На магистралях содружества

41-е заседание Совета по железнодорожному транспорту


Официально

В соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И.Якунин приступил к выполнению обязанностей Председателя Совета по железнодорожному транспорту.

Телеграмма № ДЦ-646
от 1 июля 2005 г.

15 - 17 июня 2005 г. в г. Тбилиси состоялось 41-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ. На заседании были рассмотрены актуальные вопросы деятельности железных дорог, новых графика движения и плана формирования грузовых поездов, опыта работы межгосударственных стыковых пунктов по пропуску вагонопотоков, совершенствования условий пассажирских и грузовых перевозок, взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, развития нормативно-правовой базы функционирования и научно-технического сотрудничества железных дорог и др.

В заседании Совета принял участие премьер-министр Грузии З.Ногаидели. Он зачитал приветствие Президента Грузии М.Саакашвили участникам заседания и выступил с сообщением.

В приветствии Президента Грузии отмечено: «Общеизвестно, что деятельность Совета, осуществляющего функции руководства и координации работы железнодорожного транспорта государств Содружества, вносит большой вклад в сохранение технологического единства железнодорожной сети, развитие инфраструктуры, создание нормативно-правовой базы функционирования железных дорог в международном сообщении». Далее в приветствии говорится, что курс нового руководства, направленный на реорганизацию и реформирование всей структуры Грузинской железной дороги, постоянный поиск нового и расширение деловых связей со странами Содружества оказали позитивное влияние на рост эффективности работы дороги, ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Президент выразил уверенность, что заседание Совета придаст новый импульс развитию торговли и повышению товарооборота между странами через эффективное использование потенциала транспортных систем, выработке согласованных взаимоприемлемых решений и созданию стабильности и благоприятных условий для динамичного роста благосостояния народов наших стран.

М.Саакашвили пожелал участникам заседания плодотворной творческой работы, успехов в достижении цели, постоянного движения вперед, мира, добра и благополучия.

Первым вопросом повестки дня рассмотрено выполнение решений предыдущего заседания Совета, состоявшегося 24-26 февраля 2005 г. в Москве, и итоги эксплуатационной работы железных дорог за пять месяцев текущего года. Отмечено, что в 2005 г. сохраняется положительная тенденция увеличения перевозочной работы на сети железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. По сравнению с аналогичным периодом 2004 г: увеличилась погрузка грузов в целом по сети на 23,5 млн. т (103,7 %), составив 815,2 млн. т. Основная доля увеличения объемов приходится на такие важнейшие грузы, как руда железная и марганцевая (105,4%), нефть и нефтепродукты (103,4%), химические и минеральные удобрения (104,3%), цемент (103,1 %), лесные грузы (107,9%), а также строительные грузы, промсырье, огнеупоры, грузы в контейнерах, а всего увеличение достигнуто по 34 наименованиям груза из 43, входящих в номенклатуру важнейших. Наибольшее увеличение объемов погрузки достигнуто на железных дорогах Эстонии (132,6%), Азербайджана (128, 2%), Литвы (116,9%), Туркменистана (113, 9%), Белоруссии (107,1%), России (104, 6%), Казахстана (103,2%).

Грузооборот за пять месяцев увеличился на 1,8%. Значительный его рост составил на железных дорогах Азербайджана (118,5 %), Грузии (113,7 %), Эстонии (109,9 %), Туркменистана (106,4 %), Белоруссии (106,1 %), Латвии (105,1 %).

Улучшено использование вагонного и контейнерного парков. Оборот вагона ускорен на 8,2 ч в целом по сети, в результате чего сеть работала при снижении рабочего парка на 7 тыс. вагонов в сутки. Погрузка грузов в контейнерах увеличилась на 11,8%, в том числе крупнотоннажных - на 12%, время оборота которых сократилось на одни сутки. Более устойчиво работали межгосударственные стыковые пункты. Количество отцепленных вагонов сократилось почти на 8%. Совершенствуется взаимодействие персонала железнодорожных администраций, занятого в эксплуатационной работе.

Достижению положительных результатов в эксплуатационной работе в значительной мере способствовало улучшение координации в работе оперативных служб и подразделений железнодорожных администраций, взаимодействия с аппаратом Дирекции Совета. Под постоянным контролем находится пропуск поездов через межгосударственные стыковые пункты, передача порожних вагонов по регулировке, особенно полувагонов, а также подсылка исправных порожних вагонов в качестве «вагонной» помощи. Так, систематически направляются зерновозы на Латвийскую, Литовскую и Белорусскую железные дороги, цистерны на дороги Казахстана, полувагоны и минераловозы на дороги России.

Вместе с тем имеются недоработки в организации перевозочного процесса, выполнении принимаемых нормативных документов, а также обязательств перед пользователями услуг железных дорог. При общем ускорении оборота вагона оборот полувагона, наиболее дефицитного подвижного состава, замедлен на 1,7 ч, особенно на железных дорогах Армении (42 ч), Таджикистана (более 35 ч), Туркменистана (27 ч). Доля порожнего пробега вагонов возросла на 0,15% и составила 43,3%. Не соответствует темпам увеличения погрузки объем ремонта вагонов, что приводит к дефициту подвижного состава по отдельным родам.

На размеры передачи значительное влияние оказывают отцепки вагонов на стыковых пунктах железных дорог. В текущем году отцеплялось в среднем в сутки 323 вагона. По-прежнему наибольшую долю, 56 %, составляют отцепки по техническим неисправностям вагонов, 32 % - по коммерческим бракам, 12 % - по недостаткам в оформлении перевозочных и других документов.

В организации пассажирских перевозок в международном сообщении продолжали иметь место задержки поездов в пути следования, провоз поездными бригадами безбилетных пассажиров, сверхнормативной ручной клади и неоформленного багажа. Наибольшее количество нарушений допущено в поездах формирования Киргизской и Узбекской железных дорог.

Рекомендовано железнодорожным администрациям рассмотреть представленный анализ работы, выявить причины отдельных недостатков, строго выполнять обязательства, вытекающие из Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров. Необходимо обеспечить соблюдение согласованных суточных размеров передачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, нормативов передачи порожних вагонов, а также требований режима срочного их возврата. В соответствии с решением Совета в 2005 году будут рассмотрены причины роста порожнего пробега вагонов и с участием Дирекции Совета подготовлены предложения по его сокращению. Особое внимание должно быть обращено на выполнение ремонта грузовых вагонов в соответствии с принятыми на 2005 г. контрольными цифрами, прежде всего железнодорожными администрациями Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии.

Развитие экономики стран Содружества и увеличение производства создают предпосылки к дальнейшему сохранению положительных тенденций в перевозочной работе, в связи с чем вызывает озабоченность положение с инвентарным парком грузовых вагонов. Темпы списания вагонов по сроку службы значительно превышают темпы приобретения вагонов. Решено на следующем заседании Совета в комплексе рассмотреть вопрос о пополнении инвентарного парка, модернизации и ремонте грузовых вагонов.

В связи с ростом объемов работ по сертификации железнодорожной продукции и услуг Совет создал экспертную группу по вопросам сертификации из специалистов железнодорожных администраций Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Руководителем экспертной группы утвержден В.И. Воробей, главный метролог Белорусской железной дороги. Совет утвердил дополнения в Перечень железнодорожной продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Создана также рабочая группа из представителей железнодорожных администраций Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии для рассмотрения вопросов эксплуатации локомотивного парка в межгосударственном сообщении и других вопросов локомотивного хозяйства, с тем чтобы повысить уровень технического содержания и использования локомотивов. Руководителем рабочей группы по вопросам локомотивного хозяйства утвержден М.Н.Крохин, заместитель начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».

Для удовлетворения потребности грузоотправителей в перевозках необходимо улучшить использование вагонов. Однако этому мешает несвоевременная выгрузка вагонов, особенно в морских портах, на подходах к которым ежедневно находятся десятки грузовых поездов, временно отставленных от движения. Основная причина - несвоевременный подвод судов для приема груза. Аналогичное положение и по передаче вагонов в «третьи» страны, которые в нарушение Соглашений не обеспечивают прием вагонов в согласованных объемах. Для устранения задержек вагонов необходимо изыскать пути коренного улучшения взаимодействия со «смежниками» как на стадии планирования, так и в процессе оперативного управления перевозками.

