Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Подготовил А.К. Пляскин


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В нынешних экономических условиях особое внимание уделяется научно-техническим разработкам, направленным на снижение потребления топливно-энергетических и экономию материальных и трудовых ресурсов. Активно ведут научно-исследовательский поиск в области ресурсосбережения ученые ДВГУПСа. Вот некоторые из предлагаемых ими разработок и решений.

***

Рис. 1. Устройство оценки степени теплового износа контактного провода: 1 - прижим; 2 - пружина; 3 - ультразвуковой преобразователь; 4 - крышка; 5 - корпус-держатель; 6 - шайба; 7 - гайка; 8 - штанга; 9 - ручка; 10 - дефектоскоп

Устройство оценки степени теплового износа контактного провода электрифицированных железных дорог. В процессе эксплуатации контактные провода подвергаются различным видам износа, в том числе и тепловому. В этом случае происходит процесс термического разупрочнения части объема провода под действием тепловых импульсов до величин, превышающих временное сопротивление разрыву, происходящее при механическом (абразивном) или электроэрозионном изнашивании. Для оценки степени теплового износа контактного провода в зависимости от степени его отжига или дугового воздействия предлагается применять устройство, в состав которого входят ультразвуковой преобразователь, механические части и штанга-держатель для фиксации приемного датчика в условиях эксплуатации и ультразвуковой дефектоскоп А 1212 или его модификации (рис. 1). В качестве диагностирующего параметра предлагается использовать коэффициент ослабления ультразвуковых сигналов.

***

Рис. 2. Модернизация кассет
БПН-061 и БРУ-552 в
БУВИП-133
электровоза ВЛ80Р

Применение разрядного диодного плеча и нового алгоритма управления в выпрямительно-инверторных преобразователях электровозов ВЛ80Р в режиме тяги. Отечественные электровозы переменного тока серий ВЛ80Р, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1 и 2ЭС5К с плавным регулированием напряжения на тяговых двигателях содержат четырехзонные выпрямительно-инверторные преобразователи, которые имеют сравнительно невысокие энергетические коэффициенты мощности и полезного действия в номинальном тяговом режиме работы электровоза, которые равны 0,84. Такие показатели приводят к увеличению потребления электроэнергии на тягу поездов. Для повышения энергетических показателей электровозов предлагается применить в схеме четырехзонного выпрямителя разрядного диодного плеча, присоединенного параллельно цепи выпрямленного тока (рис. 2), а также новый алгоритм управления четырехзонными выпрямителями, реализуемый на электровозе путем изменения схемы кассет БПН (блок питания) и БРУ (блок реостатного управления) в блоке управления ВИП (выпрямительно-инверторный преобразователь). Предлагаемые технические решения позволяют повысить коэффициент мощности электровоза в номинальном режиме работы с 0,84 до 0,88. Такое повышение коэффициента мощности приводит к снижению удельного расхода электроэнергии на тягу поездов. Благодаря включению диодного плеча значительно повышается надежность работы ВИП при выходе из строя любого его тиристорного плеча. В результате удалось снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов для модернизированного электровоза на 7,66%. Годовой экономический эффект составил 652 тыс. руб. на один электровоз.

***

Рис. 3. Устройство входного контроля зажимов
контактной сети ВКЗ-1

Устройство входного контроля зажимов контактной сети ВКЗ -1 (рис. 3). В устройстве реализована методика входного неразрушающего контроля качества изготовления соединительной арматуры контактной сети. Выявление дефектного зажима производится путем сравнения спектрограммы, полученной преобразованием акустического сигнала испытуемого зажима с шаблоном. Шаблон представляет собой усредненную спектрограмму для определенного типа заведомо бездефектных зажимов. Изменение спектрограммы (отличие от шаблона) свидетельствует о наличии дефекта в испытуемом зажиме. Шаблоны должны создаваться для каждого типа зажимов отдельно, так как каждый из них имеет свой частотный спектр. Шаблоны обновляются по мере освоения заводами-изготовителями выпуска новых типов или модификаций зажимов. Процесс обработки результатов контроля автоматизирован и ведется с использованием специального программного обеспечения. Опытный образец устройства ВКЗ-1 находится в постоянной эксплуатации на Забайкальской железной дороге.

***

Производство подрельсовых железобетонных конструкций. Сегодня примерно 85% сборного бетона и железобетона производится с применением тепловлажностной обработки, требующей большого расхода энергии. Затраты на тепловую обработку 1 м3 бетона достигают 600 Мкал и более. Для снижения затрат предлагается применить беспропарочную технологию на основе применения комплексных химических добавок. Результаты внедрения беспрогревной технологии на трех заводах по производству железобетонных шпал свидетельствуют о высокой экономичности данной технологии, а полученные результаты позволяют говорить об улучшении свойств железобетона.

В результате проведенных работ шпалы, изготовленные по беспропарочной технологии, при статическом нагружении обеспечивают повышение трещиностойкости на 20% и более, а условный предел выносливости в среднем сечении у шпал, изготовленных по беспропарочной технологии, увеличился более чем на 50%. Таким образом, экономический эффект для одного завода может достигать от 25 до 70 млн. руб. в год.

***

Устройство для приготовления водомазутной эмульсии. На стандартном котле ДЕ-6,5-14 в локомотивном депо станции Новый Ургал сотрудниками университета испытано устройство для приготовления водомазутной эмульсии с возможностью попутной утилизации вредных сбросов депо, состоящих из замазученных вод и хозяйственно-бытовых стоков. Традиционные способы отстоя мазута неэффективны, находящаяся в мазуте вода отрицательно действует на процесс сжигания топлива и оборудование котельной. Приготовление смеси мазута и воды в виде эмульсии помогает решить задачу. Капля воды, охваченная мазутной пленкой, попадая в топку, моментально превращается в пар, а разорванная энергией пара пленка топлива разрывается на мельчайшие частицы. Происходит полное выгорание мазута, сопровождаемое снижением количества продуктов неполного сгорания, резко сокращается концентрация оксидов азота и углерода в выбросах. Высокая степень сгорания эмульсии позволяет содержать топочное пространство чистым, что обеспечивает более интенсивный теплообмен поверхностей нагрева, т.е. увеличивается КПД котла, а возможность добавления воды в мазут до 10-12% от его объема позволяет попутно утилизировать загрязненные мазутом воды и хозяйственно-бытовые стоки, образующиеся на предприятии. При использовании этого устройства удалось снизить образование сажи до 40%, оксидов азота и оксида углерода - до 30%. Попутная утилизация сточных вод достигала 85 л на тонну сжигаемого мазута.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования