Из доклада председателя Роспрофжела Н.А.Никифорова

 


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати

Полиграфический вариант подборки
 

В этом году исполнилось 15 лет со времени принятия первого Отраслевого соглашения на железнодорожном транспорте, которое позволило обеспечить нормальную рабочую обстановку в коллективах, укрепить у работников и ветеранов уверенность в правильности курса проводимых на транспорте реформ, стало реальным механизмом решения социальных вопросов и защиты интересов железнодорожников. Первый Генеральный коллективный договор ОАО «РЖД», принятый в октябре 2004г., сохранил все наработанное годами и оправдавшее себя на практике по социально-экономической защите железнодорожников. Его действие дважды продлялось по соглашению сторон с небольшими изменениями и дополнениями, и это, без сомнения, сыграло важную роль в обеспечении стабильной работы компании.

Следует отметить, что все годы положения договора выполнялись практически в полном объеме. Вовремя индексировалась заработная плата. За 2 года и 9 месяцев она выросла в 1,53 раза, в том числе реальная - почти на 20%, а с переходом на новую систему оплаты труда с 01.04.07 минимальный размер оплаты труда увеличился в 1,7 раза и достиг 3500 руб.

За прошедшие годы многое сделано по улучшению условий труда и производственного быта. На предприятиях железнодорожного транспорта 37 тыс. рабочих мест приведено к норме, улучшено состояние 124 тыс. рабочих мест. Производственный травматизм снизился на 25%, со смертельным исходом - на 6,5%, число случаев брака уменьшилось на 13,5%. В соответствии с договором решались вопросы организации лечения и отдыха работников, детей и пенсионеров, бесплатных билетов для проезда на железнодорожном транспорте. Получило дальнейшее развитие негосударственное пенсионное обеспечение. Сегодня негосударственную пенсию получают почти 146 тыс. железнодорожников, ее средний размер - 1774 руб. Пенсионерам, не получающим ее, оказывается материальная помощь через фонд «Почет», размер которой с 2007 г. увеличен на 20%. Договор предусматривал и мотивационные принципы работы в компании в зависимости от стажа. Например, выплачивались единовременные поощрения за добросовестный труд, действовали и другие пункты. Работники компании в целом положительно оценивают работу администрации и профсоюза по реализации договора.

Проект Коллективного договора на 2008-2010 гг. разрабатывался комиссиями Единого представительного органа (ЕПО), созданного по решению 2812 первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников ОАО «РЖД», в составе Центрального комитета Роспрофжела и работодателя (согласно статье 37 Трудового кодекса РФ). Комиссии рассмотрели более 300 замечаний и предложений, поступивших от филиалов, структурных подразделений, профсоюзных организаций и департаментов ОАО «РЖД». Было проведено 9 заседаний комиссий и 11 рабочих групп, множество консультаций. Следует отметить, что переговорный процесс проходил непросто, по некоторым вопросам были серьезные дискуссии. Сторона работодателя нарушала достигнутые договоренности и сроки предоставления замечаний и предложений. Так, к заседанию комиссии 12 октября рабочие группы вышли с разногласиями по 16 пунктам, а накануне 11 октября появилось еще 90 пунктов разногласий от департаментов ОАО «РЖД», что усложнило дальнейшую работу, и процесс подготовки договора был продлен дополнительно на один месяц.

Но все же в ходе переговоров удалось решить все проблемные вопросы и прийти к согласованному варианту, предложенному членам правления ОАО «РЖД». ЕПО на заседании 31 октября 2007 г. утвердил Коллективный договор. В проекте сохранены в основном действовавшие меры социально-экономической защиты работников. В то же время многие пункты переработаны, стали более конкретными и адресными. Более четко изложены основные понятия, в том числе по неработающим пенсионерам, представителям работников и высвобожденным работникам.