Истекший период после 40-го заседания характеризовался активной нормотворческой работой, а также выполнением поручений Совета по улучшению технологии совместной эксплуатации вагонного парка, его технического совершенствования и учета. Так, Комиссия Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства установила прядок использования грузовых вагонов, ремонтируемых по вновь утвержденным нормативам проведения плановых видов ремонта (по пробегу), рассмотрела ряд других вопросов технического содержания грузовых вагонов, согласовала технические условия на новые и модернизированные модели вагонов. Железнодорожные администрации в соответствии с рекомендациями Совета завершают пересмотр положений о ревизорском аппарате.

На заседании Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта рассмотрен ряд вопросов, касающихся внедрения информационных технологий, развития информационно-вычислительной сети железных дорог. Комиссия по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения особое внимание уделяла разработке Концепции взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения с учетом изменившихся социально-экономических условий и др. Был проведен семинар для специалистов железнодорожных администраций по особенностям перехода на автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками АСУ «Экспресс -3».

Вторым вопросом повестки дня Совет рассмотрел предварительные итоги проведенной 18 мая 2005 г. переписи грузовых вагонов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Было отмечено, что общий парк увеличился против прошлого года на 35 тыс.вагонов. Увеличение произошло за счет роста числа приватных вагонов на 41,7 тыс. (на 14 %), инвентарный же парка вагонов сократился на 3 %. Железнодорожным администрациям предстоит провести работу по уточнению вагонных парков, осуществить мероприятия по улучшению технического состояния вагонов. Совет определил порядок подготовки к переписи контейнеров в 2005 г.

Совет утвердил график движения поездов, планы формирования грузовых поездов, вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2005-2006 г., являющиеся технологической основой работы железных дорог. Ими предусмотрены обращение 271 пары пассажирских поездов международного сообщения, курсирование в 348 сообщениях 561 прямых беспересадочных пассажирских вагонов, маршрутная скорость пассажирских поездов 53 км/час, размеры грузового движения по межгосударственным стыковым пунктам для обеспечения намеченных объемов перевозок грузов, формирование 254 назначений грузовых поездов по железнодорожным администрациям, обращение в межгосударственном сообщении 20 пар контейнерных поездов и др.

Отмечено улучшение в период с июня 2004 г. по май 2005 г. выполнения графика движения пассажирских поездов, составившего по отправлению 99,8 %, по проследованию - 98,8%, по прибытию на конечные пункты - 98,5% .

Устойчиво выполняется он на железных дорогах России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Азербайджана. Однако, по отдельным межгосударственным стыковым пунктам сравнительно высока доля международных поездов, передаваемых со значительным нарушением расписания. Основная причина нарушения графика движения - несоблюдение норм продолжительности стоянки пассажирских поездов для таможенного и пограничного контроля.

Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечить постоянный контроль за соблюдением графика движения пассажирских поездов международного сообщения, обратив при этом особое внимание на соблюдение норм продолжительности стоянок на межгосударственных стыковых пунктах. Необходимо усилить контроль и за соблюдением межгосударственных планов формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами, за формированием полносоставных контейнерных поездов, предусмотренных графиком движения. Одновременно Совет определил порядок разработки графика движения поездов на 2006-2007 гг.

На заседании Совета внесены изменения и дополнения в Соглашение между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении и в Соглашение между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном грузовом сообщении. Их принятие послужит совершенствованию условий перевозок.

В связи с разработкой и корректировкой на основе проведенных исследований нормативных документов по перевозке опасных грузов, существенными изменениями, внесенными в международные регламенты, подготовлены и утверждены изменения и дополнения в Классификацию опасных грузов по характеру и степени опасности и в Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Совет рассмотрел ход выполнения взаиморасчетов между железнодорожными администрациями по состоянию на 1 июня 2005 г. Отмечено, что общая задолженность по текущим платежам, имевшаяся на начало 2005 г. в размере 78,9 млн. шв. франков, возросла на 1,3 млн., или на 1,6 %, и составила 80,2 млн. шв. франков. Не имеют задолженностей по текущим платежам железнодорожные администрации Украины и Литвы. По итогам за январь-май 2005 г. кредиторами других железнодорожных администраций являются железнодорожные администрации Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Украины, Молдавии и Литвы.

Вместе с тем допущено увеличение задолженности по текущим платежам железнодорожными администрациями: России на 12,3 млн., Киргизии - 1,2 млн., Туркменистана - 0,7 млн., Армении - 0,3 млн., Узбекистана - 0,1 млн. шв. франков. Железнодорожными администрациями Азербайджана, Таджикистана и Туркменистана не в полной мере выполнены решения 40-го заседания Совета по согласованию сумм долгов и принятию мер по их погашению.

Рекомендовано железнодорожным администрациям в текущем году завершить работу по урегулированию имеющихся разногласий по взаиморасчетам и согласованию сумм задолженностей по текущим платежам, активизировать реализацию мер по сокращению и полной ликвидации задолженностей.

Очень важным вопросом повестки дня было рассмотрение хода выполнения решений 37-го заседания Совета по развитию пограничных железнодорожных переходов и совершенствованию их работы, с использованием передового опыта станции Печоры-Псковские Российских железных дорог (железнодорожного перехода между Россией и Эстонией) и других железнодорожных администраций.

В соответствии с разработанной в 2003 г. Схемой транспортных сообщений на период до 2010 г., формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта, Советом были одобрены мероприятия железнодорожных администраций по развитию межгосударственных стыковых пунктов. Мероприятия на 2004-2010 гг. предусматривают развитие более 60 станций с объемом капиталовложений более 500 млн. долл.

Совету руководителей таможенных служб государств-участников Содружества направлено обращение об укреплении взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций в развитии и обустройстве межгосударственных стыковых пунктов, совершенствовании технологии их работы. Из полученных от железнодорожных администраций информаций следует, что на большинстве железных дорог уже развернуты или начаты работы по выполнению решения Совета. К примеру, на Белорусской железной дороге проведено обследование пунктов пропуска и межгосударственных передаточных станций, разработана и выполняется программа первоочередных мероприятий по их обустройству в 2005 г. с последующей перспективой до 2015 г.

На железных дорогах Казахстана на 2005 г. запланирована реконструкция станции Сары-Агач, предусматривающая дополнительное путевое развитие, техническое информационное обеспечение (связь) и др. В целях совершенствования работы межгосударственных стыковых пунктов перерабатывается технология взаимодействия таможенных органов Республики и перевозчиков при оформлении товаров и транспортных средств, разрабатывается технологический процесс работы станций Илецк, Сары-Агач, проводится эксперимент по упрощению таможенного оформления с использованием дополнительного экземпляра дорожной ведомости, разрабатывается Технологическая схема взаимодействия между пограничными и таможенными органами России (Оренбургская, Саратовская области) и Казахстаном (Уральская и Актюбинская таможни).

На Молдавской железной дороге ведется реконструкция станции Етулия. Введены в эксплуатацию пункты отцепочного ремонта грузовых вагонов и технического обслуживания тепловозов (в объеме ТО-2). В 2004 г. завершено строительство служебно-технического здания, а в 2005 г. намечено строительство двух приемо-отправочных путей. В 2004 г. начата реконструкция станции Джурджулешть. Предусматривается строительство двух приемо-отправочных путей. С 1 января 2005 г. совместно с Таможенным департаментом Республики введен новый порядок декларирования грузов в электронной форме.

Железнодорожной администрацией России в текущем году на развитие погранпереходов запланировано более 2 млрд. руб. Планируется завершить работы по развитию и обустройству пограничных станций Советск, Успенская, Гуково, Бусловская, Мамоново, а также по железнодорожной составляющей проектов станций Ивангород-Нарвский, Печоры-Псковские, Себеж, Пыталово, кроме того, планируется закончить и сдать на экспертизу проект по расширению станции Суземка.

Коренным образом изменена технология выполнения передаточных операций между железными дорогами Азербайджана и России. Организована факсимильная связь между передаточными станциями Ялама - Дербент, для размещения дополнительного наряда пограничной службе передано служебно-техническое здание на станции Дербент, проводятся работы по установке телевизионного оперативного контроля.

В перспективе до 2010 г. на продолжение работ планируются инвестиции свыше 7 млрд. руб.

На станциях Ходжадавлет, Каракалпакия, Келес, Сырдарьинская Узбекской железной дороги выполнено путевое переустройство, построены служебно-технические здания и комплекс необходимых сооружений, проведена реконструкция освещения.

На железных дорогах Литвы завершена реконструкция пограничной станции Кена, на которой предусмотрены увеличение приемно-отправочных путей, комплексы для проведения таможенных операций и пограничного контроля, необходимые технологические обустройства для технического и коммерческого осмотра, а также ремонта вагонов. Закончена реконструкция станции Кибартай.

В ходе обустройств пограничных станций развивается не только путевое, вагонное и другие хозяйства, но и внедряются современные информационные системы, безбумажные технологии, автоматика и электроника.

Для выполнения решений Совета по развитию и совершенствованию работы межгосударственных стыковых пунктов, как было отмечено, необходимо активней внедрять опыт станции Печоры-Псковские и ряда других межгосударственных стыковых пунктов, настойчивей претворять в жизнь принятые планы мероприятий. В числе прогрессивных мер применение системы предварительного электронного декларирования грузов. Она позволяет до прибытия вагонов подготовить документ контроля за доставкой товара или транзитную декларацию, что сокращает время простоя вагонов на пограничных станциях. И в этой части рекомендовано активизировать работу, используя опыт железных дорог России, Украины, Латвии и Эстонии. Признано целесообразным для выполнения мероприятий по развитию стыковых станций, предусмотренных Схемой транспортных сообщений на период до 2010 года, ежегодно планировать и осуществлять капиталовложения в необходимых объемах.

В соответствии с решениями Совета на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии внедряется Система автоматической идентификации подвижного состава (САИПС), позволяющая повысить достоверность и оперативность информационной базы автоматизированных управляющих систем. Для отработки технологии использования данных, получаемых в этой системе, технических и технологических вопросов межгосударственного информационного взаимодействия железных дорог создан и эксплуатируется ограниченный полигон системы в сообщениях Россия - Белоруссия, Россия - Украина и Россия - Казахстан.

Задачи, определенные комплексным техническим заданием по созданию ограниченного полигона системы автоматической идентификации подвижного состава в международном сообщении, в основном выполнены. Важно завершить в 2005 г. отработку технологии межгосударственного информационного взаимодействия и мониторинга передачи поездов и вагонов через межгосударственные стыковые пункты. На основе опыта эксплуатации ограниченного полигона и выполненных исследований по плану НИОКР приняты рекомендации о порядке эксплуатации САИПС на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии.

В рамках Совета по железнодорожному транспорту ежегодно принимается и выполняется план проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию эксплуатационной деятельности и транспортного обслуживания в международном сообщении. В связи с произошедшими с момента утверждения Положения по планированию, организации разработок и финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых для железнодорожных администраций, Порядка заключения договоров на создание научно-технической продукции, изменениями в законодательствах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, а также накопленным опытом при организации и выполнении НИОКР Советом утверждены в новой редакции эти документы. Применение их позволит улучшить регулирование взаимоотношений между заказчиками и исполнителями на всех стадиях работы, начиная с планирования и заканчивая приемкой выполненной НИОКР, повысить качество получаемой научно-технической продукции.

Согласно решениям 38-го и 40-го заседаний Совета Дирекция Совета подготовила и с участием ОАО «РЖД» провела 21 апреля 2005 г. в Москве Международную научно-практическую конференцию «Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Материалы конференции, а также информация об участии ветеранов железнодорожных администраций государств-участников СНГ в торжественных мероприятиях, посвященных 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в международной общественно-политической акции «Эшелон Победы» 4-8 мая 2005 г., опубликованы в июньском номере журнала «Железнодорожный транспорт».

Совет принял предварительную повестку дня 42-го заседания Совета, которое состоится в ноябре 2005 г. в г. Ашхабаде.