Социальная политика

Социальная поддержка ветеранов отрасли


Выступление вице-президента ОАО «РЖД», председателя Совета Благотворительного фонда «ПОЧЕТ» О.Ю. Атькова

Транспортной отрасли всегда были и будут нужны опыт и знания ветеранов, ведь движение вперед невозможно без сохранения и обогащения всем наиболее ценным, что было накоплено в прошлом. Преемственность и связь поколений предполагают в первую очередь эффективное использование уникального опыта ветеранов войны и труда.

В настоящее время на учете в первичных ветеранских организациях предприятий ОАО «РЖД» и его дочерних обществ, большинство из которых объединены в отделенческие и дорожные советы, состоит более 700 тыс. ветеранов железнодорожного транспорта.

Структурная реформа железнодорожного транспорта, переход страны и отрасли на рыночные рельсы, создание ОАО «Российские железные дороги», выделение отдельных видов бизнеса путем создания дочерних обществ компании, внедрение новой системы корпоративного управления вызывали у ветеранов-железнодорожников определенное беспокойство. Всех интересовало, что будет с ними, сохранится и будет ли развиваться ветеранское движение, смогут ли ветераны по-прежнему принимать активное участие в деятельности предприятий железнодорожного транспорта, рассчитывать на материальную поддержку, улучшение социальных условий и медицинское обслуживание? Сегодня на все эти вопросы можно дать положительный ответ.

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. определено, что важной составляющей жизнедеятельности и обеспечения устойчивой работы компании является социальная сфера. Инвестиции в нее - это не только выполнение принятых обязательств перед работниками и ветеранами, но и инструмент повышения производственно-экономической эффективности ОАО «РЖД».

Количество работников, ветеранов железнодорожного транспорта и членов их семей составляет не менее 4 млн. человек, и их материальное, моральное и психологическое благополучие напрямую связано с работой железнодорожного транспорта. Эффективная текущая деятельность компании обеспечивает социальную стабильность, и наоборот. Эти понятия напрямую взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Социальные гарантии, предоставляемые ветеранам компанией, а также иными работодателями железнодорожного транспорта, входящими в Объединение работодателей «Желдортранс», являются неотъемлемым элементом Отраслевого соглашения и Коллективного договора ОАО «РЖД» и включают:
маркированный список обеспечение санаторно-курортным и реабилитационным лечением в санаториях и профилакториях, в том числе ОАО «РЖД»;
маркированный список обеспечение бытовым топливом;
маркированный список оказание ежемесячной материальной помощи ветеранам, не имеющим права на негосударственное пенсионное обеспечение, при стаже в отрасли не менее 15 лет через Благотворительный фонд «ПОЧЕТ»;
маркированный список оказание семьям умерших неработающих пенсионеров организационной и технической помощи при проведении ритуальных мероприятий, частичная (но не менее 2300 руб.) или полная компенсация расходов, связанных с их погребением;
маркированный список медицинская помощь и бесплатный проезд в пригородном сообщении и в дальнем следовании один раз в год ветеранам Великой Отечественной войны и награжденным знаком «Почетному железнодорожнику»;
маркированный список дополнительная материальная помощь ко Дню Победы.

Совокупный объем затрат предприятий холдинга ОАО «РЖД» на предоставление этих добровольных, выходящих за рамки определенного законом минимума, социальных гарантий неработающим пенсионерам составляет сегодня более 7 млрд. руб. в пользу более 700 тыс. человек.

Исходя из своих финансово-экономических возможностей, организации могут определять порядок и условия предоставления неработающим пенсионерам дополнительных социальных гарантий, и в первую очередь медицинского обслуживания и бесплатного проезда всем категориям ветеранов, и, соответственно, включать их в свои коллективные договоры.

ОАО «РЖД» можно по праву считать лидером в подходе к реализации социальных гарантий пенсионерам. Компания, строго следуя требованиям Коллективного договора и Отраслевого соглашения, успешно реализует все возложенные на нее обязательства, даже несмотря на трудное экономическое положение в условиях экономического кризиса. С 1 июля 2010 г. ОАО «РЖД» увеличило ежемесячную материальную поддержку через Благотворительный фонд «ПОЧЕТ» своим пенсионерам всех категорий на 50 руб. Теперь минимальный размер ежемесячной помощи от Фонда составляет 300 руб. Аналогичное решение приняло руководство Федеральной пассажирской компании, хотя могло этого и не делать, так как распоряжение ОАО «РЖД» на нее не распространяется.

Однако не так благополучно обстоит дело с предоставлением социальных гарантий тем ветеранам, которые перешли в результате реформы из ОАО «РЖД» во вновь образованные дочерние общества. Ведь каждое из них определяет собственный пакет социальных гарантий, который ему по карману, исходя из прибыли, а также необходимости сохранения других существующих обязательств в отношении своего персонала. И сделать это в условиях экономического кризиса, а также при серьезной социальной нагрузке, которую несут дочерние общества компании с самых первых шагов своего существования, достаточно сложно.

Проблема усугубляется еще и неравномерным соотношением количества неработающих пенсионеров, приходящихся на одного работника предприятия. Если в ОАО «РЖД» этот коэффициент составляет 0,6 (т.е. условно один пенсионер приходится на двух работников), то, например, в ОАО «РЖДстрой» этот коэффициент уже 1,22, а в ОАО «ЖТК» на одного работника приходится два пенсионера.

Безусловно, сегодня 90% пенсионеров сосредоточены в ОАО «РЖД» и ситуация в целом благополучная. Но процесс реформирования продолжается, и одной из основных задач в дальнейшем является выработка единого пакета социальных гарантий ветеранам железнодорожного транспорта, его наполнения и механизма предоставления во всех хозяйствующих субъектах холдинга «Российские железные дороги», т.е. по сути его стандартизация вне зависимости от ветеранского учета пенсионера.

Нужно, чтобы каждый пенсионер или бывший работник, неважно какого предприятия железнодорожного транспорта и когда он вышел на заслуженный отдых, понимал, на какую социальную поддержку от отрасли он может рассчитывать, на каких условиях и как ее получить. А из какого источника эти средства - его не должно интересовать. Необходимо продумать и обеспечить более эффективный механизм реализации справедливой, адресной и финансовоустойчивой модели социальной поддержки пенсионеров-железнодорожников.

ОАО «РЖД» неоднократно инициировало вынесение рассмотрения поправок в Налоговый кодекс, согласно которым социальные гарантии пенсионерам ОАО «РЖД», полученные ими в виде денежных выплат и услуг, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, что освободит пенсионеров от самостоятельного декларирования своих доходов. Это избавит тысячи бывших работников, посвятивших свою жизнь работе на железнодорожном транспорте, от унизительного отстаивания очередей в налоговых инспекциях и отделениях Сбербанка, чтобы отчитаться и заплатить налог, от необходимости отдавать значительную часть и без того скромных доходов.

Понимая это, ОАО «РЖД» не только инициировало указанные поправки в Налоговый кодекс, но и, не дожидаясь этого, пересмотрело механизм предоставления таких дорогих социальных гарантий, как оказание материальной помощи ветеранам на приобретение бытового топлива для личных нужд, оплату высокотехнологичной медицинской помощи и бесплатного проезда ветеранов через Благотворительный фонд (БФ) «ПОЧЕТ», который, как благотворительная организация, уже имеет ряд налоговых льгот, установленных государством, оказывая гражданам единовременную благотворительную помощь. Сегодня более 70% социальных гарантий пенсионерам холдинга «РЖД» предоставляется через БФ «ПОЧЕТ».

В полной мере проблему с налогообложением доходов пенсионеров, получаемых ими от отрасли в виде благотворительной помощи, не решить, но тем не менее в 2010 г. соответствующая экономия выделяемых фонду «ПОЧЕТ» средств на оплату только высокотехнологичной медицинской помощи пенсионерам в НУЗах ОАО «РЖД» составила более 20 млн. руб.

Сэкономленные БФ «ПОЧЕТ» средства отрасли также были направлены на социальные и ветеранские программы.

За 10 лет деятельности фонда «ПОЧЕТ» оказано различной помощи на сумму более 17 млрд. руб. в пользу 1 млн. ветеранов, накоплена мощная информационная и учетная база по пенсионерам железнодорожного транспорта, налажены все необходимые управленческие и договорные взаимоотношения и созданы все предпосылки к переходу на единый централизованный механизм предоставления пакета социальных гарантий всем пенсионерам холдинга «РЖД».