ №ВП-8343. В настоящее время получены предложения от филиалов ОАО «РЖД», и в течение года будет проведена работа по его переработке и утверждению.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В 2009 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по всем источникам финансирования израсходовано 7,8 млрд. руб., в том числе 5,3 млрд. руб. без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, что составило 0,8% от сумм эксплуатационных расходов. Объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на железных дорогах составил 6,2 млрд. руб., в том числе 4,1 млрд. руб. без учета затрат на средства индивидуальной защиты (0,8% от сумм эксплуатационных расходов). Расходы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в пересчете на одного работника в среднем по ОАО «РЖД» составили 7,6 тыс. руб., по железным дорогам - 7,9 тыс. руб.

Одним из дополнительных источников финансирования мероприятий по охране труда являются возвратные средства Фонда социального страхования РФ. На финансирование предупредительных мер в 2009 г. структурным подразделениям ОАО «РЖД» было разрешено использовать более 225 млн. руб. - на 70 млн. руб. больше, чем в 2008 г.

В настоящее время в компании создаются новые дирекции, которые выходят из состава железных дорог. Необходимо, чтобы при формировании бюджетов затрат новых структур затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда планировались в соответствии с Коллективным договором в размере не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов.

Выполнение Программы по улучшению условий и охраны труда

В 2009 г. по инвестиционному проекту «Обеспечение условий охраны труда» были предусмотрены инвестиции в размере 236,6 млн. руб. и запланирована поставка 2702 единиц оборудования структурным подразделениям филиалов. Задание проекта выполнено в полном объеме.

Несмотря на значительную работу, проводимую в ОАО «РЖД» по созданию здоровых и безопасных условий труда, имеется еще много недоработок в вопросах содержания санитарно-бытовых помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Проведенные в 2009 г. комиссиями Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля проверки Красноярской, Забайкальской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Горьковской железных дорог и Центральной дирекции по ремонту пути выявили много недостатков в вопросах планирования, выполнения и контроля программ по улучшению условий и охраны труда. Не во всех структурных подразделениях в прошедшем году были назначены ответственные лица за выполнение заданий программ, не рассматривались результаты выполнения запланированных заданий, не обеспечен должный контроль за реализацией программы со стороны руководителей.

В 2010 г. на мероприятия по обеспечению условий и охраны труда выделены централизованные инвестиции в размере 212,9 млн. руб. В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 20.10.2009 г. № 2139р указанный лимит распределен по департаментам, управлениям и дирекциям и теперь в инвестиционных проектах развития и обновления хозяйств и филиалов выделен отдельной строкой подпроект «Затраты на мероприятия по обеспечению условий охраны труда». Наполнение мероприятий по данным подпроектам и технические требования на поставляемое оборудование в обязательном порядке должны согласовываться с Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Ответственность за реализацию данных подпроектов возложена на департаменты, управления, дирекции и соответствующие службы.

Нормативное регулирование вопросов охраны труда и взаимодействие с ДЗО

В целях соблюдения требований охраны труда, обеспечения необходимого порядка выполнения работающими возложенных на них обязанностей в ОАО «РЖД» создана база нормативных и организационно-методических документов по охране труда, которая содержит более 200 документов.

В 2009 г. было разработано 9 правил и инструкций по охране труда:
маркированный список Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок;
маркированный список Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД»;
маркированный список Инструкция по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра;
маркированный список Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД»;
маркированный список Инструкция по охране труда при обслуживании и ремонте линейно-кабельных сооружений и кабельной канализации ОАО «РЖД»;
маркированный список Инструкция по охране труда для работников стационарных экологических лабораторий ОАО «РЖД»;
маркированный список Инструкция по охране труда для работников экологических вагонов-лабораторий ОАО «РЖД»;
маркированный список Инструкция по охране труда для работников передвижных экологических лабораторий ОАО «РЖД» на базе автомобиля;
маркированный список Инструкция по охране труда при обслуживании и ремонте устройств электропитания аппаратуры связи ОАО «РЖД».

Внесены изменения в Инструкцию по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря.

Также утверждены, взамен утратившего силу распоряжения ОАО «РЖД» от 12 февраля 2008 г. №281р «Об утверждении документов ОАО «РЖД» в области охраны труда», организационно-методические документы:
маркированный список Перечень основных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД»;
маркированный список Методические рекомендации по отнесению расходов структурных подразделений ОАО «РЖД» к расходам на охрану труда.

В целях повышения эффективности и установления единого порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

21 сентября 2009 г. был утвержден Регламент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД». В целях регламентации требований по обеспечению безопасных условий труда при выполнении работ на территории ОАО «РЖД» подрядными организациями с 1 октября 2009 г. введено в действие Положение о взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда.

Прошедшее реформирование компании делает необходимой системную замену действующих нормативных документов по охране труда. Назрела необходимость переработки нормативной документации в масштабе деятельности всех структур ОАО «РЖД». Нормативная база по охране труда должна пройти актуализацию. В 2010 г. будут разработаны среднесрочные программы разработки и пересмотра нормативных и организационно-методических документов по охране труда.

Важно сохранить достигнутый уровень эффективности системы управления охраной труда не только в самой компании, но и в создаваемых дочерних обществах.

В связи с формированием функциональных вертикалей и дочерних обществ, организацией скоординированной работы всех подразделений по вопросам охраны труда требуется разработка согласованных документов, регулирующих взаимоотношения между всеми участниками холдинга.

В качестве примера можно привести соглашения о взаимодействии ОАО «РЖД» со следующими дочерними обществами по всем направлениям деятельности Управления: ОАО «ЖТК», ОАО «ТрансВудСервис», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вагонреммаш», ОАО «Желдорреммаш».

Обучение и пропаганда вопросов охраны труда

Анализ обстоятельств и причин производственного травматизма показывает, что значительное число несчастных случаев на производстве происходит из-за слабого знания организаторами производства и работниками требований законодательства, правил и норм охраны труда. В целях повышения эффективности обучения по охране труда Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля обязало начальников служб охраны труда и промышленной безопасности железных дорог в процессе обучения работников своевременно доводить до руководителей Центров дополнительного профессионального образования (ЦДПО) информацию, анализ несчастных случаев, памятки о часто встречающихся нарушениях; в процессе занятий использовать анализ состояния и условий труда в ОАО «РЖД», обеспечить периодический контроль качества обучения работников в ЦДПО путем посещений занятий лично и сотрудниками служб дороги; назначить ответственных за проведение данной работы с руководителями ЦДПО.

По отчетам служб охраны труда и промышленной безопасности железных дорог можно сделать вывод, что данная работа проводится на всех железных дорогах, но наиболее активно на Октябрьской, Московской, Северной, Свердловской, Приволжской железных дорогах. Так, на Свердловской железной дороге с февраля 2002 г. перед началом занятий проводится входное компьютерное тестирование слушателей на знание требований охраны труда. На сайте Института дополнительного профессионального образования Уральского государственного университета путей сообщения создан раздел по охране труда, где размещены нормативные документы и курс лекционного материала по охране труда. В Приволжском филиале Московского государственного университета путей сообщения практикуется привлечение экспертов ведущих фирм поставщиков к обучению правильному подбору и использованию новейших средств индивидуальной защиты, с показом видеоматериалов и образцов новейших средств индивидуальной защиты в ходе деловой игры.

Для повышения уровня знаний работников в 2009 г. централизованно было поставлено на железные дороги 56 обучающих экзаменационных комплексов по охране труда, разработчиком которых является Научно-производственный центр информационных и транспортных систем (г. Самара). Поставка этих комплексов на железные дороги осуществляется с 2002 г.

В соответствии с поручением старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича об улучшении в железнодорожных вузах образовательного процесса в части охраны труда в 2009 г. руководителями железных дорог проведены совещания с профессорско-преподавательским составом государственных университетов путей сообщения. На совещаниях рассмотрены вопросы повышения эффективности подготовки студентов разных специальностей по вопросам безопасности труда, качества изучения требований охраны труда, прохождения практики учащимися в структурных подразделениях дороги и дальнейшей трудовой деятельности молодых специалистов. Проанализированы учебные программы всех профессий на предмет достаточности в изучаемых дисциплинах материалов, направленных на обучение вопросам охраны труда.

При рассмотрении поставленных вопросов и предложений, поступивших от руководителей железных дорог, а также профессорско-преподавательского состава университетов путей сообщения можно выделить единые проблемы в обучающем процессе: слабое формирование у студентов компетенции ответственности за безопасность труда, жизнь и здоровье (собственную и подчиненных работников) с учетом особенностей транспортного производства, имеющего повышенный уровень опасности. С 2000 г. не проводилась корректировка содержания программ профильных дисциплин общих специальностей железнодорожного транспорта в части включения в программы специальных вопросов охраны труда; недостаточное количество видеоматериалов по случаям травматизма для изучения мер безопасного производства работ в зонах повышенной опасности по специальности. Часть проблем будет решена, если предусмотреть при подготовке студентов старших курсов технических специальностей изучение вопросов охраны труда в объеме не менее 40 ч в соответствии с Порядком обучения и проверки знания требований охраны труда, утвержденным Минтруда и Минобразования РФ от 13. 01. 2003 г. № 1/29.

В 2009 г. обучение по охране труда прошли более 16 тыс. человек из числа руководителей и специалистов, железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД» при плане 14 тыс. человек. План по обучению выполнили все дороги.

Для оптимизации расходов на проведение обучения по вопросам охраны труда необходимо внедрять новые методы, шире использовать возможности обучения работников в самой организации. При этом использование дистанционного обучения не исключает возможность проведения очных учебных и практических занятий.

В марте, сентябре, октябре 2010 г. планируется провести отработку методов обучения по дистанционному принципу на Московской железной дороге, в Росжелдорснабе, Центральной дирекции по ремонту вагонов, Центральной дирекции по ремонту пути, Центральной дирекции управления движением, Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции по ремонту подвижного тягового состава, Центральной дирекции тяги. Всего планируется провести обучение и проверку знаний 150 работников.

Основные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2010 г.

На 2010 г. поставлены следующие приоритетные задачи:
маркированный список обеспечить проведение работы по профилактике несчастных случаев на производстве, и в первую очередь от наезда подвижного состава, воздействия электротока и дорожно-транспортных происшествий;
маркированный список принять конкретные меры по укреплению в коллективах трудовой и технологической дисциплины, повышению безопасности труда работников;
маркированный список довести до мастеров, бригадиров, руководителей смен их права и должностные обязанности, а также ответственность, в том числе и уголовную, за жизни подчиненных работников;
маркированный список обеспечить отражение вопросов безопасности условий труда при разработке и корректировке технологических процессов, осуществлять контроль их выполнения;
маркированный список обеспечить выполнение всех видов работ в строгом соответствии с требованиями правил, инструкций и технологий безопасного производства работ;
маркированный список активизировать на железных дорогах и в Дирекции тяги работу по системе информации «Человек на пути»;
маркированный список в целях выявления истинных причин и выработки эффективных мер по предотвращению случаев производственного травматизма и их повторяемости обеспечить качественное расследование таких случаев;
маркированный список продолжить работу по внедрению современных технических средств, направленных на снижение травмоопасности и вывод работников из опасных зон;
маркированный список обеспечить надежную эксплуатацию защитных блокировочных устройств;
маркированный список провести в 2010 г. в рамках пилотного проекта обучение по охране труда руководителей и специалистов на Московской железной дороге и в центральных дирекциях с использованием дистанционных технологий;
маркированный список начальникам служб охраны труда и промышленной безопасности, железных дорог продолжить работу по повышению качества обучения руководителей и специалистов по охране труда в центрах дополнительного профессионального обучения железнодорожных вузов с ежеквартальным предоставлением в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля отчетов о выполненной работе;
маркированный список Управлению охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля совместно с Департаментом Управления персоналом переработать Примерную учебную программу для профессиональной подготовки рабочих кадров «Охрана труда»;
маркированный список повысить качество обучения и проверки знаний вопросов электробезопасности у эксплуатационного персонала;
маркированный список в соответствии с пунктом 3.5.2. Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 гг. обеспечить выделение финансовых средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
маркированный список обеспечить выполнение распоряжения ОАО «РЖД» от 20.10.2009 г. № 2139р «Об инвестиционных проектах «Обеспечение условий охраны труда» и «Обновление объектов повышенной опасности»;
маркированный список активизировать подготовительную работу по возврату средств из ФСС РФ на меры по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и направить заявление о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по выходе приказа Минздравсоцразвития РФ о правилах финансирования;
маркированный список для своевременного проведения конкурсных процедур на освоение средств, выделенных региональными фондами на предупредительные меры, обеспечить формирование пакета документов для организации процедуры размещения заказов;
маркированный список обеспечить приведение в соответствие с требованиями норм не менее 50% рабочих мест с устранимыми вредными производственными факторами. Запланировать на рабочих местах, не подлежащих переводу в допустимый класс, мероприятия по улучшению условий труда;
маркированный список обеспечить подготовку структурных подразделений к проведению аттестации рабочих мест в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2009 г. №1968р «Об утверждении Регламента проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД»;
маркированный список обеспечить контроль выдачи работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. № 582Н);
маркированный список обеспечить контроль качества СИЗ, поступающих в филиалы ОАО «РЖД», в соответствии с Положением о порядке обеспечения работников СИЗ от 19 сентября 2006 г. №ВП-8343;
маркированный список провести обучение специалистов, причастных к обеспечению СИЗ, приемке и контролю качества спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты;
маркированный список обеспечить внедрение стандарта ОАО «РЖД» «Система внутреннего аудита управления охраной труда в ОАО «РЖД»;
маркированный список в целях получения достоверной информации и устойчивой работы автоматизированной системы учета данных о производственном травматизме обеспечить в филиалах ОАО «РЖД» своевременный и качественный ввод материалов расследования случаев в систему ЕКАСУТР.

Аннотация статьи

Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2009 г.
В.В. Черкасов, начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля
С. 22–29. 10 рис.

Приведены данные по производственному травматизму на железнодорожном транспорте, его видам, структуре и причинам. Проанализировано состояние условий труда в ОАО «РЖД», рассмотрены вопросы профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в компании, нормативного регулирования охраны труда, а также основные направления работы по улучшению условий труда в 2010 г.

Ключевые слова: производственный травматизм; условия и охрана труда; нарушение трудовой дисциплины; средства индивидуальной защиты; Программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД»; нормативные документы по охране труда; обучение по охране труда.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования