Социальная политика

Медицина ОАО «РЖД»
в период реформирования здравоохранения России


В Москве состоялся II съезд врачей железнодорожного транспорта. На нем обсуждались пути развития крупнейшей ведомственной системы здравоохранения Российской Федерации, услугами которой ежегодно пользуются около 10 миллионов россиян. Открывая съезд, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин обратился к его участникам с приветственной речью, в которой остановился на основных вехах развития железнодорожной медицины и отметил ее наиболее важные достижения за последние годы. Свыше 800 участников из системы здравоохранения Российских железных дорог, представители российской науки, стран СНГ, международных медицинских центров поделились проблемами, решениями и методами организации лечебного процесса.

Об основных проблемах железнодорожного здравоохранения и итогах II съезда врачей железнодорожного транспорта

О.Ю. Атьков, вице-президент ОАО «РЖД»,
доктор медицинских наук, профессор

Система здравоохранения ОАО «РЖД» имеет уникальное положение на рынке медицинских услуг страны. Она развивается в традициях промышленной медицины, внедряя передовые методы диагностики и лечения.

Система отраслевого железнодорожного здравоохранения имеет славную многолетнюю историю. Первые 10 лазаретов для строителей железной дороги С.-Петербург - Москва появились в 1844 г. В 1858 г. было введено Положение о медико-санитарном обслуживании железных дорог, а на шестом съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1879 г. железнодорожную медицину выделили в самостоятельный раздел. По состоянию на 2002 г., когда началось реформирование железнодорожного транспорта, сеть железнодорожных медицинских учреждений включала 332 учреждения: 236 больниц (39,1 тыс. коек) и 96 поликлиник.

Поскольку основные функции отраслевой системы здравоохранения заключаются в медицинском обеспечении безопасности движения поездов, а также профессионального долголетия работников железнодорожного транспорта и оказании медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей, при реформировании железнодорожного транспорта встал вопрос о месте медицинских учреждений в новой структуре отрасли. При акционировании из финансирования исключались средства, поступавшие ранее из федерального бюджета, которые в 2001 г. в структуре доходов составляли 24%. Возникала реальная угроза финансовой несостоятельности железнодорожных медицинских учреждений.

В качестве возможных решений в 2002 г. рассматривались передача железнодорожных медицинских учреждений в систему здравоохранения России, акционирование в составе компании и самостоятельное акционирование. Выбор был сделан в пользу акционирования в составе компании. Предусматривались перевод железнодорожных медицинских учреждений на страховые принципы работы, а также реорганизация их сети в соответствии с нормативными документами, потребностями железнодорожного транспорта и имеющимися ресурсами. В рамках страховых принципов предполагалось оказание медицинской помощи работникам железнодорожного транспорта по программе коллективного добровольного медицинского страхования (ДМС), а также населению по программам обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования. Кроме этого, намечались совместное с местными органами власти содержание железнодорожных медицинских учреждений и оказание медицинской помощи населению на платной основе.

Сегодня железнодорожное здравоохранение построено на научных принципах организации бизнеса, основанных на внедрении инновационных технологий при оптимальном использовании кадровых и финансовых ресурсов. Структура и состав системы здравоохранения ОАО «РЖД» показаны на рис. 1. При этом в отличие от децентрализованной системы управления здравоохранением России в компании принята централизованная система управления (рис. 2).

Децентрализованная система управления имеет определенные достоинства, к которым следует отнести мобильность при принятии решений, возможность быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности медицинских учреждений. Слабая ее сторона заключается в том, что вышестоящие уровни управления могут осуществлять лишь методологическое руководство, из-за чего возникают проблемы исполнения на местах решений, принятых руководством медицинской отрасли. Именно поэтому в России не завершена оптимизация сети учреждений здравоохранения, медленно внедряются новые технологии.

Созданная в системе железнодорожного здравоохранения вертикаль управления гарантирует обязательность и оперативность исполнения решений руководства на местах. Однако надо признать, что централизованная система управления железнодорожной медициной обладает значительной инерционностью. Мы работаем над оптимизацией управленческого аппарата, а также предполагаем сделать нашу систему управления менее централизованной, давая больше прав региональным дирекциям медицинского обеспечения и руководителям учреждений здравоохранения компании.

Железнодорожное здравоохранение пока единственное в России переведено на страховые принципы финансирования, что позволило более эффективно работать учреждениям здравоохранения компании, а также полнее использовать мотивационные механизмы для работы персонала.

В системе железнодорожного здравоохранения работает более 13 тыс. врачей и около 34 тыс. человек среднего медицинского персонала. Высокий научный потенциал (свыше 600 врачей имеют ученые степени доктора и кандидата медицинских наук, в 45 медицинских учреждениях ОАО «РЖД» работает 185 кафедр медицинских вузов) дает возможность оперативно внедрять инновационные технологии диагностики и лечения и успешно создавать собственные разработки, позволяющие железнодорожной медицине успешно конкурировать на рынке медицинских услуг.

Для привлечения молодых специалистов в здравоохранение ОАО «РЖД» планируется введение контрактной системы для студентов медицинских институтов, предусматривающей обучение и несколько лет последующей работы в негосударственных учреждениях здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД», а также контрактной системы при обучении в интернатуре и ординатуре. Преимущество при заключении контрактов будет отдаваться детям медицинских работников компании, проживающих в отдаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Создается научный учебно-методический центр здравоохранения ОАО «РЖД» для организации непрерывной системы профессионального образования медицинских работников.

Успешно развиваются специализированные медицинские центры: онкологические центры в Москве и Воронеже, центр новых технологий в хирургии во Владивостоке, центры сердечно-сосудистой хирургии в Ростове-на-Дону, Москве и Челябинске, нейрохирургические центры в Новосибирске и Челябинске и др. Успешно функционируют четыре передвижных консультационно-диагностических центра (ПКДЦ), действуют телемедицинские комплексы.

В настоящее время реализуется программа оказания квалифицированной медицинской помощи жителям Красноярского края на базе передвижного консультативно-диагностического центра «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)». ПКДЦ создан на принципах государственно-частного партнерства при совместном финансовом участии ОАО «РЖД» и администрации Красноярского края. Во время рейсов ПКДЦ «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)» по территории Красноярского края также проводятся мероприятия по программе «Святость материнства».

Необходимым структурным элементом медицинских технологий XXI века является единое информационное пространство, включающее:
маркированный список медицинские информационные системы учреждений здравоохранения ОАО «РЖД»;
маркированный список электронную карту здоровья железнодорожника;
маркированный список автоматизированную систему предрейсового обследования;
маркированный список автоматизированную систему сбора и обработки управленческой и финансовой отчетности;
маркированный список телемедицинскую сеть для дистанционных видеоконсультаций и телеобучения врачей.

Мы начали создавать эту систему семь лет назад. Сегодня действует 1500 пунктов предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО), из них 72% работают с использованием автоматизированных систем предрейсовых осмотров (АСПО, рис. 3). Результатом последовательного внедрения лишь одной составляющей - автоматизированной системы предрейсовых осмотров стало практически полное отсутствие в последние годы в локомотивном хозяйстве аварий, связанных с состоянием здоровья локомотивных бригад.

Смещение лечебных мероприятий в сторону ранней диагностики, профилактики заболеваний, выполняемой на основе информации, предоставляемой АСПО, дало возможность за четыре года применения системы снизить трудовые потери более чем на 238 тыс. рабочих дней. Выявление работников с нарушениями адаптационного процесса (группы повышенного риска) на основе наблюдения динамики показателей позволило предотвратить развитие заболеваний с высокой и средней степенью риска оказания неотложной медицинской помощи и сохранить квалифицированный кадровый состав.

В настоящее время с помощью АСПО ежемесячно выполняется около 1,2 млн. автоматизированных обследований на всех 17 железных дорогах страны. Сформирована уникальная база данных, которая позволяет осуществить анализ состояния здоровья огромной социальной группы - более 100 тыс. чел.

В ОАО «РЖД» создана единая комплексная система охраны здоровья, включающая в себя профилактические мероприятия, диспансеризацию (в 2007 г. она охватила 91% всех работников), своевременную диагностику и лечение заболеваний, санаторно-курортное лечение, оздоровление. Опыт железнодорожной медицины должен быть использован для создания производственной медицины XXI века, а сама система здравоохранения компании - интегрирована в систему здравоохранения России на принципах равноправия, взаимовыгодности и целесообразности. Инновационный потенциал системы железнодорожного здравоохранения должен быть предложен государству для решения проблемы дефицита доступной, качественной и высокотехнологичной медицинской помощи в стране. Об этом говорилось на прошедшем недавно втором съезде врачей железнодорожного транспорта.

Между тем потенциал медицинских учреждений ОАО «РЖД» используется далеко не полностью. Так, из системы ОМС неправомерно исключено 22 учреждения здравоохранения ОАО «РЖД», и лишь 76 учреждений работает в этой системе в полном объеме. Действующие нормативные документы затрудняют наше участие в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в частности в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (2008-2009 гг.) и в работе с родовыми сертификатами (в ней могут участвовать только НУЗ ОАО «РЖД», являющиеся единственными на территориях муниципальных образований).

Железнодорожные медики предлагают решать проблему доставки медицинской помощи в труднодоступные районы России, разработав и реализовав совместную программу на основе государственно-частного партнерства. Для этого ОАО «РЖД» готово принять участие в создании еще трех ПКДЦ для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Наше участие в такой программе позволит значительно повысить качество жизни в отдаленных регионах, снять острейшую социальную проблему и более эффективно проводить государственные программы по поддержке материнства и детства.

Разработанная в ОАО «РЖД» автоматизированная система допуска к работе лиц операторских профессий позволяет решать проблему безопасности не только на железнодорожном транспорте, но и на других предприятиях, где она в значительной степени зависит от человеческого фактора (других видах транспорта, в энергетике и др.). Это может помочь государству в решении проблемы контроля исполнения стандартов допуска к работе лиц, на рабочих местах которых традиционно высок риск аварий из-за плохого самочувствия (водители, пилоты, диспетчеры и др.). Уникальный опыт здравоохранения ОАО «РЖД» по медицинскому обеспечению безопасности может и должен найти распространение.

Сеть лечебных и восстановительных учреждений железнодорожного здравоохранения может быть предложена работодателям для создания системы профессионального долголетия работников с учетом производственной специфики. В здравоохранении Российских железных дорог создана система, позволяющая предупреждать заболевания и быстро восстанавливать здоровье работников. Такие программы могут быть реализованы в рамках добровольного медицинского страхования.

Железнодорожное здравоохранение конкурентоспособно и продолжает динамично развиваться. Медицинские работники отрасли будут и впредь прилагать все усилия для продления профессионального долголетия работников ОАО «РЖД».