В общих положениях изложены основные цели договора, предусматривающие повышение эффективности работы компании, усиление социальной ответственности сторон за результаты работы. Обеспечение уровня мотивации и производительности работников решается за счет предоставления предусмотренных договором социальных гарантий, компенсаций и льгот. Дано разъяснение понятия «социальный пакет». Предполагается заключение коллективных договоров на уровне филиалов ОАО «РЖД». В связи с созданием вертикальноинтегрированных филиалов и сокращением в них хозяйственных функций исключены отделения дорог.

В сфере трудовых отношений появился новый пункт, связанный с развитием форм страхования на случай утраты работниками профессиональной трудоспособности, что очень важно для работающих. Конкретизированы сроки возмещения расходов, связанных с обязательным медосмотром (в течение двух месяцев).

Договор сохраняет индексацию заработной платы на уровне инфляции, причем конкретно установлен срок - второй месяц, следующий за отчетным. Реальная заработная плата будет повышаться по мере роста эффективности деятельности компании, причем она должна обеспечивать конкурентную способность зарплаты работников на рынке труда. Уточнены выплаты суточных машинистам и помощникам по нормам ОАО «РЖД» для служебных командировок длительностью до 10 дней. Дополнительные выплаты работникам, отказавшимся от равноценной работы при создании дочерних обществ и пожелавших уволиться по сокращению, сверх установленных законодательством производиться не будут. Исключены также пункты о предупреждениях выборного органа и работника за 3 месяца. Они будут предупреждаться согласно Трудовому кодексу за 2 месяца.

Более четко изложены пункты по выдаче работникам и пенсионерам бесплатных билетов для проезда по личным надобностям как в поездах дальнего сообщения, так и в пригородных. Для проезда в пригородных поездах предусматривается возможность выплаты компенсаций (согласно решению правления). Работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, разрешено использование воздушного транспорта один раз в два года взамен железнодорожного.

В настоящее время в компании более 230 тыс. рабочих мест не соответствуют нормам действующих СНИПов. Поэтому предложено сохранить пункт о выделении 0,7% средств от эксплуатационных расходов на улучшение условий и охраны труда. Предусмотрено также выделение двойного комплекта спецодежды для своевременной ее стирки. Сохранено 50 премий «Лучшему общественному инспектору по безопасности движения поездов» и «Лучшему уполномоченному по охране труда».

Сохранены все ранее действовавшие льготы для пенсионеров. Появился новый пункт об оказании материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны ко Дню Победы. Увеличены в среднем на 60% выплаты председателям Советов ветеранов и введен пункт о перечислении средств Советам ветеранов. Заложена возможность увеличения выплат пенсионерам, не получающим негосударственную пенсию. Медицинская помощь в НУЗах будет оказываться пенсионерам за счет средств компании при условии их стажа работы на железнодорожном транспорте не менее 10 лет.

Сохранены гарантии и условия для осуществления деятельности Роспрофжела. Большой раздел посвящен обязательствам профсоюза. Главное из них - не допускать трудовых конфликтов по обязательствам, включенным в Коллективный договор, при условии их выполнения. Работники компании обязаны честно и добросовестно трудиться, эффективно использовать рабочее время для высокопроизводительного труда.

Действие Договора рассчитано на 3 года (с 01.01.2008 по 31.12.2010), что будет способствовать сохранению уверенности работников в их социальной защите и стабильной работе коллективов. Ход выполнения договора предложено рассматривать за каждое полугодие и за год на совместных заседаниях Правления и ЕПО, а также на конференциях и собраниях филиалов компании. Определен порядок внесения в договор изменений и дополнений.

К сожалению, некоторые предложения не вошли в проект Коллективного договора. В их числе выплаты за стаж работы в компании, повышение реальной заработной платы до уровня в Российской Федерации, оплата сверхурочных часов работы и другие. По этим вопросам будут подготовлены соответствующие разъяснения. В целом проект Договора подготовлен в соответствии с Трудовым кодексом.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования