Ученые отраслевых вузов - транспорту

Самарский государственный университет путей сообщения


Подготовил В.А. Носков

На кафедре «Электрический железнодорожный транспорт» под руководством доктора технических наук И.П. Гордеева разработано «Устройство регулирования охлаждения тяговых двигателей локомотивов», реализующее баланс тепловыделения и теплосъема с поверхностей якоря и магнитной системы тяговых электродвигателей электровозов ВЛ 10 (патент РФ №2273832, свидетельства на полезную модель №45057, №45574, №86809). В основу устройства положен способ измерения температуры изоляционных конструкций тяговых электродвигателей (ТЭД) по емкостной характеристике. В существующих системах генератор питания низковольтных цепей заменяется на статический преобразователь напряжения, а двухступенчатое регулирование числа оборотов вентилятора охлаждения ТЭД - на плавное автоматическое. Преимущества: простота, автономность, повышение экономичности (2% от затрат на тягу), машинист освобождается от управления приводом вентилятора. Устройство повышает надежность ТЭД и локомотива в целом.

***

На кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» под руководством кандидата экономических наук, профессора Н.О. Михалёнок активно ведутся работы по различным направлениям научных исследований, связанных с оптимизацией производственно-финансовых процессов как на железнодорожном транспорте, так и на предприятиях других отраслей. В рамках проводимых работ была усовершенствована методика выявления причин неэффективного использования материальных ресурсов в локомотивном хозяйстве, разработаны направления по сокращению непроизводительных затрат рабочего времени локомотивных бригад, усовершенствована система стимулирования и мотивации труда работников предприятий железной дороги. Исследования производились на базе как Куйбышевской, так и Южно-Уральской железных дорог. На кафедре также ведется работа по созданию пилотных проектов программных продуктов для решения различного рода практических задач: программа анализа финансовых ресурсов организации; программа учета и анализа расходов топлива в котельных; программа расчета недоначисленных амортизационных отчислений; программа принятия управленческого решения по использованию аутсорсинга. Разработаны методики и системы по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех организационно-правовых форм на железнодорожном транспорте и в других отраслях. Интеллектуальная собственность кафедры защищена патентами и свидетельствами об официальной регистрации.

***

Сотрудниками кафедры «Вагоны» под руководством заведующего, доктора технических наук А.Н. Балалаева при взаимодействии со службой вагонного хозяйства Куйбышевской железной дороги разработаны и внедрены в девяти грузовых и двух пассажирских депо вихревые циклоны для очистки и осушения сжатого воздуха перед устройствами испытания автотормозов. Вихревой циклон (патент РФ №2071839) обладает малым гидросопротивлением - ΔР = 0,01 - 0,02 МПа, высокой степенью очистки - φ = 100% для механических частиц размером более 15 мкм (остаточное содержание механических примесей до 2мг/кг), способностью понижать температуру точки росы сжатого воздуха до 0...-2 °С (степень осушения водяного пара - β = 50%). Исследования циклона в вагонном депо Кинель позволили выявить причину понижения точки росы - индуцирование мощного звукового поля внутри циклона, что было использовано в усовершенствованной конструкции циклона (патент РФ №2116120). Для определения абсолютного влагосодержания сжатого воздуха в пневмосети низкого давления (до 0,8 МПа) на автоконтрольных пунктах (АКП) вагонных депо разработан измеритель влагосодержания (патент РФ №2169362), опытные образцы которого внедрены в вагонном депо Октябрьск и на Стерлитамакском вагоноремонтном заводе. Совместное использование модифицированных конструкций вихревых циклонов и измерителя влагосодержания позволяет понизить точку росы сжатого воздуха на 15-30° С, обеспечить чистоту на сухость сжатого воздуха на АКП по пятому классу загрязненности (ГОСТ 17433-80) и непрерывно контролировать его параметры.

***

Заведующим кафедрой «Механика», профессором В.В. Федоровым и доцентом В.Н. Недбайло при участии специалистов Московского университета стали и сплавов разработан и защищен патентом твердый смазочный материал СТКР-ВД-70 на основе диселенида молибдена, а также технология и устройства для непрерывного смазывания (лубрикации) ротапринтным методом контакта гребень колеса - боковая поверхность головки рельса. Полученный твердый смазочный материал формируется в виде стержней, которые устанавливаются в двух специальных подвесных лубрикаторах на локомотивах. Конструкция лубрикаторов обеспечивает постоянный прижим стержня к контактной поверхности гребня колеса с компенсацией относительных перемещений в продольном и вертикальном направлениях, что особенно важно в кривых участках пути. При движении смазка с гребня колеса в зоне контакта переносится на внутреннюю поверхность головки рельса и образует твердую пленку с высокой адгезионной прочностью связи с металлическими поверхностями. Пленка имеет инертность к воздействиям воды, окислам и по результатам стандартных испытаний в 1,5-2 раза превышает нагрузки заедании и сваривания графитовых смазок. Эксплуатационными испытаниями на Куйбышевской железной дороге установлено, что двух смазывающих стержней массой 50 г, установленных в локомотивные лубрикаторы первой колесной пары, достаточно на 2400 км пути, и пленка не теряет своих трибологических свойств после прохода 150 поездов.

***

Разработки кафедры «Управление эксплуатационной, грузовой и коммерческой работой» ведутся в ключе современных тенденций развития железнодорожного транспорта. Ученые кафедры решают вопросы оптимизации работы сортировочных станций (кандидат технических наук, доцент П.Б. Романова, кандидат технических наук, доцент Н.А Муковнина), повышения эффективности применения системы многих единиц тяги на электровозах постоянного тока (кандидат технических наук, профессор В.И. Александров, кандидат технических наук, доцент О.А. Бондаренко), совершенствования пассажирских перевозок (кандидат технических наук, профессор В.И. Солдаткин, кандидат технических наук, доцент Е.В. Покацкая, кандидат технических наук Т.А. Веретенкова). Разработки кандидата технических наук, профессора B.C. Горюшинского позволяют определять оптимальное построение технологии и создание технологических средств, обеспечивающих снижение потерь, сохранность зерновых грузов, ресурсосбережение с учетом экологических и биотических факторов на начальных и конечных (погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских) операциях. Эти разработки позволяют существенно снизить оборот вагона-зерновоза, что в условиях почти полной выработки ресурса вагонного парка этого типа равноценно его приобретению. Значимым является также повышение статической нагрузки при перевозке зерновых грузов.

***

В рамках молодежного форума «Дни студенческой науки - 2009» прошла XXXVI научная конференции студентов и аспирантов СамГУПС , посвященная году молодежи в России. Первая такая конференция состоялась в Куйбышевском институте инженеров транспорта 36 лет назад. За эти годы изменились формы студенческой научной работы, усовершенствовались методы проведения экспериментов и способы получения научной информации, но неизменной осталась тяга молодежи к коллективному научному творчеству. Все доклады студентов были очень грамотны и интересны. Ребята зачастую представляли уникальные разработки. Например, студент А. Р. Низамов под научным руководством профессора Д.Я. Носырева изобрел и запатентовал роторно-лопастной «двигатель Низамова». Он отличается от современных двигателей повышенным КПД (45-50%), ВЫСОКИМИ оборотами, увеличенной мощностью, а также низкой себестоимостью. Молодые исследователи подводили итоги своей научной работы за учебный год, участвуя в различных научных конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках разработок. На 35 секциях было заслушано около 1700 докладов. В масштабах Самарской области в эти же дни проводилась XXXV студенческая научная конференция. От СамГУПС на конференцию было заявлено более 100 докладов на 34 секциях, 4 из которых проводились на базе университета. Во время «Дней студенческой науки» многие студенты и аспиранты приняли участие в выездных научных конференциях, круглых столах, конкурсах и олимпиадах. По итогам работы конференции будет издан 10-й выпуск сборника материалов, сформированный из тезисов лучших докладов студентов и аспирантов. Тематика сборника отражает не только все виды деятельности железнодорожной отрасли, но и проблемы гуманитарных и естественных наук.