Ученые отраслевых вузов - транспорту

 

Первая страница раздела


В правлении ОАО «РЖД»
 

Охрана труда
 

Научно-технический совет ОАО «РЖД»
 

Ученые отраслевых вузов - транспорту
 

Трибуна начальника отделения
 

За рубежом
 

Круглая дата
 

Приоритеты
 

Комплексные проблемы транспорта
 

Взгляд в прошлое, хроника событий

Эксплуатационная работа
 

В совете главных инженеров
 

Социальная политика
 

Экономика
 

На магистралях содружества
 

Транспортная логистика
 

Конференции, семинары, выставки
 

Специальный проект
 

Из истории железных дорог
 

Пассажирский комплекс
 

Безопасность движения
 

Информатизация и связь
 

Технические средства
 

Подготовка кадров
 

Дальневосточный государственный университет путей сообщения
А.К. Пляскин
«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 год

В нынешних экономических условиях особое внимание уделяется научно-техническим разработкам, направленным на снижение потребления топливно-энергетических и экономию материальных и трудовых ресурсов. Активно ведут научно-исследовательский поиск в области ресурсосбережения ученые ДВГУПСа. Вот некоторые из предлагаемых ими разработок и решений. Устройство оценки степени теплового износа контактного провода электрифицированных железных дорог. В процессе эксплуатации контактные провода подвергаются различным видам износа, в том числе и тепловому. В этом случае происходит процесс термического разупрочнения части объема провода под действием тепловых импульсов до величин, превышающих временное сопротивление разрыву, происходящее при механическом (абразивном) или электроэрозионном изнашивании. Для оценки степени теплового износа контактного провода в зависимости от степени его отжига или дугового воздействия предлагается применять устройство, в состав которого входят ультразвуковой преобразователь, механические части и штанга-держатель для фиксации приемного датчика в условиях эксплуатации и ультразвуковой дефектоскоп А 1212 или его модификации. В качестве диагностирующего параметра предлагается использовать коэффициент ослабления ультразвуковых сигналов. Подробнее…
 


Иркутский государственный университет путей сообщения
Н.Н. Ляхов
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2010 год

Доцентом кафедры «Теоретическая и прикладная механика» А.И. Миловановым разработаны сферические шарниры для верхнего шарнирного соединения люлечного подвешивания электровозов. Их применение позволяет увеличить динамическую устойчивость узлов люлечного подвешивания за счет стабилизирующего действия веса локомотива. Улучшение горизонтальной динамики локомотива за счет дополнительной степени свободы в шарнирных соединениях узла интегрально выражается в снижении интенсивности износа в системе «колесо-рельс». С июля 2006 года по решению руководства ОАО «РЖД» при обслуживании всех электровозов серии ВЛ используется эта разработка. В настоящее время на сети сферическими шарнирами оборудовано более 4000 локомотивов.
На кафедре «Автоматика и телемеханика» (заведующий кафедрой профессор В.И. Шаманов) в течение ряда лет ведутся интенсивные научно-исследовательские работы по повышению устойчивости работы рельсовых цепей и систем автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) в условиях действия помех от переменного тягового тока, особенно на участках с интенсивным движением поездов, на горных участках и при движении тяжеловесных поездов. Выявлены мешающие факторы и условия, при которых начинают превалировать определенные факторы или их сочетания. Проведен большой комплекс экспериментальных исследований в лабораторных условиях и в эксплуатационных условиях при движении тяжеловесных поездов по горным и равнинным участкам. Подробнее…
 


Омский государственный университет путей сообщения
С.Г. Шантаренко
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2010 год

На кафедре «Подвижной состав электрических железных дорог» под руководством доцента А.А. Бакланова проводятся глубокие исследования по повышению массы и скорости поездов, снижению расхода электроэнергии на тягу. Разработан метод энергетического баланса для нормирования, анализа и прогнозирования расхода электроэнергии на тягу поездов, с помощью которого в локомотивных депо становится возможным разрабатывать научно обоснованные прогрессивные нормы расхода, стимулирующие локомотивные бригады применять рациональные режимы вождения поездов, изыскивать резервы экономии электроэнергии на тягу.
Сотрудники кафедры активно участвуют в опытных поездках тягово-энергетической вагон-лаборатории с грузовыми и пассажирскими поездами. Совместно с ВНИИЖТом и ОЦВ проведены испытания электровозов ВЛ10, оснащенных интеллектуальными системами автоматизированного вождения поездов с распределенной тягой, с тяжеловесными грузовыми поездами массой 12 000 т на полигоне Инская - Свердловск-сортировочный. Также проведены испытания с грузовыми поездами массой 9000 т, оснащенными системой управления тормозами по радиоканалу с использованием блока хвостового вагона, позволяющей осуществлять торможение одновременно с головы и хвоста поезда и снижать продольно-динамические силы. Подробнее…
 


Самарский государственный университет путей сообщения
В.А. Носков
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 2 2010 год

На кафедре «Электрический железнодорожный транспорт» под руководством доктора технических наук И.П. Гордеева разработано «Устройство регулирования охлаждения тяговых двигателей локомотивов», реализующее баланс тепловыделения и теплосъема с поверхностей якоря и магнитной системы тяговых электродвигателей электровозов ВЛ 10 (патент РФ №2273832, свидетельства на полезную модель №45057, №45574, №86809). В основу устройства положен способ измерения температуры изоляционных конструкций тяговых электродвигателей (ТЭД) по емкостной характеристике. В существующих системах генератор питания низковольтных цепей заменяется на статический преобразователь напряжения, а двухступенчатое регулирование числа оборотов вентилятора охлаждения ТЭД – на плавное автоматическое. Преимущества: простота, автономность, повышение экономичности (2% от затрат на тягу), машинист освобождается от управления приводом вентилятора. Устройство повышает надежность ТЭД и локомотива в целом. Подробнее…
 


Иркутский государственный университет путей сообщения
Ляхов Н.Н.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2009 год

На кафедре «Электроподвижной состав» под общим руководством заведующего кафедрой доцента В.В. Макарова разрабатываются методы диагностики и совершенствования ремонта электровозов. Большое значение для энергосбережения и устранения электромагнитного загрязнения окружающей среды имеют разработанные коллективом научной школы профессора Л.А. Астраханцева полупроводниковые преобразователи входного электрического сопротивления технологических установок при управлении энергетическими процессами в системах энергетики, электротермическими процессами, электроприводом, электротехнологическими процессами и установками. Для технической модернизации ОАО «РЖД» предложено разработать структуру асинхронного тягового электропривода с полупроводниковыми преобразователями входного электрического сопротивления высокоскоростных электровозов нового поколения. При модернизации электровозов, оборудованных ВИП, это позволит повышать напряжение в контактной сети за счет устранения уравнительных токов при рекуперативном электрическом торможении, экономить электрическую энергию на тягу поездов, усиливать тяговое электроснабжение и повышать пропускную способность железных дорог. Для этого вырабатывается новый алгоритм управления тиристорами ВИП в режиме работы инвертора и создается полупроводниковый преобразователь для плавного управления электрическим торможением. Группа молодых ученых под руководством доцента О.В. Мельниченко в 2008 г. разработала и внедрила в локомотивных депо Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги и Белогорск Забайкальской железной дороги портативное устройство комплексной диагностики электрических цепей электровоза под нагрузкой со значительным расширением функций (на проверку ВУВ, выходных сигналов МСУД, тиристоров системы ослабления возбуждения, электрических цепей на замыкание, «землю» и обрыв). Использование устройства исключает необходимость в проверках после ремонта под контактным проводом в обкатках и проверках с поездами. Реализуется проект «Повышение эффективности и энергетических показателей режима рекуперативного торможения электровозов переменного тока», занявший призовое место в конкурсе ОАО «РЖД» «Новое звено». Подробнее…
 


Омский государственный университет путей сообщения
Шантаренко С.Г.
Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 год

В научно-исследовательской лаборатории «Энергосбережение и электромагнитная совместимость» под руководством доктора технических наук, профессора, члена Центральной комиссии ОАО «РЖД» по ресурсосбережению В.Т. Черемисина ведутся исследования, направленные на снижение расходов ОАО «РЖД» на оплату электроэнергии. Учеными разработан ряд руководящих инструктивно-методических материалов, в том числе стандарт ОАО «РЖД» «Политика управления топливно-энергетическими ресурсами», методика анализа и планирования расхода электрической энергии на нетяговые нужды в ОАО «РЖД», методика определения экономической эффективности создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электрической энергии (АСКУЭ РРЭ) ОАО «РЖД», методика по расчету технологических составляющих эффективности внедрения автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, обусловленных спецификой железнодорожной энергетики, методические рекомендации по обоснованию внедрения сальдированного учета электроэнергии на тяговых подстанциях. Подробнее…
 


Смотр-конкурс молодежных научно-технических проектов
Остапенко О.И.
Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 год

В июне 2009 г. в Центре научно-технической информации ОАО «РЖД» впервые состоялся смотр-конкурс лучших научно-технических проектов «бизнес-инкубатора» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), на котором свои разработки представили студенты и аспиранты вуза. На смотре-конкурсе присутствовали руководители и специалисты ОАО «РЖД», ученые и преподаватели МИИТа. Смотр-конкурс проходил по трем номинациям – локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство и хозяйство коммерческой и грузовой работы. Причем во всех разработках наряду с аспирантами и студентами профильных кафедр участвовали студенты специальности «Управление инновациями». В номинации «Локомотивное хозяйство» был представлен поршень для модернизации существующих и новых двигателей внутреннего сгорания. В предложенной аспирантом кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» А.С. Беляевым и студентом пятого курса Н.Ю. Ивановым конструкции предусмотрено регулирование нажатия керамических колец продольным плунжером, перемещающимся в поршне. Все кольца, кроме первого (огневого), секционные, каждое состоит не более чем из девяти секций, уложенных попарно с разведенными замками. Кольца могут поставляться как запчасти. Они полностью взаимозаменяемы с уже существующими. Подробнее…
 


Петербургский государственный университет путей сообщения
Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 год

В Научно-внедренческом и экспертном центре (заведующий центром – В.И. Горбатенко) реализуется ряд совместных разработок ПГУПСа и ПКБ ЦЛ, в частности изготавливаются защитно-регулирующие комплекты ЗРК и стабилизаторы напряжения сети освещения СНСО-01. Данное оборудование может использоваться практически во всех пассажирских вагонах дальнего следования, вагонах-ресторанах немецкого производства, оборудованных системами кондиционирования воздуха. ЗРК и СНСО-01 устанавливают в системы электроснабжения пассажирских вагонов при замене изношенного электрооборудования, изготовленного в Германии, а также на вновь строящихся вагонах-ресторанах и межобластных вагонах. Основным достоинством ЗРК является компактность – общий занимаемый объем в пульте управления вагоном примерно в 3 раза меньше объема отдельных замещаемых импортных узлов и аппаратов. Стоимость одного комплекта ЗРК в несколько раз меньше импортных аналогов. Благодаря диагностике имеется возможность быстрой, в течение 10–15 минут, оценки текущего состояния ЗРК и исправности присоединительных цепей. В блоке ЗРК заложена имитация режимов вращающегося генератора и подключения-отключения нагрузок. Подробнее…
 


Исследования. Разработки. Эксперименты.
Сибирский государственный университет путей сообщения
Павлова С.В.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2009 год

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии транспорта» под руководством доктора технических наук В.И. Хабарова разработана модель грузовой станции с элементами искусственного интеллекта на базе ролевой игры. Комплексная модель в полной мере отражает бизнес-процессы грузовой станции, дает возможность воспроизводить различные ситуации, отрабатывать взаимодействие оперативных работников, визуализировать всю работу станции. В целом ситуационную модель грузовой станции можно рассматривать как тренажер, аналогов которому в России не существует. Тренажерные технологии остро востребованы, они обеспечивают безопасность обучения оперативных работников и правильное принятие ими решений при возникновении нештатных ситуаций. Данная модель, наряду с учебными задачами, ориентирована на практическое использование на транспорте более совершенных регламентов, а также для решения научно-исследовательских проблем, связанных с технологическими особенностями конкретных бизнес-процессов грузовой станции и местной работы. Разработанная система моделирования работы грузовой станции уже два года используется в учебном процессе в СГУПС и может быть тиражирована во все отраслевые вузы. Подробнее…
 


Исследования, разработки, эксперименты. Ростовский государственный университет путей сообщения
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 2 2009 год

В Центре нанотехнологий РГУПСа под руководством ректора университета доктора технических наук, академика РАН В.И Колесникова созданы новые материалы для узлов трения железнодорожного подвижного состава. Проведение исследований на самом высоком научно-техническом уровне стало возможно благодаря наличию новейших приборов, в частности системы анализа поверхности фирмы «SPECS», прибора FOUNDRY-MASTER, позволяющего исследовать состав сталей и сплавов по оптическим спектрам, комплексной системы для исследования наномеханических свойств и характеристик материалов NanoTest и др. Широкомасштабные исследования, проведенные с помощью этих приборов, позволили выявить причины изнашивания элементов трибосистемы «рельс - колесо - тормозная колодка». Разработаны принципы создания пластичных смазок и антифрикционных добавок, позволяющих существенно уменьшить коэффициент трения. Созданы новые композиционные материалы и смазки для применения в узлах трения машин и механизмов, работающих в различных климатических условиях. Ведется работа по созданию принципиально новой системы лубрикации, предусматривающей нанесение антифрикционного наноматериала на боковую грань головки рельса. Подробнее…
 


Исследования. Разработки. Эксперименты. Московский государственный университет путей сообщения
Перемышлев В.И.
Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 год

Обзорная подборка материалов, посвященная техническим разработкам российских ученых - железнодорожниках, сотрудниках МИИТа. Подробнее…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования